Аркесилай |
|
315-240 до н. э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
АркесилайАркесилай (Arkesilaos) (ок. 316—242 гг. до н.э.). Философ из Питаны в Эолиде, изучавший философию под руководством Феофраста. Возглавлял Академию. Следовал внедренной Сократом практике спора и дискуссии без определенных выводов и, возможно, ничего не писал. Его основным моральным принципом было следование разумному (to eulogon). Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 446.
Аркесилай (ок. 315 — ок. 240 до н. э.) — один из основателей так называемой Средней платоновской академии (Академия платоновская), направление которой характеризуется ослаблением позитивных утверждений Платона и переходом на путь скептицизма. От Платона здесь осталась только большая склонность к разного рода логическим концепциям, которые в данном случае сводились к разрушению догматической философии и утверждению вероятностных понятий. В этике Аркесилая также отличается ослаблением платоновского энтузиастического учения и сведением его к учению о невозмутимости духовного состояния. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 32.
Аркесилай (Ἀρκεσίλαος) (315 до н. э., Питана в Эолии — 241 до н. э., Афины) — греческий философ, основатель и схоларх (с 270) Новой, или Средней (скептической), Академии. Ученик Теофраста, затем Крантора и Полемона (Diog. L. IV 29). Продолжая традицию древнеакадемнческой диалектики, довел до совершенства практику составления «равносильных» (ἰσοσθενεῖς) речей «за» и «против» на любую заданную тему; логическим выводом из этого был принцип воздержания от суждения (эпохе). Полемика со стоиками — вторая отличительная черта Аркесилая и созданной им Академии. Согласно Сексту Эмпирику (Adv. math. ГУ 150—157), возражения Аркесилая направлены гл. о. против стоического учения о «постижении» (κατάληψις), определяемом как «согласие на постигающее представление» (φαντασίας). Указывая на противоречивость этой концепции и невозможность рассматривать «постижение» как критерий истины, Аркесилай отрицает существование «постижения» как такового. Однако теоретическая необходимость воздержания от суждения не избавляет от принятия решений на практике: здесь критерием является (как и у стоиков) вероятное (εὔλογον) (ibid. 158). Всякое действие опирается на представление о приятном и на стремление к нему, что не расходится с принципом эпохе, который освобождает только от мнений (Plut. Мог. 1122 С, F). Таким образом, положительная разработка практической этики у Аркесилая фактически построена на стоических понятиях. Ю. А. Шичалин Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 179.
Аркесилай (Άρκεσίλαος) (ок. 315 до н.э., Питана в Этолии,— ок. 240, Афины), древнегреческий философ. Глава платоновской Академии после Кратета (ум. 265), основатель так называемой Средней академии. Подобно Сократу, ничего не писал. Открыл период так называемого академического скепсиса (от σκεπτεον — «это ещё нужно исследовать!»), противопоставившего себя догматизму (от δόγμα — «принятое в качестве данного»). Цель философии — не обладание истиной, а отсутствие заблуждений, что приводит Аркесилая к принципу «воздержания от суждений» (эпохе). Основной предмет полемических нападок Аркесилая — теория познания стоицизма, в частности учение о возможности постичь предмет на основе чувственного восприятия. Признавая в теории невозможность доказать истинность того или иного суждения, Аркесилай на практике предлагал руководствоваться тем, что представляется наиболее убедительным (πιδανός) — тезис, впоследствии развитый Карнеадом. Гносеологическая заострённость скептицизма Аркесилая принципиально отличает его от скептицизма Пиррона с его этической направленностью. Ю. А. Шичалин. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Литература: Gibon O., Zur Geschichte der sogenannten Neuen Akademie «Museum Helveticum», 1944, Bd l, S. 47—64; Weische A. Cicero und die Neue Akademie, Münster, 1961; Krämer H. J., Platonismus und Hellenistische Philosophie, B,—N. Y. 1971, р. 5 —107.
Далее читайте:Исторические лица Греции (биографический справочник). Греция, Эллада, южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности. Философы, любители мудрости (биографический справочник). Литература:Coussin P. Le Stoi'cisme de 1а Nouvelle Academie. — «Revue d'Histoire de la Philosophie» 3, 1929, p. 241-276; Gigon 0. Zur Geschichte der sogenannten Neuen Akademie. — «Museum Helveticum», 1944, 1, S. 47-64; Weische A. Cicero und die Neue Akademie. Muster, 1961; Kramer U. J. Platonismus und hellenistische Philosophie. B.-N. Y., 1971, S. 33-54; Levy C. Scepticisme et dogmatisme dans l'Academie; «L'esoterisme» d'Arcesilas. — «Revue des Etudes Latines», 1978, 56, p. 335-348.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |