Писемский Алексей Феофилактович |
|
1821-1881 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Алексей Феофилактович Писемский
Писемский Алексей Феофилактович (1821/1881)— русский писатель. В своих произведениях поднимал тему продажности чиновничества (роман «Тысяча душ», 1858), тягот крестьянской жизни («Горькая судьбина», 1859). Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 219. Писемский Алексей Феофилактович (11[23].03.1821 (по др. источникам — 10[22].03.1820) — 21.01[2.02].1881), писатель, драматург. Родился в п. Раменье Костромской губ. в небогатой дворянской семье. С 1834 по 1840 учился в Костромской гимназии. Писемский-гимназист увлекался романтической литературой и сам пробовал писать. В 1840 поступил на математическое отделение Московского университета. После окончания университета (1844) Писемский вернулся в родные места и в течение нескольких лет был чиновником в Костроме. Служебные поездки по Костромской губ. дали Писемскому неоценимый материал для творчества. Выйдя в отставку, он в 1854 переехал в Петербург. В литературе Писемский дебютировал рассказом «Нина» (1848), но громкую известность ему принесла повесть «Тюфяк» («Москвитянин». 1850. Ч. 5. № 19—20; Ч. 6. № 21). Его имя было поставлено в один ряд с именами И. С. Тургенева, А. И. Гончарова и А. Н. Островского. Писемский вошел в литературу в период господства в ней «натуральной школы». И хотя до 1853 он был близок к «молодой редакции» «Москвитянина» (А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Б. Н. Алмазов, Е. Н. Эдельсон, Т. И. Филиппов) и не входил в содружество писателей, объединяющихся вокруг «Отечественных записок», его творческие установки оказались созвучны принципам «натуральной школы». Сюжеты своих первых произведений — романов «Боярщина» (первоначальное название «Виновата ли она?», завершен в 1846, напечатан в 1858 в «Библиотеке для чтения») и «Богатый жених» (1851), повестей «Тюфяк», «Брак по страсти» (1851), «M-r Батманов» (1852), рассказов «Комик» (1851), «Фанфарон» (1854), «Старая барыня» (1857) — Писемский черпал из жизни среднедворянского круга. Эта среда была для Писемского совершенно лишена ореола привлекательности. Он безжалостно разрушал поэзию дворянских гнезд, воспетую Тургеневым и Л. Толстым. Не только родственные, дружеские, имущественные отношения дворянства выглядят в произведениях Писемского в высшей степени неприглядно, но даже настоящей любви нет места в этом обществе. Ее заменяют или холодная светская игра, или прямой обман. В духе эстетики «натуральной школы» Писемский сосредоточил внимание на изображении будничной, прозаической жизни обыкновенных людей. Кроме темы морального оскудения помещичьего класса, Писемский разрабатывал и др. важные для «натуральной школы» темы. В рассказе «Старческий грех» (1861) он с большим сочувствием изобразил трагическую судьбу «маленького человека», мелкого чиновника Иосафа Ферапонтова, всю жизнь честно служившего и на старости лет растратившего казенные деньги из-за молоденькой авантюристки, в которую он влюбился. Проблема положения женщины в обществе является основной в романе «Боярщина» и в повести «Виновата ли она?» и входит в проблематику «Тюфяка» и «Брака по страсти». Значительную группу произведения Писемского 50-х — н. 60-х составляют рассказы и повести из жизни крестьян: «Питерщик» (1852), «Леший» (1853), «Плотничья артель» (1855), «Батька» (1861). И в них писатель сохраняет свой сурово-беспощадный взгляд на русскую действительность. Жизнь крестьянского мира у Писемского не монолитна, ее разъедают внутренние противоречия. Наряду с конфликтом барин — мужик тут постоянно возникают и конфликты между мужиками («Плотничья артель», «Батька»). Писемский одним из первых в русской литературе раскрыл трагизм в народной жизни и, создав пьесу «Горькая судьбина» («Библиотека для чтения». 1859), доказал право человека из народа быть героем истинной трагедии. Своеобразным итогом первого десятилетия литературной деятельности Писемского явился роман «Тысяча душ» («Отечественные записки». 1858. №1—6) — вершина творчества писателя. В отличие от большинства последующих романов Писемского, «Тысяча душ» — произведение, безукоризненное с точки зрения архитектоники. Действие сконцентрировано вокруг главного героя — Калиновича. Его отношения с Настенькой и история служебной карьеры составляют две главные линии романа, тесно между собой связанные: на их пересечении лежит основной нравственный конфликт произведения. Писатель утверждает активность на общественном поприще и в устройстве личной судьбы, но он против практицизма, убивающего в человеке душу, превращающего его в механизм. Основным в романе является вопрос о возможности честной практической деятельности. Крах Калиновича-губернатора — лучшее доказательство невозможности пробить брешь в бюрократическом аппарате, в системе которого не место честному деятелю. Последовательный критицизм писателя в отношении действительности сочетается с показом идеала национальной самобытности и здравого смысла, который был характерен для многих его рассказов и повестей. До н. 60-х Писемский играл заметную роль в русской литературе. Конец 50-х, по общему признанию современников писателя, — вершина славы и популярности Писемского у русской читающей публики. Ф. М. Достоевский в 1864 еще пишет о «колоссальном литературном имени» Писемского. В н. 1860 Писемский становится ответственным редактором «Библиотеки для чтения», которую с 1857 он редактировал совместно с А. В. Дружининым. В 1861 он печатает в этом журнале серию фельетонов «Мысли, чувства, воззрения, наружность и краткая биография статского советника Салатушки», а затем в том же году еще ряд фельетонов за подписью Никиты Безрылова. Публицистика Писемского была направлена против нигилистической журналистики — «Искры» и «Современника», в котором Писемский раньше сотрудничал. Оставив работу в «Библиотеке для чтения», Писемский в апр. 1862 уехал за границу. Вернувшись в Россию, Писемский печатает в журнале «Русский вестник» антинигилистический роман «Взбаламученное море» (1863), в котором показал нигилистические попытки разрушить историческую Россию. Столкнув в этом романе представителей разных общественных сил, боровшихся друг с другом в период проведения крестьянской реформы, Писемский отдал предпочтение сторонникам идеала русской национальной самобытности, которые, по мнению писателя, сохранили «здравый смысл» и не потеряли своего лица в сложной, противоречивой действительности 60-х. Все остальное Писемский считал временным наваждением и ложью. В 60—70-е продолжал плодотворно работать. Ведущими жанрами его творчества стали драма и роман, в отличие от первого периода, когда преобладали рассказ и повесть. В 60-е Писемский создал драматическую дилогию «Бывые соколы» (1864) и «Птенцы последнего слета» (1865), политическую драму «Бойцы и выжидатели» (1864), исторические пьесы «Самоуправцы» (1865; напечатана в 1867), «Поручик Гладков» (1867), «Милославские и Нарышкины» (1867). Для пьес Писемского характерны острые ситуации, бурные страсти, столкновение сильных характеров. В пьесах 70-х «Ваал» (1873), «Хищники» («Подкопы». 1873), «Просвещенное время» (1875), «Финансовый гений» (1876) писатель обращается к теме буржуазного хищничества, в котором он видит главное зло современной жизни. Не удовлетворившись тем идеалом национальной самобытности и здравого смысла, который он выработал в дореформенный период, писатель продолжил поиски положительных начал русской жизни в романах «Люди сороковых годов» («Заря». 1869), «В водовороте» («Беседа». 1871), «Мещане» («Пчела». 1877), «Масоны» («Огонек». 1880). Все романы Писемского — романы краха иллюзий. Исключение составляет только роман «Люди сороковых годов», герой которого Вихров, наделенный автобиографическими чертами, борется со злом и как писатель, и как чиновник и верит в успех своей деятельности. Писатель подвергает проверке самые различные идеалы и приходит к выводу о том, что, как бы ни были они хороши сами по себе, в современной русской действительности нет связи между высокими идеями и практической жизнью. Это относится и к «Тысяче душ», и к роману-памфлету «Взбаламученное море». Центральный герой пореформенных романов Писемского далек от того типа среднего, ничем не выдающегося человека, который интересовал писателя в повестях и рассказах дореформенного периода. По мере движения от романа к роману в нем усиливаются черты положительного героя, романтика, идеалиста, борющегося за свой идеал. От Калиновича, героя «Тысячи душ», являющегося, несомненно, незаурядной личностью, этих героев отличает идеальность стремлений, отсутствие в их поступках личной корысти и высокие нравственные принципы, не позволяющие идти ни на какие компромиссы. На первый взгляд может показаться, что Писемский, начав с решительного снижения образа дворянского героя, постепенно изменил свое отношение к нему и отказался от принципа дегероизации. Однако это не так. Напротив, в романах Писемский еще убедительнее, чем в рассказах и повестях 40—50-х, показывает несостоятельность дворянского героя. Подвергнув тщательному и беспристрастному анализу жизнь русского дворянства, Писемский с беспощадной правдивостью показал, что дворянский герой не состоялся. Логика действительности и собственных творческих поисков неизбежно вела Писемского, так же как и Тургенева, к созданию образа разночинца. Тургенев подверг испытанию разночинца в романе «Отцы и дети», Писемский несколько лет спустя создал один из самых обаятельных в его творчестве образов — образ нигилистки Елены Жиглинской («В водовороте»). Писатель восхищен человеческими качествами своей героини, но избранный ею путь считает ошибочным. В отличие от Л. Толстого, Достоевского, Лескова, Писемский не возлагал больших надежд на нравственное возрождение человечества. Он стремился к конкретным практическим преобразованиям современной действительности и не мог удовлетвориться отвлеченным нравственным идеалом. Но и такого идеала, с помощью которого можно было бы исправить ежедневную практическую жизнь людей, основать ее на справедливых, разумных началах, Писемский найти не мог. Испытав все идеалы, он пришел к выводу о несовместимости идеала и действительности и понял это как вечный закон, лежащий в природе общества и человека. Ист.: Русские писатели. Биобиблиографический словарь. М., 1990. Т. 2. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Писемский Алексей Феофилактович (1821 - 1881), прозаик. Родился 11 марта (23 н.с.) в селе Раменье Костромской губернии в небогатой дворянской семье. Детские годы провел в Ветлуге, где его отец, подполковник в отставке, служил городничим. В 1934 - 40 учился в костромской гимназии, по окончании которой поступил в Московский университет на математическое отделение философского факультета. "Научных сведений... приобрел немного, зато познакомился с Шекспиром, Гёте, Руссо, Воль-тером, Гюго, сознательно оценил русскую литературу" - так скажет о своих студенческих годах Писемский. Окончив в 1844 университет, переехал в деревню, но вскоре поступил на службу в костромскую палату, где прослужил несколько лет. Служебные поездки по губернии дали писателю богатый материал для творчества. Первым опубликованным произведением Писемского был рассказ "Нина" (1848), но настоящую известность ему принесла повесть "Тюфяк" (1850). Уже первые повести поставили его в один ряд с лучшими писателями того времени. В 1953 Погодиным были изданы "Повести и рассказы" Писемского в трех томах, куда вошли уже известные его произведения: "Комик", "Брак по страсти", "Ипохондрик" и др. Его отношения с "молодой редакцией" "Москвитянина" (А.Островский, А.Григорьев и др.) все больше укреплялись. В "Москвитянине" был опубликован первый рассказ из серии "Очерки из крестьянского быта" - "Питерщик", затем последовали "Леший" (1853) и "Плотничья артель" (1855), позже - "Старая барыня" и "Батька" (1862). Выйдя в отставку и переехав зимой 1954 в Петербург, он сближается с редакцией "Современника", но печатается и в других изданиях. В 1856 уезжает на восемь месяцев в организованную Морским министерством экспедицию на берега Каспийского моря с целью исследования быта населения, занимающегося рыболовством. Вернувшись, печатает ряд очерков и приступает к работе над одним из главных своих произведений, романом "Тысяча душ", который был напечатан в "Отечественных записках" в 1858. Важное место в творчестве Писемского заняла также пьеса "Горькая судьбина" (1859), за которую он в 1860 получил премию Академии наук. В 1860 становится ответственным редактором "Библиотеки для чтения". Выступает с рядом фельетонов, направленных против революционно-демократической журналистики ("Искры" и "Современника"). Редакторы "Искры" вызвали Писемского на дуэль, которая, к счастью, не состоялась. Летом 1862 был за границей, встречался в Лондоне с Герценом. Вернувшись, опубликовал в реакционном "Русском вестнике" роман "Взбаламученное море", единодушно осужденный демократической критикой. В 1860 - 70-е годы писатель утратил свое влияние в литературе, хотя продолжал интенсивно работать. В эти годы пишет драмы и романы: "Былые соколы" (1864), "Птенцы последнего слета" (1865), "Хищник" (1873), "Просвещенное время" (1875) и др. В 1877 вышел роман "Мещане", вызвавший много отзывов в печати, высоко оцененный Тургеневым. Публикация последнего романа "Масоны" закончилась в конце 1880 в журнале "Огонек" за несколько месяцев до смерти Писемского. Он умер 21 января (2 февраля н.с.) 1881. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. ПИСЕМСКИЙ Алексей Феофилактович (11.03.1821-21.01.1881), прозаик, драматург. По окончании математического отделения Московского университета несколько лет был чиновником в Костроме. Служебные поездки дали Писемскому неоценимый материал для творчества. В 1854, выйдя в отставку, он перебирается в Петербург. Уже в первых романах и повестях “Тюфяк” (1850), “Боярщина”, “Богатый жених” и др. Писемский раскрывает перед читателем убогий мир космополитизированного дворянства и чиновничества, показывает унылое существование “мелких натур”, чуждых вере и русскому народу. В своем лучшем романе “Тысяча душ” (1858) Писемский дает типичный для того времени образ дворянина, забывшего о своем долге честного служения Русскому государству и предпочитающего ему богатство и комфорт. Главный герой романа жертвует национальными идеалами ради карьеры и денег, символизируя собой духовно-нравственное оскудение российского дворянства, ставшее одной из главных причин революции 1917. Драма “Горькая чужбина” (1859), в центре которой судьба оброчного мужика, страдающего от любви жены к барину, но по-христиански прощающего ее измену, была удостоена Уваровской премии (наряду с “Грозой” А. Н. Островского). В 1863 он печатает в “Русском вестнике” роман “Взбаламученное море”, посвященный столкновению разных общественных сил во время крестьянской реформы. Автор откровенно отдает предпочтение приверженцам национальной самобытности России. Спор с шестидесятниками, т. е. с так называемыми революционными демократами, продолжается и в романе “Люди сороковых годов” (1869). В последнем романе Писемского “Масоны” (1880) показан мир людей, чуждых и враждебных национальной России. Действие происходит в 1835 в одном из губернских городов. Многие видные горожане, включая губернского предводителя дворянства, — масоны. Они собираются, совершают свои ритуалы, мечтают о том, как станут полными хозяевами жизни. Их интересуют только карьера, деньги, комфорт.
Сочинения:Полн. собр. соч.: В 24 т. Пб.; М., 1895—96; Собр. соч.: В 9 т. / Вступ. ст. М. П. Еремина. М., 1959; Письма / Подгот. текста и коммент. М. К. Клемана и А. П. Могилянского. М.; Л., 1936.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |