Иннокентий III |
|
?-1216 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Иннокентий IIIИннокентий III (Innocentius) (1160 или 1161-1216), римский папа с 1198. Боролся за верховенство пап над светской властью; заставил английского короля и некоторых других монархов признать себя его вассалами. Инициатор 4-го крестового похода и похода против альбигойцев. + + +Иннокентий III (ок. 1161-1216) — папа римский (1198-1216). Отлучил от церкви Раймунда VI, обвиненного в инспирировании убийства легата. На стороне Раймунда, возглавившего военные силы Юга, вступил в войну король Арагона Педро II. Упоминается Гумилёвым в связи с этими обстоятельствами в лекциях по народоведению («Струны истории», 248). Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 278. Иннокентий III (лат. Innocentius), в миру - Лотарио ди Сеньи (итал. Lotario di Segni) (1160 - 16.VII.1216), - римский папа с 1198 года. Из богатого рода графов Сеньи. Время правления Иннокентия III - период наивысшего могущества средневекового папства. Иннокентий III стремился претворить в жизнь теократическую доктрину Григория VII, направленную на установление верховенства духовной власти над светской и подчинение всех государств римской курии. Он вмешивался во внутренние дела европейских государств. Являясь с 1198 года сеньором Сицилийского королевства и опекуном унаследовавшего сицилийский престол Фридриха II, подчинил королевство своей власти. Используя разгоревшуюся с 1197 года в Германии борьбу претендентов на императорский престол - Оттона IV Вельфа и Филиппа Швабского - содействовал ослаблению центр, власти и приобрел большое влияние на Германию. Иннокентий III ликвидировал городскую автономию Рима и восстановил власть папы над всей территории папского государства, жестоко подавив стремление ряда городов к независимости. Короли Англии, Арагона, Португалии и Болгарии признали себя вассалами папы, позиции папства были упрочены в Дании, Польше и некоторых других странах. Стремление к мировому господству побудило Иннокентия III призвать в 1198 году "всех верных" к 4-му крестовому походу; Иннокентий III фактически не препятствовал изменению его направления в сторону Византии и взятию Константинополя (1204), рассчитывая подчинить греко-православную церковь римско-католической и утвердить свое влияние в Латинской империи. Вел беспощадную борьбу с ересями. Положил начало организации инквизиции. В 1209 году выступил инициатором крестового похода против альбигойцев в Южной Франции (см. Альбигойские войны). Пытаясь подчинить всю Восточную Европу католической церкви, Иннокентий III активно содействовал агрессии немецких феодалов в Прибалтику и насильственной христианизации местного населения: в 1202 году он санкционировал основание Ордена меченосцев для завоевания Ливонии, в 1215 году организовал крестовый поход немецких рыцарей против пруссов. Превратил возникшие в этот период нищенствующие ордена францисканцев и доминиканцев в мощное орудие усиления папства. Подавлял стремление духовенства отдельных стран к самостоятельности, стремился замещать вакантные церковные должности своими ставленниками. Значительно расширил количество поборов, взимаемых с европейских стран в пользу римской курии. Деятельность Иннокентия III, тормозившая историческое развитие стран Европы, носила крайне реакционный характер. M. Л. Абрамсон. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965. Иннокентий III (Лотарио ди Сеньи, dotaro di Segni) (1160 / начало 1161, Гавиньяно — 16.07.1216, Перуджа) — римский папа. Выходец из семьи графов Сеньи в Лациуме, Иннокентий учился в Риме, Париже и Болонье, где в 1187 году получил титул субдиакона. Уже в 1190 году он был возведен своим дядей Климентом III в сан кардинала, а в 1198 году был избран понтификом. Правление Иннокентия III было одним из периодов наивысшего могущества средневековой церкви. Он смог упрочить пошатнувшуюся при его предшественниках власть папы в Риме и в других землях Патримония св. Петра. В ходе борьбы за императорский трон в Германии Иннокентию III удалось добиться избрания выгодного для себя кандидата Фридриха II Гогенштауфена, который, однако, впоследствии вступил с папами в конфликт из-за верховенства в Италии. Организованный при Иннокентии III Четвертый крестовый поход в 1204 году по настоянию венецианцев отклонился от изначальной цели, отвоевания Святой Земли, и завершился разграблением Константинополя и подчинением византийских владений латинянам. Папа вмешивался в дела практически всех правителей Европы: английский король Иоанн Безземельный в результате конфликта с Римом и со своими подданными был вынужден признать себя вассалом папы, такое же влияние Иннокентий III приобрел в Арагоне, Португалии, Венгрии и Чехии. Менее успешными, несмотря на объявленный интердикт (1200), были действия папы во Франции, где он отказался одобрить развод короля Филиппа II Августа. Иннокентий III также поддерживал военно-миссионерскую деятельность католического духовенства в Прибалтике. Крупнейшим предприятием в борьбе с ересями стал Крестовый поход против альбигойцев в Южной Франции (1209), вылившийся в массовые расправы над их сторонниками. Вместе с тем при Иннокентии III было положено начало двум главным нищенствующим орденам: миноритов — основанному (Франциском Ассизским в 1210 году с устного разрешения папы, и проповедников св. Доминика, одобренному в 1215 году во время IV Латеранского собора. На соборе были утверждены 70 канонов, предложенных Иннокентием III, в том числе догмат о пресуществлении и о первенстве папы в церкви. Были приняты ограничительные меры против мусульман и евреев, более строгие правила поведения для духовных лиц и мирян. Иннокентий III был автором ряда богословских трактатов, наиболее известен из которых «О презрении к миру» («De contemptu mundi», или «De miseria humane conditionis», «О плачевном состоянии людей»), написанный еще до избрания папой. И. III был теоретиком примата духовной власти над светской, которую он считал отражением первой, как Луна отражает свет Солнца. В качестве наместника Христа папа, по его мнению, может вмешиваться в случае необходимости в дела светских государей. M.A. Юсим. Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с. 122-123. Сочинения: О презрении к миру, или О ничтожестве человеческого состояния (фрагменты) / Пер Н. Девятайкиной // Чаша Гермеса. М., 1996. С. 92-99. Литература: Hirte М. Papst Innozenz III., das IV. Lateranum und die Strafverfahren gegen Kleriker: Eine registergestutzte Untersuchung zur Entwi- cklung der Verfahrensarten zwischen 1198 und 1216. Tubingen, 2005; Inno- cenzo III. Urbs et Orbis / A cura di A. Sommerlechner. 2 vol. Roma, 2003; Maccarone M. Nuovi studi su Innocenzo III. Roma, 1995. Первосвященничество Иннокентия IIII. В тринадцатом веке вкус к аллегорическому толкованию священного писания развился до такой степени, что буквальный смысл его почитался почти ни за что. Точное правило, данное церкви относительно обхождения с еретиками, ограничивающееся запрещением общаться с ними после первого и второго их предупреждения, было признано недостаточным. Появилось убеждение, что еретиков следует преследовать, установив корпорацию людей, специально назначенных, чтобы их обнаруживать всеми возможными средствами; доносить на них, не предупреждая их лично; подвергать их ужасным наказаниям. Назначать эти наказания, по установившемуся обычаю, церковная власть не имела права, но она всячески понуждала светскую власть применять их, угрожая ей самой громами и проклятиями церкви, которые не один раз заставляли законных государей терять корону. Представители церкви совсем не думали о том, что такое поведение их противно духу евангелия; наоборот, они видели его оправдание в аллегории о двух мечах св. Петра 124, о смерти Алании и Сапфиры 125, в некоторых других событиях этого рода, которые не имели никакого отношения к новому учению в глазах того, кто читал священное писание с чистосердечием христианина первых трех веков церкви. II. В 1198 году, когда Иннокентий III 126 вступил на папский престол, такая перемена в мыслях была всеобщей. Иннокентий III был способен поддерживать эту новую систему идей, даже дать ей распространение, так как он был не только одним из первых юристов своего времени, но, кроме того, царствовал в качестве светского государя над Папской областью 127, обладание которой послужило его предшественникам для торжества их политики. Эта же побудительная причина заставила его самого в продолжение всего своего понтификата присоединять к наследию св. Петра 128 новые земли. Он обладал слишком большой проницательностью, чтобы не видеть, как важно было для успеха его замыслов умножать религиозные корпорации, которые все исповедывали преданность святому престолу и повиновались только его приказаниям; поэтому он утвердил несколько монашеских орденов. Он замечал, что, вопреки канонам Веронского собора и указам королей Арагона, маркизов Прованса, в Нарбоннской Галлии 129 и соседних с ней странах альбигойская ересь торжествует над папскими буллами благодаря покровительству, оказываемому еретикам графом Тулузы и другими севьерами. Он предположил, что страх, внушаемый епископам графами Тулузы, Фуа 130 и некоторых других областей, и другие человеческие побуждения препятствовали строгому исполнению тех мер, которые были утверждены против еретиков Веронским собором. Поэтому он воспользовался правом, которое, повидимому, ему давало такое положение дела, чтобы послать на места комиссаров с поручением исправить зло, которому епископы не оказали противодействия. III. Между тем папа не решился лишить самих епископов руководства этими делами, так как он знал, что оно принадлежало им по божественному праву. Но действие средств, изобретенных его политикой, было таково, что с течением времени епископская власть впала в состояние почти полного ничтожества, как это мы увидим в дальнейшем изложении этой Истории. IV. Иннокентий III не желал давать учреждаемой им инквизиции форму и устойчивость постоянной и непрерывной корпорации из боязни, чтоб она не была плохо принята и чтобы основные положения, которые он хотел установить, не встретили слишком большого сопротивления. Он удовольствовался образованием особой комиссии, будучи убежден, что время поможет завершить и упрочить его дело. Мы видим здесь, что глава церкви вел себя с большой осторожностью и искусно устанавливал основы инквизиции, чтобы его преемники были в состоянии продолжать воздвигать начатое им здание, если смерть помешает ему его докончить, что и случилось как раз в середине его предприятия. Цитируется по изд.: Льоренте Х.-А. История Испанской цивилизации. Том I. М., 1936, с. 54-55. Примечания 124. Обычно апостол Петр изображается в памятниках христианской иконографии с двумя ключами (подразумеваются ключи царства небесного, а апостол Павел с двумя мечами. Папа как наследник Петра имеет в своем гербе два ключа. 125. По «Деяниям апостольским». 126. Иннокентий III—папа (1198—1216 гг.), происходил из города Ананья в Центральной Италии и носил имя Лотаро Конти. При нем произошли следующие события: состоялся четвертый крестовый поход, который в 1204 г. положил начало Латинской империи в Константинополе, завоеванном крестоносцами (французами и венецианцами); шла война с альбигойцами; впервые введена инквизиция как церковное учреждение с определенными целями и законами; был соевая двенадцатый вселенский (четвертый Латеранский) собор в 1215 г. 127. Светская область церкви — так называемое Папское государство, или Папская область, возникло в 754 г. при папе Стефане II, постоянно увеличивалось дарами и завоеваниями и достигло значительных размеров. Кроме местностей в Италии папам принадлежали города и области на юге Франции, в Провансе. Потом постепенно папские владения стали суживаться и к 1870 г. ограничились только городом Римом, который тогда же был занят королем Италии и объявлен столицей Итальянского королевства. Папа Пий IX отлучил от церкви короля Виктора-Эммануила II и в знак протеста объявил, что будет жить безвыходно в Ватикане (Ватикан—часть Рима с папским дворцом и базиликой св. Петра). В 1929 г. Муссолини заключил соглашение с папой Пием XI и признал за ним светскую власть в пределах Ватикана. 128. Наследие св. Петра (Patrimonimn Petri) — специальное название части Папской области, состоявшей из земель, подаренных папству при папе Григории VII, в 1077 г., великой герцогиней тосканской Матильдой. Иногда под наследием св. Петра разумеют всю Папскую область. 129. Нарбоннская Галлия (Gallia Narbonensis)—провинция Римской империи. В IV в. была разделена на три части, почти соответствовавшие границам позднейших провинций Французского королевства—Лангедока, Прованса и Дофина. 130. Фуа (Poix)— графство в Провансе, самостоятельное с 1050 до 1479 г. Иннокентий III, Папа Римский Лотарио происходил из рода графов Сеньи и приходился племянником папе
Клименту III. Он получил начальное образование в Риме,
изучал богословие в Париже и юриспруденцию в Болонье, став одним из самых
известных знатоков теологии и права своего времени. Вскоре после смерти
Александра III Лотарио вернулся в Рим, занимая при последующих папах
различные духовные посты. Григорий VIII
сделал его поддьяконом, а Климент III - кардинал-дьяконом. Во время
понтификата Целестина III из рода Орсини, злейших врагов Сеньи, кардинал
Лотарио находился в изгнании. Он жил в Ананьи, занимаясь размышлениями и
литературным творчеством. Тем не менее, перед смертью Целестин убедил
кардиналов избрать новым папой именно 37-летнего Лотарио. Без видимого
желания тот принял тиару и взял имя Иннокентий III. Использованы материалы сайта http://monarchy.nm.ru/
Иннокентий III. Иннокентий III - римский Папа с 1198 года. Боролся за верховенство пап над светской властью; заставил английского короля и некоторых других монархов признать себя его вассалами. Инициатор Четвертого крестового похода и похода против альбигойцев. Иннокентий III взошел на папский престол в январе 1198 года, когда влияние папской власти вновь заметно ослабло. Даже в Риме префект был ставленником императора. Обычно в папы выбирали глубоких стариков, которые долго не заживались на свете. Иннокентию III было всего лишь 37 лет. Он родился в Ананьи и принадлежал к именитому роду графов Сеньи из Лациума. Иннокентий получил блестящее образование: юридическое - в Болонье, богословское - в Париже и был возведен в кардиналы своим дядей Климентом III. Новый папа отличался холодным, выдержанным характером, расчетливостью и осторожностью. Он умел, когда того требовали обстоятельства, уступать, чтобы затем снова перейти в наступление; одним словом, был дипломатом. Многое в его убеждениях и действиях можно объяснить характером полученного им образования. Иннокентий III подкреплял свои притязания ссылками на юридические сборники, в которых сторонники папства собирали документы, говорившие в его пользу. Подобно большинству политиков своего времени он был убежден в необходимости подчинить христианский мир папской власти. "Королевская власть, - пишет Иннокен- тий III, - подчинена папской. Первая властвует только на земле и над телами, вторая - на небе и над душами. Власть королей простирается только на отдельные области, власть Петра охватывает все царства, ибо он - представитель Того, Кому принадлежит вселенная". В другом месте он выражается еще яснее: "Господь предоставил Петру власть не только над вселенской церковью, но и над всем миром". По его мнению, "свобода церкви" обеспечена лишь там, где "Римская церковь пользуется неограниченной властью как в духовных, так и в светских делах". Итак, главной задачей Иннокентия III, как и у Григория VII, стало укрепление папской власти. В феврале 1198 года, то есть через месяц после избрания, Иннокентий III взял с префекта клятву верности и дал ему инвеституру. В том же году он подчинил себе коммуну, во главе которой стоял "высший сенатор". Папа добился права назначать магистра. Муниципалитет был сохранен, но теперь подчинялся верховной власти папы. Иннокентий обратился с посланием к ряду итальянских коммун и областей, в котором говорилось о "зверской" ("германской") расе, стремившейся к господству над Италией. Особенно подробно папа описывал зверства Генриха VI в Сицилии, где, как он утверждал, нет ни одной семьи, которая "не стала бы жертвой этого тирана". Желая показать, до каких жестокостей доходил этот император, папа собрал в Рим тех сицилийцев и северян-итальянцев, у которых по распоряжению Генриха были выколоты глаза и отрезаны уши. Вид несчастных должен был отбить желание у итальянцев вернуться под покровительство Священной Римской империи. Это Иннокентию III удалось. Однако итальянские города-коммуны отвергали не только императорскую власть, но и папскую. Иннокентий подвел это движение под категорию ереси, опасной для католической веры. Ряду городов была объявлена война, и если она не приняла в Италии широкого размаха, то лишь потому, что папа опасался, как бы эти города не обратились за помощью к императору. Между тем Флоренция, Сиена, Лукка, Вольтерра, Ареццо, Прато и другие города еще в 1197 году образовали Лигу, дружественную папству и враждебную империи. Иннокентий одобрил ее; он вернул себе те домены, которые принадлежали в этих областях графине Матильде, организовал их администрацию и обеспечил их защиту. После того как при помощи папы с юга Сицилии были изгнаны германцы, Констанция, вдова Генриха VI и наследница Сицилийского королевства, в ноябре 1198 года поручила Иннокентию III опеку над своим малолетним сыном Фридрихом. Чтобы обеспечить последнему сицилийскую корону, она от его имени отказалась от прав на Германию и Священную Римскую империю. Не менее искусную дипломатическую игру папа вел во время борьбы за императорский престол между Гогенштауфенами и Вельфами, развернувшейся в 1198-1209 годах. В борьбе за трон соперничали две партии: одна избрала Филиппа Швабского, брата Генриха VI, другая - Вельфа Оттона Брауншвейгского, сына Генриха Льва. На стороне Филиппа Швабского были воспоминания о его предках-императорах, их владения, поддержка большей части князей и французского короля Филиппа Августа. Среди влиятельных покровителей у Оттона был только его дядя Ричард Львиное Сердце, поэтому он старался приобрести расположение папы. Папа решил выступить в роли судьи в этом споре. Тот, кто посвящает императора, писал он немецким князьям, имеет право распоряжаться императорской короной. Иннокентий "освобождал" князей, епископов и даже отдельных горожан от присяги императору и призывал всех поддерживать лишь того кандидата, который признает за папством право утверждения и даже избрания германского императора. Иннокентий выступил против Филиппа Швабского под предлогом заботы папства о "свободе" германского народа. Если Филипп станет императором, утверждал Иннокентий, то в Германии упрочится династия Гогенштауфенов и "свобода Германии", заключающаяся в праве князей избирать по собственной воле императора, погибнет и уступит место наследственной монархии, что явится смертельным ударом для германской свободы. В марте 1201 года Иннокентий призвал признать императором Оттона Брауншвейгского и освободил от клятвы верности приверженцев Филиппа. Оттон в ответ поклялся сохранять в целости "владения, регалии и права Римской церкви", в том числе и наследство Матильды. Однако Филипп продолжал борьбу, и в 1206 году ему удалось отвоевать у Оттона Брауншвейгского его столицу Кельн. Иннокентий III вынужден был вступить с Филиппом Швабским в переговоры и признать его права на престол. Но уже в июне 1208 года Филипп погиб в Бамберге от руки пфальцграфа Оттона Виттельсбахского, которому он отказал в руке своей дочери. Иннокентий III оказался в затруднительном положении, выйти из которого ему помог Оттон Брауншвейгский. Чтобы привлечь на свою сторону приверженцев Гогенштауфенов, Оттон женился на дочери Филиппа Швабского, Беатрисе; а для того, чтобы удовлетворить Иннокентия III, принял титул императора "милостью Божьей и папы". В октябре 1209 года Оттон был коронован в Риме. Почувствовав силу, он быстро забыл все свои обещания и клятвы. Оттон овладел землями маркграфини Матильды и напал на владения сицилийской короны в Южной Италии. Обманутый Иннокентий III писал: "Многие поносят меня теперь; они говорят, что я заслужил то, что терплю, что я собственными руками выковал меч, который теперь так жестоко ранит меня. Пусть ответит им за меня Всевышний, который знает чистоту моей души и который некогда сказал о самом себе: "Я раскаиваюсь, что создал человека". Лишенный своих светских владений, Иннокентий III обратился к французскому королю Филиппу Августу и заключил с ним союз. В ноябре 1210 года папа отлучил Оттона от церкви и освободил его подданных от клятвы верности. С той же энергией, с которой он несколько лет назад защищал Оттона, теперь создавал коалицию против него. Свидетельством дипломатической гибкости и неутомимости Иннокентия III может служить его огромная переписка. Она характеризует папу как изворотливейшего политика, который не брезговал никакими средствами в дипломатической деятельности, лишь бы добиться своего. Запугивая небесными и земными карами одних, внушая обманчивые надежды другим, вступая в тайные соглашения с третьими, он прокладывал дорогу к установлению верховенства папства не только в Германской империи. Иннокентий III добросовестно исполнял свои обязанности опекуна над Фридрихом. Он боролся с Марквальдом Анвейлером, который, пробравшись на юг, пытался провозгласить себя королем Сицилии; позднее не позволил уже Оттону отнять владения у Фридриха. В сентябре 1211 года король Богемский, герцоги Австрийский и Баварский, ландграф Тюрингский и другие князья, собравшись в Нюренберге, избрали Фридриха императором Германии. Иннокентий утвердил этот выбор, хотя раньше выступал против того, чтобы Сицилия и Германия оказались в одних руках. Однако вызывающее поведение Оттона заставило его забыть о непосредственном интересе святого престола. В марте 1212 года Фридрих прибыл в Рим; он присягнул на верность Иннокентию III за Сицилийское королевство. Затем 9 декабря 1212 года он принял корону Германии. Однако Иннокентию все-таки удалось обезопасить папский престол, получив от Фридриха ленную присягу в отношении Сицилии. Фридриху пришлось также уступить папству и ряд привилегий в нарушение Вормсского конкордата. Отныне папа мог заявить, что в Германии избрание епископов происходит "исключительно свободно", то есть без вмешательства светской власти. Между тем епископы представляли в Германии огромную силу: они были не менее могущественными, чем самые сильные князья. На их землях в Майнце, Кельне, Трире, Зальцбурге, Вюрцбурге сидели сотни и тысячи вассалов и сотни тысяч крепостных и зависимых крестьян. В те времена земля "служила", и в распоряжение духовных князей поступали материальные средства и военные силы. Обширнейшие архиепископские и монастырские земли выпадали из-под власти императора и в военном смысле, и в финансовом. Поэтому предоставление папе права назначения духовных князей равносильно было подрыву императорской мощи и созданию грозной опасности внутри империи со стороны зависимых от папы прелатов церкви. Иннокентий III воспользовался борьбой между Капетингами и Плантагенетами для подчинения Англии. Когда освободилась кентерберийская архиепископская кафедра, Иннокентий III, несмотря на противодействие Иоанна Безземельного, отдал ее Стефану Лангтону (1206), затем наложил интердикт на Англию, отлучил короля от церкви, объявил его низложенным и предложил английскую корону Филиппу Августу. Вынужденный уступить, Иоанн Безземельный отдал Римской церкви Англию и Ирландию и принял их обратно как лен (1213). Но Англия не хотела делить унижение со своим королем. Во время своей борьбы с баронами и народом вынужденный подписать Великую хартию (1215) Иоанн Безземельный обратился к папе за помощью. Иннокентий III заступился за него: "Во имя всемогущего Бога, именем св. Петра и Павла и принадлежащей нам властью мы всецело осуждаем и проклинаем эту хартию и под страхом анафемы запрещаем королю исполнять ее, а баронам - требовать ее исполнения". Он отлучил прелатов и баронов, сопротивлявшихся королю, но последние продолжали упорствовать, междоусобие разоряло Англию, и англичане считали виновником своих бедствий папу. "Первосвященник, - пишет Матвей Парижский, - который должен был бы быть источником святости, зеркалом благочестия, стражем справедливости и защитником истины, покровительствует такому человеку! Почему он поддерживает его? Чтобы пучина римской жадности могла поглотить богатства Англии". Англия была надолго превращена в вассальное государство римского престола. Одним из важнейших направлений международной политики Иннокентия III была организация новых крестовых походов, теперь уже не только против "неверных" мусульман, но и против "язычников" - прибалтийских народов и славян Восточной Европы, а также против еретиков, не признававших папской власти. Денежные сборы, проводившиеся под благочестивыми предлогами (для финансирования крестовых походов), фактически обогащали папскую казну; проповедь этих походов служила усилению папского авторитета; действительной целью крестовых походов в глазах папы было сокрушение его врагов и подчинение власти римской курии новых народов и областей. По инициативе Иннокентия III был организован Четвертый крестовый поход на Восток (1202-1204). Вокруг этого похода было много дипломатических интриг, в которых первая роль принадлежала главной торговой державе Европы - Венеции. Венеция, предоставившая флот крестоносным воинам, хотела с их помощью сокрушить своего торгового соперника - Константинополь. Филипп Швабский рассчитывал, действуя через вождя крестоносцев, своего родича маркиза Монферратского, укрепить позиции Германии в Византийской империи: к нему обратился за помощью низвергнутый византийский император Исаак II Ангел, на дочери которого - Ирине - Филипп был женат. Иннокентий III, со своей стороны, увидел в походе удобный случай реализовать старые антивизантийские замыслы папской курии; он рассчитывал, создав угрозу Константинополю, добиться подчинения греческой церкви католическому Риму. Хитроумные интриги Венеции, не без участия тайной дипломатии Иннокентия III, привели этот поход к совершенно "неожиданным" результатам: вместо Египта, являвшегося официальной целью похода, рыцари креста, "уклонившиеся с пути", разгромили сперва далматинский город Задар, а затем направились к византийской столице. Иннокентий III если не формально, то по существу одобрил перемену направления крестоносной экспедиции. Приличия ради, однако, папа грозил крестоносцам церковными мерами в случае, если они поднимут меч на христианский Константинополь. В 1204 году рыцари креста захватили и жестоко разграбили столицу Византийской империи. Здесь было образовано новое государство крестоносцев - Латинская империя. Взятие Константинополя папа тотчас объявил "чудом божьим". От разгрома Византийской империи больше всего выиграли венецианские купцы, нанесшие непоправимый удар своей торговой сопернице. Надежды же Иннокентия III на подчинение греческой церкви не оправдались. Ни проповедью, ни силой папство не сумело навязать унию греческому населению ненавистной Латинской империи. Иннокентий III был также инициатором крестового похода против южно-французских еретиков - альбигойцев, закончившегося страшным разгромом юга Франции. Тот же папа призвал немецкое рыцарство к походу против язычников-ливов и утвердил в Восточной Прибалтике духовно-рыцарский орден меченосцев для обращения прибалтийских язычников в христианство. Он проповедовал крестовый поход против мавров-мусульман в Испании, ознаменованный еврейскими погромами и победой над маврами при Лас Навас де Толоса (1212). Говоря об орудиях дипломатии Иннокентия III, нельзя забывать о влиятельнейших организациях международного характера, поставленных на службу папству, о созданных для борьбы с "ересью" нищенствующих орденах - доминиканцах и францисканцах. Они быстро просочились во все страны Европы, свили себе гнезда в университетах. Розыск ереси и страшные суды инквизиции были в руках папы важнейшим средством давления в вопросах европейской политики. Успехи международной политики Иннокентия III, сделавшие его фактически политическим арбитром Европы, подкреплялись финансовой мощью папства: римская курия становится в это время могущественнейшей финансовой силой в Европе. Выкачивая денежные средства со всех концов католического мира, папство тесно связывается с банкирскими конторами различных европейских стран. Другим орудием папской дипломатии было твердо проводившееся Иннокентием III право римской курии решать в последней инстанции все судебные дела церкви. Поскольку круг церковных дел был необычайно широк и расплывчат, это давало папе возможность постоянного вмешательства во внутренние дела любого государства, что сыграло известную роль в развитии посольского дела в Европе. Для защиты своих интересов в папской курии правительства посылали в Рим представителей - "прокураторов". По мере увеличения числа дел в папской курии прокураторам приходилось задерживаться в Риме на длительные сроки, а иногда их должность принимала характер постоянного представительства при папском дворе. Среди не столь могущественных государств Иннокентий III пользовался огромным авторитетом. Папа стал сюзереном ряда королей, признавших себя его вассалами. Сицилийское королевство, Швеция, Дания превратились в вассальные владения папы. Португалия еще раньше (1144) признала вассальную зависимость от папского престола и возобновила феодальную присягу при Иннокентии III. В 1204 году вассалом папы стал арагонский король Педро, в 1207 году - польский король. Короли Болгарии и Сербии добивались покровительства Иннокентия, обещая ему взамен унию с католической церковью. Вассальную зависимость от папы признала даже далекая Армения. Государи, столь покорно преклонявшиеся перед Иннокентием III, или были слабы, или нуждались в нем. Успешной была борьба Иннокентия III и с королем Франции Филиппом II, хитрым интриганом и дипломатом. Филипп II, женившись на датской принцессе Ингеборге, вскоре удалил ее от себя и решил вступить в брак с Агнесой Меранской. Папа шантажировал короля, затрудняя его бракоразводный процесс с Ингеборгой. Заключение и расторжение брачных союзов между коронованными особами в те времена было одним из эффективных дипломатических приемов. Впрочем, Филипп II был смелым и решительным политиком, поэтому Иннокентий III предпочитал использовать его как союзника. Последним крупным актом правления Иннокентия III был созыв Вселенского собора в Латеране в ноябре 1215 года. На соборе присутствовало 412 епископов и 800 аббатов или приоров. Собор принял 70 постановлений (канонов). Многие из этих постановлений свидетельствуют о возвышенном и смелом уме Иннокентия III, высоком представлении относительно влияния церкви на общество, искреннем желании улучшить духовенство и сделать его по благочестию, просвещению и чистоте нравов достойным своей роли. На соборе была выработана инструкция для предстоящего крестового похода. Крестоносцы должны были двинуться в путь в мае 1217 года; были уже определены пункты сбора отдельных отрядов, и папа обещал лично благословить их. Но сделать это не успел: объезжая Италию, он внезапно скончался в Перудже в июле 1216 года, в возрасте 56 лет. Далее читайте:История папства (хронологическая таблица). Папы римские (по векам в хронологическом порядке): | I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI | Ордена монашеские и ереси (католические) Литература:Luchaire A., Innocent III, v. 1-6, P., 1904-1908; Haller I., Innozenz III (Meister der Politik), Bd 1, 2 Aufl., 1923.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |