Фейербах Людвиг |
|
1804-1872 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Людвиг Фейербах
Фейербах Людвиг Андреас (1804- 1872) — немецкий философ-материалист. Основные работы: «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Предварительные тезисы к реформе философии», «Основные положения философии будущего». По его собственным словам, Фейербах был человеком, «поссорившимся с Богом и миром». Необходимо изменить понимание самого предмета философии, считает Ф. Гегель пошел по правильному пути. стремясь выяснить, как разум соотносится с миром. Но это должен быть «чувствующий разум», эмоциональный разум, разум реального земного человека. Вне человека не существует никакого разума. Тема всех его сочинений, как писал Ф., это человек как субъект мышления, тогда как прежде мышление само по себе было субъектом и рассматривалось как нечто самодовлеющее. «Новая философия превращает человека... в единственный, универсальный и высший предмет философии». Разумные проявления человека нельзя изучать вне его телесности. Под сомнением оказывается и привычный взгляд на философию как «науку наук». Философия будущего скорее отвечает на жизненные запросы человека и предельно сближается с религией: «Если философия должна заменить религию, то, оставаясь философией, она должна стать религией, она должна включить в себя — в соответствующей форме — то, что составляет сущность религии, должна включить преимущества религии». Ценностная окрашенность философии Ф. не увлекает его в область иррационального. Он хочет заставить философию считаться и с «высоким», и с «низким» в человеке, предлагает полюбить человека со всем его несовершенством, с его телесной ограниченностью, с желанием общения и продолжения рода. То, что для Канта было предметом размышлений, а для последующей философии — выражением трагизма человеческого существования, Ф. призывает принять как данное, ссылаясь на природное происхождение всех человеческих проявлений: природа создала не только мастерскую желудка, но и храм мозга. Источник тела и духа один — природа. Ф. не считает нужным искать природное первоначало, субстанцию, что было характерно для прошлой философии. Вечная изменчивость характеризует природу — этого достаточно для обоснования Ф. возможности отрицания косности, зла, несправедливости в человеческом мире. Если для Гегеля ссылка на закономерный характер развертывания идеи в мире — способ оценки существующего, то для Ф. ссылка на «природность» человека не столько форма критики, сколько принятие всего многообразия человеческих проявлений. Ф. отказывается от просветительской программы «очищения» человеческой духовной способности от аффектов и «предрассудков». Свою философию он назвал философией человека, антропологией. Человек, по мнению Ф„ это жизнь ума и сердца; человек неотделим от всего многообразия его эмоций, переживаний. Он есть совершенное создание природы, но он не осознает этого, относясь к себе с позиций им же сконструированных образцов: «в психологии все мы найденыши». Человек может ошибаться, однако природа наделила его еще одним удивительным свойством — способностью к общению. Можно сомневаться в том, что вижу я один, говорит Ф., но если это же видят и другие, то мое знание достоверно. Человек — существо «родовое», все свои способности он реализует сообща, в этом за-лог его будущего величия. Человек — это страдающее, нуждающееся, познающее, чувствующее существо. Он обнаруживает в себе способность ощущать, любовь к жизни, эгоизм, стремление к счастью, интерес, потребность в общении. На первый взгляд, Ф. идет по пути, проложенному просветителями. Человек, говорит он, стремится к приятному и полезному для себя, хочет удовлетворения своих потребностей, то есть счастья. Вещи, к которым мы так стремимся, мы называем добром, злом называем то, что препятствует нашему счастью. Эгоизм естествен. Однако, по мнению Ф., у человека имеется еще одна «природная» потребность — потребность в общении, в любви. Любящий человек не может быть счастлив в одиночку. Любовь есть отношение к человеку как к высшей ценности, любовь сама себе довлеет, это не любовь-эгоизм, это любовь ради любви. Отсутствие внешней необходимости в любовном отношении делает это чувство свободным, человек уподобляется Богу: «Человек человеку Бог — таково высшее практическое основоначало, таков и поворотный пункт всемирной истории». Человек обязан любить в себе и в другом человекобога. Несовпадение идеала — образца «родового» человека — с его реальными возможностями порождает зло: наши пороки — неудавшиеся добродетели. На протяжении человеческой истории стремление к идеалу приобретает уродливые формы. Религия — основной предмет размышлений Ф. Человек, говорит философ, есть начало, середина и конец религии. Сущность религии — в человеческом сердце. Природа наделила человека способностью воображения, сила воображения возрастает из-за страха, зависимости человека от внешних сил. Но не страх и не фантазия составляют причину религии. Причина — в нашем эгоизме, в любви к себе, к своей «родовой» сущности. Религию рождают наши потребности: Бог есть то, чем человек хочет быть. Только бедный человек имеет богатого Бога. Человек верит в безмерно счастливое существо, потому что сам желает быть счастливым, в бессмертное — потому что сам не хочет умереть. Даже тайна Божественной Троицы для Ф. оказывается таинством семейной жизни. Формы религии меняются. Когда потребности человека носили ограниченный характер, самосознание не было развито, тогда преобладала «естественная» языческая религия. Сами боги язычества не были всемогущи. Когда же человеческие потребности были сформированы и осознаны самим человеком в полной мере, тогда появляется религия «духовная» — христианство. Однако христианская вера, по мнению Ф„ также ограниченна. Современный верующий самодоволен, он не чувствует себя свободным и не хочет сам отвечать за свои поступки, он перекладывает ответственность на Бога. Только новая религия — религия как философия будущего, где эмоция будет слита с мыслью, где человек будет обожествлять человеческую «родовую» сущность и будет стремиться воплотить ее в своем существовании, — будет «вечной религией». Ф. по существу наметил контуры нового стиля философствования, но в своей аргументации безнадежно отстал от поставленных им же самим проблем. Человек у Ф. уже вошел в тот трагический круг, из которого нет выхода: вера, любовь, долг. Человек уже понимает, что, протягивая руку Богу, стремясь к трансцендентному, он ловит одну пустоту. Ф. открыл философию как сферу личностного знания, как бесконечный поиск смысла, как диалог, как искание Бога, но сам «опознал» свое открытие как возвращение к природной цельности человека. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 393-395. Вернуться на главную страницу Фейрбеха
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |