Цинь Ши-хуанди
       > НА ГЛАВНУЮ > ДИНАСТИИ ПРАВИТЕЛЕЙ > УКАЗАТЕЛЬ Ц >

ссылка на XPOHOC

Цинь Ши-хуанди

259-210 до н.э

ДИНАСТИИ ПРАВИТЕЛЕЙ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Цинь Шихуанди, Ин Чжэн

Цинь Ши-хуанди. Рисунок XVIII в.

"Эксплуататор трудового народа"

Цинь Шихуанди, Ин Чжэн (259— 210 до н. э.), правитель царства Цинь (246— 221), император Китая (221—210), основатель династии Цинь. Будучи правителем царства Цинь, завоевал 6 китайских царств и создал единую централизованную империю. При нём в 215 началось строительство Великой китайской стены. Он был неограниченным главой государства, обладавшим высшей законодательной, исполнительной и судебной властью; ввёл суровые законы, институт инспекторов для борьбы с сепаратистскими тенденциями и систему наказаний государственных чиновников. Стремясь пресечь всякую возможность критики своего режима, Цинь Шихуанди в 213 издал указ о сожжении гуманитарной литературы, хранившейся в частных собраниях, а в 212 казнил 460 конфуцианцев, обвинив их в подстрекательстве населения к выступлению против императорской власти. В связи с непрерывными войнами, строительством укреплений, каналов, дворцов и т. п. усилились налоговый гнёт и эксплуатация трудового народа, что после смерти Цинь Шихуанди явилось причиной многочисленных народных восстаний, которые привели к краху империю Цинь. 

Использованы материалы Советской военной энциклопедии. Том 8: Ташкент – Ячейка стрелковая. 688 с., 1980.

Казнил 460 конфуцианцев

Цинь Ши-хуанди, Ин Чжэн (259-210 до н. э.), - правитель царства Цинь в 246-221 годы до н. э., император Китая в 221-210 годы до н. э. Происходил из правящего дома царства Цинь. Его мировоззрение формировалось под сильным влиянием легизма (см. «Фацзя»). Завоевал 6 китайских царств и в 221 году до н. э. создал единую централизованную империю Цинь. Вместе со своим советником Ли Сы провел в стране серию реформ, разделил территорию империи на 36 административных округов, унифицировал письменность, ввел единое законодательство; унифицировал денежные знаки и единицы измерения. Эти реформы разрушали межгосударственные барьеры и объективно способствовали консолидации разрозненных некогда районов. При Цинь Ши-хуанди в 215 году до н. э. началось строительство Великой китайской стены.

В руках Цинь Ши-хуанди была сосредоточена вся полнота законодательной, высшей исполнительной и судебной власти. Пытаясь ликвидировать малейшую возможность критики своего режима, он издал в 213 году до н. э. указ о сожжении гуманитарной литературы, хранившейся в частных собраниях (разрешалось иметь лишь медицинские, гадательные и сельскохозяйственные трактаты). В 212 году Цинь Ши-хуанди казнил 460 конфуцианцев за подстрекательство населения к выступлению против императорской власти. В царствование Цинь Ши-хуанди усилилась эксплуатация народных масс, что привело после его смерти к народным восстаниям, покончившим с империей Цинь.

Л. С. Переломов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Цинь Ши-хуанди (259—210 гг. до н.э.). Сын царя Чжуан-сяна (249—247 гг. до н.э.) из царства Цинь (изначально расположенного на территории современной провинции Ганьсу, у северо-западных пределов тогдашнего китаизированного мира), будущий Цинь Ши-хуанди родился в 259 г. до н. э. под именем Чжао Чжэн. Патроним Чжэн напоминает о том, что верховные правители царства Цинь были выходцами из царства Чжао, находившегося восточнее. Его мать, некоторое время бывшая любимой сожительницей Люй Бувэя, была подарена этим последним его отцу, который к тому времени еще не стал царем Чжуан-сяном. Несколько месяцев спустя она родила будущего объединителя и унификатора Китая. Для того чтобы представить, что она уже была беременна, когда переходила из постели Люй Бувэя в постель Чжуан-сяна, требуется совсем немного воображения. Значительному числу историков его хватило, тем более что молодой принц, ставший царем Цин Чжэн-ваном в 247 г. до н.э., в возрасте тринадцати лет, назначил Люй Бувэя первым министром, и вышеуказанный первый министр, по-видимому, сохранил превосходные отношения с царицей-матерью, своей бывшей фавориткой. Тут вспоминаются Людовик XIV и Мазарини. Ли Сы, в то время клиент (в латинском смысле этого слова) Люй Бувэя, становится также советником царя Чжэн-вана, к которому последний очень прислушивается. До 238 г. до н.э., когда Чжэну должно было исполниться двадцать два года и он должен был стать совершеннолетним, царство Цинь, действуя под указкой Люй Бувэя и Ли Сы, «начищает свое оружие» и продолжать достраивать свою превосходную военную машину, которая должна будет подмять под себя все китайские царства. Когда царь Чжэн-ван стал совершеннолетним, ему пришлось противостоять мятежу, разожженному Лао Аем, зловещей фигурой, любовником его матери. На следующий год Ли Сы убеждает царя в том, что Люй Бувэй не оставался в стороне от этого мятежа, что его власть — чрезмерна, а амбиции — огромны. Этот последний теряет доверие в глазах царя и, опасаясь быть казненным, кончает с собой в 235 г. до н.э. В этот период, прислушиваясь к советам своих приближенных и особенно Ли Сы, царь осуществляет правление железной рукой и использует все средства (дипломатические и военные встряски и провокации, умелую игру на систематической коррупции советников других царей) для наращивания своей власти и увеличения своих владений. Его последний противник падет в 221 г. до н.э., и царь Цинь Чжэн-ван станет хозяином всей совокупности китаизированных стран. Династия Чжоу закончила свое сползание ко дну при общей безучастности к этому факту. Началось это с 256 г. до н.э., когда царь династии Цинь лишил царя Нань-вана, правление которого продолжалось пятьдесят девять лет, последнего подобия его власти. Земля оказалась свободна для утоления самых высоких амбиций. Царь Чжэн-ван предписывает своим советникам молить его добровольно принять императорский трон. Он идет на восстановление, к своей большой пользе и славе, титулов, которые давали Сыновьям Неба в легендарные времена: хуан, что переводится как «верховный правитель», и ди, «император». Он берет себе имя Первого императора династии Цинь: Цинь Ши-хуанди, выбрав для своей династии название, которое носило царство Цинь (откуда происходит общеевропейское слово «Chine»). Путем издания декретов, проведения массовых депортаций и смертных казней империя унифицируется до мельчайших деталей: ее тридцать шесть наместничеств обретают единые меры (весов, длины и т.д.), одинаковые типы осей повозок, одинаковую письменность, одинаковые деньги. Император предпринимает масштабные вояжи, разъезжая по империи вдоль и поперек и усеивая ее дворцами, резиденциями и мемориальными памятниками. В 219 г. до н.э. его посещение Тай-шань, одной из священных китайских гор, расположенной на территории современной провинции Шаньдун, выливается в проведение грандиозных религиозных церемоний. Стремясь обеспечить непреходящий характер своей династии, Цинь Ши-хуанди выражает желание сделать невозможным какой бы то ни было мятеж — даже ценой того, чтобы заблаговременно казнить потенциальных оппозиционеров.

В 213 г. до н.э. Ли Сы советует ему сжечь все книги (за исключением тех, что относятся к областям медицины, фармацевтики, прорицания и сельского хозяйства), все исторические хроники, кроме тех, что касаются царства Цинь, а также самих ученых (за исключением нескольких, которые были официально признаны «учеными обширных познаний»), которые отказались бы принести свою библиотеку на костер. Именно это и было сделано. Но также и собственное долголетие беспокоит в большой мере верховного правителя, и скоро даосские маги оказываются осыпаны всевозможными благами за те крохи обещания бессмертия, которые из них выуживают. Устраиваются гигантские стройки, в которых участвуют сотни тысяч политзаключенных, принужденных к тяжелому труду. Убежденный в том, что он должен оставаться невидимым для своих подчиненных, император предает смерти каждого, кто разглашает место его пребывания. В ходе одной из своих поездок в 210 г. до н.э. он умирает, оставляя власть, которая в результате применявшихся деспотических методов сделалась хрупкой и обвалилась в два года. Но модель ее в ряде сфер продолжала сохраняться — вплоть до нашего времени. Гробница императора, которую историк Сыма Цянь (141—86 гг. до н.э.) описал как титаническое сооружение и которая, без сомнения, стоила жизни тысячам рабочих, казненных ради того, чтобы содержать ее в секрете, была обнаружена вблизи Сианя, и сегодня это один из самых посещаемых памятников Китая.

Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, 2014, с. 396-399.

Терракотовые воины из гробницы императора Цинь Ши-хуанди. Около 210 г. до Р. Х.
Изображение перепечатывается с сайта http://slovari.yandex.ru/

Китайский император

Цинь Ши хуанди (258-210 гг. до н.э.) - китайский император. Первоначально носил имя Ин Чжэн и являлся наследным принцем царства Цинь. В 238 г. Ин Чжэн вступил на престол. В первые годы его правления царством Цинь фактически управлял крупный сановник Люй Бу-вэй. Со временем избавившись от его опеки, Ин Чжэн начал проводить самостоятельную политику, направленную на завоевание соседних царств и создание обширной империи.
Еще в 241 г. царства Вэй, Хань, Чжао и Чу заключили военный союз против царства Цинь. В течение нескольких лет Ин Чжэн успешно противостоял агрессии союзников, а вскоре и сам перешел в наступление. В 230 г. он подчинил царство Хань, в 228 г. - царство Чжао, в 225 г. - царство Вэй, в 222 г. - царства Чу и Янь, в 221 г. - царство Ци на Шань-дунском полуострове. В результате непрерывных войн была создана огромная по территории Китайская империя. Ин Чжэн отказался от прежнего титула Тянь-цзы ("Сын неба") и принял новый — Цинь Ши хуанди ("Первый император Цинь"), ставший заодно и его новым именем, под которым он вошел в историю.
Сделав короткую передышку, Цинь Ши хуанди продолжил завоевательные войны. На юге ему удалось подчинить так называемые царства Юэ, расположенные в лесных районах вплоть до Южно-Китайского моря, включая и нынешний Северный Вьетнам. На севере император оттеснил за реку Хуанхэ кочевников-сюннов. Для того чтобы прекратить их набеги на территорию Китая, Цинь Ши хуанди велел приступить к строительству грандиозного оборонительного сооружения -Великой китайской стены.
На строительство стены первоначально было послано 300 тыс. человек из армии, но этого оказалось мало. Тогда император отправил им на подмогу еще 2 млн. человек из числа военнопленных и преступников. Многие работники погибли от невыносимых условий труда, их трупы хоронили здесь же в земляной насыпи у стены. На возведение стены потребовалось более 10 лет. Великая китайская стена протянулась почти на 4 тыс. км. На всем ее протяжении через каждые 60-100 м были построены сторожевые башни. Высота стены достигала 10 метров, ее ширина была такова, что по ней свободно могло проехать рядом 5-6 всадников. В нескольких местах были устроены ворота, которые хорошо охранялись; они превратились в пункты торговли с кочевниками. Сооружение стены потребовало от китайского народа неимоверного напряжения сил и больших людских потерь.
По примеру реформатора Шан Яна Цинь Ши хуанди разделил свою империю на сорок областей (цзюнь), которые в свою очередь делились на округа (сянь). Населению империи запрещалось пользоваться этническими самоназваниями, вместо этого было введено общее название - "черноголовые". Император также отменил аристократические титулы, приравняв тем самым родовую аристократию к "черноголовым". Он не сделал исключения даже для своих сыновей и братьев, низведя их до простолюдинов.
В связи с новым территориально-административным делением Цинь Ши хуанди ввел новое законодательство, единую систему чиновничества, а также инспекторский надзор, державший под контролем деятельность всего управленческого аппарата и подчиненный лично императору.
В новой табели о рангах критерием знатности стали богатство и личные заслуги перед императором. Особым указом Цинь Ши хуанди велел изъять у населения все бронзовое оружие. Обзаводиться железным оружием запрещалось под страхом смерти.
При Цинь Ши хуанди были унифицированы меры веса, длины и емкости. Также была проведена денежная реформа, установившая единую медную монету. Император приказал упростить иероглифическую письменность.
Цинь Ши хуанди был инициатором широкой строительной деятельности. По всем городам империи сооружались храмы и дворцы. Однако особое внимание император уделял своей столице - Сяньяну. Для украшения Сяньяна он не жалел никаких средств. Город раскинулся по обоим берегам реки Вэйхэ, через которую был перекинут крытый мост. На левом берегу был расположен собственно город с многочисленными улицами, аллеями, парками и великолепными дворцами императора и высшей знати. На правом берегу Вэйхэ раскинулся обширный императорский парк. В центре этого парка был построен дворец, превосходивший своей роскошью все, что было создано ранее. Например, в тронном зале дворца могло вместиться 10 тыс. человек.
Цинь Ши хуанди распорядился уничтожить все книги исторического и философского содержания, были оставлены только трактаты по агрономии, математике и другим практическим знаниям. Император запретил все частные школы, оставив лишь государственные учебные заведения, в которых преподавание велось под пристальным наблюдением специальных инспекторов. Цинь Ши хуанди преследовал конфуцианство; тысячи последователей великого Конфуция были зарыты живьем в землю или отправлены на строительство Великой китайской стены.
В годы правления Цинь Ши хуанди в Китае неоднократно поднимались налоги. К концу его царствования поземельный налог достиг двух третей с дохода земледельцев. Это вызвало волну протеста. В некоторых районах Китая вспыхнули восстания, которые были подавлены силами армии с особой жестокостью: обычно вырезалось все население мятежного округа. Многие представители аристократии также были недовольны жестоким правлением Цинь Ши хуанди и неоднократно предпринимали покушения на него. Но все их попытки заканчивались неудачей.
Цинь Ши хуанди умер в возрасте 48 лет. Его похоронили в роскошной гробнице, в которой помимо гроба с телом императора находилось 6 тыс. глиняных фигур воинов в полном вооружении. Эта 6-тысячная "армия" должна была "охранять" усыпальницу Цинь Ши хуанди.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Умиротворил Поднебесную

Цинь Ши-хуанди. Китайский император из династии Цинь, правивший в 221-210 гг. до Р.Х. Род. в 259 г. до Р. X. + 210 г. до Р. X.

Первый император Цинь, Ши-хуанди, был сыном циньского Чжуан-сян-вана от его любимой наложницы. При рождении он получил имя Чжэн («первый»). Ему исполнилось 13 лет, когда умер его отец, и Чжэн стал правителем Цинь. К этому времени царство Цинь уже было одним из крупнейших и сильнейших китайских государств. Чжэн-вану оставалось сделать последнее усилие для того, чтобы объединить под своей властью всю страну. В то время на востоке циньцам противостояли пять царств: Чу, Хань, Вэй, Чжао и Янь; за ними на берегу океана располагалось Ци, в котором все они искали опоры. Каждое из шести восточных царств в отдельности было намного слабее Цинь, но вместе они представляли серьезную силу. Дабы разрушить их союз, Чжэн-ван истратил огромное количество золота на подкуп высших сановников Ци. В результате большая часть их стала агентами Цинь и проводила его политику. Советники уговорили циского Цзянь-вана заключить союз с Цинь и отказаться от поддержки своих восточных соседей. В результате циньцы получили возможность разгромить их всех поодиночке. В 234 г. До Р. X. циньский полководец Хуань Ци разбил под Пинъяном армию Чжао, казнил 100 тысяч человек и овладел этим городом. В 230 г. до Р. X. циньцы взяли в плен ханьского вана Аня, заняли все принадлежавшие ему земли и ликвидировали царство Хань. В 229 г. до Р. X. Чжэн-ван вновь послал большую армию против Чжао. В следующем году чжаоский Ю-мяо-ван сдался циньским военачальникам Ван Цзяню и Цян Хую. Но его брат Дай-ван Цзя еще шесть лет правил в Дае. В 227 г. до Р. X. циньская армия напала на царство Янь. В 226 г. до Р. X. она заняла яньский Цзи-чэн. Яньский ван бежал на восток, в Ляодун, и стал править там. В 225 г. до Р. X. циньский полководец Ван Бэнь напал на княжество Вэй. Он провел от Хуанхэ канал и затопил Далян водой. Стены города рухнули, и вэйский ван сдался. После этого Цинь полностью овладело землями Вэй. В 224 г. до Р. X. Ван Цзянь напал на Чу и дошел до Пиныоя. В 223 г. до Р. X. чуский ван Фу-чу был взят в плен, а все его владения присоединены к Цинь. В 222 г. до Р. X. Чжэн-ван послал большую армию во главе с Вань Бэнем против яньского Ляодуна. Яньский ван Си был взят в плен. На обратном пути Вань Бэнь напал на Дай и взял в плен дайского вана Цзя. После всех этих побед царство Ци оказалось с трех сторон охвачено владениями Цинь. В 221 г. до Р. X. последний циский ван Цзянь без боя сдался Ван Бэню. Объединение Китая было завершено. Чжэн-ван принял титул Ши-хуанди (буквально «первый властитель-император»).

Жители шести восточных царств стали подданными Цинь. Для них это означало не просто смену властелина, но и во многом перемену всего образа их жизни. Основной идеологией в Цинь, в отличие от других царств, где распространилось конфуцианство, было учение фацзя, или легизм. Вопреки взглядам конфуцианцев легисты считали, что процветание государства зависит не от добродетелей государя, а от строгого и неуклонного исполнения законов. Политическая деятельность Ши-зуанди и его сановников основывалась только на логике закона. В связи с этим всякое отступление от закона по мотивам доброты или гуманности вчиталось недозволенной слабостью. Суровая справедливость отождествлялась с волей Неба, и служение ей, по понятиям Ши-хуан-ди, составляло главную добродетель государя. Он имел железную волю и не терпел никакого сопротивления. Вскоре все население Поднебесной почувствовало жесткую руку нового императора. Сыма Цянь так характеризует порядки, установившиеся в империи Цинь: «Преобладали твердость, решительность и крайняя суровость, все дела решались на основании законов; считалось, что только жестокость и угнетение без проявления человеколюбия, милосердия, доброты и справедливости могут соответствовать пяти добродетельным силам. До крайности усердствовали в применении законов и долго никого не миловали».

Своей внутренней организацией Цинь также не походила ни на одно из чжоуских царств. Вместо иерархии феодальных владетелей здесь строго проводилась в жизнь идея централизации. Вскоре после присоединения Ци встал вопрос о том, как быть с завоеванными царствами. Некоторые сановники советовали Ши-хуанди отправить туда правителями своих сыновей. Однако глава судебного приказа Ли Сы не согласился с таким решением и, ссылаясь на печальный пример династии Чжоу, заявил: «Чжоуские Вэнь-ван и У-ван жаловали владения во множестве сыновьям, младшим братьям и членам своей фамилии, но впоследствии их потомки стали отчужденными и сражались друг с другом как заклятые враги, владетельные князья все чаще нападали и убивали друг друга, а чжоуский Сын Нёба не был в состоянии прекратить эти междоусобицы. Ныне, благодаря вашим необыкновенным дарованиям, вся земля среди морей объединена в одно целое и разделена на области и уезды. Если теперь всех сыновей ваших и заслуженных чиновников щедро одарить доходами от поступающих податей, то этого будет вполне достаточно, и Поднебесной станет легче управлять. Отсутствие различных мнений о Поднебесной — вот средство к установлению спокойствия и мира. Если же снова поставить в княжествах владетельных князей, будет плохо». Ши-хуанди последовал этому совету. Он разделил империю на 36 областей, в каждой области поставил начальника — шоу, воеводу — вэя и инспектора — цзяня. Области делились на уезды, уезды — на районы, а районы — на волости. Для прекращения распрей, междоусобий и мятежей всему гражданскому населению было предписано сдать оружие. (В Сяньяне из него выплавили колокола, а также 12 металлических статуй, весом в 1000 дань каждая (около 30 т).) Для пресечения всякого сепаратизма 120 тысяч представителей знати бывших княжеств были насильно переселены в столицу Цинь Саньян. Во всех завоеванных царствах Ши-хуанди велел разрушить городские стены, срыть оборонительные дамбы на реках и устранить все препятствия и преграды для свободного передвижения. Повсюду развернулось строительство новых дорог, которые необходимы были для налаживания быстрого сообщения между различными частями империи. В 212 г. до P. X. началось сооружение стратегической дороги длиной 1800 ли (около 900 км), которая должна была соединить Цзююань и Юньян. Император ввел единую систему законов и измерений, мер веса, емкости и длины. Для всех повозок была остановлена единая длина оси, а в письме введено единое начертание иероглифов.

В то же время, умиротворив Поднебесную, Ши-хуанди развернул наступление на окрестных варваров. В 215 г. до Р. X. он послал 300-тысячную армию на север против племени ху и захватил земли Хэнани (северную излучину Хуанхэ в нынешнем Автономном районе Внутренняя Монголия). (Сыма Цянь пишет, что этот грандиозный поход был предпринят из-за того, что Ши-хуанди стало известно древнее пророчество о том, что «Цинь погубят хусцы».) Одновременно шла усиленная колонизация южных районов, заселенных варварскими племенами юэ. Здесь были образованы четыре новые области, куда Ши-хуанди велел ссылать всякого рода правонарушителей и преступников, а также людей, бежавших от наказаний, укрывавшихся от уплаты повинностей, или отданных за долги в чужие дома. На северо-востоке император начал борьбу с воинственными сюну (гуннами). От Юйчжуна вдоль реки Хуанхэ и на восток вплоть до гор Иньшань он учредил 34 новых уезда и велел построить стену вдоль Хуанхэ в качестве заслона от кочевников. Насильно переселяя и ссылая, он заполнил населением вновь образованные уезды.

Жестокие порядки, установившиеся в Циньской империи, встретили порицание со стороны конфуцианцев. Поскольку примеры для своих проповедей те прежде всего искали в прошлом и потому старались идеализировать старину, Ши-хуанди в 213 г. до Р. X. издал указ о сожжении всех старинных хроник за исключением циньских анналов. Всем частным лицам было приказано сдать и уничтожить хранившиеся у них списки Ши цзин и Шу цзин, а также сочинения школ нелегистского толка (прежде всего конфуцианцев). Было приказано подвергать публичной казни всех тех, кто на примерах древности осмелится порицать современность. Всех, у кого обнаруживали запрещенные книги, предписывалось отправлять на принудительные работы — на строительство Великой стены. На основании этого указа только в столице были казнены 460 видных конфуцианцев. Еще большее их число было сослано на каторжные работы. Располагая благодаря жестокому законодательству большим количеством каторжников, Ши-хуанди развернул широкомасштабное строительство. Помимо значительной части Великой китайской стены и новых дорог в его царствование было построено множество дворцов. Символизировать мощь империи Цинь должен был новый императорский дворец Эпан, сооружение которого началось неподалеку от Сяньяна. Предполагалось, что он будет иметь размеры 170 на 800 м и превзойдет величиной все остальные сооружения в Поднебесной. На эту грандиозную стройку было пригнано, по словам Сыма Цяня, более 700 тысяч преступников, осужденных на кастрацию и каторжные работы. Помимо Эпана в окрестностях Сяньянэ было построено 270 небольших дворцов. Все комнаты в них были украшены занавесками и пологами, и всюду жили красивые наложницы. Никто, кроме ближайших к императору людей, не знал, в каком из дворцов находится в данный момент Ши-хуанди. (Вообще, все, касающееся частной жизни императора, хранилось в строгой тайне. Он очень не любил болтунов и сурово карал любого, заподозренного в этой слабости. Сыма Цянь пишет, что как-то Ши-хуанди находился во дворце Ляншань и с горы увидел, что его первого советника сопровождает множество колесниц и всадников. Это ему не понравилось. Кто-то из свиты поведал о недовольстве императора первому советнику, и тот сократил число сопровождающих. Ши-хуанди разгневался и сказал: «Кто-то из окружающих разгласил

мои слова!» Устроили допрос, но никто не признался. Тогда император приказал казнить всех, кто находился в тот момент около него.)

Впрочем, несмотря на все вышесказанное, нельзя рисовать правление Ши-хуанди только черными красками. Он много сделал для развития земледелия, так как понимал, что богатое, лояльное к власти крестьянство — главный залог процветания его империи. Современники пишут, что все свое время без остатка Ши-хуанди посвящал делам. Он объехал всю империю вдоль и поперек и вникал буквально во все мелочи управления. (Как говорилось в одной из официальных надписей, «Наш властитель-император одновременно решает тысячи дел, поэтому далекое и близкое — все становится до конца ясным».) Каждый день он отвешивал на весах 1 дань поступивших к нему донесений (то есть около 30 кг бамбуковых дощечек) и не позволял себе отдыхать, пока не просматривал их все и не отдавал соответствующих распоряжений.

Но как это обычно бывает, положительную сторону проведенных им глубоких преобразований население страны сумело оценить гораздо позже, в то время как отрицательная сразу бросалась в глаза. В воспоминаниях потомков первый император династии Цинь остался прежде всего как жестокий и самовлюбленный деспот, безжалостно угнетавший свой народ. Действительно, надписи Ши-хуанди свидетельствуют о том, что он имел колоссальное самомнение и в какой-то мере считал себя даже

причастным к божественным силам. (Например, в надписи на горе Гуйцзи, кроме всего прочего, говорилось: «Император распутывает законы, присущие всему сущему, проверяет и испытывает суть всех дел. Исправляя ошибки людей, он осуществляет справедливость. Потомки с почтением воспримут его законы, неизменное управление будет вечным, и ничто — не колесницы, ни лодки — не опрокинется».) Официально провозглашалось, что миропорядок, установленный Ши-хуанди, просуществует «десять тысяч поколений». Казалось вполне естественным, что «вечная империя» должна иметь и вечного властелина. Император израсходовал огромные средства на поиски снадобья, дарующего бессмертие, но так и не смог его найти. Видимо, сама мысль о том, что, несмотря на все свое величие и безграничное могущество, он также подвластен смерти, как и последний из его подданных, была оскорбительна для него. Сыма Цянь пишет, что Ши-хуанди не переносил разговоров о смерти, и никто из приближенных не смел даже затрагивать эту тему. Поэтому в 210 г. до P. X., когда Ши-хуанди тяжело заболел во время объезда восточных, приморских, областей, никаких приготовлений к похоронам не делалось. Он сам, осознав наконец, что дни его сочтены, послал старшему сыну Фу Су короткую записку следующего содержания: «Встречай траурную колесницу в Сяньяне и похорони меня». Это было его последнее повеление. Ши-хуанди умер, при ближенные, опасаясь волнений, скрыли его смерть. Только после того, как его тело прибыло в столицу, был объявлен официальный траур. Еще задолго до своей кончины Ши-хуанди стал сооружать в горе Лишань огромный склеп. Сыма Цянь пишет: «Склеп наполнили привезенные и спущенные туда копии дворцов, фигуры чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные драгоценности. Мастерам приказали сделать луки-самострелы, чтобы, установленные там, они стреляли в тех, кто попытается прорыть ход и пробраться в усыпальницу. Из ртути сделали большие и малые реки и моря, причем ртуть самопроизвольно переливалась в них. На потолке изобразили картину неба, на полу — очертания земли. Светильники наполнили жиром жэнь-юев в расчете, что огонь долго не потухнет. Во время похорон принявший власть наследник Эрши сказал: «Всех бездетных обитательниц задних покоев дворца покойного императора прогонять не должно», и приказал всех их захоронить вместе с покойником. Погибших было множество. Когда гроб императора уже опустили вниз, кто-то сказал, что мастера, делавшие все устройство и прятавшие ценности, знают все и могут проболтаться о скрытых сокровищах. Поэтому, когда церемония похорон завершилась и все было укрыто, заложили среднюю дверь прохода. После чего, опустив наружную дверь, наглухо замуровали всех мастеровых и тех, кто наполнял могилу ценностями, так что никто оттуда не вышел. Сверху посадили траву и деревья, чтобы могила приняла вид обычной горы.

Использованы материалы из кн.: Все монархи мира. Древний Восток. Константин Рыжов. Москва, 2001.

Далее читайте:

Исторические лица Китая (биографический указатель).

Все о Китае и китайцах (справочник).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС