Лютер, Мартин |
|
1483–1546 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Мартин ЛютерМартин Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха Старшего. Лютер (Luther) Мартин (1483—1546) — теолог и общественный деятель эпохи Реформации, основатель немецкого протестантизма. С 1501 по 1505 годы учился в Эрфуртском университете, в 1505 году получил степень магистра «свободных искусств» и намеревался изучать юриспруденцию. Однако, испытав острое чувство страха перед гневом господним, постригся в августинский монастырь, где выделялся особо ревностным служением и незаурядными способностями. Был посвящен в сан священника, в 1512 году получил степень доктора богословия и стал профессором библеистики в унте Виттенберга — должность, которую сохранил до конца жизни. Мучительные размышления над путями спасения, целеустремленное изучение Библии и сочинения средневековых немецких мистиков (Экхарта, Таулера) привели его к разрыву с католической доктриной оправдания посредством «добрых дел» и к утверждению «личной веры» как единственного и достаточного средства обретения божеств, благодати. В 1517 году, протестуя против продажи индульгенций в Германии, обнародовал 95 тезисов, в которых обличал корыстную торговлю «небесными сокровищами» как нарушение учения писания. По характеристике Ф. Энгельса, тезисы Лютера оказали воздействие, «подобное удару молнии в бочку пороха» (Соч. Т. 7. С. 392), объединив различные сословия в борьбе за религиозную и национальную независимость Германии от папской власти. Обвиненный Римом в ереси, он отказался предстать перед церк. судом, а в 1520 году публично сжег папскую буллу, отлучавшую его от церкви. Вскоре Лютер становится центральной фигурой антицерковной оппозиции, разрабатывает все более радикальные доводы против официального католического учения (признание абсолютного авторитета Библии, единоспасающей «личной веры», доктрина всеобщего священства, отмена церковного культа и т. п.), которые составили фундамент протестантизма. Развивая евангельское положение о божественной справедливости (Рим. 1:17), Лютер интерпретирует ее не как свойство, выражающееся в наказании или воздаянии, но как активность, которая делает человека праведным («оправдывает» его). Такая справедливость подобна божеств, милости: она не зависит от достоинства человека, но дается по суверенной свободной воле творца и возвещается св. духом. При этом бог не воздействует насильственно на человеческую волю; как абсолютный господин над ней он способен направлять ее к своей цели. В результате человек действует добровольно (т. е. так, как он хочет) даже в том, что касается его спасения. Отсюда известная концепция «свободы христианина»: «оправданный» человек духовно свободен, поскольку его судьба уже определена богом, вырвавшим его из земных обусловленностей, но в земной жизни он «слуга всем» и должен подчиняться всем ее законам, что конкретизируется в требовании церкви подчиняться светской власти. С этих позиций Лютер выступает как против требований (например, кальвинистов) сделать христианскую этику средством регуляции социального поведения, так и против программ (например, анабаптистов) добиться реального общественного равенства. Лютер отвергает специфическое для католицизма выделение особой, сакральной деятельности (посты, добрые дела, принятие таинств, посещение св. мест и т. п.) как средства спасения, тем самым объявляя священнодействием всю повседневную деятельность, стимулируемую желаниями осознавшего свою избранность человека. Отсюда фундаментальные понятия земного «долга», «призвания» человека: служение ближнему, упорное стремление достичь своих целей. В этом ясно проявляется буржуазный характер лютеровской концепции, освящающей частнопредпринимательскую активность и психологию буржуазного индивидуализма. Требует уточнения обычно приписываемое Лютеру враждебное отношение к разуму и науке: оно распространяется на оценку их как средств богопознания (эту точку зрения разделял и Кальвин). Человек, подчеркивает Лютер, живет в двух сферах: в отношении к богу (царство небесное) и в отношении к природной и социальной среде (царство земное). Адекватным и достаточным инструментом решения земных проблем (т. е. обеспечения физического существования и регуляции жизни общества) служит разум — величественный дар бога, отличающий человека от животного. Лютер высоко оценивает и практическую эффективность науки, поскольку она частично восстанавливает господство над природой, утраченное Адамом. Однако, по мнению Лютера, человеческий разум (природный разум) в принципе неспособен проникнуть в тайну божественной милости, которая может быть познана лишь верой. Для веры же никакой рациональной предпосылки существовать не может: разум извращен грехом, эгоцентризмом неискупленного человека. Религия такого разума является не просто недостаточной, но порочной, ведущей к идолопоклонству. В теологии разум может выступать лишь в роли дрессировщика человеческой самонадеянности и никчемности, т. е. быть служанкой веры. Такой разум (просвещенный верой, заново рожденный) — это способность человека упорядоченно рассуждать над материалом, который дан в писании. Аналогично Лютер относится к науке: он отвергает ее способность рассуждать о духовных вещах. Небеса теологии, подчеркивает он, не являются небесами астрономии. С религиозной точки зрения свет Луны — знак божеств, заботы, дело же ученых исследовать его как отражение света Солнца. Маркс писал, что Лютер «разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека» (Соч. Т. 1. С. 422—423). По мере обострения противоречий внутри реформационного движения, и в части, активизации его радикального, народного крыла, Лютер занимает все более консервативные позиции. Он открыто требует жестокой расправы над крестьянами как над разбойниками, проявляет все большую нетерпимость в отношении к другим реформаторам (например, к У. Цвингли, А. Карлштадту, С. Франку), отходит от своих прежних допущений свободного толкования Библии мирянами, выстраивая все более жесткую догматическую систему, давшую основания называть его «виттенбергским папой». Тем самым, констатирует Энгельс, совершалось его «отречение не только от крестьянского восстания, но и от бунта самого Лютера против духовной и светской власти; Лютер, таким образом, предал князьям не только народное, но и бюргерское движение» (Соч. Т. 7. С. 368). Лютер вошел в историю Германии как выдающийся деятель культуры, своим переводом Библии утвердивший общенемецкий национальный язык, реформатор образования, музыкальной культуры, стремившийся ввести преподавание тех дисциплин, которые обогащают полезными знаниями. Написанный им хорал по мотивам 46 псалма Энгельс назвал «Марсельезой 16 века». К нему примыкают написанные Лютером религиозные песни, основанные на фольклоре. Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 147-149. Вернуться на главную страницу Лютера
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |