Чуковский Николай Корнеевич |
|
1904-1965 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Корнеевич ЧуковскийЧуковский Николай Корнеевич [20.5 (2.6).1904, Одесса — 4.11.1965, Москва] — прозаик, переводчик. Сын К.И.Чуковского. Детские и юношеские годы прошли в Петербурге и Куоккале. По окончании в 1921 Тенишевского училища поступил на историко-филологический (тогда общественно-педагогический) факультет Петроградского университета, который оставил в 1924, не окончив. В 1919-21 посещал занятия литературной студии при Доме искусств (семинар поэзии, руководимый Н.С.Гумилевым), был близок к литературной группе «Серапионовы братья». Литературная деятельность начинал стихами, принципиально традиционными по форме и тематике. В 1922 впервые опубликовал 3 стиховторения («Над золотыми куполами...», «И горят огни во храме...», «К душе») в альм. «Ушкуйники» (Пг., под псевдонимом Н.Радищев), изданном Чуковском на собственные средства (см.: Литературные воспоминания. С.153-157). В том же году несколько стихотворений появилось в литературном приложении к газете «Накануне» (Берлин. 1922. №6. 4 июня), в журнале «Современное обозрение» (Пг., 1922. №2). Поэтические опыты Чуковского получили поддержку М.Горького («...Мне очень нравится его "Козленок"» — в письме М.Л.Слонимскому от 13 марта 1923 // ЛН. М., 1963. Т.70. С.385), опубликовавшего поэму «Козленок» в берлинском журнале «Беседа» (1923. №1), и В.Ф.Ходасевича, друга и наставника Чуковского («По словам В.Ходасевича... большие надежды возбуждает юноша Чуковский...»,— писал М.Горький в статье «Группа "Серапионовы братья"» // ЛН. М., 1963. Т.70. С.563). Печатал стихи в журнале «Русский современник» (Л., 1924. №3), «Ленинград» (Л., 1924. №23), «Красный ворон» (Л., 1924. №3), участвовал в сборнике «Звучащая раковина» (Л., 1922), «Собрание стихотворений» (1926), «Костер» (Л., 1927), «Ларь» (Л., 1927). Единственный сборник стихов «Сквозь дикий рай» (Л., 1928; рец.: Оксенов Инн. // Звезда. 1928. №4. С.156-157), посвященный красоте природы, «жизни простому значенью», не был созвучен времени социальных изменений и воспринимался как некий вызов официальной литературе («Что ж! о торжественном и вечном / Поют немногие у нас»). Критика отметила «настроения внутренней эмиграции», поиски «забвения в мистических сферах», «махрово-реакционное мировоззрение автора» (Кондаков А. Махровая реакция // Рост. М., 1930. №8-9. С.42). Пробовал сочинять стихи для детей, издававшиеся небольшими книжками («Беглецы», 1925; «Звериный кооператив», 1925; «Ваша кухня», 1925; «Веселые работники», 1929; «Огород», 1929), о которых впоследствии отзывался неодобрительно: «Помнить их не стоит, они слабы» (Письмо Д.А.Берман от 6 марта 1962 г. // РНБ. Ф.1075. Оп.1. №286). Сотрудничал в детских журналах «Еж», «Мурзилка». Тогда же занялся переводами с английского (С.Грэхам, А.К.Дойл, Д.Лоуренс; первый перевод книги Э.Берроуз «Сын Тарзана» (Пг., 1924) был исполнен в соавторстве с сестрой — Л.К.Чуковской). Во второй половине 1920-х основной областью литературной деятельности Чуковский избирает прозу, продолжая работать в детской литературе. В эти годы написаны веселые повести для детей и юношества «Танталэна» (1925), «Приключения профессора Зворыки» (1926), «Разноцветные моря», «Русская Америка», «Тревожная ночь» (все — 1928). В 1926 поступил на Высшие государственные курсы искусствоведения при Ленинградском институте истории искусств, окончил в 1930. Первый значительный литературный успех принесли биографические повести о знаменитых мореплавателях: «Капитан Джеймс Кук» (1927), «Навстречу гибели. Повесть о плавании и смерти капитана Лаперуза» (1929), «Путешествие капитана Крузенштерна» (1930), позднее объединенные в книге «Водители фрегатов» (1941). На рубеже 1920-30-х Чуковский оставляет детскую литературу, основной темой становятся судьбы современников, обыкновенных людей, живущих в переломные исторические моменты либо показанных в подчеркнуто обыденных, но нелегких обстоятельствах («будничный героизм»). В этот период определился и стиль Чуковского, тяготеющий к традициям классической литературы: обстоятельный рассказ-хроника с незамысловатым сюжетом, отчетливой композицией, скрупулезным описанием будничной повседневности, строгим, сдержанным тоном. Первые произведения Чуковского — роман «Юность» (1930), сборника рассказов и повестей «В солнечном доме» (1931), «Повести» (1933) — получили негативную оценку официальной критики, упрекавшей автора в «ограниченности кругозора», в пессимистическом, упадническом мировосприятии. Роман «Юность» (1930) повествует о судьбе юношей, бывших гимназистов, вступающих в жизнь после революции и не сумевших найти своего места в ней. Цикл историко-революционных романов 1930-х о Гражданской войне отразил стремление Чуковского выйти на широкие социальные темы: роман «Слава» (1935) — о кронштадтском восстании, о нэпе и начале реконструктивного периода экономики; роман «Княжий угол» (1937) — о борьбе с антоновщиной (крестьянское восстание 1920-21 на Тамбовщине под руководством А.С.Антонова) и др. Но критика по-прежнему указывала на пассивно-созерцательное отношение автора к событиям, на незрелость реалистического метода писателя; роман «Княжий угол» рассматривался в рецензиях как «переходный на пути к методу социалистического реализма» (Литературное обозрение. 1939. №7. С.16). Творческой удачей Чуковского стал роман «Ярославль» (1938, новая редакция Чуковского,— 1949) — об антисоветском восстании в Ярославле в июле 1918. «Истинным историко-революционным романом», написанным в «подлинно-реалистической манере», назвала роман официальная критика и впервые отметила литературную одаренность автора. Среди переводческих работ 1930-х — «Черная стрела» и «Остров сокровищ» Р.Стивенсона (1935), «Янки при дворе короля Артура» и «Принц и нищий» Марка Твена (1936; в соавторстве с К.И.Чуковским), рассказы Ч.Робертса и Э.Сетона-Томпсона, «Хижина дяди Тома» Г.Бичер-Стоу (1941). В 1939-40 участвовал в финской войне, работал корреспондентом газеты «Красный Балтийский флот». В начале Великой Отечественной войны входил в состав оперативной группы писателей при ПУБАЛТе, жил в блокадном Ленинграде, корреспонденции печатались в газете «Красный флот», «Правда». Фактический материал, собранный в общении с морскими летчиками, послужил основой повести «Девять братьев» (1943), очерков и рассказов, вошедших в его сборнике «На защите Ленинграда» (1943), «Ночи на острове» (1945). Поспешно написанная повесть «Девять братьев» вызвала возмущенные отклики прессы, отметившей «недобросовестный подход к изображению героических будней Ленинграда», «безвкусное и бездушное» описание событий (рец.: Прокофьев А. // Звезда. 1944. №5-6. С.138-139; Трифонова Т. В голубой обложке: Фельетон // Ленинград. 1945. №4-5. С.30-31). После демобилизации в 1946 жил в Москве. Тема героизма в годы Отечественной войны стала основной до последних лет жизни. По повести «Морской охотник» (1945) в 1954 был поставлен фильм для детей. Очерки и рассказы о военных летчиках и моряках вошли в книгу «Талисман» (1947). Одним из лучших произведений о Великой Отечественной войне стал роман Чуковского «Балтийское небо» (1955) — о героизме летчиков Балтфлота, защитников осажденного Ленинграда (работал над романом с 1946 по 1954). Роман принес Чуковского широкую известность среди читателей и одобрение критики, назвавшей его ярким литературным событием. Роман выдержал несколько изданий (9-е изд. 1965), переведен на иностранные языки, в 1960 по роману снят 2-серийный художественный фильм. Повестям и рассказам Чуковского 1960-х, посвященным теме любви, свойственен тонкий психологизм в раскрытии чувств. В повести «Варя» (Знамя. 1957. №12), рассказах «Мост» (Известия. 1961. 27 авг.), «Последний разговор» (Литературная газета. 1962. 17 нояб.), «Неравный брак» (Избранное. М., 1963), «Цвела земляника» (Юность. 1965. №1), «Девочка Жизнь» (Юность. 1964. №1) развивается мотив жертвенного героизма любви, являющейся источником неистребимой жизненной силы. Созданные Чуковским женские образы впечатляют душевной чистотой, талантом самоотверженной, деятельной любви. Приметным явлением в литературной жизни стал сборник «Избранное» (1963), куда Чуковский включил лучшие произведения, написанные на протяжении трех десятилетий. Собранные вместе, они неожиданно открыли читателю мудрую, высокочеловечную прозу Чуковского. С конца 1950-х писал воспоминания. Очерки о литературном Петрограде-Ленинграде 1920-30-х и литературные портреты писателей, отличающиеся меткостью и неожиданностью характеристик, составили книгу «Литературные воспоминания» (1989), ставшую одним из лучших прозаических произведении Чуковского и заметным явлением в мемуаристике. В 1950-60-е Чуковский большое значение придавал своей переводческой деятельности (венгерская, польская, грузинская, армянская, украинская поэзия), считал искусство перевода сходным с волшебством (Мастерство перевода. 1969: сб.6. М., 1970. С.387). Несомненной удачей стали переводы стихов Ш.Петёфи, сб. Ю.Тувима «Цветы Польши». Лучшие переводы Чуковский включил в сборник «Время на крыльях летит...» (1967). В последние годы жизни избирался членом правления СП СССР и правления СП РСФСР, членом правления издательства «Советский писатель». Основал секцию переводчиков, председателем которой оставался до конца дней. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1965). Литературные воспоминания Чуковского и его переписка с отцом вошли в книгу «О том, что видел» (2005). Т.А.Кукушкина Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 659-661. Далее читайте:Чуковский Корней Иванович (1882 - 1969), отец Николая. Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Повести. М., 1933; Избранное / вступ. статья Н.Жданова. М., 1963; Балтийское небо / послесл. А.Дымшица. М., 1961; Время на крыльях летит...: Избранные переводы. М., 1967; Литературные воспоминания. М., 1989; Балтийское небо: рассказы. М., 1991; Потаенное / вступ. статья Т.Бек; публ. Д.Н.Чуковского // Новый мир. 2003. №7; О том, что видел. М., 2005. Литература:Грефилова Г. Подвиг любви // Новый мир. 1963. №12. С.240-246; Успенский Л. Писатель - человек // Чуковский Н. Цвела земляника. М., 1970. С.3-16, Слонимский М.Л. Николай Чуковский // Нева. 1980. №2. С.187-188; Якушева Г.В. Чуковский Николай Корнеевич // Русские писатели. 20 век: биографический словарь. М., 2000. С.750-751.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |