Бонифаций VIII, Бенедетто Каэтани
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бонифаций VIII, Бенедетто Каэтани

1235-1303

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Бонифаций VIII

Фото с сайта http://monarchy.nm.ru/

Бонифаций VIII. (Бенедетто Каэтани), 1294.ХII.24 — 1303.Х.11

Бонифаций VIII (Bonifacius VIII) (ок. 1235-1303), римский папа с 1294. Притязал на верховенство над светскими государями. Потерпел поражение в борьбе с французским королем Филиппом IV. Ввел в 1300 празднование юбилейных годов.

+ + +

Бонифаций VIII (Bonifacius), в миру - Бенедетто Каэтани (Benedetto Caetani) (ок. 1235-11. Х. 1303), - римский папа с 1294 года, один из наиболее крупных представителей папской теократии. Для обоснования попыток установления политического господства над светской властью Бонифаций VIII использовал теорию о "двух мечах" (светском и духовном), якобы вверенных богом папе (булла Б. VIII "Unam sanctam", 1302). Стремился расширить круг гос-в и областей, находившихся в непосредственной зависимости от папы. Реакционные притязания Бонифация VIII мешали складыванию централизованных государств в Европе. В столкновении с французским королем Филиппом IV Красивым, начавшемся с издания Бонифацием VIII буллы "Clericis laicos" (1296), Бонифаций VIII потерпел поражение, сыгравшее решающую роль в установлении прямой зависимости папства от французских королей в период так называемого Авиньонского пленения пап. Ввел празднование юбилейных лет (впервые 1300 год).

Я. Я. Лернер. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.


Бонифаций VIII  (Бенедетто Каэтани) (ок. 1235, Ананьи, Италия — 11.10.1303, Рим) — папа Римский (24.12.1294—11.10.1303), правовед, один из наиболее последовательных защитников папской теократии. Происходил из влиятельной и богатой семьи. Закончил факультет права в Болонском университете, затем продолжил учебу в Париже. В 1260 году стал каноником. По возвращении в Рим был назначен адвокатом и нотариусом при Римской курии, ему поручали важные дипломатические миссии во Франции (1264), в Англии (1265). Вскоре стал заметной фигурой в Римской курии: в 1281 году папа Мартин IV возвел его в ранг кардинала-диакона, в 1291 году папа Николай IV — в ранг кардинала-пресвитера. В это же время назначенный папским легатом, он принимал участие в урегулировании конфликта внутри Парижского университета, в переговорах между Францией и Англией, способствовал примирению Франции с королем Альфонсо Арагонским. После отречения папы римского Целестина V был избран на папский престол (в Неаполе) при поддержке короля Карла II Анжуйского. Однако часть духовенства законность этих выборов поставила под сомнение. В ответ по приказу Бонифация Целестин V был заключен в тюрьму, где вскоре умер при невыясненных обстоятельствах. Поскольку эти действия вызвали недовольство влиятельного семейства Колонна, папа объявил им войну, отлучил от церкви, конфисковал имущество и разрушил оплот — город Палестрину.

Своей главной целью Бонифаций считал утверждение папской теократии в новых условиях формирования национальных государств, претендовавших на расширение королевских прерогатив и прав в церковной сфере (сокращение церковной юрисдикции в пользу светской, раздача бенефициев и назначение иерархов местных церквей королем). Бонифаций пытался претворить в жизнь идеи о верховенстве духовной власти над светской в духе блаженного Августина (политический августинизм), пап римских Григория VII и Иннокентия III. С этой целью он окружил себя знатью, ввел пышный этикет в курии, всеми силами стараясь вернуть папскому престолу прежнее величие и сохранить единство христианского мира. Для усиления власти папства Бонифаций превратил прежний налог на организацию крестового похода в постоянный (десятину). Желая утвердить верховенство папы, Бонифаций признал избрание герман­ским королем Альбрехта I Габсбурга Австрийского (1298), при условии его отказа от императорских прав в пользу папства. Для демонстрации величия папской власти и пополнения казны Бонифаций ввел празднование юбилейного года (annus sanctus) и установил, что подобные юбилейные годы будут отмечаться каждые 100 лет (булла от 22.02.1300 года). С небывалой пышностью был отпразднован в Риме «святой» 1300 год при стечении тысяч паломников, которым было обещано отпущение грехов (индульгенция), что существенно пополнило папскую казну. На торжествах Бонифаций появлялся поочередно в одеянии понтифика и императора.

Бескомпромиссная и жесткая позиция Бонифация спровоцировала конфликт с Францией, где ускоренными темпами формировалась сильная королевская власть. Конфликт Бонифация с Филиппом IV Красивым стал знаком наступления новой эпохи внутри католического мира и имел идеологический характер. Драматизм этому конфликту придавало то обстоятельство, что будущий папа учился в Париже и долгое время жил во Франции, с первых же шагов на церковном поприще всячески поддерживал Францию в ее внутренней и внешней политике, восхищался благочестием короля и его заботами о реформировании страны, считая ее опорой папского престола. Своим избранием, всегда вызывавшим подозрения, Бонифаций также был обязан поддержке Франции.

Однако ввиду двух параллельно усиливающихся властей — королевской власти во Франции и папской власти — конфликт между ними представлялся неизбежным. Филипп IV Красивый, чьим наставником стал Эгидий Римский из клана Колонна, враждебного Бонифацию, проводил в жизнь идеи сакральности королевской власти (королевский культ) и подчинения ей всех подданных королевства. Усиление прерогатив монарха превращало его в единого главу судопроизводства и финансов в королевстве. Король представлял себя уже и главой духовенства Франции. Филипп IV был хорошо образован, смел и решителен, окружен опытными знатоками права (легистами и канонистами), вооружавшими его нужными теориями и аргументами. Наконец, остроте конфликта способствовали и характеры обоих участников: нетерпимость, неуступчивость и сознание собственной правоты.

Поводом для конфликта явился чрезвычайный налог, введенный в 1296 году королем в связи с начавшейся войной с Англией. На этот раз обложению было подвергнуто и духовенство, часть которого (прежде всего цистерцианцы) обратилась за защитой к папе. Бонифаций в булле «Clericos laicos» (24 февраля 1296 года) объявил о том, что светская власть не имеет права облагать налогами духовенство, к тому же без согласия папы римского. В ответ Филипп IV запретил вывоз из страны золота и серебра, что резко сократило поступления в папскую казну, поскольку Франция являлась самым крупным королевством. На это буллой «Ineffabilis amor» (20 сентября 1296 года) Бонифаций открыто заявил о верховенстве духовной власти над светской. Однако ни одна из сторон не была готова продолжать противостояние, и дело закончилось компромиссом: король Франции снял запрет на вывоз денег за пределы страны, а Бонифаций в серии булл признал обязанность духовенства платить налоги в строго определенных случаях — за земельные держания от короны и за выкуп короля или его детей из плена; а королю дал право взимать с духовенства налоги для защиты королевства от внешней угрозы (сроком на три года) с согласия понтифика. Знаком примирения Бонифация с Филиппом Красивым стала канонизация его деда — короля Людовика IX Святого (подготовка длилась несколько лет) буллой от 6 августа 1297 года.

Возобновление конфликта спровоцировали действия папского легата Бернара Сессе, епископа Памье, посланного во Францию для разбора жалоб духовенства на короля. Легат позволил себе публично нелицеприятно отозваться о короле. Все это было расценено как подстрекатель­ство, к тому же личность легата, выходца из Лангедока и противника включения этого региона в состав Французского королевства, вызывала подозрения. Весной 1301 года он был арестован в Риме и привезен во Францию, его имущество конфисковано, начато расследование его действий в Лангедоке, подтвердившее позднее все подозрения, а к Бонифацию был отправлен канцлер Франции Пьер Флот с целью добиться снятия с легата статуса неприкосновенности для начала суда над ним. Однако Бонифаций, не признавая судебной власти мирян над клириками, потребовал освобождения Сессе и возвращения ему конфискованного имущества. В итоге папа объявил открытую войну королю Франции во имя сохранения свобод и авторитета церкви. Он обвинил Филиппа Красивого в дурном правлении и выпуске порченой монеты. Буллой «Ausculta fili» (5 декабря 1301 года) он отменил дарованное ранее право собирать налоги с духовенства на войну и провозгласил свою власть верховной над всеми светскими и духовными властями. Из этого вытекало, что король Франции — в сфере папской юрисдикции. Б. обратился к прелатам, капитулам и докторам всех факультетов Французского королевства с требованием собрать в Риме в день Всех святых (1 ноября 1302 года) собор церкви Франции для защиты свобод духовенства, реформ в королевстве и вразумления короля Филиппа IV, который также приглашался на собор для оправданий.

Однако во Франции большинство поддержало действия короля. На созванном специально по этому вопросу первом собрании представителей трех сословий королевства — Генеральных штатах (10 апреля 1302 года) при воздержавшемся духовенстве (оно признало власть короля, но только в мирских делах) рыцари и горожане высказались в пользу короля. Последний вновь запретил вывоз денег из страны, а распределение церковных бенефициев в королевстве оставил в ведении своих должностных лиц. В ответ Бонифаций пригрозил всем, кто не приедет в Рим, санкциями, а королю Франции — отлучением от церкви и даже смещением с трона.

Несмотря на запрет короля, более половины прелатов (39 французских епископов) прибыли на собор. Кульминацией его явилась булла «Unam Sanctam» (18 декабря 1302 года), где в предельно законченной форме была сформулирована теория папской супрематии. Опираясь на учение о «двух мечах», Бонифаций построил теорию о соединении в руках церкви — как единой главы — власти духовной и светской, о подчинении и подсудности папе Римскому, викарию Бога, всякой власти на земле.

В ответ Франция перешла в наступление: на собрании Штатов 12 марта 1303 года легист Гийом де Ногаре обвинил Бонифация в ереси, симонии, непотизме, узурпации и призвал собравшихся защитить католическую церковь от недостойного папы путем созыва Вселенского собора для его смещения и выбора нового понтифика. После долгих переговоров и обмена письмами, перед лицом угрозы отлучения короля от церкви и наложения интердикта на Французское королевство новое собрание представителей трех сословий 13 июня 1303 года выслушало 29 пунктов обвинения папы, представленных Гийомом де Плезианом, одобрило позицию королевской власти и присоединилось к призыву созвать Вселенский собор. За это решение проголосовали свыше 700 французских прелатов, капитулов, баронов и городских коммун, которым был разослан текст обвинений. Французское духовенство склонялось к идее изначальной самостоятельности церкви во Франции и независимости французского короля от папы, который его не коронует (галликанство). Внутри католической церкви против Бонифация выступали спиритуалы, осуждавшие роскошь папской курии и вмешательство папы в мирские дела, за что они подверглись с его стороны гонениям, а также целестинцы, обвинявшие Бонифация в незаконном смещении и отравлении предшественника. На стороне Франции выступил и клан Колонна.

С целью сообщить Бонифацию о созываемом соборе Гийом де Ногаре прибыл в город Ананьи, где находился в то время папа, готовивший коалицию против Франции. Бонифаций к тому времени запретил французским университетам присваивать ученые степени, капитулам — выбирать своих глав, освободил подданных королевства от клятвы верности королю Франции. Ситуация обострилась в связи с тем, что городе Ананьи в этот момент перешел в руки противников Бонифация, его замок окружили войска сторонников Колонна. В ночь с 6 на 7 сентября 1303 года разыгралась трагедия. Взломав ворота замка, воины ворвались внутрь. Бонифаций встретил врагов в парадном облачении понтифика, восседая на троне. Несмотря на атрибуты священной власти, его подвергли оскорблениям и угрозам: легенда приписывает Шиарра Колонне пощечину, нанесенную в сердцах папе, хранившему молчание в ответ на призывы отречься от престола. Присутствовавший при этом Ногаре, видимо, пытался уберечь Бонифация от прямого насилия, но папа обрушился на него с оскорблениями. Насилу освобожденный жителями Ананьи Бонифаций отправился в Рим, но, опасаясь отравления, ничего не ел. Получив на почве нервного потрясения лихорадку и жар, он через месяц умер.

Поражение Бонифация в столкновении с королем Франции имело последствиями так называемое Авиньонское пленение пап, папскую схизму и соборное движение. Оно знаменовало изменения во взаимоотношениях папской курии со светскими монархами в условиях складывания централизованных национальных государств и нанесло серьезный удар идее о верховенстве папства.

Бонифаций был покровителем наук и искусств. Он приглашал в Рим художников (например, Джотто), основал римский университет Сапиенца. Бонифаций слыл одним из лучших канонистов эпохи. Под его руководством была проведена работа по кодификации и унификации канонического права Liber Sextus, результатом которой стал новый сборник канонов, вошедший в Corpus juris canonici.

С. К. Цатурова.

Цитируется по из.: Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016, с. 125-128.

Литература:

Хачатурян Н. А. Возникновение Генеральных штатов во Франции. М., 1976; Bonifacio VIII: ideologia e azione politica: Atti del convengo organizzato nell’ambito delle celebrazioni per il VII centenario della morte’ Citta del Vaticano-Roma, 26—28 aprile 2004. Roma, 2006; Briguglia G. Filippo il Bello e Bonifacio VIII: scritti politici di una disputa. Bergamo, 2002; Dease T. R. S. Boniface VIII. London, 1933; Digart G. Philippe le Bel et le St-Siège de 1285 à 1304. 2 vols. Liège, 1936; Favier J. Philippe le Bel. Paris, 1978; I poteri universali e la fondazione dello Studium urbis: il pontefico Bonifacio VIII dalla Unam Sanctam allo schiaffo di Anagni // Atti del convegno di studi Roma-Anagni. 2003. 9—10 maggio. Bologna, 2008; Levis-Mirepoix P. L’attentat d’Anagni. Paris, 1969; Paravicini Bagliani A. Boniface VIII: un pape hérétique? Paris, 2003; Rocquain F. La papauté au Moyen âge: Nicolas I, Grégoire VII, Innocent III, Boniface VIII: études sur le pouvoir pontifical. Paris, 1881; Schmidt T. Libri rationum camerae Bonifatii papae VIII. Roma, 1984; Idem. Der Bonifaz-Prozess: Verfahren der Papstanklage in der Zeit BonifazʼVIII. Und Clemens V. Köln, 1989; Sibilia S. Bonifacio VIII. Roma, 1949; Vigor S. Histoire du différand entre le pape Boniface et Philippe le Bel / éd. et transl. P. Dupuy. Paris, 1655.


Бонифаций VIII, Папа Римский (Bonifacius Octavus). Мирское имя: Бенедетто Каэтани. Происхождение: Ананьи (Италия). Годы жизни: ок. 1235 - 11 октября 1303. Годы понтификата: 24 декабря 1294 - 11 октября 1303. Отец: Роффредо Каэтани. Мать: Эмилия Патрассо.

Бенедетто Каэтани происходил из знатного испанского семейства, перебравшегося в Италию. Его предки первоначально поселились в Гаэте (от названия этого города произошла их фамилия), а затем в Ананьи. Бенедетто изучал каноническое и гражданское право в Тоди, Сполето и Париже. Примерно в 1265 г. он вошел в свиту кардинала Оттобуоно Фиески (Адриана V), но сам начал служить в курии лишь с 1276 г. в качестве адвоката консистории и апостольского нотариуса. За короткое время Каэтани приобрел в курии значительное влияние. В 1281 г. Мартин IV сделал его кардинал-дьяконом, а десять лет спустя Николай IV - кардинал-священником свв. Сильвестра и Мартина в Монти.
После смерти Николая IV папой неожиданно был избран праведный, но простодушный и неопытный в делах монах-отшельник Пьетро да Морроне. Несколько месяцев спустя он понял, что бремя папской власти для него слишком тяжело и 13 декабря 1294 г. отказался от тиары. Кардинал Каэтани как крупнейший знаток церковного права признал за папой право на отречение. Девять дней спустя он сам был избран папой, взяв имя Бонифаций VIII.
Первым делом Бонифаций отменил все постановления предшественника, включая привилегии и назначения на должности, который Целестин V по простоте душевной раздавал щедрой рукой. После этого папа поспешил покинуть негостеприимный Неаполь и перебрался в Рим, где 23 января 1295 г. состоялись церемонии посвящения и коронации. Опасаясь, что противники смогут использовать бывшего папу в корыстных целях, Бонифаций приказал найти и арестовать старика, после чего заточил в замке Фумоне, где Пьетро да Морроне умер через несколько месяцев. Несомненно, условия содержания старца были крайне суровыми, однако слухи о том, что он был убит по приказу Бонифация, не соответствуют действительности.
Заняв Святой Престол, Бонифаций первым делом занялся сицилийской проблемой. На корону островного королевства претендовали Карл II Неаполитанский, наследник Анжуйской династии, и Хайме II Арагонский, женатый на Констанции Гогенштауфен. Унаследовав арагонскую корону, в 1291 г. Хайме согласился уступить Сицилию Карлу в обмен на дочь Бланку и 70 тысяч фунтов серебра в качестве приданного. 21 июня 1295 г. папа как сеньор Сицилии ратифицировал это соглашение, однако сицилийцы, помня о тираническом правлении Карла Анжуйского, отказались принимать короля-француза и предложили трон Федериго, младшему брату Хайме. В 1296 г. он был коронован в Палермо. После неудачной попытки отговорить Федериго от трона, Бонифаций отлучил его от церкви и наложил на остров интердикт. Наказание, однако, не произвело на Федериго никакого впечатления, и Бонифацию пришлось применить против него силу. Хайме как капитан-генерал церкви был вынужден воевать против собственного брата. В 1302 г. при посредничестве Карла Валуа был заключен мир. Папа признал Федериго королем Сицилии и вассалом Святого Престола при условии, что после его смерти корона перейдет к Карлу Неаполитанскому.
Не меньшую озабоченность у Бонифация вызывало положение на севере Италии, где шла ожесточенная война между двумя республиками, Венецией и Генуей. Папе был нужен мир между двумя могущественными морскими державами для организации крестового похода. Однако его попытки достичь перемирия в 1296 г. закончились неудачей. Впрочем, через три года война прекратилась сама собой ввиду полного истощения сторон.
Еще хуже обстояли жена во Флоренции, раздираемой гражданской войной между двумя партиями, "бьянки" ("белыми", гибеллинами) и "нери" ("черными", гвельфами). Бессильный решить спор миром, папа призвал на помощь Карла Валуа, которого сделал капитан-генералом церкви и назначил губернатором Тосканы. 1 ноября 1301 г. Карл вошел в город, но начал действовать не как миротворец, а как безжалостный разрушитель, за пять месяцев правления изгнав из Флоренции главарей обеих партий.
События на севере и юге Италии развивались на фоне внутриримских проблем. Бонифаций отчаянно боролся с кардиналами Джакопо и Пьетро Колонна, присвоивших огромные семейные богатства в ущерб остальным наследникам. Кроме того, дядя и племянник поддерживали отношения с арагонцами во время сицилийского конфликта. 4 мая 1297 г. Бонифаций вызвал кардиналов к себе и потребовал вернуть золото и серебро, украденное Стефано Колонна у племянника папы Пьетро Каэтани, выдать грабителя папскому правосудию и сдать папскому войску семейные крепости в Палестрине. После того как кардиналы Колонна отказались выполнять два последних условия, папа специальной буллой лишил их сана. В ответ кардиналы выпустили манифест, в котором объявили избрание Бонифация незаконным и потребовали созыва нового конклава. Разгневанный папа отлучил смутьянов от церкви, и они были вынуждены укрыться в своих родовых имениях. Бонифаций начал подготовку к войне. Командование войском он поручил Ландольфо Колонна, брату Джакопо. К сентябрю 1298 г. последняя цитадель мятежников, Палестрина, была взята. Бывшие кардиналы были доставлены в Риети в простых рясах, с веревкой на шее, и, валяясь в ногах у Бонифация, вымаливали у него прощение. Папа помиловал бунтовщиков, но отказался вернуть их состояние. Крепость в Палестрине была разрушена, а земля на ее месте перепахана и посыпана солью. Позже там возник новый город Читта-Папале. Неугомонные Колонна вскоре подняли новое восстание, с легкостью подавленное папой. На это раз он отлучил мятежников от церкви, а остатки их имущества конфисковал и раздал родственникам, обиженным при дележе наследства. Одна часть представителей разгромленной партии была вынуждена бежать во Францию, а другая укрылась на Сицилии.
Политическое влияние Бонифация распространялось далеко за пределы Апеннинского полуострова. После смерти короля Рудольфа в Германии в 1291 г. возник кризис престолонаследия. Его сын Альбрехт провозгласил себя королем, но князья остановили свой выбор на Адольфе Нассау. Оба претендента искали поддержки Святого Престола, однако Бонифаций долгое время сохранял нейтралитет. Лишь после того как в битве при Гелльхейме в 1302 г. Альбрехт разбил противника, папа одобрил его выбор. Альбрехт пообещал не назначать своих священников в Тоскане и Ломбардии и поклялся защищать римскую церковь против ее врагов. Бонифаций отстаивал право Шотландии на независимость, для чего направил соответствующее послание Эдуарду I Английскому. Однако тот отказался признавать папский сюзеренитет над Шотландией.
Еще более серьезный конфликт возник у Бонифация с Филиппом IV Французским. Тот вел войну с Англией за счет дополнительных поборов с церкви. В прошлом папы часто санкционировали такие поборы, при условии, что деньги пойдут на подготовку к крестовым походам, но в этот раз они тратились на чисто светскую войну. В 1296 г. Бонифаций издал буллу, запрещающую светским князьям собирать дополнительные налоги с духовенства без санкции Апостольского престола. В ответ разгневанный Филипп запретил вывоз из королевства золота, драгоценностей, оружия и продовольствия. Эти меры резко ударили по папскому престолу, получавшему основную часть доходов именно из Франции. Испуганный Бонифаций в течение 1297 г. всячески пытался задобрить Филиппа, дав священникам право делать добровольные пожертвования на нужды государства и канонизировав короля Людовика IX. Вскоре Филипп отменил запрет, а в 1298 г. при посредничестве папы заключил двухлетнее перемирие с Англией. Однако он продолжил финансовое притеснение церкви и беззастенчиво пользовался королевской привилегией права сбора доходов с епархий. К тому же он приютил у себя беглых мятежников Колонна, подстрекавших его к свержению папы.
В 1300 г. Бонифаций запланировал пышно отметить юбилей Римской церкви. Празднества начались торжественным богослужением 29 июня в день свв. Петра и Павла. В Рим явились 200 тысяч паломников изо всех стран Европы и даже из Азии. Для облегчения их передвижения пришлось прорубить новые ворота в стене Города Льва. Однако среди паломников не было ни одного принца крови. Примерно к этому времени относятся сведения о добавлении второй короны к папской тиаре.
В 1302 г. Бонифаций направил Филиппу буллу "Unam sanctam", в которой четко сформулировал доктрину папизма. Вот основные ее положения: "Есть лишь одна истинная Церковь, и нет спасения вне ее, подобно тому как у тела Христова была лишь одна голова… Главой церкви является папа римский… У церкви есть два меча - духовный и материальный, но оба они - во власти церкви. Вторым следует пользоваться для блага церкви, первым же пользуется сама церковь. Ибо он в руках церкви, а тот - в руке королей и рыцарей, но в подчинении церкви и слушается ее приказа… Во власти должна быть иерархия, и духовная власть должны быть выше светской; первая имеет право устанавливать вторую и судить ее, а тот кто сопротивляется духовной власти, тот сопротивляется Богу… Все люди должны подчиняться папе римскому, если они хотят достигнуть вечного спасения." Филипп вежливо отклонил претензии папы на господство. В ответ Бонифаций отлучил Филиппа от церкви и послал легата Жана Лемуана с приказом всем французским прелатам в течение трех месяцев явиться в Рим. Тем временем Филипп созвал в Париже Генеральные штаты, первый французский парламент. На заседании 12 марта 1303 г. Гийом де Ногаре обратился к королю с призывом "защитить Святую Церковь от узурпатора, взяточника, грабителя и еретика Бонифация". Филипп приказал схватить Лемуана и 13 июня созвал епископов на съезд, на котором торжественно выдвинул против Бонифация обвинения из 29 пунктов, среди которых были ересь, симония, безнравственность, идолопоклонство, чародейство, потеря Святой Земли и убийство Целестина V. В августе 1303 г. в общественной консистории в Ананьи Бонифаций торжественно поклялся, что не совершал ни одного из преступлений, в которых его обвинили. Он отстранил от должностей архиепископов и епископов, поддержавших Филиппа, лишил Парижский университет права предоставлять ученые степени по богословию, каноническому и гражданскому праву и пригрозил Филиппу самыми страшными карами, если тот не раскается. Однако у Филиппа созрел план по силовому решению проблемы. Начиная с апреля 1303 г. Ногаре и Скьярра Колонна собрали в Тоскане армию из двух тысяч наемников. Рано утром 7 сентября войско под французскими знаменами с криками "Да здравствуют король Франции и Колонна!" неожиданно захватило Ананьи. При помощи сообщников заговорщики проникли в папский дворец. Вооруженные солдаты заполнили зал, где сидели папа и пять кардиналов. Остальная часть войска грабила дворец и уничтожала архивы. Бонифаций был спокоен. Он встал с престола в полном епископском облачении, с крестом и ключами св. Петра в руках и заявил Ногаре, что готов умереть во благо веры и церкви. Однако французы не применили к папе никакого насилия, но продержали его три дня во дворце, всячески оскорбляя и унижая. Вскоре жители Ананьи устыдились того, что в их городе может случиться великий позор - смерть папы от рук захватчиков. Они изгнали французов и препоручили Бонифация заботам кардинала Орсини, который отвез убитого горем понтифика в Рим. Перед отъездом папа даже простил нескольких мародеров. Однако нанесенное ему оскорбление было столь тяжело, что Бонифаций занемог, впал в меланхолию и через месяц умер от лихорадки.

Использованы материалы сайта http://monarchy.nm.ru/


Далее читайте:

История папства  (хронологическая таблица).

Папы римские (по векам в хронологическом порядке): | I-IVV-IXX-XIVXV-XIXXIX-XXI

Ордена монашеские и ереси (католические)

Источники:

Les Régistres de Boniface VIII, par G. Digard, M. Faucon, A. Thomas et R. Fautier, fasc. 1-16, P., 1884-1936;

Quellen und Untersuchungen zur Geschichte der vatikanischen Hof-und Finanzverwaltung unter Bonifatius VIII, Rom, 1939.

Литература:

Digard G., Pnilippe le Bel et le Saint-Siège de 1285 а 1304, t. 1-2, (Liège), 1936.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС