Арий |
|
260-336 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
АрийАрий — александрийский священник, основатель еретического арианского учения. Родился около 260 г. в Ливии, умер в 336 г. в Константинополе. Служил пресвитером в Александрии, был прекрасным оратором, писал стихи. Полагал, что Сын Божий был лишь совершенным творением, но не Богом. Арий и арианство были осуждены на Первом Вселенском соборе в Никее в 325 году. Из литературного наследия Ария сохранилось только небольшое произведение, написанное частично стихами, частично прозой под названием «Пир», отражающее его религиозные убеждения. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 118. Арий (256-336) — ранневизантийский философ и богослов, знаменитый «ересиарх», выступивший с отрицанием «единосущия, собезначальности и равночестности» второго лица Троицы (Сына, или Логоса) первому лицу (Отцу). Сочинения А. дошли до нас в отрывках; главное произведение «Фалия», в котором стихи перемежались с прозой, некогда пользовалось значительной популярностью. Уцелело также несколько его писем. Согласно его доктрине. Сын отделен от Отца онтологической пропастью, будучи, как и весь мир, творением Отца, хотя и особым, избранным творением, посредником между Богом и миром. Он утверждал, что Сын был сотворен во времени и «было время, когда Сына не было». Неравенство Бога и Сына — основное положение арианства: только Бог «не рожден». Сын-Логос имел начало своего бытия, иначе Он не был бы Сыном; он создан из ничего по воле Отца; Он есть тварь. После Бога Он обладает высшим достоинством, Его воля первоначально была расположена и к добру, и ко злу. И только через направление своей свободной воли Он сделался безгрешным и благим. Арианство не без успеха боролось с ортодоксальным христианством за положение господствующей религии империи. Арианский спор длился шестьдесят лет и привел к определению Тринитарного догмата (догмата о Св. Троице). А. был осужден церковью, но его учение, арианство, нашло множество последователей среди городских средних слоев (ремесленников, торговцев). Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 14-15. Арий, (256, Ливия /?/ — 336, Константинополь) — александрийский пресвитер, еретик; с его именем связано возникновение арианства, главной ереси IV века. А. стал известен в Александрии во время гонений на христиан при императоре Галерии (305-311). По одним источникам, А. был рукоположен во диакона епископом Мелегием, по другим — архиепископом Петром, который впоследствии отлучил его от церкви. После мученической кончины архиепископа Петра (311) А. соединился с Александрийской церковью. Александр, епископ Ахила рукоположил его во пресвитера. А. принадлежал к школе антиохийского экзегета и богослова прмч. Лукиана. Он не был оригинальным мыслителем и в значительной степени опирался на богословие своею учителя, поэтому в строгом смысле его нельзя считать основателем арианства. Помимо лукиановских элементов, арианская доктрина отчасти испытывала влияние оригеновских взглядов. Арианство вносит иерархичность отношений между ипостасями Пресв. Троицы. Оно исходит из понятия о Боге как о совершенном единстве. Все остальное, что действительно существует, чуждо Богу но сущности, имеет иную, свою собственную сущность, поэтому Сын Божий как ипостась, безусловно и всецело не-подобен Отцу. Причиной для возникновения арианских споров стало столкновение А. с епископом Александрийским Александром (в 318) относительно вопроса о Божестве Христа и Его равенстве с Отцом, которое А. отрицал, считая, что Христос был творением Отца, хотя и сотворен был раньше мира. За А. последовала греть александрийского клира. Для разрешения спора императором Константином I Великим был созван I Вселенский собор в Никее (325). На Соборе А. был осужден и изгнан в Иллирию. Вскоре после Собора епископ Евсевий Кесарийский открыто встал на сторону А. и сумел добиться его возвращения из изгнания. А. внезапно скончался в Константинополе. Арианство было воспринято готами и сохранялось у них дольше, чем в греко-римском мире, хотя есть сведения, что арианствующие оставались в Константинополе вплоть до VI века. Главное сочинение А. — «Талия» представляло собой апологию его учения в популярной, наполовину поэтической, наполовину прозаической, форме; за исключением нескольких фрагментов в творениях св. Афанасия Великого, оно не сохранилось. Известны письма А. к епископам Евсевию Никомидийскому и Александру Александрийскому. О H. Афиногенова. Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 607-608. Далее читайте:Аэций — последователь еретического учения Ария. Евномий — епископ г. Кизик в последнее десятилетие IV в., ересиарх, представитель крайнего арианства. Византия (краткая справка). Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | Константинопольские патриархи (биографический справочник). Патриархи Александрийской Православной Церкови (биографический справочник). Литература:Stead С. Doctrine and Philosophy in Early Christianity: Arius, Athanasius, Augustine. Aldershot (G8); Burlington (Vermont, USA), 2000.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |