> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > МОЛОКО
 

Геннадий Сальников

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

О проекте
Проза
Поэзия
Очерк
Эссе
Беседы
Критика
Литературоведение
Naif
Редакция
Авторы
Галерея
Архив 2008 г.

 

 

XPOHOC

Русское поле

МОЛОКО

РуЖи

БЕЛЬСК
СЛАВЯНСТВО
ПОДЪЕМ
ЖУРНАЛ СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
СИБИРСКИЕ ОГНИ
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
ГЕОСИНХРОНИЯ

Геннадий Сальников:

Будущее хора имени Свешникова вижу в радужном свете

Геннадий Павлович Сальников - вице-президент общественной организации «Бородино–2012» и председатель Попечительского совета московского Страстного монастыря. Многие люди в Москве и России знают Сальникова как крупного общественного деятеля, многое сделавшего для воссоздания исконных духовных ценностей нашей Родины. Но Геннадий Павлович ещё и многоопытный музыкант, певцом с огромным стажем сольной и хоровой деятельности. Значительная часть его творческого пути связана с Государственным академическим русским хором. Мы попросили нашего собеседника рассказать об этой странице артистической биографии.

 

- Мой путь артиста начался в 1970 году, в июле месяце, когда я пришёл в Госхор Свешникова, и Александр Васильевич, прослушав меня, принял. Такое начало до сих пор считаю несказанной милостью Божией.

 С годами работы под руководством Свешникова связаны светлейшие воспоминания. Александр Васильевич был удивительно могуч, имел необыкновенную власть и как человек, и как музыкант. С этой властью мне довелось столкнуться, когда я испытывал проблемы с жильём; один его звонок в райисполком мгновенно решил ситуацию – я получил однокомнатную квартиру. Ореол таинственности, ореол беспримерного почитания витал вокруг Александра Васильевича постоянно. Пришёл Александр Васильевич – и хор как бы замер. Свешникова встречают хормейстеры; то был целый ритуал. Александр Васильевич начал репетицию – необыкновенное внимание. Александр Васильевич закончил репетицию – благоговение. Он был необыкновенно работоспособен, совмещая Госхор и ректорство в Консерватории. Александр Васильевич, в возрасте «за семьдесят лет», идя по лестнице, перешагивал через несколько ступенек!

 Свешников обладал необычайным воздействием на людей. Никогда не кричал, никогда не повышал голос; просто смотрел своим, казалось, всепроникающим взглядом  (вот сейчас Борис Григорьевич Тевлин иногда так глядит) – и внимание певцов собиралось без каких – либо дополнительных «эффектов». Свешников был скуп на жест, но когда было надо, просто поднимал руку – и хор отвечал громадным эмоциональным всплеском.

Вспоминаю исторические концерты в 1970 году в Ленинграде, когда в городе невозможно было достать билеты, примерно семь или восемь выступлений. Памятна и первая поездка с хором за рубеж в том же году: Чехословакия, Венгрия, Германия. Я устроился на работу 17 июля, и Мастер мне сказал: «Выучишь программу – возьму тебя за границу». Я весь отпуск учил три гастрольных программы. В сентябре вышли на сдачу партий. У нас в те годы был заведён дневник на каждого, в дневнике стояли отметки. Я не знал, какие оценки у меня были, но Свешников дал указание: « Оформляйте его в поездку». И вот все улетели, а на меня документы не были готовы. Вдруг через неделю, когда коллектив уже начал выступать, документы дооформили, и я один вылетел в Чехословакию. Невероятно, но факт.

Я очень признателен Александру Васильевичу за необычайное внимание к каждому певцу.  И вот сейчас, когда пришёл Борис Григорьевич, я как будто вижу Александра Васильевича. Это власть, это чёткое представление о конечной цели каждого своего действия, это безграничное уважение к тому, что написано композиторами, это предоставление каждому артисту свободы творить в пределах дирижёрской интерпретации, это безупречный художественный вкус. Перед нами человек духовно богатый и готовый поделиться своим богатством со слушателями, могущий свободно говорить с любым государственным или общественным деятелем, умеющий разрядить любую обстановку остроумным замечанием; маэстро Тевлин несёт в себе духовное начало, которое позволяет артисту хора начать уважать его ещё до того, как он заговорит.

Немного личных впечатлений: поднимаешься перед репетицией по лестнице нашего прекрасного здания, проходишь мимо кабинета художественного руководителя, смотришь – сменная обувь уже стоит, чуть приоткрыта дверь: пришёл Борис Григорьевич. Но к нему ты не пойдёшь – не пойдёшь с пустяками, а с серьёзным вопросом он примет и обязательно вникнет в проблему. Это состояние устойчивости, равномерности передаётся коллективу. Рождается уверенность в своих силах.  Хор перестаёт понижать, начинает петь полным звуковым объёмом, на дыхании.

Обратите внимание, мы спели кантату Чайковского «Москва» с подлинным текстом Майкова – это говорит о многом. Близится 2012 год с четырьмя датами: 200 лет Бородинской битве, 400 лет подвигу Минина и Пожарского, 100 лет Пушкинскому музею, 300 лет Тульскому оружейному заводу. Востребованность искусства в этом году будет огромной, и Госхор, конечно, займёт там достойное место.

- Как Вам кажется, почувствовали ли певцы с приходом нового Художественного руководителя перемены в  репертуарной политике коллектива?

- Перемены огромные. Во-первых, как я уже сказал, необычайный вкус, во-вторых, удивительная эмоциональная чуткость при подборе произведений. Взять хотя бы «Ты забыла деревню» Юрия Евграфова. В великолепно сделанной миниатюре раскрывается вся гигантская трагедия наша –  миллионы гектаров нераспаханных земель, покинутые селения… Трагедия и одновременно глубокая философия. Валерий Кикта – мужественный и в то же время высококультурный человек... Произведения Кирилла Волкова, музыка родниковой чистоты… Отмечу совершенно свежий взгляд Бориса Григорьевича на народные песни, даже, казалось бы, давно всем известные. Отрадно  уважение к обработкам Александра Васильевича Свешникова, отказ от ненужных ретушей в его партитурах. Борис Григорьевич приносит ноты – и есть стопроцентная уверенность, что ничто ни на йоту не будет изменено. Поэтому текст сразу заучивается намертво, а дальше дирижёр выходит и просто творит в этих рамках. Есть надежда, что и крупные формы в исполнении Государственного хора также зазвучат в соответствии с духом времени.

У Бориса Григорьевича есть и преданные помощники, ныне работающие с нами – Александр Соловьёв и Евгений Волков, по которым видно, какая дирижёрская школа создана замечательным мастером, учащим самостоятельно мыслить в русле его указаний и предначертаний.

Борис Григорьевич Тевлин – философ музыки, подлинный новатор. Работая под его руководством над физическими упражнениями в начале репетиций, я с удовольствием вспоминаю свою вокальную школу; каждый раз поражаясь внезапно открывшейся выносливостью хора. Повторение, повторение, повторение, уже, казалось бы, задача выполнена, и вдруг – опять; это как в спорте: уже, вроде бы, ты не можешь, а на самом деле отдышался – и ещё, и ещё упражняешься. А потом, конечно, немудрено в абсолютно любой обстановке выйти и сделать невероятное, даже без распевки. Вот такого новшества я за тридцать с лишним лет работы нигде не встречал.

- На Ваш взгляд, произошли ли благоприятные изменения в духовном микроклимате коллектива?

- Я думаю, что Бориса Григорьевича приняли все. Если и есть какое-то недовольство, то исключительно материальной стороной. А в принципе певцы интуитивно понимают, что проблема интонации исчерпывает себя, когда человек начинает работать. Вообще, маэстро Тевлин – личность, которую нельзя не уважать. Все восприняли его требования, и многие говорят: «Жаль, что он не пришёл к нам десять лет назад».

- Расскажите, пожалуйста, о Вашем видении роли Государственного хора имени Свешникова в праздновании грядущих памятных дат нашей страны, подготовку к которому осуществляет Ваша общественная организация.

 

- Я думаю, что нам надо теснейшим образом сотрудничать со Всемирным русским собором, т.е. конкретно с В.В.Аверьяновым, с И.Бражниковым,  О.Ю.Кассиным, В.Н.Ганичевым, с Высокопреосвященнейшими митрополитами Кириллом и Климентом – там есть всё для того, чтобы в 2012 году достойно отметить юбилеи, о которых я упоминал. В рамках празднований мы планируем провести огромный хоровой форум, даже, может быть, не через четыре года, а гораздо раньше. Кроме того, на следующий Русский собор планируется приглашение Госхора и Бориса Григорьевича как музыканта, который бы смог организовать большое, крупное выступление перед делегатами – а это пять тысяч человек, в числе которых представители русской диаспоры, рассеянной по всему миру.

Отмечу тот факт, что на уровне правительства уже поднят вопрос о создании государственного комитета по празднованию юбилейного года, куда будут привлечены такие деятели, как Владимир Якунин, Сергей Чемезов, Валерий Ганичев, Илья Глазунов и другие. Бесспорно, 2012 год явится апофеозным для России и для всей международной общественности. И, конечно, Госхор будет не просто участником – он явится силой, объединяющей самые лучшие творческие коллективы. Надеемся, что Борис Григорьевич будет показывать мастер-классы, демонстрировать не только российским, но и зарубежным коллегам мудрую простоту своей творческой системы – а ведь, по словам преп. Амвросия Оптинского, « где просто – там Ангелов со сто». Иностранцам здесь есть много чему поучиться.

Ещё раз повторю: Борис Григорьевич – это явление, и, видимо, явление, предопределённое Промыслом Божиим, достойнейший преемник великого Свешникова. Сказать по чести, не могу сравнить маэстро Тевлина ни с кем из хормейстеров, с кем довелось работать после кончины Александра Васильевича.  Вижу будущее хора в радужном свете, перспективы очень большие; главное, дай Бог здоровья всем нам, а особенно нашему Художественному руководителю, чтобы  получился коллектив на «крепких ногах», способный и на длительные поездки, и на большие сольные выступления.

- Что бы Вы, как певец и общественный деятель, могли сказать слушателям, которые соберутся посетить первый сольный концерт государственного хора в Москве 26 декабря?

- Я с радостью увижу на этом концерте много знакомых лиц, это будет не «праздник пыли», как в стихотворении Иосифа Бродского, а праздник искусства, праздник наших идей нашей веры и упования, торжественный день возрождения певческой славы родины – а значит, и праздник всей России.

 

 

Беседу вёл Евгений Волков

 

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100
 

 

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев