Крестовский Всеволод Владимирович |
|
1839-1895 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Всеволод Владимирович Крестовский
Крестовский Всеволод Владимирович (1840/1895) - русский поэт, прозаик и журналист. Сотрудничал с журналами разных направлений («Русское слово», «Искра», «Светоч», «Время», Эпоха», «Отечественные записки», «Русский вестник»). Во время русско-турецкой войны был корреспондентом газеты «Правительственный вестник» и принимал участие в ряде военных операций. Для поэзии Крестовского характерна стилизация русского фольклора и ветхо- и новозаветных мотивов и текстов (стихи «Владимирка», «Памяти пятерых», «Париж, июль 1848»; поэмы «Каликаперехожая», «Весенняя смерть»). Делал переводы произведений Гете и Шевченко. Крупные сочинения Крестовского — романы «Петербургские трущобы» (1864), «Панургово стадо» (1869), «Две силы» (1874). Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 140. Крестовский Всеволод Владимирович (10[22].03.1839—18[30].01.1895), писатель. Родился в с. М. Березянка Киевской губ. в дворянской семье. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Выступил в печати в 1857. В 1892 — гл. редактор официального «Варшавского дневника». В 40—50-е главное место в литературной деятельности Крестовского заняла поэзия, чаще всего — подражания стихам А.Н. Майкова и А.А. Фета («Стихи». Т. 1—2. 1862). Ранние стихи и поэмы Крестовского содержат иногда мотивы народного горя, социальной несправедливости; позднее на первый план выступает эротическая тема. В 60-е Крестовский переходит к прозе. В известном романе «Петербургские трущобы» (1864—1867) он дал интересные зарисовки великосветской роскоши, нищеты и преступлений столичного «дна», хотя шаблоны авантюрных романов дают о себе знать в этом сочинении. Качества авантюрного повествования полнее развернулись в «антинигилистических» романах Крестовского «Панургово стадо» (1869) и «Две силы» (1874), объединенных в дилогию «Кровавый пуф». Революционное движение 60-х изображено как результат деятельности польских националистов, устраивающих заговоры и поджоги, русские нигилисты выступают их слепым орудием. Объясняя революционное движение 60-х как явление беспочвенное, следствие «польской интриги», Крестовский по-своему следует за концепцией, выдвинутой М. Н. Катковым и уже разработанной антинигилистической литературой (А.Ф Писемский, В.П. Клюшников, Н.С. Лесков). Его главный герой — нигилист не по убеждению, а по стечению обстоятельств, сюжет — возвращение блудного сына. В отличие от предшественников Крестовский шире вводит мотивы авантюрного романа: герой хитростью завлечен польскими эмиссарами, обольщен полькой. Одновременно Крестовский еще больше политизирует антинигилистический роман, включая репортажное изображение реальных событий 1861—1863: крестьянских и студенческих волнений, петербургских пожаров, польского восстания. Обильно цитируются русские газеты, «Колокол», революционные прокламации, др. документы, описаны исторические лица (Чернышевский, Александр II, М. Н. Муравьев, К. Калиновский), иногда под др. именами. Крестовский назвал свой роман «хроникой о новом смутном времени государства Российского», раскрывая в нем преступный характер деятельности нигилистов и космополитов-либералов, стремившихся разрушить историческую Россию. Дальнейшая работа над темой о подрывной работе антирусских сил приводит Крестовского к пониманию трагической роли еврейства в русской истории. В трилогии, посвященной этому вопросу под условным названием «Жид идет»: «Тьма Египетская» (1888), «Тамара Бен-давид» (1889—90) и «Торжество Ваала» (1891—92) Крестовский объясняет подрывную работу революционеров растущим влиянием еврейства и «одряблением» арийской расы. Мытарства еврейки, перешедшей в христианскую веру, доказывали могущества кагала (еврейской общины) и предательство русским земством национальных интересов. Источником многих сведений послужила «Книга Кагала» Я. Брафмана (Вильно, 1869) (восторженная рецензия Крестовского на книгу Брафмана: «Заря». 1870. № 11). К авантюрному сюжету (похождения аристократа-мошенника и соблазнителя) Крестовский подключил политическую хронику 70-х (восточный вопрос и русско-турецкая война, студенческие демонстрации, народническое и рабочее движение, «диктатура сердца» М.Т. Лорис-Меликова, деятельность земства, уголовные процессы). Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Здесь читайте:Крестовская Мария Всеволодовна (Картавцева) (1862-.1910), писательница, дочь Всеволода Владимировича. Сочинения:Соч. Ч. 1—2. СПб., 1862; Соч. Т. 1—2. СПб., 1866—67; Собр. соч. Т. 1—8. СПб., 1899—1900; 2-е изд. Т. 1—8. СПб., 1898—1905; Повести, очерки и рассказы. СПб., 1868, 1871, 1972; Средний солдат. [Рассказ] // Русская военная проза XIX в. Л., 1898; Петербургские трущобы. Т. 1—3. М.; Л., 1935—37 (подготовка текста, вступ. ст. и прим. И. Н. Кубикова); в ч. 4 выпущены главы 18—22; др. изд. Л., 1990; М., 1990; [Стих.] // Поэты 1860-х. Л., 1968 (вступ. ст. и прим. И. Н. Ямпольского); Песни русских поэтов. Л., 1957; Песни и романсы; Деды // Русская историческая повесть. Т. 2. М., 1988.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |