Бюлер Шарлотта
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бюлер Шарлотта

1893-1974

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Шарлотта Бюлер

Бюлер (Buhler) Шарлотта (1893-1974) — австро-американский психолог. Биография. Получила образование в университетах Фрейбурга, Киля, Берлина и Мюнхена. В Мюнхене познакомилась с К. Бюлером, за которого вышла замуж. С. 1929 г. — профессор Университета Вены, с  1938 г. — Осло, с 1940 г. — Лос-Анджелеса. С 1970 г. — президент Ассоциации гуманистической психологии. Исследования. В 1920-1930-е гг. в созданной ею Венской школе возрастной психологии проводила исследования по широкому кругу вопросов детской психологии. В качестве сотрудников и учеников вместе с Ш. Бюлер работали Э. Френкель, Э. Брунсвик, П. Гофштеттер и др. Изучала периодизацию, социальное поведение, уровень психического развития ребенка, для диагностики которого ввела — вместо «коэффициента интеллекта» — понятие «коэффициент развития».

В созданной на основе этих исследований периодизации жизненного пути личности главным мотивом признавалась потребность личности в самоосуществлении. В человеческой жизни она выделяла четыре основные тенденции: удовлетворение жизненных потребностей, адаптивное самоограничение (адаптация к условиям среды), творческая экспансия, установление внутренней гармонии «Я» (стремление к внутреннему порядку). На основе реализации потребности к самоопределению ею были выделены фазы жизни: первая фаза (до 15 лет), когда еще нет самоопределения, характеризуется низким уровнем самосознания, это — жизнь настоящим, не будущим; вторая фаза (до 20), когда самоопределение имеет диффузный характер, происходят пробы в различных областях трудовой деятельности и поиск спутника жизни; третья фаза (до 40), когда происходит спецификация самоопределения в конкретных жизненных целях, находится призвание или постоянное дело; четвертая фаза (до 65), когда самоопределение прекращается, характеризуется подведением итогов профессиональной н семейной жизни, это — начало биологического спада; пятая фаза (после 65-70), отказ от преследования целей, попытка осмыслить собственное существование, остается жизнь лишь в воспоминаниях. Ш. Бюлер принадлежит психологическое объяснение переходного возраста, в котором созревание половой функции рассматривалось как основной процесс, предопределяющий все остальные стороны возрастного развития этой стадии. С 1940 г., в американский период своей деятельности, работала в русле гуманистической психологии.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 85.


Сочинения:

Uber die Prozesse der Satzbildung // Zeitschrift fur Psychologie. Bd. 81, 1919; Der inenschliche Lebenslauf. Jena: Fischer, 1933.

Литература:

Логинова H. А. Шарлота Бюлер — представитель гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1980. № 1; Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. / Пер. с фр М.: Мир, 1992. Т. 2; III. Бюлер// Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС