Если сплюнуть через левое плечо на фильмографию
кинорежиссера Николая Досталя («Маленький гигант большого секса»,
«Штрафбат», etc.), то все там зашипит и вспенится. Уж очень агрессивна
химическая среда. Идейно-образная, конечно, но и химическая тоже. Вещество и
само пространство досталевского «креатива» насыщено форсированной ненавистью
ко всему советскому — к истории Советской России, к ее преданиям, к лицам ее
и характерам, к самой ее географии.
За объяснением этого феномена не надо ходить к продвинутым кинокритикам. Те
все переврут. Да и объяснять, в принципе, нечего. Поругание всего прежнего —
строя, человеческих отношений и общего облика эпохи — программная установка
Досталя, его кредо и «модус операнди».
Те же, с кем он в одном идейном «пуле», давно и последовательно выполняют
задачу по фрагментации отечественного геополитического пространства — не
всегда злонамеренно и не всегда бездарно, но всегда системно. А
фрагментировать пространство можно только фрагментируя время, иначе говоря,
вбивая клинья в единую историю народа, вселяя антагонизмы в историческую
ткань страны и порождая конфликты поколений.
Конфликт поколений — это не столько гражданская война и даже не ругань с
мордобоем, но прежде всего прекращение трансляции накопленного опыта —
духовного, технокультурного, всякого. Остановка в развитии, регресс.
Прошедший в этом году на канале «Россия» фильм кинорежиссера Николая Досталя
(и сценаристов Арабова и Сироткина) «Завещание Ленина» ни на градус не
отошел от установки на разлом исторического сознания русского народа. Это
продолжение все той же чернухи и натурализма 90-х, продолжение все той же
линии на одурачивание масс.
Старо как мир и безусловно верно: побеждает тот, кто убеждает. Поэтому
прежде всего позаботились о «достоверности». Взяли рассказы Шаламова, чтобы
не вышло промаха с литературной первоосновой, и сочинили нечто «по мотивам»
— то есть допускающее отклонения от правды текста вплоть до ухода в полное
вранье.
Ты можешь быть трижды прав, но есть люди, которым верят не по словам, а «по
морде», потому что они несут некую генотипическую суть, воспринимаемую как
абсолютный позитив. Без актера, обладающего таким даром, подобного рода
фильм был бы немыслим.
И вот нашли фактурного Владимира Капустина, которому нельзя не поверить (и
которому единственному, должно быть, и заплатили хорошо — с бюджета в три
миллиона долларов. Известно, что массовке в Перми платили всего по 200
рублей за 12-часовой съемочный день, хотя массовка добавляла еще на треть
«достоверности»). Была и еще плеядка провинциальных актеров, готовых на
любую поденщину, — эти «отрывались» вволюшку. Не чуяли подвоха. Не
«догоняли», что беспросветное «очернилово» — всего лишь элемент в стратегии
тех, кто русских стравливает с русскими, вынося за кадр все внешние силы.
Итак, проект весьма бюджетный и при этом некоммерческий. Но тогда какой?
Пропагандистский. И специфически русофобский. Потому что в нем русские как
нация десятилетиями занимаются членовредительством и самоликвидацией. А
какой нормальный народ будет этим заниматься? Только ненормальный…
В каждый фрагмент, в каждый кадр этого сериала железнодорожными кувалдами
вгонялось то, что раньше называли «махровым антисоветизмом». Все советское
жестоко, кроваво, античеловечно, мерзко, безнадежно и бессмысленно. (Хотя до
момента, когда Сталин обратился в лохматого клыкастого анти-космополита, все
советское либерал-интернационалистами считалось самым гуманным,
сверхдобродетельным, единственно верным — и вообще лучшим из лучших.)
Авторы тычут зрителя физиономией в экран: смотри, сталинизм хуже фашизма,
Гитлер со своими такого не вытворял. И слова Швыдкова (надо полагать, и
отстегнувшего народных денег на съемки сериала) о том, что русский фашизм
страшнее немецкого, обретают художественное раскрытие в образах героев
«Завещания».
Вот эпизод с «доходягой» в колымском лагере — у которого нет сил выполнять
непомерную норму. Измываясь над несчастным, испытывая сатанинское
удовольствие, охранник отводит его, приказывает справить большую нужду и
расстреливает в тот момент, когда тот садится на корточки. Крупный план
голого мужицкого зада, обмен ненормативностями — и выстрел в затылок… Про
фашистов такого не снимали.
Фрагмент снят по рассказу Шаламова «Одиночный замер». В тексте рассказа нет
и тени изображаемого Досталем и Арабовым «инфернала». Там «смотритель» даже
не грубит зэку Дугаеву. В тексте нет и намека на эти ужасы, нет ни
издевательств, ни самих слов «садись срать» или «у меня говна нет». Там
измученного голодом героя отправляют к следователю, а потом расстреливают за
саботаж. Это само по себе страшно, но трижды страшен подлог киношников,
перевравших Шаламова. Что-то в этом фрагменте прихвачено из рассказа «Тачка
II», но и там все другое. В общем, наворочено усталым гением Арабова… Был бы
жив сам писатель… эх, да что там...
Никто не спорит — нужно снимать рассказы Шаламова, там много правды, хотя бы
и экстремальной. Но делать это нужно честно и без мстительного азарта.
Между тем «Новая газета» уже пустила (14.06.07) восторженного
голубя-перевертыша на выход в эфир этого сериала: «К чести сценаристов и
режиссера, они сумели перевести эту, быть может, самую сильную лагерную
прозу на язык кино, не отклоняясь от шаламовского текста… А еще Досталь
замечательно понял, как под модным сериальным соусом можно подавать в
телеэфире настоящее кино…».
Не менее хвалебен и отзыв РИАНовского Юрия Богомолова: «Гражданским и
творческим подвигом стала эта картина для тех, кто ее снял».
Вот так. Это их мнение. Это наша маленькая победа, — убеждены они.
Задача у создателей «Завещания Ленина» одна — накрыть большим черным
квадратом полосу русской истории, которую называют советской. Подчеркнем —
всю эту полосу чохом, ни деля ее ни на какие периоды. Деморализовать
применительно к этой эпохе сознание молодежи — тех, кто не жил при
социализме и не имеет собственных знаний о той жизни. Да, и у Шаламова нет
ни капли любви к советскому, он не был конформистом и за это жестоко
пострадал — и в этом его личная человеческая правда. Но пририсовывать к этой
страшной правде чей-то художественный вымысел никому не должно быть
дозволено…
Эти жуткие кадры должны вызывать у молодых точно такой же рефлекс, как
рефлекс отдергивания и отскакивания, возникающий у ребенка при ожоге. Должны
приучить молодых ненавидеть собственную историю, а следовательно, себя
самих. Или как минимум спровоцировать ответный протестный дискурс, который
породит новый виток внутренней конфронтации…
А ведь в первых сериях — о вологодском детстве в семье отца-священника —
было подобие живого, а не сатанинского реализма. Всерьез хотелось верить:
вот наконец-то после всех этих бесчисленных сериалов со стрельбой и
блатняком на экране появились характеры, а не маски. Да и актриса Ирина
Муравьева постесняется в плохом «кине» сниматься. Хотелось даже простить
авторам фантазии на темы вологодского детства героя — дутые с оригинала, где
в третьем лице были довольно краткие упоминания об отце.
Тема сухого и властного отца-священника авторами, возможно, замышлялась как
тема природной патерналистской жесткости общественного устройства России.
Если это так, то аллюзия не вполне удачная — и в общем еще дальше уводит от
правды шаламовской прозы. И все же вначале хотелось верить Досталю…
Увы, радость была преждевременной. Первоначальная мнимая правда
потребовалась авторам только для того, чтобы затащить в тему и настроить на
доверие зрителей… Это был всего лишь трюк, нацеленный на то, чтобы скрыть
вопиющую тенденциозность фильма. Примеров разного рода подлогов, замещений и
подстав по сериалу разбросано тьма-тьмущая. В опусе с многозначительным
названием «Завещание Ленина» зрители столкнулись с типичным случаем
художественной «расчлененки»…
Распространено ошибочное мнение, что телевидение — особенно центральные
три-четыре канала — стало лояльным к власти и доброжелательным к народу. Что
посытело и устаканилось, что стало исповедовать мораль общего дела,
озаботилось вопросами консолидации общества… Ничего подобного. Да, ему
запретили открыто «наезжать» на Путина, но оттого оно озлилось пуще прежнего
и стало «наезжать» на телеаудиторию, нанося акцентированные удары по
нравственности молодежи. Удерживая большую и сочную фигу в кармане, оно
продолжает курс на растление электората с изощренностью провансальских
катаров или арабских исмаэлитов. Гидра, на которую ходили колонны в 92-м и
93-м, потеряла несколько своих голов и щупалец — но обрела много новых.
Вы можете высказать свое суждение об этом материале в ФОРУМЕ ХРОНОСа
Баимов Р. Н., Бикбаев Р. Т., Евсеева С. В., Карпухин И. Е., Паль Р. В.,
Сулейманов А. М., Фенин А. Л., Филиппов А. П., Фролов И. А., Хрулев В. И.,
Чарковский В. В., Чураева С. Р., Шафиков Г. Г., Якупова М. М.
Редакция
Приемная - Иванова н. н. (347) 277-79-76
Заместители главного редактора:
Чарковский В. В. (347) 223-64-01
Чураева С. Р. (347) 223-64-01
Ответственный секретарь - Фролов И. А. (347) 223-91-69
Отдел поэзии - Грахов Н. Л. (347) 223-91-69
Отдел прозы - Фаттахутдинова М. С.(347) 223-91-69
Отдел публицистики:
Чечуха А. Л. (347) 223-64-01
Коваль Ю. Н. (347) 223-64-01
Технический редактор - Иргалина Р. С. (347) 223-91-69