Иоасаф II
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Иоасаф II

?-1672

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Иоасаф II

Иоасаф II. Портрет работы Виктора Шилова.

Иоасаф II (ск. 1672), седьмой Патриарх Московский и всея Руси, преемник Никона. Иоасафу приписывают первое сочинение о заблуждениях раскольников под заглавием «Жезл правления» (1668), а также «Выписку из Божественных писаний о благолепном писании икон и обличение на неистово-пишущих оныя».

+ + +

Иоасаф II (? - 1672), патриарх Московский и Всея Руси с 1667 года. Архимандрит Рождественского Владимирского (1654-1656) и Троице-Сергиева (1656-1666) монастырей. Возведен на патриарший престол после низложения патриарха Никона. В его посвящении приняли участие патриархи Александрийский и Антиохийский. В 1667 году, продолжая линию Никона в церковном реформировании, предал "соборному проклятию" старообрядцев как раскольников Русской православной церкви. Активно поддерживал культурно-просветительскую деятельность в Москве иностранцев - греков, украинцев, белоруссов, заботясь одновременно о чистоте православной веры. Одной из важнейших своих задач считал миссионерскую деятельнсоть в Сибири. В 1668 году составил правила иконописания.

+ + +

Иоасаф II (по прозванию Новоторжец) (? — 1672), патриарх Московский и всея Руси в 1667—72, автор посланий и грамот. Родом из Тверской земли, почему и получил свое прозвание Новоторжец. В 1654—56 по назначению патр. Никона был архимандритом Владимирского Рождественского монастыря. В 1656—1666 — архимандритом Троице-Сергиева монастыря. В 1666 престарелый Иоасаф был поставлен в патриархи, сменив на этом посту низложенного Церковным собором Никона. Царь Алексей Михайлович, утомленный борьбой с Никоном, пожелал иметь на патриаршем престоле «недерзновенного» человека.

Иоасаф II принимал активное участие в работе Большого собора 1667, затем претворял в жизнь его постановления. При нем завершилось окончательное обособление старообрядцев, была выпущена суровая по отношению к ним Увещевательная грамота, старообрядцев стали подвергать государственному уголовному преследованию. Иоасаф II лишил места тех священников, которые придерживались старых обрядов и читали старые книги. В 1668 в иконописи был узаконен византийский стиль и осуждена западноевропейская манера письма. Учреждена новая Белгородская епархия.

В книгоиздании по благословению патриарха важную роль сыграл Симеон Полоцкий, издавший несколько книг, в т. ч. «Жезл правления» (в 1667), два катехизиса и др. В период патриаршества Иосафа II была восстановлена устная проповедь в церквях. Православные миссионеры действовали на Крайнем Севере до островов Новой Земли, а на Д. Востоке — до Даурии. На Амуре, близ границы с Китаем в 1671 был основан Спасский монастырь.

Иоасаф II автор ряда грамот и посланий. Все они носят официальный характер и, видимо, нередко составлялись др. лицами. Наиболее интересная и известная — «Выписка от Божественных Писаний о благолепном писании икон и обличение на неистово пишущих оныя». Эта грамота подписана от имени трех патриархов: иерусалимского Паисия, антиохийского Макария и Иоасафа II.

Перевезенцев С.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


В 1667 году новым Патриархом был избран архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Иоасаф.

    Еще в период войны с Польшей в сентябре 1661 года царь Алексей Михайлович просил архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Иоасафа и иноков его славной обители "с великим молением сотворити пост три дни". Когда московская рать одержала победу, царь в особом послании писал архимандриту Иоасафу, что победа русским была дарована от Бога "вашего ради святого и целомудренного поста... предстательством великого и славного, предивного и скорого помощника Сергия Чудотворца, на самый праздник его святой".

    10 февраля 1667 года Патриарх Александрийский Паисий и Патриарх Антиохийский Макарий возвели его в патриарший сан. Будучи уже в преклонных летах, Иоасаф явил себя деятельным Первоиерархом.

    Патриаршество Иоасафа II, продолжавшееся 5 лет, было ознаменовано крупными событиями в жизни Русской Церкви и важными церковными реформами. В мае 1667 года проходил Большой Московский Собор, на котором, кроме Патриарха Московского Иоасафа II, присутствовали Патриархи Александрийский и Антиохийский, 24 архиерея и 54 духовных лица.

    В своей деятельности Патриарх Иоасаф II стремился реализовать постановления Собора 1667 года, утвердившие церковные реформы Патриарха Никона. Он вел довольно энергичную борьбу с последователями старого обряда, с инерцией устоявшихся привычек, "дондеже уразумятся и возвратятся в правду с покаянием". Кроме того, Собор утвердил к печатанию книгу Симеона Полоцкого "Жезл правления", направленную против упорствующих раскольников.

    Патриарх Иоасаф II продолжил начатое Патриархом Никоном исправление и печатание богослужебных книг. Он же разослал по всем епархиям наставление об иконном изображении, в результате чего приостановилось вторжение в русскую иконопись западной манеры письма и был узаконен древнерусский стиль иконописи, по старинным подлинникам.

    Патриарх Иоасаф II способствовал развитию миссионерской деятельности Русской Церкви. При нем трудами русских подвижников-миссионеров были просвещены многие народности на северо-восточных окраинах России. Особую заботу Патриарх Иоасаф II проявлял о распространении христианства в Сибири.

    Скончался Патриарх Иоасаф II 17 февраля 1672 года и был погребен в Успенском соборе, у западной стены, возле раки святителя Ермогена.

Использованы материалы сайта http://www.bratstvokresta.ru/patriarhi.html 


Далее читайте:

Христианские деятели: | АВ | ВА | ДАИАКАМАНАПАСА | ФА

Патриархи Русской православной церкви.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС