Сергей Магомет |
|
|
© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ" |
ДОМЕННОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГА
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ""МОЛОКО""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОЛДЕНЬ""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"РОМАН-ГАЗЕТАГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАПАМПАСЫ |
БРАТЬЯ-ПИСАТЕЛИ(роман) Когда Х. вдруг вскидывает на меня глаза, то ли кривясь от зубной боли, то
ли сотрясаясь от немого хохота, я читаю в его взгляде: «Ты, кажется,
считаешь себя гением. Нельзя же быть таким идиотом! Только такой идиот, как
ты, не в состоянии понять, что гений-то — я!» Софья Андревна Толстая говаривала: «Никто не знает, какой Лёвочка, а я
знаю. Он — больной и ненормальный». Y. вечно ноет и жалуется на бессовестность окружающих: у него постоянно п…т сюжеты, названия, метафоры, эпитеты, всяческие художественные подробности. Сволочь народ. А еще у него постоянно крадут его женщин. Я не подаю виду, как могу утешаю его, но мне стыдно. Каюсь, и я не избежал общего искушения: тоже сп…л-таки копеек на пятьдесят-шестьдесят. Известно ревнивое отношение пишущих к облюбованной ими теме. Y. всем рассказывает, что пишет роман «Моя жизнь среди евреев». Это выглядит как помечание территории: не трожьте моих евреев. И все время говорит только о евреях. По доброте душевной предложил ему на выбор пару эпиграфов: «Еврей и русский — братья навек», «Клянусь писать о евреях, только о евреях и ни о чем, кроме, как о евреях…» Вместо благодарности, набросился на меня, брызгая слюной: «Руки прочь от моих евреев!» Прошло несколько лет. Y. забросил свой эпохальный роман о евреях. Жалуется: обокрал меня Александр Исаевич. Сволочь народ. Теперь он никому не рассказывает о своих замыслах. Только мне под большим секретом поведал, что пишет роман под названием «Происхождение Обезьяны». Z. говорит, что неделю бился, чтобы описать дерево у себя под окном. Говорит, написал страниц сто, да и то недоволен — мол, и правда, наш русский язык слишком неповоротлив — не в силах поспеть за полетом его фантазии, за цепочкой искрометных ассоциаций — которые так хлещут, так и хлещут… Знал я одного писателя-химика. То есть до пенсии он трудился и весьма успешно на поприще химии. Но, выйдя на пенсию, решил стать писателем. А что, так многие делают. «Чтение собратьев по перу придает уверенности в собственной гениальности». Грешен: люблю заглянуть сразу в конец книжки. Уж не комплекс ли? На днях читаю похвалу одной повести. Писателю лет сорок. Заглядываю в начало. «Мы с женой отдыхали в Переделкино. То есть она отдыхала, а я работал. Работалось хорошо. Сосны, воздух. С утра заказываю два кофейника — и за работу…» И так далее в том же духе. Всё чинно, интеллигентно. Глаз не ловит ни единой блошки. Не удерживаюсь, заглядываю в конец. «Старик смотрел на нас с радушным вниманием и светлой заинтересованностью». Всё. Может быть, я слишком строг или чего не понимаю? Другой случай. Давно не бывал на литературных сходках, а тут попал. Ересь невероятная. Мухи мрут от тоски. И вдруг встает один критик и очень-очень толково обрисовывает всю нынешнюю ужасающую литературную ситуацию. Ярко, образно. Прямо мои мысли. Единственное великое произведение нашего времени, говорит, это роман моего друга Х. Чего, говорит, стоит гениальная финальная фраза романа, гениально живописующая всю нашу современность и отсылающая нас к самому Пушкину. Я навострил уши: ну-ка, ну-ка! «Народ безмолвствует и… матерится». Всё. Может быть, я опять чересчур взыскателен? Кстати, Дмитрий Михайлович Урнов, советский критик, уехавший в Америку, любил повторять: «Критика по большей части несправедлива в частностях, но в принципе всегда верна. То есть, если читательский взгляд где-то спотыкается, то в этом месте непременно зарыта собака. Другое дело, какая…» Суть декаданса. «Конец века начался с его начала…» Обывателя распирает узнать, что происходит «за гранью», потому что сам приблизиться к любой грани он ужасно боится. К примеру, сколько разговоров о сексуальной революции. А кто ее пережил, эту революцию? Y. говорит: — Слушай, придумал гениальное название для книги «Никто». И еще с посвящением: «Никому». Здорово, а? Иногда в конец можно и не заглядывать. Хватает начала. Z. рассказал, что общий знакомый, преуспевший телесатирик-шоумен, выпустил очередную книгу. Лирическую. Изящную. Первая миниатюра называется «Коврик». Очень милая. Мол, когда он был маленьким, то играл на огромном ковре, который казался ему целым миром с морями и океанами. А недавно, дескать, пришел навестить престарелую маму и, увидев у нее какой-то затертый, дрянной коврик и спрашивает: «Что это такое?» А она ему: «А это, сыночек, тот ковер!» У меня только два вопроса: неужели он не мог купить маме новый ковер или эта гипербережливость — национальная черта?..» Кстати, его знакомый, Х. убежден, что во всем современном мире единственная линия раздела — это вопрос о еврействе. Не исключено, что он прав. Как говориться, всё фигня, кроме пчел. Горький где-то написал: «Дай мне такую книгу, прочитав которую, люди себе покоя не находят!..» Как давно это было… Известно, в России писатель должен жить долго. Но вот вопрос — как долго? Ведь столько вообще не живут. К примеру, даже сравнительный долгожитель Бунин не дожил, бедный, нескольких лет до многомиллионных тиражей на родине, до триумфального возвращения. X. рассказывает: «Мне часто снится, что я — клоун. Смешу людей. Все вокруг буквально писаются со смеху. И мне ужасно радостно…» Как ни странно, но даже из по-настоящему умных и хороших людей редко
выходят хорошие писатели. Впрочем, из неумных подонков писатели выходят еще
реже. Y. пишет роман-парадокс. У него персонаж за минуту до взрыва в метро останавливается покурить. Мораль: иногда куренье полезно. Другой персонаж, чтобы не повеситься от несчастной любви, напивается, а наутро просыпается живым и совершенно другим человеком. Мораль: иногда и алкоголь полезен. Z., придя к X., вздыхает: «Не знаю, какой ты писатель… Но квартира у тебя
точно — писательская!» Пока рукопись не опубликована, все авторы равны. «Курица высиживает
птенцов так же, как орлица…» Написать откровенно глупую книгу — для этого тоже нужен талант. X. долго мучился разгадкой того, что такое смерть, как узнать ее приближение, как она выглядит и так далее. Пока не услышал над ухом шепот: «Когда я приду, ты сразу поймешь, что это Я…» Русский писатель-патриот Y, изголодавшись и отчаявшись в нищете, принялся писать «коммерческий» роман — о русском же писателе-патриоте, которого преследует дьявол-вурдалак, волосатый, мерзкий, а главное, обрезанный. Первое покушение случилось в бане. Отсюда — эта смачная художественная подробность об обрезанности. Бедняга, как ошпаренный, выскочил из бани, а бес бежал за ним и кричал: «А тебе воще отрежу!» Z. гордится следующей своей фразой: «Возмещение ущерба, причиненное оргазмом, лежит на обоих». Посылает ее во все журналы и газеты и ждет гонорара. «Жиллет — лучше для мужчины нет!» — тоже придумал какой-нибудь писатель. Х. говорил, что хочет написать физиологический роман о внутреннем мире
шлюхи без комплексов, то есть таковой себя и считающей. Первый эпизод, как
она демонстрирует влюбленному в нее молодому человеку, который только что
признался ей в любви и даже подарил обручальное кольцо, следующий трюк:
кладет колечко на стул, садится и втягивает его внутрь. Раньше нам казалось, что, называя пишущего «литератором», его хотят
унизить. А назвав «писателем» — польстить. Поэтому в издательствах нас
называли просто «авторами». Все-таки какое высококультурное, чуткое к слову
было время! Сейчас мало литераторов, которые способны на стихийное словотворчество. Но недавно, когда у писательского клуба-ресторана поставили швейцара-африканца, наблюдал следующий эпизод. Политический писатель или, как сейчас говорят, спичрайтер, X., в подпитии-благодушии выходя из клуба, хлопает чернокожего по плечу и восклицает: «Ну что, брат Гера, как жизнь?» Черный парень лишь осклабился, как собака. Сначала я подумал, что, как завсегдатай, он знает швейцаров по именам, но потом сообразил, что это и есть словотворчество. «Гера» — уменьшительное, производное от ниггера, негра. Писатель — это человек, который упорно борется со склерозом. Y., опять-таки большой почитатель Льва Николаевича, уверяет, что есть
лишь три стоящие темы: мир, война и… то, что посередине. Мало кому из нашего брата-писателя посчастливилось завершить свои великие начинания. X. считает себя юмористом. Но вдруг взялся за эпическую форму. Задумал ностальгический роман о Вовочке, Брежневе, Василии Ивановиче и так далее. Не совладал с обилием материала. Взялся за другую тему. Социально-политический роман о мушкетерах, тоже очень смешной. Атас, Партвзнос и Компромисс. А еще — Д’Ермоньян. Юмор, заключенный в слове, великая филологическая загадка. Энергия слова. Есть весьма лаконичные фразы, даже словосочетания, которые даже на предельно сжатом пространстве, способны вызвать гомерический хохот, затрагивая даже не разум, а чистую физиологию. К сожалению, это, как правило, непечатные выражения. Например: «дать просраться». Особенно уморительно выражение звучит в каком-нибудь строгом академическом или ином нейтральном контексте. Например, по радио сообщение: «Президент объявил о роспуске парламента…» А кто-то рядом комментирует: «Дал он им просраться!..» И так ничего хорошего, так на тебе еще! На!.. Жизнь литератора. Писатели тоже люди. Ожидать от писателя эталона человеческой порядочности так же неуместно, как требовать от тренера по плаванию умения плавать или от обычного батюшки образца праведности. В юности за мощными сюжетами гоняешься, лелеешь и хранишь их, как драгоценные семена. Но с возрастом этих семян, причем часто лежалых, накапливается — мешки, не знаешь, куда девать. К тому же, некоторые сюжеты, связанные с каким-то конкретным историческим эпизодом, блекнут, не успеешь моргнуть глазом. Так когда-то мне нравился такой фантасмагорический сюжет. В самый жаркий момент путча 93 года, когда по Белому Дому начинают садить ракеты, артиллерия, вот-вот начнется штурм и резня, на крыше среди защитников материализуется что-то вроде роты спецназа, которая составлена из великих мыслителей и философов всех времен и народов. Именно философов. Настоящих философов. А истинные философы, как известно, не только мыслят, пишут, говорят, но главное — живут, как философы. То есть все — крайние экстремисты. Каждый из них предлагает действовать, и действует, в соответствии со своими убеждениями и принципами. Ницше, Платон, Хайдеггер, Фрейд, Юнг и так далее. Каждый из них обладает идеальным телом и силой. Всего пятьдесят бойцов. Среди испепеляющего пламени, черного дыма, сажи, крови… Если бы моим приятелям-писателям удалось воплотить все свои замыслы, литератур хватило бы на несколько китаев. Братья-пейсатели. «Только собрался почитать талмуд, а евреи уже спрашивают, как пройти в синагогу». Z. отпустил бороду. Теперь рекомендуется самокритично: «Я — старый анекдот». Y. говорил, что когда-нибудь свалит в Англию, а властям при въезде в качестве весомой мотивировки так и заявит, что, мол, намерен писать нобелевский роман-исследование о том, как русский становится англичанином. А пиво «Гиннес» и группу «Битлз» он и так предпочитает «Жигулевскому» и хору Пятницкого. X. всё ворчит: «Во люди наживаются! Берут самые святые образцы нашей словесности и бессовестно похабят их. Теперь это называют подлыми, скользкими словечками «римейк» или «адаптация». И я бы мог, если был бы Иудой. К примеру: «Тикай, украинская дочь!» Или: «Куда несешься ты, Рубль?..» Это еще что. Вот Y. взялся переписать Библию! Правда, пока у него имеется лишь пара фраз: «В начале было клёво…» и «Когда боги спускали на землю…» Писатель приходит к врачу: Бёллетристы. Кто теперь помнит о таких? «Наглость наивности». Это, конечно, о литераторах! В крайнем случае тиснуть про себя в интернете: «Выдающийся мастер, знаменитый автор, гениальный писатель…» А еще жалуются, что жизни нет! До чего додумались наши новые русские духовные писатели: противопоставили любовь и секс. Вроде того, что лучше: курица или бульон. А с другой стороны: ведь даже за самыми бескорыстными намерениями мужчины женщина всегда отыщет подвох. Все-таки в нашем деле главное — талант. Я знал одного поэта-авангардиста, сшибавшего большие деньги и успех писанием «стихов», состоявших сплошь из цифр. Причем он уверял, что в его стихах заключен огромный смысл. Х. сетует, но не без скрытой гордости: «У меня всегда масса идеев». Какие мы были… Помнится, в юности в пивной подсаживаемся с
приятелем-поэтом к двум барышням познакомится, одна из них начинает
рассказывать анекдот: Талантливая метафора или сравнение, употребленные не к месту, только ради красного словца, — производят впечатление похуже, чем грязные ругательства в приличном обществе. Х., вроде бы нормальный, а ходит тихонько-тихонько, говорит едва слышно и ужасно мало, глаза вечно блуждают где-то в небе. И необычайно начитанный. Потом, оказалось, что весь мир считает одной большой кучей дерьма. Включая, конечно, друзей-приятелей. Их даже в первую очередь. Y. убежден, что все писатели отличаются «природной блудливостью». Мол,
стыдно, скучно так жить!.. Еще в нашей юности Z. всю ночь уламывал женщину, мучился с ней до утра, и уже на последнем издыхании, как последнее (и как надеялся безотказное) средство признался ей, что он — писатель. Даже какое-то удостоверение показал. Не дала. Абсолютно никакого впечатления. Это его убило. Может быть, с тех пор разочаровался в литературе. Y. — Я с фонариком путешествую по самым темным закоулкам ваших
человеческих душ! Хилый гений. Казалось бы, чего проще: не пиши, и никто не узнает, что ты бездарность. Похожий случай произошел с X. Как-то набрался смелости, разыскал адрес
маститого писателя, заявился к нему с рукописью своего романа под мышкой.
Позвонил в дверь, маститый открывает и, испуганно глядя на толстую папку,
спрашивает: В другой раз X. был в гостях у другого маститого. Потом хвастался, что тот подарил ему шариковую авторучку. Одно странно — пришел домой, попробовал — а она не пишет. Оказалось, в стержне паста кончилась. Чтобы это значило? «Когда я не был знаменит…» Рассеянный, но ужасно щепетильный прозаик Y. часто брал у друзей по мелочи в долг. У кого рубль, у кого полтинник. И чтобы не забыть, писал себе на клочках бумаги записочки: такому-то должен рубль, такому-то полтинник. Прознав эту его привычку, собравшись выпить пива, друзья подбрасывали ему фальшивые записки. Очень милый и добрый человек… Не удивительно, что милые, добрые люди с годами становятся мрачными человеконенавистниками. Совершенно серьезно говорил: «Если бы мне поставили памятник, я бы предпочел, чтобы с зонтиком... Чтобы голуби не гадили». Жена Z. признавалась: «Если бы мой был хоть чуть-чуть глупее, я бы ни за что за него не вышла…» Одного начинающего писателя пригласили на ответственное совещание в издательство, где решалась судьба его первой книги. На заседании у него прихватило живот. Из страха упустить драгоценный шанс, бедняга терпел до тех пор, пока… Книга, конечно, не вышла. Ужаснее всего, что все десять маститых писателей, присутствовавших на том заседании, как один описали этот случай в своих новых романах. Однажды в редакцию пришел всклоченный молодой человек, принес стихи. Ему стали мягко объяснять, что стихи — бред сумасшедшего. «Еще бы, — гордо кивнул молодой человек, — я же писал их в Кащенко!» — «Видите, значит, мы в вас не ошиблись». — «Значит, напечатаете?» — обрадовался автор. Замечательная редакционная байка. Приходит автор в редакцию и, заводя
разговор издалека, рассказывает о содержании своего рассказа. Потом
осторожно спрашивает: Один витиеватый психолог изобрел формулу: «Сознание — это то, что имеет
потенциальную возможность быть сообщенным». Литераторы среди нас. Помнится, один сотрудник НИИ совершенно серьезно попросил двухнедельный «творческий отпуск» — чтобы «написать письмо президенту». Выбившись в писатели, Z. хвастал своим голодным приятелям литераторам, что теперь он постановил себе, во-первых, ни в чем себе не отказывать, чтобы избавиться от этого ужасного голодного выражения лица, а во-вторых, каждый день знакомиться с новой женщиной, чтобы собирать материал для новых произведений. Поэту Y. его теща, рассчитывая использовать молодого зятя и сэкономить, поручила отвести пару чемоданов на дачу. Y. отказываться не стал, но, как бы между прочим одолжив у тещи денег, отвез чемоданы на такси. X. ходит в отвратительном настроении: прослышал, что Y. имеет интимную связь с женщиной, которая когда-то была его любовницей. Действительно ужасно: теперь Y. выведает у нее все тайны Х. — интимные и литературные. Вот они — наказания за грехи молодости. Мораль: соблазнил девушку — так и живи с ней! Идут радиоактивные дожди. Впечатлительный Z. попал под дождь, пришел домой промокший до трусов, долго сидел, смотрел в пространство, а потом ночью жаловался жене, что дни его сочтены. Пишущий имеет вкус к прекрасному. И патологическую потребность в нем. Это делает его неврастеником. «Говорят, в своих записках Бунин болезненно желчен. Ничуть не нахожу». «Х. подозрительно снисходителен к братья-писателям. Скорее всего, бездарность». Y. вздыхал, что давно бросил писать — уж нет ни настоящей литературной жизни, ни литературных кружков, где бы можно было «вращаться», спорить, вырабатывать свое литературное направление. Одно время бегал по баням, пытался затесаться в компанию маститых литераторов. Теперь, говорит, писатели разделились по банным группировкам. Иначе сделать карьеру невозможно. Потом принялся лихорадочно сколачивать собственную тусовку — подбивал народ идти в баню. На него смотрели с опаской — не педик ли? Когда-то один мэтр писал: «У нас нет литературной мафии. Мы никого не двигаем по блату. Нам ни от кого ничего не нужно. Жизнь как жизнь. Просто у кого-то больше таланта, у кого-то меньше. У кого-то больше энергии, у кого-то меньше. Кто-то здоров, кто-то болен…» Теперь забыли и про литературную мафию, и про саму литературу. Жизнь как жизнь. X., большой любитель Льва Николаевича, долго мечтал написать произведение под названием «Казахи». Иногда, читая рукописи приятелей-литераторов, так хочется по-дружески уберечь их оттого, чтобы они не попали впросак со своими писаниями. Да как бы со своей критикой самому впросак не попасть. Во-первых, ты сам литератор, а следовательно, можешь глупо заблуждаться. Во-вторых, пытаясь наставить на ум пишущего, это все равно, что тащить с рельсов человека, который как раз расположился там вкусно отобедать. Такого от него наслушаешься: не мешай, умник, порядочным людям обедать! Тихая поэтесса грустно вздыхала: «Переспал со мной, а полюбить не успел…» Z. ехидно посмеивается: «Я вас еще всех опишу, позора не оберетесь!» «Братья-писатели ужасно высокомерные люди. Идешь мимо них к трибуне, так у них такие лица, как будто они на тебя буквально: тьфу-тьфу-тьфу. В общем, доходишь до трибуны весь оплеванный». Сплошь и рядом произведения много-много умнее своих создателей. Обидно даже. Х. переписал страницу моей повести и прислал мне. Чтобы я, значит, понял, как «нужно писать». Сначала я не сообразил, в чем дело, стал читать, и буквально похолодел от ужаса, подумав, что передо мной неудачный фрагмент моего собственного текста. Еще счастье, что я не успел провалиться под землю. Зато потом неделю действительно чувствовал себя гением. Вот что значит дружественная критика! «Не могу писать, хоть убей. Как во сне: хочешь бежать, и не можешь…» «Меня уже сравнивали не только с Чеховым и Достоевским, но с Пелевиным и Стивеном Кингом». X. искренне убежден, что написанием своего последнего рассказа о больной
старушке и слепом котенке существенно отодвинул наступление Апокалипсиса. Между тем готовый сюжет: Путешествия Блудного Сына. И финал прекрасный. Хеппи-энд. Один рассказ Y. начинался так: «Если бы я был Господом Богом, я бы распял
своего Сына…» Г.Климов на каждой странице цитирует античных мыслителей. «Чтобы общество было идеальным — из него в первую очередь необходимо изгнать писателей и поэтов». Считается, что гении — тяжелые люди. «По молодости написал письмо одному известному писателю. Только тот мне, конечно, даже не ответил. На х… я ему нужен». В юности Х. и Y. выпивали вместе, посылали друг другу стихи, писали в соавторстве, мечтали о любви к Идеальной Женщине. А потом один другому сказал на очередное произведение, причем из лучших побуждений: «Это какой-то словесный понос». Потом другой где только возможно доказывал, что это у первого всё написанное понос. «Нет ничего смешнее и вреднее, чем корчить из себя стариков, переживших все решительные этапы борьбы…» Это тоже о литераторах. Х. имеет склонность к милым оговоркам. Например: Багратион-Бонапарт. А Y. частенько намекает-грозит братьям-литераторам: вот погодите, прославлюсь, начну печатать свои дневники, вы у меня попрыгаете! Разница между писателем и поэтом. Оказавшись за бортом, тонущий писатель размышляет, к какому берегу пристать. А поэт — до какого берега поскорее доплыть. Совершенно очевидно два типа писателей. Одни в своих произведениях убиваю жизнь, другие ее творят. Z. недавно измерял свою линию жизни и уверяет, что она существенно подросла. Антон Палыч рекомендовал по написании произведения брать ножницы и — чик-чик — отстригать начало и конец. Подходя однажды с ножницами к тридцатитомному академическому собранию сочинений классика, Х. решил, наконец, выполнить волю покойного. Х. заводил с женщинами знакомство эдак элегантно, непременно по-чеховски.
Например, в кафе. — Чего ни напишу, всё сбывается! На днях Y. прислал мне следующий рассказ. Различие подходов. Без претензий: «Еффект». Снобизм: «Эффэкт». Все-таки примечательно: большинство мировых вождей и тиранов, в том числе и современных, мнят себя писателями. Это не случайно. Разве какой-нибудь Сталин или Гитлер не мечта каждого литератора, — в частности, всех критиков к ногтю. Сами себе цензоры, сами издатели. Да еще поголовно весь народ читает. Мечта — да и только! Z. вздыхает: не знаю, может быть, это простое совпадение, что всю жизнь мне гадили евреи. Что ж мне их теперь, любить? — Да вы просто антисемит и больше ничего! Ни разу в жизни не встречал литератора, возвратившего книгу, которую взял почитать. «Была глухая ночь, когда я проснулся и вспомнил, что…» — Начал сочинять Х., но больше ничего не придумал, хотя думал месяцев семь или даже восемь. Y. : «Нужно просто хорошо писать». Начинающий литератор Х. написал рассказик, который начинался фразой: «Жизнь — это история, рассказанная между двумя кружками пива…» Немного погодя его приятель, начинающий литератор Y. написал рассказик, который начинался фразой: «Жизнь — это не история, рассказанная между двумя кружками пива…» Х. пришел в ярость: «Это плагиат!» И что вы думаете, они потом лет двадцать друг с другом не здоровались. Нет, всё-таки плагиат — очень серьезная проблема! Если знакомые ничуть не стесняются демонстрировать свои наихудшие качества, то с какой стати писатель должен стесняться их описывать? Y. любил эдак помечтать с тещей с обедом, как получит нобелевскую премию и чего они накупят на эти деньги. Х. абсолютно убежден, что в литературе не может быть ничего нового. В юности вычитал, что вся литература зиждется на нескольких сюжетах, и теперь эти сюжеты тасует. Со временем даже выработал свою формулу: «Вся литература — это испорченный телефон». То есть каждый автор по-своему переиначивает подслушанный по цепочке сюжет. Z. пишет абстрактные рассказики. Про слепых тараканов и глухонемых попугаев. Ты, говорит язвительно, пишешь про женщин, потому что у тебя с женщинами проблема. Возможно, отвечаю. А ты пишешь про глухонемых попугаев. 3 — лучше, чем 2. Жуткий неудачник. То и дело попадает в аварии, во все мыслимые и немыслимые неприятности. Битый-перебитый. Хочет писать возвышенные вещи и быть утешителем человечества. X. в детстве мечтал стать микробом. Его никто не видит, но все трепещут. Z. размышлял о международных отношениях и супружестве: Y. говорит, что его рассказы ему часто снятся во сне. Более того, он
носит их в редакцию и получает гонорары. «Во сне? — спрашиваю я. «Наяву!» —
обижается он и в доказательство протягивает журнал со следующим
произведением. «Слова ничего не значат». Как часто пишущего мучает этот идиотский вопрос: «Зачем жить, если все равно помрешь?..» Чтобы посадить писателя в лужу, лучше всего задать ему этот вопрос. Наверняка, выдаст какую-нибудь тошнотворную банальность. А ведь писатель обязан быть оригинальным… Только один писатель сумел дать на идиотский вопрос, соответствующий идиотский ответ. Не Лев Толстой. Не Федор Михалыч… Веничка Ерофеев. «Раз уж родился, нужно немножко пожить…» Размышлял. Что такое моя индивидуальность — в чистом виде? X. одно время листал философов, а потом бросил: «Они отличаются от меня только тем, что знают больше ненужного…» Z. постоянно жаловался на отсутствие мыслей. «Идеи не брызжут из моего
черепа». Злобный критик, разносящий в прах бездарные произведения, подобен гастроному, специализация которого дегустировать различное дерьмо, плеваться и рассказывать всем, что «дерьмо — это дерьмо». Хотя бы и по долгу службы. Хотя бы и за деньги… Злобный критик, разносящий в прах талантливые произведения, по ночам, наверное, доказывает жене, что сам он — гений. Теперь, слава богу, литературные страсти давно остыли, неактуальны.
Единственный эпитет, соответствующий слову «гений», — «финансовый». Ситуацию, в которой эстетические критерии объявлены исключительно делом вкуса, как неловко называть «культурной». Одно время Z. чрезвычайно увлекался Фрейдом. А однажды даже сделал
психоаналитический разбор-этюд «Трех Толстяков» Юрия Карловича Олеши —
одного из своих любимейших писателей. Кстати, эта сказка — одна из наиболее
виртуозных вещей Олеши. «Мы будем хвалить и превозносить всё мерзкое и больное и подвергать осмеянию все прекрасное и здоровое…» О, так мог сказать только настоящий писатель! Вроде бы всё при нем, чтобы завоевать публику. Не хватает одного — больной фантазии. «Не понимаю, как можно писать иначе, чем я!» Слава богу, мы живем во время небывалого расцвета литературы. Заключаю это из следующего. Только что по ТВ сообщили новости с международной книжной ярмарки. На этот раз наши особенно преуспели — выставили новые издания «Войны и мира» и «Братьев Карамазовых». «Иду по улице. Замечаю, прохожие на меня оглядываются. Вот, думаю, наконец-то, слава!.. Потом обнаружил, что вышел в комнатных тапочках… Ну и что. Зато хоть пять минут ощущал, что такое слава!» Антисемит X. уверяет, что масоны, евреи и гомики купили всю Россию, всюду одни они, везде проникли, всё захватили. У них вся власть. Как свежо. Тут, говорю, какой-то парадокс. Если у них вся власть, то до чего им, наверное, обидно столько лет это скрывать. Это ж можно в отчаяние впасть. Писатель Z. с гордостью говорит, что у его сына, тоненького, правильного юноши, любимый писатель Стивен Кинг, которого он перечитал насквозь. Причем читает лет с четырнадцати. Взял я этого Стивена Кинга. На одной странице маньяк кому-то отгрызает член, на другой — женщина названа биологической машиной, призванная лишь обеспечивать существование п-зды… Что у людей в головах??.. Скажете, сюжеты любопытные, написано увлекательно? Импотенциозное произведение. «У меня никто не спрашивает, что такое счастье… А жаль, я бы мог объяснить!..» Писатель ищет смысла жизни. То еще занятие. Если у писателя в душе еще
есть хоть капля любви, то в конце концов приходит к глубоким выводам типа:
смысл жизни в любви к людям, смысл жизни в детях, смысл жизни в труде и т.д.
В противном случае приходит к выводу, что смысла в жизни вообще нет. А
докопавшись до таких истин, писатель некоторое время чувствует себя гением,
а затем всю оставшуюся жизнь — придурком. Известный писатель вспоминает: «Полжизни писал в ящик для обуви…» Х. убежден, что главный потребитель культуры — быдло, серая масса, задыхающаяся в повседневной рутине. Большой русский писатель Y. говорит: просрали Россию. Но, заметьте, не добавляет «вместе со мной». Большинство наших удачливых писателей в старости ужасно напоминают Фому Опискина. Когда у них заходит речь о тайнах литературного ремесла — владении пером,
умении рисовать яркие психологические образы, владении изобразительными
средствами и языком, я думаю, что послушал бы не их, а того, кто сочинил,
например, анекдот о том, как бедный мальчик пишет письмо Деду Морозу. Или еще: В один прекрасный день каждый литератор обнаруживает необычайную тягу к
религии. В пьяном виде Z. начал хвастать, что состоит в переписке с самим Папой
Римским. О чем же ты ему пишешь, спрашиваю. О разном всяком, отвечает. К
примеру, о том, что праведность делает некрещеного крещеным, необрезанное
обрезанным, а неверие верой. Бог, понимаешь, не требует от нас слепой веры,
как не требует в Новом Завете обрезания. Святой Дух просто нисходит на
добрых людей. Бог не грозит, а радуется, что ты и в безверии живешь, как
добрый самаритянин: тому рубль, тому два. В нашем сумасшедшем мире Бог не
стал бы укорять человека безверием. Искусство будет существовать до тех пор, пока люди будут совершать глупости. Иначе говоря, искусство держится на дураках. В молодости литературная среда по сравнению с обычной жизнью казалась мне
до того отвратительной, скучной и пошлой, со всеми ее байками и трагедиями,
что я зарекся писать о литераторах. Х. соглашается: Одна писательница (безусловно, на данный момент самая известная,
плодовитая и высокооплачиваемая) так и заявляет: всё, что нужно для
писательства — чугунная жопа, а у меня их, говорит, две! Литература — раздел археологии. (Энциклопедический словарь) Сойдутся неудачники-литераторы и ну, бедные, грызть друг друга… Какое
грустное зрелище! Z. сетует: Эх, какие бы книги я мог, если бы смолоду всё записывал! Вон Х. и Y. — бездари жуткие, а тома написали. Так они за всю жизнь — сколько книжек изгадили своими пометками на полях, сколько бумаги извели. Теперь, конечно, — только печатай! Ах, я дурак, дурак! Y. : «Схожу с ума... Спасает писательство». Х. только и разглагольствует, что о любви и счастье. Все вокруг только плечами пожимают. «Ужасно подозрительно, когда кто-нибудь говорит, что тогда он был дураком, а сейчас умный». Хороший сюжет: некто наконец всё понял, но умер. Друзья писатели рассуждали за бутылочкой. Знавал я одного коллекционера марок, который жаловался: «Совсем нет времени думать, нужно марки собирать…» Так и наш брат-писатель: нет ему времени думать, нужно книги писать… С другой стороны, если уж садишься писать, то лучше действительно не думать. Сколько за последние годы изобретено замысловатых приемов и приемчиков, чтобы изобразить человека. Многоуровневые сюжеты, меняющиеся точки повествования. Между тем секрет хорошей прозы чрезвычайно прост: достаточно показать разницу между тем, что человек говорит и что делает. Х. живет в крохотной квартирке, забитой барахлом, да еще куча родственников, кошки, собака. Рядом с письменным столом у Х. стоит большущий чемодан с рукописями. На чемодане надпись: «В случае пожара спасать в первую очередь!» Y. обожает рассуждать о превосходстве русского языка над прочими
славянскими. К примеру, над украинским. X. — О, загадочная Русь! Здесь наживают миллионы, а разграбляют миллиарды! Русский писатель Z. поставил себе задачу. Высказать такую мысль, которая для любого читателя была бы главнейшей и заветнейшей. Или, по крайней мере, сформулировать вопрос, на который каждый хотел бы услышать ответ. Писатель долго пыжится, прежде чем набраться смелости и сказать правду. Потом говорит: «Эх, мать твою-перемать!..» Х. решил не суетиться и спокойно дождаться, пока у него в голове родится блестящая идея для книги. Долго ждал. Кажется, до сих пор не дождался. Y. написал трогательный рассказ о хироманте-астрологе, практикующем в концлагере — среди узников, которых толпой гонят в печь. Z. говорит, что пишет душевное автобиографическое произведение — чтобы могли прочесть детки. Y. предложил ему начать так: «Детки! Моя жизнь пример того, как не нужно жить…» «Стоило немного постареть, и мечты сделались непосильной ношей». Y. на дружеской пирушке: «Эх, писатели, просто язык не поворачивается назвать вас богемой! » А ведь когда-то считалось, что молниеносная читательская реакция мгновенно высвечивает среди огромного вала макулатуры достойные произведения, молва бежит от уха к уху... Национальная черта. Замечал. Русские писатели почему-то побаиваются милиционеров. Это очень грустно. «Книгопродавец» так созвучно с «христопродавцем». И правда, в самом-самом-самом крупном издательстве главный редактор не отходя от кассы вербует из числа отвергнутых авторов (а таковых, понятно, 100%) желающих за несколько тысяч «баксов» накатать «научно-популярный роман» о супружества Христа и Марии Магдалины. Да еще искренне удивлялся: «Чего отказываются? Дураки! Дураки!..» Найдутся, конечно. Уай нот?… Эх, незаметно постарели. Приятель-писатель шепчет: «Вот, теперь приходится прятать, сохранять драгоценное семечко от супруги. Может, вдруг еще настоящая любовь попадется!..» Набожный X. цитирует Д.Г. Лоуренса: Другой «духовный» литератор Z. написал рассказ о величии всепрощающего и всепокрывающего Православия. Там у него одна старушка, у которой еще в войну сыночка убило, регулярно ставит в храме свечки за упокой души Фюрера. Вообще-то, вздыхает он, православному человеку совсем писать нельзя. «Рафинад» — то есть утонченный литератор, писатель-денди. «Если тебя раз назвали интеллектуальным писателем, потом хоть наизнанку вывернись не докажешь обратного». Начинающий литератор X., прекрасный человек и семьянин, серьезно
размышлял над проблемой: нужно ли эротическому писателю посадить себя «на
голодную диету», чтобы фантазия кипела, или, наоборот, он обязан пуститься
во все тяжкие, чтобы узнать жизнь. Одна моя знакомая писательница Х., очень рафинированная дама, говорит: «Люблю почитать перед сном что-нибудь идиотское». Любопытно было бы написать сюжетную повесть, как бы составленную из дневников разных людей. «Читал только в уборной». Если пороки — средства от жизненных невзгод, то писательство вне всяких сомнений — всего лишь одно из них. И когда это понимаешь — терзает обида. «Умираю…» — написал однажды. И это оказалось единственным словом правды. Написание книги подобно плаванию Колумба. Трудности пути, бунт команды, соблазн повернуть назад. А в результате, вместо Индии, открываешь Америку. «Глупый, как писатель…» Кажется, Бунин где-то вспоминает, что у себя в компании они долго
удивлялись необъяснимым поступкам одного знакомого. Например, будучи весьма
бедным человеком, он мог угрохать кучу денег на роскошную цепочку для часов.
Только потом они поняли, что он элементарно и непроходимо глуп, этим и
объяснялась его экстравагантность… Сейчас литераторам даже в голову не приходит хотя бы изображать из себя порядочных людей. Если сочинять книгу только ради того, чтобы ты что-то можешь, то, пожалуй, напишешь такое, за что потом всю жизнь будешь себя презирать. В пору моей юности тридцатилетнего писателя не воспринимали всерьез, считали глупым мальчишкой, а сейчас — просто считают никчемным старикашкой. А вы говорите, культурная ситуация. X. пишет философскую книгу о своих реальных воззрениях: спокойно, лапидарно, без ссылок на первоисточники, без страха показаться темным, наивным или даже сумасшедшим. Не заботясь о стройности текста. Без всяких оговорок. Y. ищет новые формы и жанры. Сейчас, говорит, «нон-фикшн» в цене. В частности, всяческие учебники и руководства. Сел писать пособие: «Для желающих сойти с ума». Сколько подлостей совершается просто так, от скуки… Это, безусловно, относится и к литературе. Z. всё носится с оригинальными названиями. Всю жизнь не романы сочинял, а придумывал названия к ним. Одно из последних для черного мистического романа просто и со вкусом — «666». Х. всем доказывает, что писатель — учитель жизни — все равно, что тот учитель по плаванию, который сам не умел плавать. А вот Лев Николаевич, говорит, на этом съехал, бедняга! Это все равно, что ожидать от актера, играющего Отелло, что он жену заколет. Кстати, Лев Николаевич, как известно, Шекспира не жаловал. «Чтобы писать, нужно путешествовать, встречаться с людьми. А я что могу написать? Как я иду по улице и что я вижу?» «Нужны ли писателю читатели?.. Нужны ли писателю писатели?.. Нужна ли писателю литература?.. Нужен ли писатель сам себе?..» Y. жалуется: опять «классики» заполонили литературу. Куда ни плюнь, попадешь в Федора Михалыча или Льва Николаевича. Засели в редакциях, негодяи, и сами себя печатают! X., воцерковившийся и запустивший бороду, пишет, по его мнению,
чрезвычайно откровенные, саморазоблачительные, а следовательно высокого
нравственного потенциала вещи. Исповедальные. Например, про то, как однажды
лампочки спер из общественного туалета. Или, как заработавшись в редакции,
немного «обидел» пьяненькую старушку-уборщицу, которая, впрочем, сама,
дескать, была «не против». «Мы, грит, когорта православных писателей». «Господи, Господи! Он же уверяет, что где-то в Писании отыскал следующее откровение: «Не дьявол помощник женщины, а женщина его помощница». Впрочем, как только не прозревают люди. Вот митрополит Иоанн прямо пишет,
что к вере его привел страх смерти. В 15 лет юноша глубоко задумался, что
именно является целью жизни человека, страшно ему было смириться с мыслью,
что человек бесследно исчезает после смерти, превращается в небытие, и
горько плакал он по этой причине… Но окончательно прозрел на танцплощадке:
увидел «всю мерзость суетного мира». Есть имена из «современных модных писателей», которые и называть неловко.
Одна из таких деятельниц сообщала про свой новый роман: «У меня тут много
чего понапихано». Исходя из предыдущего. Какой сюрреализм или постмодернизм способен измыслить более фантастические сцены? Реальность побивает любой вымысел. Подобно тому, как самый витиеватый и причудливый шизофренический бред больных мозгов всегда уже, чем фантазия и размах здорового сознания. Отсюда простой логический вывод: любое направление современной литературы (а возможно, и вообще искусства), кроме реалистического, есть ковыряние в носу. Послужной список ровесника: мастер спорта по конькам, автор нескольких книг, главный редактор известного журнала, лауреат многих премий, самый модный пластический хирург, хозяин новой квартиры в двух шагах от Кремля, совладелец телеканала, где его юная дочь одна из ведущих… Зарезали, когда вылезал из джипа… Иногда размах писательских планов приводит в смятение. Вот фантазия у
людей! И самоуверенность. «И я когда-то был бездарностью…» Y. признается, что чувствует себя много глупее своих произведений. «Как только отрываюсь от пишущей машинки, сразу чувствую себя уродом». Подумывает не написать ли автобиографическую книгу «Урод». «Наложили в знак протеста, дьяволы!» — как сказал бы классик. Парадоксы. Нот всего семь, а музыки — море. Матерных слов и того меньше. По большому счету, три или четыре. А матерной авангардистской литературы — горы. Сказка про голого короля неактуальна. Сейчас мальчишку, которой только
соберется крикнуть, тотчас пристрелят, а сотни других мальчишек заорут:
«Король одетый!..» Z. пописывает стишки. У меня, говорит, нобелевские рифмы. Например, «Ренуар — писсуар». И что самое удивительное, с ним даже спорить не хочется. Ныне покойного поэта Ч., отличавшегося запредельной чуткостью к слову и стилю, буквально начинали душить спазмы, когда его взгляд натыкался на что-нибудь идиотское, патологически безвкусное, пусть даже простое сочетание слов: «Отделение Связи». Y. говорит, что всегда просыпается с предельной осторожностью — «чтобы не расплескать снов». Х. пишет роман про битлов. Они, уверяет, были так музыкальны, что даже пукали на голоса, и, конечно, в тональности. Думаю, когда-нибудь умные компьютеры смогут цензурировать и редактировать для нас любую книгу, которую мы пожелаем прочесть — в точном соответствии с нашими вкусами, моралью и нравственностью. Грубо говоря: «Я помню чудное мгновенье…» можно будет сразу прочесть по «фене», а Мурку — на языке Александра Сергеевича. Литератор Y., так и не добившийся успеха, ударился в самую черную магию: теперь вовсю жжет перья, льет воду и втыкает в свои рукописи иголки — пытается повлиять на публику, чтоб его читали. Более того, особенно яростно ворожит против конкурентов-литераторов. Нобелевку, говорит, я себе уж обеспечил, это как минимум! Когда я думаю о литературной среде, то на ум приходит сценка, которую я
когда-то наблюдал на детской площадке. Друзья-писатели не любят собираться отдыхать семьями. После таких совместных тусовок случаются неприятные ситуации. Не дай Бог, жена проболтается о замыслах мужа и так далее. Z. говорит, что лучшее описание, которое он встречал в литературе — это то, как Генри Миллер описывает влагалище. «Железный закон. Там, где у тебя доходит оргазма, у читателя эрекция.
Там, где у тебя эрекция, у читателя только зачешется. Там, где у тебя
зачешется, читатель плюнет и закроет книгу». Писатели на семейной вечеринке. Х. нет-нет, а скажет в компании глупость. Ужасно переживает, бедняга. Уж следит за собой, а оно все-таки выскакивает. Читаю отрывки данного произведения его прототипам. Реакция во всех случаях поразительно одинаковая. Сначала — непримиримая критика. Потом — дружеские советы, вплоть до небывалых по щедрости предложений рассказать «что-нибудь в том же духе», чтобы я мог вставить это в свою повесть… Благодарю — и тут же «вставляю». Y. говорит, что решил придумывать сюжеты для «Оскаров» и продавать их
прямо в Голливуд. К примеру, у мужика жена уехала к теще, он с радости пошел
в бар, напился, приходит ночью домой, не зажигая света плюхается в постель и
холодеет от ужаса: там жена. Но ни скандала, ни выговора — наоборот,
фантастический секс и всё такое. А утром оказывается, что это не жена, а
женина подружка к нему в постель проникла ради шутки. Ну, у них теперь
бешеная любовь загорелась и всё такое. Идиот, а написал хорошую книгу. Однажды на вокзале на перроне мальчик, слегка дебильный (а может, просто забавлялся), периодически выкрикивал: «Поезд отходит! Поезд отходит!..» Это жутко нервировало. Народ всякий раз дергался… Так вот писатель, особенно хороший, чрезвычайно напоминает этого мальчика. Y. — Неудачливые литераторы всегда искренне убеждены, что удачливые собраться пробились исключительно по блату. В этом что-то есть. Z. ругается с бабкой жены, которая живет с ними. «Ко мне приличные люди приходят, писатели, а вы опять в уборной сиденье намочили!» Бабка огрызается: «Не велики паны!» Х. написал рассказ о своем друге Z., дал ему прочесть. Тот отозвался лаконично и сухо: «Жизнь гения глазами придурка». У нас явно путают эрудированность с умом. Y. взялся обрабатывать сказки на современный манер. Вроде: «Жили-были муж и жена, детей у них не было. Потому что они были одного пола…» Жалею, что в бытность свою подневольным редактором я не записывал фразы маститых графоманов. Один, например, печатал рассказ под названием «Про Иванова Ивана Ивановича», который начинался так: «В доме Иванова жена Ивана Ивановича била мужа…» В другом месте лирическое: «Заря угасла, и потому западная часть неба стала как бы темнее его восточной половины…» Еще: «Комнаты были обставлены богатой мебелью и бронзовыми люстрами…» А в какой-то пафосной статье: «В наших условиях писатель обязан спиться. У него, как у барана, которого привели на бойню, другого выхода нет…» Очень мило. Z. прочел стихи: Впрочем, теперь повальное писательское увлечение мечтаниями «свалить за бугор» как-то незаметно сошло на нет. Как будто и не было этой мании. X. весьма эффективно пользуется своим художественным даром, чтобы обольщать женщин. Обольщенным бедняжкам он обычно заявляет: «Все художники таковы!» Теща Y. жалуется по секрету: «наш»-то всё вроде пытается сосредоточиться и «работать» — к телефону не подходит, заставляет домашних врать, что его нет дома и так далее. А я так думаю, всё это просто, чтобы жить в свое удовольствие — валяться на диване, грызть орехи, дрыхнуть до полудня. В лучшем случае с собачкой выйдет погулять или с женой побалуется — вот и вся «работа». Глядя на Z., невольно думаешь: «С годами ничто не меняется. Только становится хуже». Х. серьезно уверяет, что порнография — авангард словесности. А в советское время описание жратвы смело можно было приравнять к порнографии. Братья-писатели заспорили за бутылочкой. Писатели старой закваски: знали, как жить духовно, постоянно писали об этом. Правда, сами как-то забывали. А когда вспоминали… снова начинали писать. Х. — Время такое — бедным на книжки денег жалко, а богатым лень читать даже то, что написано на купюрах. Заработать денег писательством можно. Только вот жить на них нельзя. Кто знает, может быть, романы Толстого и Достоевского мужественны и
гениальны именно потому, что в них напрочь отсутствует авторская самоирония.
Между тем, как все современные произведения буквально задыхаются от нее. X. первый раз приехал в Дом Творчества и, как наивный, добросовестный писатель, взял машинку и столько-то часов выстукивал на ней наброски новой повести. В его отсутствие знакомые потихоньку проникали к нему в номер и впечатывали в его рукопись фразы и целые абзацы из классиков. Вычитывая очередную порцию написанного накануне, X. приходил в такой восторг от написанного, что к концу срока сошел с ума и попал в сумасшедший дом. Теперь, спустя много лет, шутникам их шутка по-прежнему кажется смешной. Не удивительно, что народ уважает писателей, но считает их прожженными циниками. Y. показывал набросок нового романа «Русская Шахерезада». «Про
писателей». Что вроде этого.
Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала! |
© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ" |
|
|
WEB-редактор Вячеслав Румянцев |