Хомяков Дмитрий Алексеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Х >

ссылка на XPOHOC

Хомяков Дмитрий Алексеевич

1841-1919

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Дмитрий Алексеевич Хомяков

Хомяков Дмитрий Алексеевич (1841 – 1919), педагог, церковный деятель, философ славянофильского направления. Старший сын основателя славянофильства - А.С. Хомякова. Член правых («дворянских») организаций: «Кружок москвичей» и «Союз русских людей» (с 1905 г.). Пользовался авторитетом в церковных кругах (являлся членом Предсоборного Присутствия). Полемизируя со взглядами М.Н. Каткова и К.П. Победоносцева, встретил понимание со стороны Л.А. Тихомирова, который творчески развил ряд принципиальных положений, выработанных Хомяковым: противопоставление самодержавия и абсолютизма, теорию средостений, представление о необходимости политического «общения» власти и народа, идею русского национализма. Всеми забытый, Хомяков скончался, терпя материальные лишения. Автор ряда работ, оказавших глубокое влияние на развитие русской консервативной мысли.

Использованы материалы Примечания Александра Репникова к Дневникам за 1915 г. Льва Тихомирова.

Хомяков Дмитрий Алексеевич (1841-18.03.1919, Москва) - мыслитель и церковный деятель. Сын А. С. Хомякова. Принимал участие в издании Полного собрания сочинений отца. Сотрудничал в «Русском архиве». На основе учения славянофилов Хомяков дал свое истолкование формулы «Православие. Самодержавие. Народность». Православие он понимал как вселенскую религию, превышающую государства и народы: «Православию безразличны и республика и абсолютизм и конституция...» (Православие. Самодержавие. Народность. М., 1993. С. 17). Согласно Хомякову, следует различать славянофильское православно-русское понимание «самодержавия» и петербургско-чиновничье понятие абсолютизма (Победоносцев и др.). Самодержавие характерно лишь для Московского царства; Петр I заменил самодержавие абсолютизмом западноевропейского типа. Достоинство самодержавия - «личная и нравственная ответственность власти». В идее царя - жертвенность, несение бремени, «священность власти». Здесь русский народ проявляет себя как народ восточный, но просветленный христианством. Народ - «коллективная индивидуальность (душевная, но не духовная), к-рая уже восприняла ту или другую, хотя бы и минимальную культуру» (Там же. С. 135, 145-146, 189). Народность - не препятствие служению общечеловеческим идеалам, более того, «всякая частная деятельность, как личная, так и народная, общечеловечески полезна, лишь когда она проникнута народной индивидуальностью: всякое же искание общечеловеческого, достижимого, будто бы, помимо народной, есть самоосуждение на бесплодие» (Там же. С. 225). Славянофильскую соборность Хомяков полагал в основу церковного устроения, к-рое должно начинаться с соборного устроения прихода (Собор, соборность, приход и пастырь. М., 1917).

С. М. Половинкин

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 749.

Сочинения: О замечаниях А. В. Горского на богословские соч. А. С. Хомякова // Хомяков А. С. Полн. собр. соч. М., 1907. Т. 2.

Хомяков Дмитрий Алексеевич (1841—1918), русский мыслитель, публицист. Старший сын основателя славянофильства А. С. Хомякова. Участвовал в подготовке и издании полного собрания сочинений своего отца в н. XX в. В к. 1890-х состоял директором Строгановского центрального училища технического рисования, находившегося в ведении Министерства финансов по Департаменту торговли и мануфактур. В н. XX в. был членом совета этого училища в чине действительного статского советника. Сотрудничал с журналом «Мирный труд», газетой «Московские ведомости».

Хомяков исходил из того, что «все чувственное подчинено закону несовершенства и, следовательно, неравенства, который и есть самый, так сказать, осязаемый результат утраты человечеством его первоначального блаженно-однородного земного совершенства. Людям теперь дана надежда на высшее, на небесное совершенство; земное же невозвратимо и, следовательно, невозможно никакое абсолютное качество, как, например, равноспособность к пользованию даже земными благами, вследствие бесконечной разности в формальных качествах, необходимых для сего».

Хомяков считал государство значимым земным институтом для несовершенного человечества, особо важным в его земной жизни. Этим проблемам он посвятил свою идеологическую трилогию «Православие как начало просветительно-бытовое, личное и общественное», «Самодержавие. Опыт схематического построения этого понятия» и «Народность».

Живя в эпоху глубокого бюрократического кризиса государственности, он писал: «Благодаря распространению принципов французской революции, настоящей родоначальницы бюрократизма, который есть не что иное, как хроническое, длительное революционное состояние, стремящееся постоянно заменить органическое начало жизни погоней более или менее насильственною за абстрактными, надуманными целями «отвлеченного блага». Но т. к. «благо» в широком смысле очень трудно конкретизируемое нечто, то бюрократизм избрал себе целью один из его признаков, наиболее наглядных, но ничего сам по себе не стоящий (если взять его отдельно от всех других) — «это внешний порядок». И вот на идее заведения этого вечно искомого «порядка» и улучшения его, бюрократия стала развиваться не по дням, а по часам».

Д. А. Хомяков был последовательным защитником классического образования. «Для того, чтобы стать человеку на высшую ступень развития, — писал он, — ему необходимо усвоить все то, что приобрело человечество абсолютного в просветительном и образовательном отношении за всю историю свою. Усваивать надо лишь общечеловеческое; и хотя таковое никогда не является иначе как в оболочке народного, тем не менее усвоению подлежит только общечеловеческое, народное же — лишь поскольку оно неотделимо от первого».

Смолин М.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Далее читайте:

Хомяков Алексей Степанович (1804-1860), отец Дмитрия Алексеевича.

Хомяков Николай Алексеевич (1850-1925), депутат II, III и IV Думы, брат Дмитрия Алексеевича.

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Черносотенцы в лицах (биографический указатель).

Правые организации в России. Начало XX века.

Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы?

Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам.

Тесля А.А., Грибунин В.В. Славянофильство в работах Дмитрия Алексеевича Хомякова.

Сочинения:

Извлечение из письма Д. А. Хомякова к товарищу председателя отдела иконоведения Московской Духовной семинарии по поводу реферата Г. Речменского. М., 1898;

О замечаниях А. В. Горского на богословские сочинения А. С. Хомякова. М., 1902;

Самодержавие. Опыт схематического построения этого понятия. М., 1903 (4-е изд., дополненное, Харьков, 1907);

О классицизме. Харьков, 1904;

К истории отечественной бюрократии. Тула, 1904;

Соборное завершение и приходская основа церковного строя. М., 1906;

О непротивлении злу. Харьков, 1907;

Новейшая история. Харьков, 1907;

Православие как начало просветительно-бытовое, личное и общественное. М. 1907;

Православие как начало просветительно-бытовое, личное и общественное. Харьков, 1908;

Клир и Государственная Дума. Тула, 1908;

Народность. М. 1908;

Мировая скорбь и всеблагость. Тула, 1908; Народность. Харьков, 1909.

Собор, соборность, приход и пастырь. М. 1917.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС