Сыма цянь |
|
141—86 гг. до н.э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сыма цяньСыма цянь (141—86 гг. до н.э.). Родившийся на территории нынешней провинции Шэньси, первый китайский историк очень рано проявляет ярко выраженный интерес к персонам ученых. В возрасте двадцати лет он предпринимает путешествие по всей территории империи. Его отец умер в 110 году до н.э., и Сыма Цянь унаследовал его должность главного астролога. Занимая эту должность, он успешно завершает календарную реформу и искусно продолжает работу летописца, начатую его отцом, — последующим поколениям она станет известна под названием «Шицзи» («Исторические записки»). Эта монументальная работа, которая охватывает три тысячи легенд и историй и содержит огромное число биографий известных личностей, остается незаменимым источником для изучения древнего периода Китая — вплоть до эпохи У-ди династии Хань, в период правления которого протекала вся жизнь автора книги. Сыма Цянь имел мужество занять сторону Ли Лина, полководца, увенчанного славой, который, однако, после одного поражения был несправедливо осужден императором. Имея выбор между самоубийством и кастрацией, Сыма Цянь, осознавая важность для последующих поколений работы, которую он должен был закончить, выбрал второй вариант — со всем тем публичным унижением, который он влек за собой. На его долю выпала незначительная сатисфакция в результате воспоследовавшей его реабилитации. Его имя является одним из самых крупных среди имен китайских ученых. Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, 2014, с. 381-382.
Самым выдающимся представителем ханьской исторической и художественной прозы был Сыма Цянь. Он стал основоположником китайской историографии и по праву может называться отцом китайской истории. Сыма Цянь считается классиком китайской прозы. Главы его огромного труда «Исторические записки» являются законченными литературными произведениями, в которых Сыма Цянь создал блестящую серию художественных исторических образов и характеристик. Год рождения Сыма Цяня точно не установлен. Предположительной датой его рождения считают 145 г. до н. э. Умер он в 86 г. до н. э. Сыма Цянь происходил из семьи потомственных историографов. Он был сыном придворного астронома Сыма Таня, посвятившего жизнь собиранию исторических материалов. Умирая, Сыма Тань завещал сыну довести до конца его труд. Сдав государственные экзамены, Сыма Цянь сделался придворным чиновником. По долгу службы он сопровождал У-ди в его многочисленных поездках по стране, накопив за время этих путешествий множество наблюдений, которые впоследствии использовал при создании своего труда. В 104 г. до н. э. Сыма Цянь приступил к написанию многотомного сочинения по истории Китая, над которым трудился более 10 лет. Сыма Цянь был современником многих описываемых им событий. Многое из того, о чём он писал, он видел сам, со многим специально знакомился, когда приступал к написанию соответствующей главы. Труд Сыма Цяня, названный им «Ши цзи» («Исторические записки»), состоит из 130 глав, расположенных по пяти отделам. «Исторические записки» последовательно излагают историю Китая с древнейших времён до правления У-ди (140—87) включительно. Кроме летописи событий, расположенных по царствованиям, и биографий выдающихся людей «Исторические записки» включают отдельные трактаты по вопросам культуры и быта, астрономии, географии, хронологии, генеалогии. Исключительный интерес представляют специальные экономические разделы, дающие обстоятельные сведения по сельскому хозяйству, налоговому обложению, торговле и другим вопросам. Ценные материалы по социально-экономическому строю имеются и в отделе биографий. Ряд глав «Исторических записок» посвящён описанию народов, живших за пределами Китая, в том числе народов Средней Азии. Хотя труд Сыма Цяня и отражал в целом идеологию господствующего класса, однако личные взгляды Сыма Цяня далеко не всегда соответствовали требованиям конфуцианцев. Иногда Сыма Цянь в своём труде даёт собственную оценку событий, расходящуюся с конфуцианской трактовкой. Во многих местах «Исторических записок» чувствуются симпатии автора к народным массам, в биографиях ряда представителей господствующего класса проскальзывает ироническое отношение к описываемым событиям. Сыма Цянь реалистически изображает придворную жизнь, не затушёвывая её тёмных сторон, описывая придворные интриги, жестокие расправы, продажность чиновников. «Исторические записки» Сыма Цяня оказали огромное влияние на развитие исторической мысли в Китае. Их стиль и метод изложения стали предметом ревностного подражания. В дальнейшем многие китайские исторические труды строились по образцу «Исторических записок», в том числе труд второго крупного ханьского историка — Бань Гу (32—92). Цитируется по изд.: Всемирная история. Том II. М., 1956, с. 531-532.
Сыма Цянь (145 или 135 до н. э. - ок. 86 до н. э.) - древнекитайский историк, автор знаменитого труда по истории Китая «Ши цзи» («Исторические записки»). Родился близ Лунмыня (уезд Ханьчэн современной провинции Шэньси) в семье главного историографа Ханьского двора Сыма Таня. В юности Сыма Цянь много путешествовал по стране, помогал отцу собирать материал по истории различных частей империи. После смерти отца Сыма Цянь наследует должность главного историографа (108 год до н. э.). Последнее десятилетие 2 века до н. э. проходит у Сыма Цяня в напряженном труде по систематизации исторических материалов, в том числе и оставленных ему отцом, и в написании глав задуманной истории Китая. Обвиненный в защите перед императором оклеветанного полководца Ли Лина, Сыма Цянь в 98 году до н. э. был приговорен к позорному наказанию - кастрации. Но несчастье не сломило его, он находит в себе силы продолжать работу над историей Китая. Вскоре император вновь призывает Сыма Цяня на службу и назначает начальником императорской канцелярии, что дает ему средства к жизни и возможность завершить свой большой труд «Ши цзи». Состоящие из 130 глав «Ши цзи» охватывают события огромного периода с легендарной древности до начала 1 века до н. э. и являются по сути дела первой всеобщей историей Китая. В них нашел отражение оригинальный исторический метод Сыма Цяня. В отличие от чисто хронологического принципа, господствовавшего до него, Сыма Цянь положил в основу комплексный принцип, сочетающий хронологическое описание с жизнеописанием исторических личностей и с тематическим освещением различных сторон жизни общества. Сыма Цянь умело использовал многочисленные источники (летописи, архивы, рукописи, книги, надписи, личные записи), искусно сопоставляя различные данные, и придерживался историографического принципа «излагать достоверное и опускать сомнительное». Свое окончательное суждение Сыма Цянь помещал в послесловиях к главам. Система философских взглядов Сыма Цяня характеризуется эклектичностью и противоречивостью. Живя в период утверждения ханьского конфуцианства в качестве господствующей идеологии, Сыма Цянь во многом следует конфуцианским идеям, но полностью не замыкается в рамках одной школы и нередко высказывает взгляды, близкие даосизму и другим направлениям древнекитайской мысли. Сыма Цянь проявлял интерес к материальной жизни общества, пытался проследить условия общественного разделения труда, роль отдельных видов хозяйственной деятельности, торговли, обмена в развитии государства. Однако в понимании всего исторического процесса Сыма Цянь оставался идеалистом, представлял общественное развитие в виде замкнутого круговорота. Сыма Цянь был блестящим художником слова и реалистом. Он оказал большое влияние на дальнейшее развитие китайской историографии, по праву считаясь ее родоначальником. О Сыма Цяня и его труде создана огромная литература. В Китае к творчеству Сыма Цяня обращались видные ученые разных веков - Лю Чжи-цзи (661-721), Чжэн Цяо (1104-1162), Чжан Сюэ-чэн (1738-1801), Лян Ци-чио (1873-1929), Ван Го-вэй (1877-1927) и другие. В последние годы ряд книг и статей опубликованных китайскими учеными (Ли Чан-чжи, Цзи Чжэнь-хуай, Цзинь Дэ-цзянь и др.). Обширная комментаторская и научная литература о Сыма Цяне существует в Японии. На Западе выдающийся вклад в перевод «Ши цзи» и изучение творчества Сыма Цяня внес французский синолог Э. Шаванн (1865-1918). Наряду с переводом «Ши цзи» американский синолог Б. Уотсон в отдельной монографии исследовал исторический метод Сыма Цяня. В русской и советской науке осуществили отдельные переводы из «Ши цзи» и опубликовали исследования о Сыма Цяне Н. Я. Бичурин, B. М. Алексеев, Н. И. Конрад, Ю. Л. Кроль и др. P. В. Вяткин. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ - СЯ ЧЕН. 1971.
Далее читайте:Исторические лица Китая (биографический указатель). Все о Китае и китайцах (спраовчник). Историки (биографический справочник). Сочинения:Избранное, М., 1956; (Главы из "Ши Цзи"), в кн.: Китайская классическая проза, 2 изд., М., 1958, с. 79-155; то же, в кн.: Бичурин Н. Я. (Иакинф), Собрание сведений о народах, обитавших в Ср. Азии в древние времена, т. 1-3, М. - Л., 1950-53; Ши цзи (Исторические записки), т. 1-6, Пекин, 1959; Les mémoires historiques de Se-ma Ts'ien trad. et annotés par Ed. Chavannes, v. 1-5, P., 1895-1905; Records of the Grand historian of China, tr. by В., Watson, v. 1-2, N. Y., 1961. Литература:Конрад Н. И., Полибий и Сыма Цянь, в кн.: Запад и Восток, М., 1966; Кроль Ю. Л., Сыма Цянь-историк, М., 1970; Ли Чан-чжи, Сыма Цянь чжи жзньгэ юй фэнгэ (Личность Сыма Цяня и его стиль), Шанхай, 1949; Цзи Чжэнь-хуай, Сыма Цянь, Шанхай, 1957; Цзинь Дэ-цзянь, Сыма Цянь со цзянь шу као (Исследование книг, к-рые использовал Сыма Цянь), Шанхай, 1963; Такэда Тайдзюн, Сиба Сэн-Сики но сэкай (Сыма Цянь - мир "Ист. записок"), Токио, 1961; Watson В., Ssu-ma Ch'ien. Grand historian of China, N. Y., 1958.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |