Вячеслав СЕМИЛЕТОВ |
|
|
© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ" |
ДОМЕННОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГА
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ""МОЛОКО""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОЛДЕНЬ""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"РОМАН-ГАЗЕТАГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАПАМПАСЫ |
ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ(о творчестве Натальи Стеркиной) И звездный взор в глубины проникает Проза Стеркиной глубоко традиционна, она сродни классической русской прозе, стержнем которой были доброта и сочувствие к простому человеку. Но что такое доброта и сочувствие не в 19, 20-ом, а 21 веке? Кажется, ответ на этот вопрос можно уловить в самых ранних рассказах «Сны города», опубликованных в Москве издательством «Мосты» в 1993 году. Нравственные и моральные качества людей, живущих под пристальным взглядом писательницы в ее художественном пространстве, находят свое выражение не в идеологии, а в стиле и поэтике: пастельные тона красок, мерцающих в тумане, далях и ночных нагромождениях домов - жилищ. Мягкий свет очарования автора льется на героев ее рассказов. Недаром с радостью художники берутся за иллюстрацию ее текстов – один из них своеобразный и талантливый Данила Жиров. Но в следующем ее сборнике ее проза, я бы сказал, «прозаичнее», она более графична. Автор стремится заглянуть и проникнуть глубже своего же взгляда на человека и обнаруживает жесткость и непонимание в отношениях не из-за одних только начинающихся развиваться капиталистических отношений в обществе социалистической в прошлом России, но из- за самой сути человека. Первый роман писательницы «Соучастница» обнажает не просто женскую душу (что следует из названия), но и ее кровную связь со всем живущим на земле, как с интеллектуальной элитой общества, так и с самыми «отбросами», а это уже высшее художественное видение. Можно и так воспринять героиню, будто она - символ жизни. Судьба героини прослеживается в дни «безвременья» России. Ирина – натура творческая, она всех принимает душой, для каждого находит язык, создает атмосферу, но не подыгрывая из деликатности, сентиментальничая, а искренне пытаясь разобраться в их бедах, что в конечном счете помогает ей обрести гармонию. Кажется случайной ее встреча с сокурсниками в начале романа, а заканчивается ведь тем, что она и с любовью (в лице друга юности) встречается не в Москве и тоже на конференции. Роман имеет форму будто бы раскручивающейся спирали, соединяя начало – поиск героиней себя во встречах с разными людьми – с финалом. Стеркина использует и поток сознания, и метафорические «посылы», и приемы «обнажения» образов. Наряду с реалистическим, традиционным повествованием используются и приемы модернизма – все это создает гармоничную, законченную, наполненную духовностью форму. Может быть, наиболее ярко и четко выявляются характеры в драматургии. Но по-настоящему мы об этой форме ее деятельности сказать можем очень мало, ввиду того, что ею написаны только несколько одноактных пьес. Подождем, когда она напишет «полнокровные» пьесы, мы уверены, что ей с ее талантом это под силу. Ее рассказы просят для публикации как российские периодические издания, так и зарубежные. Как мне кажется, наиболее значительным и цельным художественным произведением писательницы является ее последняя повесть «Письма к деду». По внутреннему содержанию это произведение значительное, по форме – многоплановое: связь двух государств – России и Израиля, поддерживаемая между уехавшим (дедом) и оставшимся (внуком). От чего такое настойчивое желание у деда через внука узнавать о жизни в Москве? Ну что за дело до каких- то нарождающихся и пропадающих партий? А тут еще любовь героя – молодого москвича Ильи к продавщице Марусе (на наш взгляд, она символ переходной поры в жизни «низших» слоев общества). Внутри всего этого внешнего светится творчество деда: в рассказах – напоминаниях о дворянском сословии России. Герой рвется всем сердцем из Москвы, но не на Запад, а в провинцию. Какие идеи толкают его на это? Экология? Грубость и разврат мегаполиса? Повесть чем-то напоминает русские народные сказки, в которых персонаж
частенько уходил за чем-то невозможным: «Пойди туда, не знаю куда, принеси
то, не знаю что». Это по существу разгадать нельзя, но можно прочувствовать,
мол, принеси саму жизнь во всей ее прелести, а не идеологию, смысл
существования – в найденном, а не в награде за поиск. Кажется, в этом
произведении есть мысль: желание попасть в Рай - это конечная цель, но не
смысл жизни… Этой повестью можно только наслаждаться, как чудесным даром
писательницы. С чем ее и поздравляем!
Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала! |
© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ" |
|
|
WEB-редактор Вячеслав Румянцев |