> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ  > РУССКАЯ ЖИЗНЬ
 

Наталья Стеркина

 

© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ"

XPOHOC
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
"МОЛОКО"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
ПАМПАСЫ

Наталья Стеркина

Москва – Киев. Львов – Москва

Мироздание... Бытие... Мир души человека... Мир души человечества...

 Я, коренная москвичка, все пишу и пишу одну единственную книгу «Сны города». Воспоминания, семейные предания, мифы, легенды, запавшие в память чьи-то слова, отрывки чужих текстов –все это питает сны города. Мироздание –действительно, как пишут в словарях , «совокупность всех форм материи? А мир – и вправду, весь земной шар,  и все мы  - люди?

Городу во снах снятся города... Мой сон вмещает многие сны, легенды и предания из моих снов вплетаются в сны мироздания.

Апостол Андрей (по преданию)  указал место, где будет возведен город. Город Киев. Это предание принадлежит всем, мне же известно, что мой прадед Абрам в Киеве сбросил с моста полицейского, потом бегал в Америку, вернувшись, женился на самой красивой женщине Киева. Получается, на моей прабабке! Я думаю, число красавиц любого города прямо пропорционально количеству преданий о них...

Сны – они же, как облака, - можно увидеть прекрасные замки, а можно драконов. Сны – они же, как архитектура, - барокко, готика, «пламенеющая готика»! Авангард...

Курорт Моршин... Здесь, неподалеку от Львова,  после войны осела тетка моего отца, вышла замуж за литовца, оказался из «зеленых братьев». Его посадили на 20 лет – в 68, а в 67, когда мне было 14 лет, я побывала в Моршине.

Грабы, дубы, грецкие орехи. Села Горишное и Долишное – туда мы ездили на велосипедах. Третий перевал, пещеры Довгуша... Город Стрый, какая-то большая ярмарка. «Де мешкае студент?» – что означает, оказывается, «где живет студент?» Проездом Львов –будыжные мостовые, дождь, прекрасный собор и ощущение радости, любовной радости – гений места обласкал, город не отринул. Так запомнилось...

Реальный же Киев начался еще раньше, зимой 66 – отец взял с собой в командировку. Там, на улице Фелорова, жила племянница той самой красавицы.

Владимирский собор, Дом с химерами ( так называли его мне)... Один знакомый, который в детстве часто бывал в Киеве, говорил, что бабушка называла его Дом с чертями и все удивлялась, как это он все никак не провалится, ведь грунт уж очень плохой. Не знаю, мне нравятся химеры... Тогда же развеялось представление, что Крещатик – это набережная. Почему я так думала? В моих снах Крещатик был по-над Днепром...

 Кто-то в детстве забегал в гулкие парадные Андреевского спуска, взбирался на какой-нибудь этаж, открывал дверь и оказывался на бугре над Днепром. Я этого не знала, но чужие сны вплыли в мои, и я хорошо себя помню сидящей в садике на холме:  внизу  Днепр, сзади окна  четвертого этажа пятиэтажного дома...

 Также я себя обнаруживала и в прохладном дворе Одессы... Как мне рассказывали, войдя под арку, попадаешь в особый мир, где  - окно в окно-  стоят дома, а люди все знакомы и дружны. Оказывается, в Одессе нет порта, я узнала совсем недавно, что он в Ильичевске, а в Одессе причал. Мне рассказывали о доме над морем, о пляшущих тенях на зеленой  траве.

В девять лет, после больницы, где я пробыла довольно долго (сбила машина) меня отправили в санаторий под Одессу, в место, которое называлось Холодная Балка. Я говорю «место», потому что не знаю, был ли это поселок, городок... Помню катакомбы –нас в них водили. Соленый-соленый лиман, слово «теренкур», густую черную пахучую «грязь» – процедуры и только что вылезшую из-под снега степь . Это был март...  Много- много-много мелких красных цветов  - первоцветы. Не знаю, как они называются, по-моему они похожи на анемоны... Бегали по этой степи, выманивали тушканчиков – лили воду в их норки. Все дети учились. Был урок «украинская мова». Я была единственная москвичка, сидела смирно.

В Одессу за мной приехал отец, туда же я летела под присмотром летчиков...  Гостиница « Красная» –ковры, лепнина, блеск. К отцу подошел какой-то мужчина, заговорил на непонятном языке. «Я не понимаю»,- ответил отец смущенно. Потом он мне объяснил, что это идиш...

Говорят, что «Красную» то ли снесли, то ли  собираются сносить, а Дерибасовская теперь пешеходная.

Сны детства, милые моему сердцу, навсегда вплетены в мой все длящийся сон –мою жизнь.

В Киеве в последний раз была в 80 –м, осенью. Уже на доме Булгакова было выцарапано имя, не помню, был ли рядом, там же на Андреевском спуске, графский дом (по крайней мере так нам его назвали в 77), полуразрушенный, странный... Зато в этот раз был мальчик в Андреевской церкви, который рассказывал о Подоле, о 40 или 70 церквях, о Врубеле, который, как художник Ренессанса, ходил в плаще, шляпе, ему горожане заказывали портреты...

Фильм «Киевлянка» актриса Ада Роговцева  - все это Киев...

 В 77 мы жили в гостинице «Москва», в подземном переходе были кафе, в Москве тогда таких еще не было...

Львов поманил в 2003 – через поэта и переводчика Андрея Пустогарова в руки попала книга « Станислав+ 2»

«В Станиславе, на стыке городской цивилизации поставстрийской Центральной Европы и степной Украины,образовалась макрокультурная «складка», способная, как представляется, стать таким полувиртуальным отечеством. Помимо эстетических претензий и персональных миров, ее наполняют знаком и смыслом тени избытых судеб цыганской вольницы и отколов оккультных лож, Захер-Мазоха и хасидских дворов, Бруно Шульца и языческих карпатских капищ. Литература вновь выступила зеркалом, в котором эти тени обрели следы присутствия и направление к жизни. «Вспоминай, что и там, и тут росли деревья»,-останавливает бег времени Ярослав Довган. Кроме всего прочего, Станиславский феномен сопряжен с памятью и напряжен ею, как сквозной поиск руин. На Прикарпатье руины иногда приходится домысливать –храмы и городища строились тут преимущественно из дерева...» –писал поэт Владимир Ешкилев.

 Стихи Юрия Андруховича пленили меня

Подземный зоопарк

                                    «Живут под городом, как в сказках,
                                       Киты, дельфины  и тритоны...»
                                                                 Б –И. Антоныч
                  
                   Живут под городом киты, тритоны,
                   еще живет под городом дельфин.
                    Во впадинах, где черный месяц тонет,
                   где выбрали породу из глубин,
                    они живут – миноги и мурены,
                   сирены, осьминоги. И смиренно
                    соцветие слепое губок и медуз –
                     в провалах шахт и в ямах наших душ.
 
 
                 И  львы живут под городом, и в лоне
                  своем их спрятала горячая трава.
                 Летучие жирафы, зебры, кони
                 пасутся и цветут на дне саванн.
                 Живут под городом питоны, крокодилы.
                  Лиан трепещут сахарные жилы,
                 мелькают тени обезьян в ветвях,
                 и сотни сотен мошек, мух, мурах.
 
 
                Живут под городом и зубры и буй –туры,-
                ревут их трубы в ночь, как медь среди зимы.
                Сайгаки, серны, пасынки натуры,
                пасутся на краю угодий тьмы.
                И мамонты, что ласковей коровы,
                и мастодонты. Каменны дубровы
                от них, как трепетную плоть, трясет,-
                они сюда сбежали от охот.
 
 
               Живут под городом паломники, мещане.
               И крылья в рукавах у этих и у тех.
               Вращаться никогда не перестанет
               порочный круг копеечных утех.
               И все, как наверху, - забавы и обновы,
               гулянки, свадьбы, фонари, подковы,
               любовь и поцелуи, плач и бред...
               Под городом. Да города-то нет.

 

Во Львов повлек «тот веселый, избыточный и стремный дух барокко, который поверх барьеров, предрассудков и акцентов –делает Украину соборной и ментально целостной».

Замковая гора... Яблочный Спас – веточки с цветами, красивая служба... Дождь,  кафе «пани Дульской», общение с Юрко Прокасько и Ольгой Сидор, культ Бруно Шульца...

 Городок Жовква, где реализовалась концепция «идеального места» на Украине.

 Старинная синагога в Жовкве и еврейский квартал во Львове, квартирка Ольги Сидор на улице Раппопорта. Львовские дворы –лестницы, парадные, старые рамы, львовское кладбище..

Бруно Шульц с тех пор вплетен в мир моих снов, этот человек, убитый в 42  на тротуаре Дрогобыча эсэсовцем, стал для меня, как и для львовских моих друзей, необходим.

    «От зноя городская площадь была пуста, желта и , точно библейская пустыня, до пылинки выметена горячими ветрами. Тернистые акации, выросшие из желтой этой пустоты, кипели над площадью светлой листвой, букетами тонко исполненной зеленой филиграни, точь- в-точь дерева на старых гобеленах. Казалось, они аффектируют ветер, театрально взвихривая кроны, дабы  в патетических изгибах явить элегантность листвяных вееров с серебристой подпушкою, какая бывает у шкурок благородных лисиц. Старые дома, многодневно полируемые ветрами, подкрашивались рефлексами огромной  атмосферы, отголосками-воспоминаниями колеров, рассеянными в безднах цветастой погоды.  Казалось, целые поколения летних дней {словно терпеливые штукатурщики, оббивающие фасады от плесени штукатурки} скалывали лживую глазурь, ото дня ко дню отчетливее выявляя подлинное обличье домов, физиономию судьбы и жизни, изнутри обуславливавшую строения. Сейчас окна, ослепленные сверканием пустой площади, спали; балконы исповедовали небу свою пустоту; отворенные парадные благоухали прохладой и вином».

Вообще тексты во снах расцвечиваются, звучат ярче помогают пробраться через лабиринты наносного, неважного, выявить насущное.

Так случилось и с книгой Николая Плевако «Норд- Ост опускает бороду». Он писал и про Новороссийск, и про Харьков, и про украинские станицы. Неспешный ритм современного романа-эпопеи, где война и мир, где жизнь и судьба сплетаются воедино. В центре судьба молодого человека 20- го года рождения Виктора Озерко.

    « Бухта делит город надвое. На той стороне – лысые мергелевые горы, пыльные цементные заводы,  на этой – «чистая половина»: главная улица Серебряковская с магазинами, кинотеатрами, кафе и ресторанами, городской сад, в нем танцплощадка и красивый деревянный летний театр, построенный , по преданию,  губернатором к посещению Новороссийска императрицей. Сразу же за садом –дом самого губернатора с орлом на фронтоне. Его так и называют « Дом с орлом». Фронтон здания держат бородатые атланты на иогучих плечах, а венчает его бронзовый, широко распростерший крылья орел...»

Кино же законно владеет моими снами – «Тени забытых предков» Сергея Параджанова и « Белая птица с черной отметиной» Юрия Ильенко – красота гуцульских танцев, терпкость страстей...

Тревожно, больно зазвучала тема Чернобыля –постепенно покинули Киев все жители улицы Федорова  - потомки храброго Абрама...

 Прекрасное лицо киевлянки я как-то увидела в Праге, такие лица киевских женщин запомнились с первого  - детского приезда.

Фильм об экскурсиях в Припять, в «Зону» – ранил, задел. Но фильм- документальный, и значит, это примета времени, и в мертвый город стремятся экскурсанты...

Мифы о городе, сны города – мне кажется, это непреходяще. Наша урбанистическая культура полнится фактами и артефактами... Пусть же время и мироздание ощущаются горожанином ХХ! века как некая эстетическая стихия.

 

 

Это эссе было прочитано 28 марта 2008 года в Библиотеке украинской литературы.

Совместный проект художника  Иры Голуб и писателя  Натальи Стеркиной   « Мир – Город. Город –Мир».

 

 

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ"

Rambler's Top100

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев