Михаил Александрович Бакунин
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Михаил Александрович Бакунин

1814-1876

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Михаил Александрович Бакунин

Михаил Бакунин, 1838 г., автопортрет

Бакунин Михаил Александрович [18(30).5.1814, Новоторжский уезд Тверской губернии,— 19.6(1.7).1876, Берн, Швейцария], русский революционер, один из основателей и теоретиков анархизма. Во 2-й половине 30-х годов жил в Москве, играл видную роль в кружке Н. В. Станкевича (см. Станкевича кружок), был близок с Белинским, потом также с Герценом и Огарёвым. В эти годы Бакунин изучает классическую немецкую философию, в особенности — труды Гегеля, пропагандирует (толкуя по-своему) идеалистическую диалектику. В 1840 году уехал за границу (Германия, Швейцария, Бельгия, Франция). Примкнув к левым гегельянцам, выразил свои радикальные воззрения в статье «Реакция в Германии» («Reaktion in Deutschland», 1842). Испытав некоторое влияние идей Фейербаха, Бакунин эволюционировал позднее к своеобразному антропологическому материализму и «антитеологизму». Его философская концепция, включавшая и позитивистские мотивы, в целом была непоследовательной и эклектичной.

В Цюрихе Бакунин познакомился с В. Вейтлингом, заинтересовался коммунистическим движением. В Париже (1844) сблизился с П. Прудоном. Тогда же познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Бакунин участник революций 1848—1849 годов в Праге и Дрездене. В апреле 1850 года саксонским судом и в мае 1851 года австрийским военным судом дважды приговорён к смертной казни, которая в обоих случаях была заменена пожизненным заключением. Выдан австрийскими властями Николаю I и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. В 1857 году Бакунин был отправлен на поселение в Сибирь. В 1861 году бежал через Японию и США в Лондон. В 60—70-х годы жил в Западной Европе, сотрудничал с Герценом и Огарёвым; активно участвовал в организации анархистского движения, выступал против Маркса в 1-м Интернационале, из которого был исключён в 1872 году. Теория Бакунина окончательно сложилась к концу 60-х годов («Государственность и анархия», 1873, и др.).

История, по Бакунину,— эволюционный процесс, шествие человечества из «царства животности» в «царство свободы». Атрибутами низшей ступени являются религия и государство. Человек отличается от животного только мышлением, которое вызывает к жизни религию. Государство, олицетворяющее тиранию, эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Будущее общество — строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей. Пронизанная индивидуализмом, анархистская теория Бакунина во многом соприкасается с учением Штирнера. Бакунин считал государство основным источником угнетения масс, всех социальных зол и высказывался против всякой государственности; он резко выступал и против какого-либо использования государства рабочим классом, против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг «свободной федерации» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций, Бакунин и его последователи отвергали использование в политической борьбе избирательной агитации, парламентов и т. д. Бакунин мечтал о социальной революции и возлагал главные надежды на крестьянство и на ремесленные полупролетарские слои города, на люмпен-пролетариат. Причисляя себя в 60—70-х годы к материалистам и атеистам, Бакунин, однако, в понимании роли и задач философии был близок к позитивизму Конта (см. «Федерализм, социализм и антитеологизм», в кн.: Избр. соч., т. 1, Лондон, 1915, с. 125—27). Называя себя сторонником материалистического понимания истории, Бакунин трактовал марксизм в духе «экономического материализма».

С русским революционным движением связи Бакунина снова стали активными в 1868—1870 годы. Книга Бакунина «Государственность и анархия» оказала значительное идейное влияние на народническое революционное движение. Бакунин доказывал существование «русского народного идеала», главные черты которого он видел в общественном землевладении, в самой идее «права на землю», присущей русскому крестьянину. Взгляды Бакунина оказали влияние на программу и тактику «Земли и воли» 70-х годов. Всестороннее и последовательное преодоление бакунизма связано с появлением русской социал-демократии.

Против анархистских взглядов Бакунина и его дезорганизаторской деятельности в европейском рабочем движении настойчиво боролись Маркс и Энгельс. В. И. Ленин и Г. В. Плеханов дали развёрнутую критику теорий Бакунина.

Ш.M. Левин.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Избр. соч., т. 1 — 5, П.—М., 1919—21; Собр. соч. и писем, т. 1—4, М., 1934 — 35.

Литература: Mapкс К. и Энгельс Ф., Мнимые расколы в Интернационале, Соч., т. 18; и χ ж е, Альянс социалистич. демократии и Междунар. Товарищество Рабочих, там же; Энгельс Ф., Бакунисты за работой, там же; его же, Эмигрантская лит-ра, там же; Маркс К., Конспект книги Б.«Государственность и анархия», там же; Л е н и н В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1;его же, Анархизм и социализм, там же, т. 5; е г о ж е, Гос-во и революция, там же, т. 33; Плеханов Г. В., Анархизм и социализм, Соч., т. 4, М., [1925]; Итенберг Б. С., Движение революц. народничества, М., 1965; Первый Интернационал, ч. 1—2, М., 1964—65; Пирумова Н., Бакунин, {М., 1970].


Вернуться на главную страницу М.А. Бакунина.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС