Давид Анахт Непобедимый |
|
5-6 в. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Давид Анахт НепобедимыйДавид Анахт (Непобедимый) (конец 5—1-я половина 6 в.) — армянский философ, представитель неоплатонизма. Развивая наследие античной философии (Платон, Аристотель, неоплатоник Порфирий (ок. 233—ок. 304) и др.), создал систему логики, высказал ряд идей в области астрономии и математики, выступал против скептицизма и релятивизма. Рассматривая философию поочередно как науку о сущем, науку о божественных и человеческих вещах, как размышления о смерти, «подражание богу, совершаемое в меру сил человеческих», как искусство искусств и науку наук и как любовь к мудрости, Давид Анахт считал ее целью освобождение души из «темницы» тела, достижение духовного совершенства. Сочинения: «Определения философии», «Анализ «Введения» Порфирия» и др. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 103.
Давид Анахт Непобедимый (р. кон. 5 в.- ум. 1-я пол. 6 в.), армянский философ-неоплатоник, представитель александрийской школы античной философии. Учился в Александрии и Афинах. Философия Давида Анахта, изложенная в сочинениях "Определения философии", "Анализ "Введения" Порфирия" и др., сочетает в себе платонизм с элементами учения Аристотеля и Пифагора. Влияние Аристотеля особенно заметно в теории познания Давида Анахта. В "Определениях философии" (перевод с древнеармянского, предисловие и комментарии С. С. Аревшатяна, 1960) Давид Анахт выступает против скептицизма и релятивизма, за действенность филоского постижения мира. Цель философии, по Давиду Анахту, - поиски и указание путей избежания зла и достижения духовного совершенства. Знание не является самоцелью, оно должно служить нравственному возвышению человека. В учении о душе Давид Анахт развивал неоплатонические идеи; его логические построения включают диалектические идеи. В армянскую средневековую философию, связанную с теологией, система Давида Анахта внесла светское, рационалистическое начало. С. С. Аревшатян. Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 7. Гоголь – Дебит. – М., Советская энциклопедия. – 1972.
Давид Философ (Непобедимый) — святой, известный философ и богослов V-VI вв., армянин, живший в Александрии. Родился он около 370 г. в деревне Нергин, в области Тарон, в Великой Армении, умер в Грузии. Обучался у просветителей армянского народа Саака Партева и Месропа Маштоца, а затем в числе 60 лучших их учеников был отправлен в Александрию для продолжения образования. В Александрии Давид был учеником философа Олимпиодора, много писал и занимался переводами на армянский язык. Ему приписывают трактат «Введение в философию» и комментарии на «Введение» Порфирия. Давид много раз участвовал в научных диспутах в Александрии, Афинах и Константинополе и всегда выходил победителем, за что и получил свое прозвище в армянской среде. Он не только перевел некоторые труды Платона и Аристотеля, но и оставил комментарии на книги Священного Писания и другие произведения церковного характера. Кроме того, сохранились приписываемые Давиду средневековые сочинения, повествующие о защите армянского монофизитства против постановлений Халкидонского собора, вероятно сфальсифицированные монофизитами уже после смерти философа. Ему также приписывают армянские переводы двух вышеназванных греческих сочинений по философии, а также греческих комментариев на «Категории» и «Аналитику» Аристотеля. Переводы этих основополагающих философских текстов были чрезвычайно важны для становления армянской философии, а сам Давид считается основоположником философской науки в древней Армении, одним из величайших армянских мыслителей золотого века армянской культуры и духовности, наряду с Моисеем Хоренским и Египте. В XIII—XIV вв. были написаны многочисленные армянские комментарии на работы Давида Философа. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 274-275.
Давид Анахт (Непобедимый) (ок. 475, с. Нергин, Таронская обл., Зап. Армения — 1-я пол. 6 в., Ахпатский монастырь, Сев. Армения) — армянский философ. Учился и преподавал в Александрии. Представитель александрийской школы неоплатонизма; ученик Олимпиодора Младшего. За победу в философских диспутах получил прозвище Трижды великий философ и Непобедимый (Анахт) философ. По возвращении в Армению занимался просветительской деятельностью, возглавив школу армянских неоплатоников-грекофилов. Основные философские сочинения — «Определения философии», «Анализ «Введения» Порфирия», «Толкование «Аналитики» Аристотеля», «Толкование «Категорий» Аристотеля». Опираясь на Пифагора, Платона и Аристотеля, дал шесть определений философии: философия есть наука о сущем; о божественных и человеческих вещах; она есть помышление о смерти; уподобление Богу в меру человеческих возможностей; искусство искусств и наука наук и любовь к мудрости. Философия, по Давиду Анахту, — это мать мудрости, она дает исходные начала всем наукам и искусствам (куда входят не только художества, но и ремесла), исправляет в них ошибочное. Целью философии является познание природы сущего, а не познание отдельных вещей. Философия делится на философию теоретическую и практическую; в свою очередь теоретическая философия делится на естествознание, математику и теологию; практическая же философия наставляет душу человека на добродетельную жизнь. Орудием и частью философии является логика как искусство доказательства, образующегося из силлогизма. Политика включает в себя этику и экономику. Человек же существует для украшения всего сущего. В. Ф. Пустарнаков Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 577.
Давид Анахт Непобедимый (ок. 475, с. Нергин в Таронской области Западной Армении, — 1-я половина 6 века, Ахпатский монастырь в Северной Армении), армянский философ и логик. Представитель александрийской школы неоплатонизма. Учился и преподавал в Александрии; ученик Олимпиодора Младшего. В 30-х годах 6 века вернулся в Армению и возглавил так называемую грекофильскую школу в древнеармянской философии. В основном труде «Определения философии» содержится критика скептицизма школы Пиррона и других представителей античного релятивизма и агностицизма, выдвигаются шесть определений философии, заимствованных у Пифагора, Платона и Аристотеля. «Определения философии», а также «Анализ „Введения" Порфирия» и «Толкование „Категорий" Аристотеля» были написаны на греческом языке в 1-й трети 8 века в Александрии и переведены на армянский язык после возвращения Давида Анахта в Армению. «Толкование „Аналитики" Аристотеля» сохранилось только на армянском языке. Труды Давида Анахта сыграли выдающуюся роль в формировании армянской философии и кристаллизации армянской философской терминологии. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Соч., пер. и вступ. ст. С. С. Аревшатпна, М., 1975. Литература: Чалояв В. К., Философия Давида Непобедимого, Ер., 1946; Аревшатян С. С., Формирование филос. науки в древней Армении (V — VI вв.), Ер., 1973; его ж е, Давид Анахт — выдающийся философ древней Армении, М., 1980; Кhostikian M., David, der Philosoph, Bern, 1907.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Византия (краткая справка). Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | Константинопольские патриархи (биографический справочник). М.Ф. Пахомкина. Философия. Задачи, упражнения, тесты, творческие задания: учебно-практическое пособие / М.Ф. Пахомкина. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та. 2005. Сочинения в русском переводе:Толкование "Аналитики" Аристотеля, пер. С. С. Аревшатяна, Ер., 1967. Сочинения, пер. и вступит, статья С. С. Аревшатяна. М., 1975. Литература:Чалоян В. К., Философия Давида Непобедимого, Ер., 1946; История философии в СССР, т. 1, М., 1968 (см. именной указатель). Философия Давида Непобедимого. М., 1984; Khostikian М. David, der Philosoph. Bern, 1907.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |