Барто Агния Львовна
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Барто Агния Львовна

1906 - 1981

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Агния Львовна Барто

Агния Барто.
Фото с сайта www.rusf.ru

Барто Агния Львовна (1906/1981) — советская поэтесса, писательница, сценаристка, лауреат Ленинской и Государственной премий. Своими учителями Барто считала В.В. Маяковского, К.И. Чуковского и С.Я. Маршака. Из-под ее пера вышли такие стихотворные сборники, как «Братишки», «Мальчик наоборот», «Игрушки», «Стихи детям», «Я расту» и «За цветами в зимний лес». Кроме того, ей принадлежат прозаические произведения: «Найти человека» и «Записки детского поэта».

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 29.


Поэтесса

Барто Агния Львовна (1906-1981), поэтесса. Родилась 5 февраля (17 н.с.) в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал А. Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать.

В 1925 были опубликованы книжки стихов для детей - "Китайчонок Ван Ли", Мишка-воришка". Беседа с Маяковским о том, как нужна детям принципиально новая поэзия, какую роль она может сыграть в воспитании будущего гражданина, окончательно определила выбор тематики поэзии Барто. Она регулярно выпускала сборники стихов: "Братишки" (1928), "Мальчик наоборот"(1934), "Игрушки", (1936), "Снегирь" (1939).

В 1937 Барто была делегатом Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в Испании. Там она воочию увидела, что такое фашизм (заседания конгресса шли в осажденном пылающем Мадриде). Во время Отечественной войны Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 была корреспондентом "Комсомольской правды" на Западном фронте.

В послевоенные годы бывала в Болгарии, Исландии, Японии, Англии и других странах.

В 1940-50 выходят новые сборники: "Первоклассница", "Звенигород", "Веселые стихи", "Стихи детям". В эти же годы работает над сценариями детских кинофильмов "Подкидыш", "Слон и веревочка", "Алеша Птицын вырабатывает характер".

В 1958 написала большой цикл сатирических стихов для детей "Лешенька, Лешенька", "Дедушкина внучка" и др.

В 1969 вышла книга прозы "Найти человека", в 1976 - книга "Записки детского поэта".

Умерла А. Барто в 1981 в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Детский поэт

Барто Агния Львовна [4(17).11.1906, Москва — 1.4.1981, Москва] — детский поэт.

Отец был ветеринарным врачом, в молодости ездил в Сибирь на борьбу с оспой. Знал литературу, любовь к русской классике привил дочери. Печататься начала в 1925 — сборник стихов «Китайчонок Ван Ли», «Мишка-воришка». Затем вышли книги «Братишки» (1928), «Мальчик наоборот» (1934), «Снегирь» (1939). Уже в первых книгах автор следует собственной заповеди: «Сила лучших детских поэтов именно в том, что они в своем творчестве нашли сочетание детскости и взрослости, умеют со своим читателем говорить занимательно о серьезном и важном» (Записки детского поэта. С.50).

В 1939 с актрисой Р.Зеленой написан сценарий кинофильма «Подкидыш», фильм получил большую популярность. Во время Гражданской войны в Испании участвовала в работе II Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в 1937 под бомбежками в Барселоне, Валенсии и Мадриде.

Во время Великой Отечественной войны много выступала по радио, печатала военные стихи, статьи в газетах. Как корреспондент «Комсомольской правды» работала на фронте. Об одном своем выступлении перед бойцами вспоминала: «Сегодня читала в окопе стихи бойцам. Думала, буду очень волноваться, но, увидев, как многие заранее улыбаются, успокоилась. Слушали тепло, смеялись и громко хлопали. Я понимала, что широкие солдатские улыбки относятся прежде всего к их детям, о которых они думают, слушая меня» (Записки детского поэта. С.159). Росла творческая потребность написать о подростках, работающих у станков на оборонных заводах. В статье Барто «Немного о себе» читаем: «Павел Петрович Бажов посоветовал мне, чтобы глубже узнать интересы ремесленников и, главное, их психологию, приобрести вместе с ними специальность,— например, токаря. Через шесть месяцев я получила разряд...» (Жизнь и творчество Агнии Барто. С.13). Так появилась книга «Идет ученик» (1944).

В конце 1940-х — 1950-е были написаны сценарии детских фильмов «Слон и веревочка» (1946), «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953); фильмы получили широкую известность. Вышло много новых книг: «Стихи детям» (1956), «Веселые стихи» (1957), «Про больших и маленьких. Стихи и рассказы» (1958), «Твои стихи» (1960). Стихи Барто чужды натуралистическому крохоборчеству, бескрылому бытовизму, автор даже в незначительных событиях умеет увидеть и показать нечто необыкновенно важное в детском восприятии мира. В послевоенные годы Барто критиковали с позиций т.н. «теории бесконфликтности», в 1949 в журнале «Октябрь» (№7) была опубликована статья, в которой сатира Барто квалифицировалась как клевета на детей, а ее стихи назывались порочными. Утверждая свою правоту, Барто продолжала пестовать детскую тему в литературе, воспитывая у своих читателей гражданское чувство, доброту, творческое отношение к труду. «С тревогой и радостью наблюдала жизнь современных подростков Агния Барто. Радовалась, что живут они спокойно, сыты, хорошо одеты, над ними чистое небо, никакая безработица не угрожает им. Но тревожилась об утере твердых моральных позиций, об оскудении духовного мира, о тяге к материальному, о пустопорожних развлечениях, об иждивенческих настроениях» (Таратута Е.—С. 161).

В 1947 была написана поэма «Звенигород», которая вскоре вышла отд. книгой, этой книге была суждено удивительная судьба. Автор вспоминал: «Случилось так, что в 1954г. книжка попала в руки к женщине, у которой восьмилетняя дочь Нина, так же как дети в поэме, потерялась в годы войны. Мать считала ее погибшей, написала мне: «Читала "Звенигород" и думала: а может, и моя Ниночка все-таки жива...» Письмо матери я передала в специальную организацию... Через восемь месяцев Нина нашлась...» (Жизнь и творчество Агнии Барто. С.17). Чтобы помочь разлученным войной найти друг друга, поэтесса неоднократно выступала по радио, в результате тысячи детей нашли своих родных. Об этих поисках позднее была написана книга «Найти человека» (1969), она была переиздана с предисл. К. Симонова.

Постоянными были выступления в школах, пионерских лагерях, на международных конференциях. Барто выполняла обязанности президента Ассоциации деятелей литературы и искусства при Союзе советских обществ дружбы с зарубежными странами, члена международного жюри по присуждению медали им. Г.Х.Андерсена. Работа для детей вознаграждается сторицей. Знаменательной была встреча Барто с Юрием Гагариным после его первого полета: «Как он заулыбался, услышав ее имя! С какой любовной признательностью глядел на нее. Потом взял листочек бумаги и написал: "Уронили Мишку на пол. Юрий Гагарин"» (Таратута Е.— С. 149).

Полтораста миллионов книг почти на 100 языков — таковы тиражи произведений Барто «Есть книжки, которые любят все ребята. Среди этих книжек — стихи Агнии Барто» (Михалков С.- С.208). В конце 1970-х появилось оригинальное издание, подготовленное Барто,— «Переводы с детского»: переложение стихов детей разных стран. Иллюстрирована эта книга была также своеобразно — рисунками самих детей (2-е изд. 1979).

По произведениям Барто, помимо упомянутых, поставлены фильмы и спектакли: «10 000 мальчиков», «У нас экзамены», «Ищу человека», «Отчего улетели птицы», «Дима и Вова», «Дочь-невеста». Именем Б. названа одна из малых планет. Расул Гамзатов сказал о поэтессе: «Она всегда идет навстречу новому поколению...» (Жизнь и творчество Агнии Барто. С.168). Эти слова подтвердило начало нового, XXI в.: книги Барто издаются и переиздаются в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Смоленске.

В.А.Шошин

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 173-174.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

СС: в 3 т. М., 1969-71,

СС: в 4 т. М., 1981-84;

СС: в 3 т. Уфа, 1994,

Избранные стихи. М., 1999;

Стихи детям: в 2 т. М., 1976;

Найти человека. М., 1969, и др. изд.;

Записки детского поэта. М., 1976, и др. изд.;

Дождь в лесу: стихи. М., 1980,

У нас под крылом. М., 1981;

Стихи детям. М., 1997;

Чудеса. СПб.; М., 2000;

Детям: стихи. М., 2000;

А.Барто, С.Михалков, М.Пляцковский. Песенки и потешки. Смоленск, 2001;

Игрушки. М., 2001;

Золотые страницы: стихи. СПб.; М., 2001;

Стихи детям. Екатеринбург, 2001;

Лошадка М., 2002;

Стихи. М., 2003;

Кукла. М., 2003;

Я выросла, стихи. Смоленск, 2003.

Литература:

Дмитриева В. Агния Барто. М.; Л., 1953;

Михалков С. Моя профессия. М., 1974. С. 208 и др.,

Разумневич Вл. Книги на всю жизнь. М., 1975. С.56-85;

Соловьев Б., Мотяшов И. Агния Барто: очерк творчества. М., 1979;

Таратута Е. Драгоценные автографы. М., 1986. С.136-165;

Жизнь и творчество Агнии Барто. М., 1989,

Ласкина А. Остаться в памяти. М., 1991. С.105-109.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС