Бонифаций VIII, Бенедетто Каэтани |
|
1235-1303 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Бонифаций VIII
Фото с сайта http://monarchy.nm.ru/ Бонифаций VIII. (Бенедетто Каэтани), 1294.ХII.24 — 1303.Х.11 Бонифаций VIII (Bonifacius VIII) (ок. 1235-1303), римский папа с 1294. Притязал на верховенство над светскими государями. Потерпел поражение в борьбе с французским королем Филиппом IV. Ввел в 1300 празднование юбилейных годов. + + + Бонифаций VIII (Bonifacius), в миру - Бенедетто Каэтани (Benedetto Caetani) (ок. 1235-11. Х. 1303), - римский папа с 1294 года, один из наиболее крупных представителей папской теократии. Для обоснования попыток установления политического господства над светской властью Бонифаций VIII использовал теорию о "двух мечах" (светском и духовном), якобы вверенных богом папе (булла Б. VIII "Unam sanctam", 1302). Стремился расширить круг гос-в и областей, находившихся в непосредственной зависимости от папы. Реакционные притязания Бонифация VIII мешали складыванию централизованных государств в Европе. В столкновении с французским королем Филиппом IV Красивым, начавшемся с издания Бонифацием VIII буллы "Clericis laicos" (1296), Бонифаций VIII потерпел поражение, сыгравшее решающую роль в установлении прямой зависимости папства от французских королей в период так называемого Авиньонского пленения пап. Ввел празднование юбилейных лет (впервые 1300 год). Я. Я. Лернер. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962. Бонифаций VIII (Бенедетто Каэтани) (ок. 1235, Ананьи, Италия — 11.10.1303, Рим) — папа Римский (24.12.1294—11.10.1303), правовед, один из наиболее последовательных защитников папской теократии. Происходил из влиятельной и богатой семьи. Закончил факультет права в Болонском университете, затем продолжил учебу в Париже. В 1260 году стал каноником. По возвращении в Рим был назначен адвокатом и нотариусом при Римской курии, ему поручали важные дипломатические миссии во Франции (1264), в Англии (1265). Вскоре стал заметной фигурой в Римской курии: в 1281 году папа Мартин IV возвел его в ранг кардинала-диакона, в 1291 году папа Николай IV — в ранг кардинала-пресвитера. В это же время назначенный папским легатом, он принимал участие в урегулировании конфликта внутри Парижского университета, в переговорах между Францией и Англией, способствовал примирению Франции с королем Альфонсо Арагонским. После отречения папы римского Целестина V был избран на папский престол (в Неаполе) при поддержке короля Карла II Анжуйского. Однако часть духовенства законность этих выборов поставила под сомнение. В ответ по приказу Бонифация Целестин V был заключен в тюрьму, где вскоре умер при невыясненных обстоятельствах. Поскольку эти действия вызвали недовольство влиятельного семейства Колонна, папа объявил им войну, отлучил от церкви, конфисковал имущество и разрушил оплот — город Палестрину. Своей главной целью Бонифаций считал утверждение папской теократии в новых условиях формирования национальных государств, претендовавших на расширение королевских прерогатив и прав в церковной сфере (сокращение церковной юрисдикции в пользу светской, раздача бенефициев и назначение иерархов местных церквей королем). Бонифаций пытался претворить в жизнь идеи о верховенстве духовной власти над светской в духе блаженного Августина (политический августинизм), пап римских Григория VII и Иннокентия III. С этой целью он окружил себя знатью, ввел пышный этикет в курии, всеми силами стараясь вернуть папскому престолу прежнее величие и сохранить единство христианского мира. Для усиления власти папства Бонифаций превратил прежний налог на организацию крестового похода в постоянный (десятину). Желая утвердить верховенство папы, Бонифаций признал избрание германским королем Альбрехта I Габсбурга Австрийского (1298), при условии его отказа от императорских прав в пользу папства. Для демонстрации величия папской власти и пополнения казны Бонифаций ввел празднование юбилейного года (annus sanctus) и установил, что подобные юбилейные годы будут отмечаться каждые 100 лет (булла от 22.02.1300 года). С небывалой пышностью был отпразднован в Риме «святой» 1300 год при стечении тысяч паломников, которым было обещано отпущение грехов (индульгенция), что существенно пополнило папскую казну. На торжествах Бонифаций появлялся поочередно в одеянии понтифика и императора. Бескомпромиссная и жесткая позиция Бонифация спровоцировала конфликт с Францией, где ускоренными темпами формировалась сильная королевская власть. Конфликт Бонифация с Филиппом IV Красивым стал знаком наступления новой эпохи внутри католического мира и имел идеологический характер. Драматизм этому конфликту придавало то обстоятельство, что будущий папа учился в Париже и долгое время жил во Франции, с первых же шагов на церковном поприще всячески поддерживал Францию в ее внутренней и внешней политике, восхищался благочестием короля и его заботами о реформировании страны, считая ее опорой папского престола. Своим избранием, всегда вызывавшим подозрения, Бонифаций также был обязан поддержке Франции. Однако ввиду двух параллельно усиливающихся властей — королевской власти во Франции и папской власти — конфликт между ними представлялся неизбежным. Филипп IV Красивый, чьим наставником стал Эгидий Римский из клана Колонна, враждебного Бонифацию, проводил в жизнь идеи сакральности королевской власти (королевский культ) и подчинения ей всех подданных королевства. Усиление прерогатив монарха превращало его в единого главу судопроизводства и финансов в королевстве. Король представлял себя уже и главой духовенства Франции. Филипп IV был хорошо образован, смел и решителен, окружен опытными знатоками права (легистами и канонистами), вооружавшими его нужными теориями и аргументами. Наконец, остроте конфликта способствовали и характеры обоих участников: нетерпимость, неуступчивость и сознание собственной правоты. Поводом для конфликта явился чрезвычайный налог, введенный в 1296 году королем в связи с начавшейся войной с Англией. На этот раз обложению было подвергнуто и духовенство, часть которого (прежде всего цистерцианцы) обратилась за защитой к папе. Бонифаций в булле «Clericos laicos» (24 февраля 1296 года) объявил о том, что светская власть не имеет права облагать налогами духовенство, к тому же без согласия папы римского. В ответ Филипп IV запретил вывоз из страны золота и серебра, что резко сократило поступления в папскую казну, поскольку Франция являлась самым крупным королевством. На это буллой «Ineffabilis amor» (20 сентября 1296 года) Бонифаций открыто заявил о верховенстве духовной власти над светской. Однако ни одна из сторон не была готова продолжать противостояние, и дело закончилось компромиссом: король Франции снял запрет на вывоз денег за пределы страны, а Бонифаций в серии булл признал обязанность духовенства платить налоги в строго определенных случаях — за земельные держания от короны и за выкуп короля или его детей из плена; а королю дал право взимать с духовенства налоги для защиты королевства от внешней угрозы (сроком на три года) с согласия понтифика. Знаком примирения Бонифация с Филиппом Красивым стала канонизация его деда — короля Людовика IX Святого (подготовка длилась несколько лет) буллой от 6 августа 1297 года. Возобновление конфликта спровоцировали действия папского легата Бернара Сессе, епископа Памье, посланного во Францию для разбора жалоб духовенства на короля. Легат позволил себе публично нелицеприятно отозваться о короле. Все это было расценено как подстрекательство, к тому же личность легата, выходца из Лангедока и противника включения этого региона в состав Французского королевства, вызывала подозрения. Весной 1301 года он был арестован в Риме и привезен во Францию, его имущество конфисковано, начато расследование его действий в Лангедоке, подтвердившее позднее все подозрения, а к Бонифацию был отправлен канцлер Франции Пьер Флот с целью добиться снятия с легата статуса неприкосновенности для начала суда над ним. Однако Бонифаций, не признавая судебной власти мирян над клириками, потребовал освобождения Сессе и возвращения ему конфискованного имущества. В итоге папа объявил открытую войну королю Франции во имя сохранения свобод и авторитета церкви. Он обвинил Филиппа Красивого в дурном правлении и выпуске порченой монеты. Буллой «Ausculta fili» (5 декабря 1301 года) он отменил дарованное ранее право собирать налоги с духовенства на войну и провозгласил свою власть верховной над всеми светскими и духовными властями. Из этого вытекало, что король Франции — в сфере папской юрисдикции. Б. обратился к прелатам, капитулам и докторам всех факультетов Французского королевства с требованием собрать в Риме в день Всех святых (1 ноября 1302 года) собор церкви Франции для защиты свобод духовенства, реформ в королевстве и вразумления короля Филиппа IV, который также приглашался на собор для оправданий. Однако во Франции большинство поддержало действия короля. На созванном специально по этому вопросу первом собрании представителей трех сословий королевства — Генеральных штатах (10 апреля 1302 года) при воздержавшемся духовенстве (оно признало власть короля, но только в мирских делах) рыцари и горожане высказались в пользу короля. Последний вновь запретил вывоз денег из страны, а распределение церковных бенефициев в королевстве оставил в ведении своих должностных лиц. В ответ Бонифаций пригрозил всем, кто не приедет в Рим, санкциями, а королю Франции — отлучением от церкви и даже смещением с трона. Несмотря на запрет короля, более половины прелатов (39 французских епископов) прибыли на собор. Кульминацией его явилась булла «Unam Sanctam» (18 декабря 1302 года), где в предельно законченной форме была сформулирована теория папской супрематии. Опираясь на учение о «двух мечах», Бонифаций построил теорию о соединении в руках церкви — как единой главы — власти духовной и светской, о подчинении и подсудности папе Римскому, викарию Бога, всякой власти на земле. В ответ Франция перешла в наступление: на собрании Штатов 12 марта 1303 года легист Гийом де Ногаре обвинил Бонифация в ереси, симонии, непотизме, узурпации и призвал собравшихся защитить католическую церковь от недостойного папы путем созыва Вселенского собора для его смещения и выбора нового понтифика. После долгих переговоров и обмена письмами, перед лицом угрозы отлучения короля от церкви и наложения интердикта на Французское королевство новое собрание представителей трех сословий 13 июня 1303 года выслушало 29 пунктов обвинения папы, представленных Гийомом де Плезианом, одобрило позицию королевской власти и присоединилось к призыву созвать Вселенский собор. За это решение проголосовали свыше 700 французских прелатов, капитулов, баронов и городских коммун, которым был разослан текст обвинений. Французское духовенство склонялось к идее изначальной самостоятельности церкви во Франции и независимости французского короля от папы, который его не коронует (галликанство). Внутри католической церкви против Бонифация выступали спиритуалы, осуждавшие роскошь папской курии и вмешательство папы в мирские дела, за что они подверглись с его стороны гонениям, а также целестинцы, обвинявшие Бонифация в незаконном смещении и отравлении предшественника. На стороне Франции выступил и клан Колонна. С целью сообщить Бонифацию о созываемом соборе Гийом де Ногаре прибыл в город Ананьи, где находился в то время папа, готовивший коалицию против Франции. Бонифаций к тому времени запретил французским университетам присваивать ученые степени, капитулам — выбирать своих глав, освободил подданных королевства от клятвы верности королю Франции. Ситуация обострилась в связи с тем, что городе Ананьи в этот момент перешел в руки противников Бонифация, его замок окружили войска сторонников Колонна. В ночь с 6 на 7 сентября 1303 года разыгралась трагедия. Взломав ворота замка, воины ворвались внутрь. Бонифаций встретил врагов в парадном облачении понтифика, восседая на троне. Несмотря на атрибуты священной власти, его подвергли оскорблениям и угрозам: легенда приписывает Шиарра Колонне пощечину, нанесенную в сердцах папе, хранившему молчание в ответ на призывы отречься от престола. Присутствовавший при этом Ногаре, видимо, пытался уберечь Бонифация от прямого насилия, но папа обрушился на него с оскорблениями. Насилу освобожденный жителями Ананьи Бонифаций отправился в Рим, но, опасаясь отравления, ничего не ел. Получив на почве нервного потрясения лихорадку и жар, он через месяц умер. Поражение Бонифация в столкновении с королем Франции имело последствиями так называемое Авиньонское пленение пап, папскую схизму и соборное движение. Оно знаменовало изменения во взаимоотношениях папской курии со светскими монархами в условиях складывания централизованных национальных государств и нанесло серьезный удар идее о верховенстве папства. Бонифаций был покровителем наук и искусств. Он приглашал в Рим художников (например, Джотто), основал римский университет Сапиенца. Бонифаций слыл одним из лучших канонистов эпохи. Под его руководством была проведена работа по кодификации и унификации канонического права Liber Sextus, результатом которой стал новый сборник канонов, вошедший в Corpus juris canonici. С. К. Цатурова. Цитируется по из.: Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016, с. 125-128. Литература:Хачатурян Н. А. Возникновение Генеральных штатов во Франции. М., 1976; Bonifacio VIII: ideologia e azione politica: Atti del convengo organizzato nell’ambito delle celebrazioni per il VII centenario della morte’ Citta del Vaticano-Roma, 26—28 aprile 2004. Roma, 2006; Briguglia G. Filippo il Bello e Bonifacio VIII: scritti politici di una disputa. Bergamo, 2002; Dease T. R. S. Boniface VIII. London, 1933; Digart G. Philippe le Bel et le St-Siège de 1285 à 1304. 2 vols. Liège, 1936; Favier J. Philippe le Bel. Paris, 1978; I poteri universali e la fondazione dello Studium urbis: il pontefico Bonifacio VIII dalla Unam Sanctam allo schiaffo di Anagni // Atti del convegno di studi Roma-Anagni. 2003. 9—10 maggio. Bologna, 2008; Levis-Mirepoix P. L’attentat d’Anagni. Paris, 1969; Paravicini Bagliani A. Boniface VIII: un pape hérétique? Paris, 2003; Rocquain F. La papauté au Moyen âge: Nicolas I, Grégoire VII, Innocent III, Boniface VIII: études sur le pouvoir pontifical. Paris, 1881; Schmidt T. Libri rationum camerae Bonifatii papae VIII. Roma, 1984; Idem. Der Bonifaz-Prozess: Verfahren der Papstanklage in der Zeit BonifazʼVIII. Und Clemens V. Köln, 1989; Sibilia S. Bonifacio VIII. Roma, 1949; Vigor S. Histoire du différand entre le pape Boniface et Philippe le Bel / éd. et transl. P. Dupuy. Paris, 1655. Бонифаций VIII, Папа Римский (Bonifacius Octavus). Мирское имя: Бенедетто Каэтани. Происхождение: Ананьи (Италия). Годы жизни: ок. 1235 - 11 октября 1303. Годы понтификата: 24 декабря 1294 - 11 октября 1303. Отец: Роффредо Каэтани. Мать: Эмилия Патрассо. Бенедетто Каэтани происходил из знатного испанского семейства,
перебравшегося в Италию. Его предки первоначально поселились в Гаэте (от
названия этого города произошла их фамилия), а затем в Ананьи. Бенедетто
изучал каноническое и гражданское право в Тоди, Сполето и Париже. Примерно в
1265 г. он вошел в свиту кардинала Оттобуоно Фиески (Адриана V), но сам
начал служить в курии лишь с 1276 г. в качестве адвоката консистории и
апостольского нотариуса. За короткое время Каэтани приобрел в курии
значительное влияние. В 1281 г. Мартин IV сделал его кардинал-дьяконом, а
десять лет спустя Николай IV - кардинал-священником свв. Сильвестра и
Мартина в Монти. Использованы материалы сайта http://monarchy.nm.ru/ Далее читайте:История папства (хронологическая таблица). Папы римские (по векам в хронологическом порядке): | I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI | Ордена монашеские и ереси (католические) Источники:Les Régistres de Boniface VIII, par G. Digard, M. Faucon, A. Thomas et R. Fautier, fasc. 1-16, P., 1884-1936; Quellen und Untersuchungen zur Geschichte der vatikanischen Hof-und Finanzverwaltung unter Bonifatius VIII, Rom, 1939. Литература:Digard G., Pnilippe le Bel et le Saint-Siège de 1285 а 1304, t. 1-2, (Liège), 1936.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |