Бугаев Николай Васильевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бугаев Николай Васильевич

1837-1903

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Николай Васильевич Бугаев

Бугаев Николай Васильевич (2[14].09.1837—29.05.[11.06].1902), математик, философ. Родился в уездном г. Душете Тифлисской губ. Окончил физико-математический факультет Московского университета. Продолжил учебу в Николаевском инженерном училище. Два с половиной года находился в заграничной командировке для приготовления к профессорскому званию. С 1867 года — профессор математики Московского университета. В 1886—1891 годы — декан физико-математического факультета. Один из основателей Московского математического общества; в рамках этого общества сформировалась Московская философско-математическая школа, главой которой был Бугаев. Развивал вместе с другими русскими математиками учение о так называемых «прерывных функциях» («аритмологию»). «Прерывные» функции отличны от всех реальных (или чисто математических) связей, где царит непрерывность и сплошность — и это должно быть поставлено в связь с тем, что «прерывность» имеет всегда место там, где появляется «индивидуальное» бытие, как таковое. «Истины анализа, — писал Бугаев, — отличаются общностью и универсальностью, а истины аритмологии носят на себе печать своеобразной индивидуальности». Бугаев защищал умеренный индетерминизм; «в мире господствует не одна достоверность, — утверждал он, — но в нем имеет силу также и вероятность». Бугаев поэтому, исходя из своих математических идей, защищал «свободу воли».

Наиболее интересные построения Бугаева касаются онтологии — в частности, учения о монадах. «Монада есть живая единица, живой элемент, — она есть самостоятельный и самодеятельный индивидуум». Существуют, по Бугаеву, монады «различных порядков», существуют «сложные монады» (в которых возникает новое единство, новая индивидуальность). В сложных монадах вырабатываются условия их совместности — и простейшей формой такого их «общежития» являются — по Бугаеву — физические законы природы. Это в высшей степени оригинальное воззрение Бугаева позволяет ему, с одной стороны, связывать явления природы и явления социальной жизни, а с др. стороны, позволяет распространять на все мировое целое моральные принципы. «Мир, — говорит Бугаев, — не остается всегда “равным самому себе”, он постоянно усовершенствуется и улучшается». По его учению, прошлое не исчезает, а накопляется, а поэтому любая монада и весь мир все больше и больше совершенствуются. Совершенствование состоит в росте сложности духовной жизни и развитии мировой гармонии. «Основа жизни и деятельности монады — этическая: совершенствоваться и совершенствовать других». Деятельность монад имеет конечной целью «преобразовать мир» и «превратить его в художественное здание».

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

БУГАЕВ Николай Васильевич [14 (26) сентября 1837, Душет Тифлисской губ. — 29 мая (12 июня) 1903, Москва] — русский математик и философ. Отец Андрея Белого. Окончил физико-математический факультет Московского университета (1859). Доктор физико-математических наук (1886); экстраординарный (1867) и ординарный (1869) профессор Московского университета. Член-корреспондент императорской Академии наук (1897). Один из основателей Московского математического общества, с 1891 — его президент. Член Московского психологического общества и член редколлегии журн. «Вопросы философии и психологии»; основатель Московской философско-математической школы.

Математические интересы Бугаева лежали в области теории чисел и разрывных функций. На их основе он создал оригинальное учение — аритмологию. В центре внимания Бугаева было противопоставление аритмологии — теории разрывности как мировоззренческого принципа и аналитического миросозерцания, связанного с непрерывностью. В аритмологии он пытается найти универсальные понятия и законы, действующие во всех областях знания. В сфере собственно философии аритмология преломляется в монадологию. В учение Лейбница о монадах Бугаев вносит оригинальные положения: монады разных порядков и сложные монады. Порядок монады вносит разрывы в Лейбницев непрерывный процесс внутримонадных изменений, а двойные (диады), тройные (триады) и т. д. монады аритмологически: варьируют тип соединения монад. В отличие от Лейбницевых взаимонепроницаемых монад, у Бугаева монады вступают во взаимные отношения, которые могут быть только отношениями любви. Бугаев рисует оптимистическую картину совершенствования монад, конечная цель которого, с одной стороны, поднять психическое содержание монады до психического содержания целого мира, а с другой — целый мир сделать монадою. Иерархия монад завершается Безусловным.

С. М. Половинкин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 319.

Бугаев Николай Васильевич (14(26),09.1837, Душет Тифлисской губ. - 29.05(10.06). 1903, Москва) - математик и философ, проф. математики, декан физико-математического ф-та Московского ун-та, отец А. Белого. Как математик Бугаев известен учением о «прерывных функциях» (аритмология), имеющем значение и для философии. Математику он разделяет на теорию непрерывных и теорию прерывных функций (математический анализ и аритмологию). Прерывность, по его мнению, обнаруживается там, где появляется самостоятельная индивидуальность, возникает вопрос о целесообразности, где появляется эстетическая и этическая задачи. Аритмологический подход, писал он, доказывает, что «добро и зло, красота, справедливость и свобода не суть только иллюзия, созданная воображением человека», но что «корни их лежат в самой сущности вещей» (Математика и научно-философское миросозерцание. М., 1899. С. 16-17). Идеи аритмологии Бугаева развивали математики Некрасов, В. Г. Алексеев, Флоренский. Бугаев является автором оригинального варианта эволюционной монадологии, отличающегося, как он считал, от монадологии Лейбница и теорий совр. монизма «многими существенными особенностями». Под монадой Бугаев понимал самостоятельный и самодеятельный индивидуум, как нечто неизменное, неразложимое, обладающее потенциальным психическим содержанием. Жизнь монады есть ряд причинных и целесообразных изменений в ее организации. Примерами монад различных порядков являются человек, человечество, государство (социальная монада), клетка (биологическая монада), атом (физическая монада). Порядок монад вверх и вниз простирается до бесконечности. Монады вступают во взаимные отношения друг с другом, образуя сложные монады и подчиняясь при этом двум законам: закону монадологической косности (инерции) и закону монадологической солидарности. Первый из них означает, что монада не может собственной деятельностью вне отношения к другим монадам изменить всего своего психического содержания, второй выражает тот аспект, что монады развиваются некоторыми сторонами своего бытия, только вступая в соотношения с другими монадами. Монады сохраняют и «капитализируют» (накапливают) как свое прошлое, так и прошлое связанного с ними комплекса монад. Сложная монада распадается, но не исчезает, продолжая свое существование в центральной монаде данного комплекса. Благодаря этом закону в мире увеличивается психическое содержание и энергия. Что принадлежит одной монаде, то потенциально принадлежит и другим. Основа жизни и деятельности монады - этическая: совершенствоваться и совершенствовать др. монады. Движущая сила этого процесса - любовь. Конечная цель деятельности монады - снять различие между нею и миром как совокупностью всех монад. Человек с точки зрения эволюционной монадологии есть, с одной стороны, индивид, с другой - социальная система монад, связанная не только органическим единством, но и единством идеальных целей и идеальных задач. Его конкретный образ есть не случайное собрание атомов, а проникнутое духом художественное здание. Человек есть живой храм, в к-ром деятельно осуществляются высшие цели и главные задачи мировой жизни.

В. В. Ванчугов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 73-74.

Сочинения: Математика и научно-философское воззрение: Речь, прочитанная в психологическом обществе 17 октября 1898 года. М., 1899; Основные начала эволюционной монадологии // Вопросы философии и психологии. 1893. Кн. 17; К вопросу о свободе юли // Труды Московского психологического общества. М., 1889. Т. 3.

Литература: Некрасов П. А, Московская философско-математическая школа и ее основатели. М., 1904; Лопатин Л. М. Философское мировоззрение Н. В. Бугаева // Лапатин Л. М. Философские характеристики и речи. М., 1995; Годин А. Е. Развитие идей Московской философско-математической школы. 2-е изд. М., 2006.; Половинкин С. М. Философский контекст Московский философско-математической школы // София: Альманах. Вып. 1, 2005.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник ХРОНОСа). 

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

О свободе воли. М., 1889;

Основные начала эволюционной монадологии. — «Вопросы философии и психологик», 1893, № 17;

Математика и научно-философское миросозерцание. — Там же, 1898, № 45.

К теории функциональных уравнений. М., 1878;

Литература:

Некрасов П. Л. Московская философско-математическая школа и ее основатели. М., 1904,

Алексеев В. Г. Н. В. Бугаев и проблемы идеализма Московской математической школы. Юрьев, 1905;

Лопатин Л. М. Философское мировоззрение Н. В. Бугаева. — Он же. Философские характеристики и речи. М., 1995.

Годин А. Е. Развитие идей Московской философско-математической школы. 2-е изд. М., 2006.;

Половинкин С. М. Философский контекст Московский философско-математической школы // София: Альманах. Вып. 1, 2005.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС