Фома Аквинский |
|
1226–1274 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Фома Аквинский
Дал пять доказательств существования БогаФома Аквинский (лат. Thomas Aquinas, Tommaso de Aquino) (1225/1226-1274) — философ и богослов; систематизатор ортодоксальной схоластики; основатель одного из двух господствующих ее направлений — томизма. Ф. А. считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (т. е. «очевидное» доказательство существования Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный). Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога: движение: всё, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог; причина: всё, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина — Бог; случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог; степени качеств: всё, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; цель: всё в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл — значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет всё к цели, придает смысл всему, — Бог. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества; подразумевает в качестве сущности (эссенции) «чистую идею» вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел); подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи; считает, что любая вещь, либо явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (т. е. «чистая идея», которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли); доказывает, что бытие и благо обратимы, т. е. Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен; сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов. Исходя из данных посылок, согласно Фоме Аквинскому, всё состоит из материи и формы (идеи); суть любой вещи — единство формы и материи; форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм; форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи; идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам: откровение и разум (вера и знание) — не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия; вера и разум одновременно участвуют в процессе познания; вера и разум дают истинное знание; если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание; всё в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо; разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.; не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение; философия и теология — разные науки; философия может объяснить только то, что познаваемо разумом; всё остальное (Божественное откровение) может познать только теология. Историческое значение философии Фомы Аквинского в том, что им были: даны пять доказательств существования Бога; систематизирована схоластика; закреплено разделение эссенции и экзистенции, что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего; доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога — над окружающим миром); выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере; вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение; разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии; логически доказан ряд положений теологии и схоластики. В 1878 году учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма. В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского Основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 483-486. Вернуться на главную страницу Фомы Аквинского
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |