Балакшин Роберт Александрович |
|
р. 1944 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Роберт Александрович БалакшинБалакшин Роберт Александрович [25.12.1944, с. Коротыгино Грязовецкого р-на Вологодской обл.] — прозаик, публицист. Отец — судоводитель, капитан 3-го ранга речного флота, по партийной линии был назначен до войны директором совхоза. Мать — медработник. Заболев клещевым энцефалитом и став инвалидом 1-й группы, отец с семьей переехал в Вологду. Поэтому Балакшин считает себя человеком городским. Свое детство писатель называет счастливым. Отец с матерью прививали ему интерес к отечественной литре, читали ему русские народные сказки, книги Пушкина, Жуковского, Лермонтова, Гоголя. После окончания в 1952 школы-восьмилетки Балакшин поступил в строительный техникум. В 1964 был призван в ряды Советской Армии. Служил в Латвийской ССР. В воинской части в Риге была хорошая библиотека, и Балакшин всерьез приохотился к чтению. К этому времени относятся первые его попытки писать рассказы. Сочинял также стихи. После демобилизации в 1967 вернулся в Вологду, где поменял несколько рабочих профессий. В 1969 по рекомендации областной писательской организации своеобразное «шефство» над молодым писателем взял В.П.Астафьев, которому Балакшин благодарен за бесценные уроки мастерства. Путь Балакшина как писателя начинался традиционно для советской литературной смены. Первые талантливые публикации, опытный мастер-наставник, творческие семинары и совещания, выход первой книги, лит. премии... Первый рассказ молодого автора был опубликован в областной газете «Красный Север» в 1971. В 1974 при поддержке Астафьева в журнале «Север» был напечатан рассказ Балакшина «Две недели». В 1984 под тем же названием в местном издательстве вышла первая книга молодого писателя. В это же время Балакшин вместе с другим вологжанином А.Цыгановым принял участие во Всероссийском совещании молодых прозаиков (в семинаре Вадима Дементьева), организованном ЦК ВЛКСМ и СП России, который с большим успехом прошел в местечке Лемью под Сыктывкаром под руководством Сергея Залыгина. В 1985 Балакшин был принят в СП СССР. В центре первых произведений Балакшина жители небольшого провинциального города России. Автор старается психологически разносторонне описывать их будни, показать их жизненные интересы и выявить творческие таланты. Его явно влечет к неординарным персонажам, к тем героям-«чудикам», тип которых в какой-то степени открыл Василий Шукшин. Поэтому их жизнь в ровных, спокойных буднях 1970-х — начала 1980-х «выламывается» из повседневности. Таковы герои повестей этих лет «Случайная встреча» и «Брат отца», рассказов «Две недели» и «Последний патрон». Их объединяет, как пишет критик А.Шорохов, «чувство общей русской судьбы». Одновременно Балакшина увлекает мир истории, который в старинном русском городе естествен и многообразен. Писатель с конца 1980-х обращается к жанру исторической и краеведческой публицистики, активно печатается в областной прессе. Годы «перестройки» позволили вызволить из небытия мн. исторических персонажей, которые замалчивались в советское время по идеологическим причинам. Это и священник Иоанн Верюжский, составивший до революции сборник Житий вологодских святых, и яркий консервативный государственный и общественный деятель Константин Победоносцев, бывавший в Вологде, и белогвардейский генерал Александр Кутепов, и вологодские губернаторы. Все эти и другие исторические персонажи становятся героями рассказов и очерков Балакшина. Плодотворно работает Балакшин и в краеведении, которое под его пером становится истинным «краелюбием». Он пишет об истории вологодских уездов и храмов, о приезде в губернский город царя Александра Освободителя, о мастерстве колокольного звона в России. Писатель составил летопись Вологодской епархии (не издана), написал книгу о Почетных гражданах Вологодской обл. (1996-97), собрал сборники высказываний иностранцев об их поездках в Россию. Балакшин становится одним из самых ярких и острых публицистов Вологодчины, ведет в местных газетах «колонки» и постоянные рубрики. В то же время он не бросает и чисто прозаический жанр. Повести и рассказы Балакшина публиковались в 1990-е в журналах «Наш современник», «Москва», в газете «Литературная Россия». Он автор нескольких книг повестей и очерков. После первых произведений, в которых писатель отдал дань описательности, новая проза Балакшина несет на себе печать творческой зрелости с элементами прямой публицистики и с общей патриотической направленностью. Политические и социальные мотивы, пронизывающие все российское общество в переходный период, преломились в темах и содержании повести Балакшина «Венчание» (Наш современник. 1998. №4), рассказов «Иван Иванович — мыслитель на пенсии» (Москва. 1997. №7), «Земляк — Siegfrid» (Наш современник. 2001. №10). Герой первого из них, бухгалтер по профессии, живет как бы в расколотом, потустороннем для него мире. Он за свою жизнь несколько раз уже... умер. На старости лет к нему приходит осознание абсурдности его внешне размеренной жизни, в которой не было ни одного доброго дела и поступка. Такое самобичевание позволяет герою, хотя и поздно, но многое познать в себе и в окружающих его людях. Искусственность жизненной ситуации для писателя служит худож. приемом «оживления» своего героя, «взрыва» мира его мещанского благополучия. В 1992 в переводах Балакшина в Вологде вышла книга немецкого писателя Рихарда фон Фолькманна «Сказки». С 1999 по 2002 Балакшин являлся ответственным секретарем Вологодской писательской организации, активно участвовал в общелитературной жизни России, выезжал в Москву, в Республику Саха (Якутия), в Тирасполь и в другие места. В последние годы активно работает по предложению архимандрита московского Сретенского монастыря отца Тихона (Шевкунова) над переложением для детей житийных рассказов о православных святых. Первая книга из этой серии — «Житие Прокопия праведного» — вышла в Москве в 2003. Прозу Балакшина отличает традиционная манера письма, но вместе с тем и поиск неординарных сюжетных и стилистических решений. В качестве примера можно назвать рассказ «Русские сны», в котором герой в фантасмагорической манере рассказывает о «посещении» его в сновидениях таким персонажем отечественной истории, как Сталин. Также плодотворно писатель работает в жанре краеведения и полемической публицистики. В.В.Дементьев Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 147-151. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Две недели: повесть, рассказы. Архангельск, 1984; Обычные дни: повести, рассказы. М., 1986; Светоч: сб. статей. М., 1988; Брат отца: повести. Архангельск, 1989; Легкие следы: стихи. Вологда, 1994; И в жизнь вечную: повесть // Наш современник. 1996. №7; Иван Иванович — мыслитель на пенсии: рассказ // Москва. 1997. №7; Человек — река: рассказы. Вологда, 1998; Венчание: повесть // Наш современник. 1998. №4; Земляк — Siegfrid: рассказ // Наш современник. 2001. №10; Русские сны: рассказ // Наш современник. 2003. №3; Житие Прокопия праведного. М., 2003. Литература:Бараков В. Вологодская литературная школа. Вологда, 2002; Шорохов А. Вологда литературная // Слово о слове. Статьи новых русских критиков. М., 2003.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |