Бауэр Бруно |
|
1809-1882 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Бруно БауэрБауэр (Bauer) Бруно (0.9.1809, Айзенберг,— 13.4. 1882, Риксдорф), немецкий философ, младогегельянец. Отвергая гегелевскую абсолютную идею, объявил абсолютным самосознание; считал движущей силой истории умственную деятельность «критических личностей». В ряде памфлетов представил Гегеля атеистом и революционером; дал более радикальную, чем Штраус, критику Евангелия. Отрицал историческую реальность Иисуса Христа. К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике субъективный идеализм и национализм Бауэра в сочинении «Святое семейство» и «Немецкая идеология». После 1848 года Бауэр эволюционировал вправо и к концу жизни стал сторонником германского рейхсканцлера О. Бисмарка. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Geschichte der Politik, Kultur und Aufklärung des 18 Jahr-mderts, Bd 1—4, Charlottenburg—Lp/., 1843—45; Kritik der Evangelien. Geschichte ihres Ursprungs, Bd 1—4, B., 1850 — 52; в рус. пер.— Трубный глас страшного суда лад Гегелем, М., 1933. Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 85—178; т. 3, с. 82—102; т. 19, с. 306—19; Runze G., B. Bauer, В., 1931.
С атеистической точки зренияБауэр (Bauer) Бруно (1809— 1882) — немецкий философ-идеалист и религиовед, видный представитель буржуазного свободомыслия. Эволюционировал от ортодоксального к левому гегельянству. Внес вклад в библеистику. В работах «Критика Евангелия от Иоанна» (1840) и «Критика синоптических евангелий» (т 1—3, 1841 — 1842) подчеркнул значение социальных факторов возникновения и интернационализации христианства. Отрицая историческую достоверность евангельских историй, рассматривал их как версии одного «первоначального евангелия», сюжеты которого были соединены с позднеантичной идеей абсолюта и ветхозаветного мессианизмом. В работах, посвященных еврейскому вопросу, сделал вывод, что средством эмансипации человека является преодоление религии. В поздних исследованиях Бауэра других разделов Нового завета и истории раннего христианства отразилось его политическое поправение. Отмечая заслуги Бауэра в исследовании природы религиозного сознания, Маркс и Энгельс подвергли критике его философские и социальные воззрения, указав, в частности, на то, что преодоление религии не является автономной задачей, ее решение возможно лишь через устранение действительных корней религиозного отчуждения — эксплуатации и социального неравенства. Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 49-50.
Левый гегельянецБауэр (Bauer) Бруно (6 сентября 1809, Эйзенберг, Тюрингия — 15 апреля 1882, Риксдорф под Берлином) — левый гегельянец, протестантский теолог и историк христианства. Отверг ортодоксально-религиозное истолкование правыми гегельянцами учения Гегеля о религии. В полемике 1840— 1842 годов с Д. Штраусом противопоставил мифологическому взгляду на происхождение христианства — исторический. Главной действующей силой истории является «самосознание», христианство создается реальными действующими лицами: отцом христианства Бауэр считает Филона Александрийского, а его «дядей» — римского стоика Сенеку. В Евангелиях Бауэр не видит ничего, что могло бы быть доказано как исторически достоверное: апостольские послания почти дословно списаны у Сенеки, а часть евангельских повествований вымышлены их авторами. По мнению Бауэра, именно заимствованные христианством греческие и римские элементы проложили ему путь к утверждению в качестве мировой религии. Бауэр как ведущий представитель младогегельянцев был главной мишенью полемической работы К. Маркса и Ф. Энгельса «Святое семейство, или Критика критической критики». В противоположность ориентированному на практику левому гегельянству Бауэр свое понимание критики связывал с отказом от стремления к непосредственному изменению мира, считая, однако, что фундаментальные изменения человеческого сознания конституируют мир (Маркс видел в этом подмену «критики земли» «критикой неба»), В своей критике ортодоксальной теологии Бауэр предвосхитил ницшевскую антитеологию, в критике религии — антирелигиозность анархистского и большевистского толка. Полагая, что отчуждающая сила христианства разрушается доказательством его исторического происхождения, Бауэр отрицал существование исторического Иисуса. В. И. Гараджа Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 222.
Один из крупнейших представителей младогегельянстваБауэр (Bauer), Бруно (6. IX.1809 - 13.IV.1882) - немецкий философ-идеалист, один из крупнейших представителей младогегельянства; историк и публицист. До революции 1848-1849 годов - буржуазный радикал, впоследствии - консерватор. В философии выступил с субъективно-идеалистической теорией о том, что движущей силой истории являются "критической личности", а массы народа - лишь ее пассивным материальным элементом. Известен работами по истории возникновения и раннего периода христианства, которые высоко ценил Ф. Энгельс. Выступив с более радикальной, чем у Д. Штрауса, критикой библейских текстов, развил теорию, объясняющую возникновение Евангелий, как результат сознательного мифотворчества евангелистов. Бауэр первый высказал мысль о том, что христианство возникло не в Палестине, а в Александрии и в Риме, что оно является продуктом прежде всего греко-римской культуры (идейный источник - взгляды Филона Александрийского и Сенеки). Сделал попытку анализа социальных основ христианства, однако вследствие идеалистического исходного пункта своих исследований не смог выяснить условий, благодаря к-рым христианство возникло и превратилось в одну из мировых религий. Критика философских взглядов Бауэра и оценка его работ по истории религии даны в произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса. Г. А. Багатурия. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962. Сочинения: Kritik der Geschichte der Offenbarung, Bd 1-2, B., 1838; Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker, Bd 1-3, Lpz.-Braunschweig, 1841-42; Das entdeckte Christenthum, Z., 1843, Geschichte der Politik, Kultur und Aufklärung des acatzehnten Jahrhunderts, Bd 1-4, Charlottenburg, 1843-45; Vollständige Geschichte der Partheikämpfe in Deutschland während der Jahre 1842-1846, Bd 1-3, Charlottenburg, 1847; Die Apostelgeschichte..., B., 1850; Kritik der Evangelien und Geschichte ihres Ursprungs, Bd 1-4, B., 1850-52; Kritik der paulinischen Briefe, 3 Abtl., B., 1850-52; Philo. Strauss und Renan und das Urchristenthum, B., 1874; Christus und die Caesaren, B., 1877; Трубный глас страшного суда над Гегелем, рус. пер., M., 1933. Литература: Маркс К. и Энгельс Р., Святое семейство, или Критика критич. критики, Соч., 2 изд., т. 2; их же, Нем. идеология, там же, т. 3, с. 82-102; Энгельс Р., Бруно Бауэр и раннее христианство, в кн.: К. Маркс и Р. Энгельс о религии, M., 1955; его же, К истории раннего христианства, там же; Barnikol E., Das entdeckte Christentum im Vormärz. Bruno Bauers Kampf gegen Religion und Christenthum und Erstausgabe seiner Kampfschrift, Jena, 1927; Kegel M., Bruno Bauer und seine Theorien über die Entstehung des Christentums, Lpz., 1908; Runze G., Bruno Bauer, der Meister der theologischen Kritik, Neu-Finkenkrug, 1931.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Die Posaune des jungsten Gerichts uber Hegel den Atheisten und Antichristen. Lpz., 1841; Hegels Lehre von Religion und Kunst. Lpz., 1842; Das entdeckte Christentum. Eine Erinnerung an das achtzehnte Jahrhundert und ein Beitrag zur Krisis des neunzehnten. Lpz., 1843; Christus und die Casaren. Der Ursprung des Christentums aus dem romischen Griechentum. D., 1877. Литература:Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании.— Они же. Соч., т. 2; Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. — Там же, т. 19; SchweizerA. Geschichte der Lebens-Jesu-Forschung, 1926; Hertz-Eichenrode D. Der Junghegeiianer Bruno Bauer im Vormarz, 1959; Koch L. Humanistischer Atheismus und gesellschaftliches Engagement. B. Bauers «Kritische Kritik», 1971.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |