Благовещенский Николай Александрович |
|
1837—1889 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Александрович БлаговещенскийНиколай Александрович Благовещенский (1837—1889). Сын полкового священника, рано осиротел, познал нищету и голод. Окончил Петербургское Александроневское духовное училище, а затем семинарию. Здесь познакомился с Помяловским, но, как и он, выбрал светское поприще. Богословие вызывало у него отвращение своей схоластикой. У Благовещенского рано обнаружилась разносторонняя одаренность: его влекло литературное призвание, он имел склонности к музыке, живописи, большие способности к языкам (кроме европейских, знал новогреческий и некоторые восточные языки). 1858—1860-е годы провел в официальной археологической экспедиции на Афон (посетил Константинополь, Фессалию, Иерусалим) с целью изучения быта монастырей, их архитектуры, разыскания старинных рукописей, икон. Вернулся Благовещенский атеистом. В путевых воспоминаниях и в цикле очерков под названием «Афон» (1864) он разоблачал преступление церкви. Цикл очерков тотчас же попал под запрет, и второе его издание оказалось возможным только в 1871 г. в составе книги очерков под названием «Среди богомольцев». Дискуссии, порождаемые циклом «Афон», продолжались до 90-годов прошлого столетия. Книга и сейчас не потеряла своего значения. В 1860—1861 гг. Благовещенский — вольнослушатель Санкт-Петербургского университета. В эти годы он испытывает сильно влияние сочинений Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, сближается в 1863 г. с Г. Е. Благосветловым и сотрудничает в «Русском слове»; в 1864—1866 гг. становится соредактором и издателем этого журнала. Сумел организовать вокруг этого [133] органа демократических писателей. После закрытия «Русского слова» в 1866 г. он переживает некоторую эволюцию в сторону либерализма, редактирует вместе с А. К. Шеллером-Михайловым журнал «Женский вестник», сотрудничает в «Неделе», «Отечественных записках». Но не следует преувеличивать либеральные настроения Благовещенского. Он способен критически замечать новое в русской действительности. В 1870—1873 гг. в «Неделе» и в «Отечественных записках» печатает серию очерков: тема их — жизнь рабочих, условия труда: «На ткацкой фабрике», «На болоте», «Сельские фарфоровые заводы», «На литейном заводе» (описывается Путиловский завод). В очерках перед читателем представал формирующийся рабочий класс, проявлявший в тяжком труде сноровку, смышленость. Конечно, историческую роль нового класса Благовещенский понять не мог: класс только зарождался. Но замечательно, что представитель демократической беллетристики не обошел это важное в истории России явление. Писатель рассматриваемой нами «школы беллетристов» Благовещенский важен как автор незавершенного романа «Перед рассветом», две части которого появились в «Русском слове» в 1865—1866 гг. 1 От третьей части сохранились только план и наброски. В романе наблюдается переплетение мотивов Чернышевского, Добролюбова, Слепцова. В самом начале первой части, «На погосте», автор откровенно беседует с читателем, предвидя возможное недовольство его предлагаемой темой и главным героем произведения. «Итак», опять глушь, опять темное царство, скажут недовольные читатели, опять семинарист герой, как необходимая либеральная приправа современного романа. Надоело все это!..» Но что ж делать,— сетует автор: «... мы горячо надеемся, что из этой глуши впоследствии выдвинутся хорошие и полезные деятели!.. Настоящего дела разночинцы-беллетристы еще не умели показать. Довольствовались тем, что какой-никакой герой появился. Намечалось у них что-то подобное беседам Чернышевского с «проницательным читателем» и чувство удовлетворения хотя бы тем, что «Добрые и сильные, честные и умеющие...» люди начали рождаться. А это значит что о них уже приспело писать. Благовещенский продолжает рассуждать об обыкновенности своего героя: «Прежде всего, я должен сказать, что наш герой — вовсе не герой. Он просто хороший малый, с потребностями лучшей жизни и светлым лучом в голове». «Он один из тех немногих, которые, очнувшись среди тьмы глубокой, еще задолго до рассвета, напрягают все силы ума и энергии, чтобы не заснуть опять» 2 Это ____________ 1. Роман печатался частями, имевшими отдельные названия: первая часть — «На погосте» (Русское слово, 1865, № 1,2 и 4); вторая часть — «Невинные забавы» (Русское слово, 1866, № 1); третья часть — «Снова в провинции», как уже говорилось, не была написана. 2. Благовещенский Н.А. Повести и рассказы, СПб. 1873. С. 11. [134] кораллы, моллюски, но из них образуются острова. Герой Благовещенского — средний человек, но из породы «новых». У него большие претензии к жизни, хотя их и нельзя назвать непомерными. Герою далеко до Рахметова, но он близок Лопухову, Кирсанову, Вере Павловне. Есть у него и отличия от них, и это уже собственный вклад Благовещенского в разрабатываемую тему. Если у Чернышевского процесс формирования взглядов новых людей завершен (только Вере Павловне предстоит некоторая эволюция), то у Благовещенского на переднем плане — сам процесс воспитания героя, мыслящего разночинца, преодоление им косности и рутины, смелый вызов родителям и всем своим родным. Кроме того, если герои Чернышевского выходят победителями над старым миром, то герой Благовещенского вынужден сузить программу своих требований, приспособиться к тем условиям, которые оказались сильнее его, приняли новую форму устойчивости и диктата. Зовут героя романа Николай Трепетов. Как видим, фамилия негероическая, Душа его «трепещет», легко ранима, но в герое нет и оттенка трусости. Ему свойствен трезвый, аналитический подход к каждому из поворотов в собственной судьбе. Следовательно, перед нами — «негероический герой» вроде Нежданова в тургеневском романе «Новь» или Череванин в «Молотове», Потесина в «Брате и сестре» Помяловского. Название романа «Перед рассветом» связано с добролюбовскими настроениями относительно скорого прихода «настоящего дня» в общественной жизни России. Канун этого дня и хочет изобразить Благовещенский. Речь идет о глобальном понимании автором (как и Добролюбовым) проблемы «настоящего дня»;. Имеется в виду естественное, как в самой природе, наступление рассвета после ночи, «настоящий день», который положит начало новой эре в судьбах России. Такова была сама природа просветительских идеалов «шестидесятников». Таков Рязанов Слепцова. Но если Рязанов способен пережить моровую полосу, не поступаясь принципами, то Трепетов впадает в мизантропию. Ближе стоят искания Благовещенского к исканиям Помяловского: оба они изображают кризис разночинского сознания. Но и здесь есть существенные оттенки. Трепетов живет не в период подъема движения, а в период его спада; он пытается найти себе реальное дело в условиях, к которым сохраняет критическую настроенность. Словом, у Благовещенского свой оригинальный подход к теме, свое место в «школе». Стиль у него публицистический, менее яркий и экспрессивный, чем у других писателей, и степень биографизма в повествовании большая, чем у них. Но никаких нельзя отрицать оригинальности Благовещенского в решении темы новых людей, столь важной, необходимой для всех писателей-демократов и столь важной в судьбе русской литературы вообще. Наиболее удачной в художественном отношении оказалась первая часть — «На погосте». В ней описывается возвращение [135] в родное место, на Емельяновский погост, двух семинаристов — Трепетова и его приятеля, Маевского. Первый из них хочет поступить в университет, приносить пользу обществу. Маевский же ни о чем лучшем в жизни не мечтает, как идти по отцовскому призванию, получить приход: «Дадут теперь мне бабу, рясу наденут, и живи себе, пока брюхо цело. Даром что ли я 29 наук вызубрил и да 15 лет тер семинарскую лямку. Теперь меня и калачом учиться не заманишь...» Импульсивный от природы Трепетов уже в детстве не соблюдал традиционных «приличий»: до всего хотел доискаться своим умом. В чудеса не верил, в засадах сидел, чтобы лешего увидеть своими глазами. Благочинному грязью в лицо угодил. Пороли его регулярно и нещадно. Сбыл его отец в бурсу, авось образумится. Но и тут он — коновод, заводила, со смотрителями в драку вступает. Замыслил поджечь училище. Познавал, кто друг, кто враг. Особенно опасными оказались тихони, предатели. Благовещенский, вслед за Помяловским, приходит к главному выводу: бурса не может дать правильного воспитания, она сама — порочное заведение. В ней подавляются все самые естественные духовные побуждения человека. Однако не все было плохо в детстве и отрочестве Трепетова. Конечно, ему не выпала такая счастливая судьба, как Иртеньеву, Багрову в произведениях о детстве у Л. Н. Толстого и С. Т. Аксакова. Но его всегда старалась досыта накормить сердобольная маменька, и дьячок Захарыч рассказывал народные сказки, пел песни. Много благ содержало в себе это естественное воспитание. Но оно имело также свой тупик. Отец Василий, родитель Трепетова, второй священник на Емельяновском погосте, был озадачен желанием сына идти в университет. Какие только силы не были употреблены, чтобы задержать его: и угрозы, и мольбы, и невесту приискали, шли навстречу его прихотям: если дочь помещика Курдюкова не любишь, то, может быть, сгодится приглянувшаяся сирота Таня, племянница, живущая на даровых хлебах первого священника, отца Никиты. Нет, бежал Трепетов из родного гнезда в столицу. Огромное влияние на его духовный рост оказала встреча с учеником Московского университета Березиным. Березин был поклонником Грановского, «человек горячий», «страстный». Думается, что под именем Грановского подразумевается эмигрант Герцен, которого в печати называть было нельзя. Березин «вытравил» романтические бредни у Трепетова, раскрыл перед героем смысл идей французских утопистов. Он внушил ему «патриотическое недовольство» русской жизнью, познакомил с русской критической мыслью. «Белинский увлек Трепетова,— говорит автор романа,— пробудил в нем множество новых вопросов, сообщая мимоходом о таких вещах, которые были новостью для Трепетова. Под влиянием Белинского у него появилась ненасытная любознательность...» 1. ___________ 1. Благовещенский Н.А. Повести и рассказы, СПб. 1873. С. 37. [136] Время действия первой части — общественный подъем после Крымской войны. Цензура почувствовала, что в романе Благовещенского ставится коренной вопрос: придет рассвет? В романе есть намек, что духовное развитие героя приводит его к произведениям учителей — Чернышевского и Добролюбова. Как бы мимоходом указывается статья, привлекшая внимание Трепетова,— «Июльская монархия». Но именно так называлась одна из статей Чернышевского, опубликованная в «Современнике», в которой речь шла о классовой борьбе во Франции, о социалистических учениях, призванных изменить строй. Вторая часть по объему гораздо меньше и художественно слабее. Трепетов — в Петербурге, учится, еле сводит концы с концами. Время действия в этой части — до 1860 г., эпоха революционной ситуации. Автор сам не был доволен этой частью, но она важна как этап духовной деятельности героя. Трепетов посещает студенческие вечеринки, где собирались и спорили. В спорах, которые он ведет с другим студентом, Граблиным, отразилась полемика между «Современником» и «Русским словом» по поводу роли сословной биологической наследственности в пороках русской действительности. Герой Благовещенского стоит на стороне «Современника» несмотря на то, что сам Благовещенский сотрудничал в «Русском слове». Он считает, что дело — в социальных причинах неустройства русской жизни. Трепетов выступает также против преувеличения значения естественных наук, что, например, проповедовал Писарев. Позиция Чернышевского, Добролюбова и их истинных продолжателей — не следует подменять вопросы о социальных методах переустройства жизни. Трепетов противостоит Граблину, он — за ассоциации, за новую огранизацию труда, против узкой специализации. Большие испытания переносит Трепетов и в отношении своих временных привязанностей. Еще в первой части он «раскусил» соседа, помещика Вихляева, щеголявшего либеральной фразой, который потихоньку, чтобы набить себе цену, распространял о себе известия, будто находится под надзором полиции за вольтерьянство. Теперь в столице Трепетова начало засасывать либеральное окружение. Он познакомился, в частности, с семейством статского советника Носкова. Но фальшивость либерализма Носкова также сделалась для него очевидной. Трепетов был на верном пути исканий, но не смог выдержать всех испытаний в жизни: прозябания на пресловутой Петербургской стороне в жалкой каморке, хронического безденежья, неприкаянности. В третьей части — герой в обстановке реакции 1862— 1863 гг. Трепетов разочаровывается в писательском труде. Коробов раскаялся, служит чиновником, откровенно говорит, что никакого дела, требующего риска, он не хочет. Политическая реакция растлевает душу Трепетова: «Мало ли чему я верил прежде! а теперь и хотелось бы верить во многое, да нет... уж не выходит!» [137] Старый приятель Коробов писал ему, что теперь не узнать Петербурга: «Настроение общества изменилось так быстро и радикально, что подчас даже стыдно за него становится (...) Все, что прежде с жаром превозносилось, теперь с тем же жаром порицается; на нашего брата смотрят теперь чуть ли не со скрежетом зубов, над нашими кумирами острят и глумятся, а на что прежде смотрели с эффектным презрением, тому и кланяются и заискивают» 1. У Носковых теперь дамы корпию щиплют для раненных солдат в Польше и с удовольствием почитывают катковские «Московские ведомости». Трудное время раздавило своим цинизмом Трепетова, «рассвет» затягивался, и весьма надолго. ____________ 1. Благовещенский Н.А. Повести и рассказы, СПб. 1873. С. 300. [138] В.И. Кулешов. Русская демократическая литература 50-60-х годов XIX века. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Русский язык и литература». Москва, Высшая школа, 1989, с. 133-138. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |