Геннадий Сальников |
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
О проекте
XPOHOCРусское полеМОЛОКОБЕЛЬСКСЛАВЯНСТВОПОДЪЕМЖУРНАЛ СЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ""ПОДВИГ"СИБИРСКИЕ ОГНИРОМАН-ГАЗЕТАГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАГЕОСИНХРОНИЯ |
Геннадий Сальников:Будущее хора имени Свешникова вижу в радужном светеГеннадий Павлович Сальников - вице-президент общественной организации «Бородино–2012» и председатель Попечительского совета московского Страстного монастыря. Многие люди в Москве и России знают Сальникова как крупного общественного деятеля, многое сделавшего для воссоздания исконных духовных ценностей нашей Родины. Но Геннадий Павлович ещё и многоопытный музыкант, певцом с огромным стажем сольной и хоровой деятельности. Значительная часть его творческого пути связана с Государственным академическим русским хором. Мы попросили нашего собеседника рассказать об этой странице артистической биографии.
- Мой путь артиста начался в 1970 году, в июле месяце, когда я пришёл в Госхор Свешникова, и Александр Васильевич, прослушав меня, принял. Такое начало до сих пор считаю несказанной милостью Божией. С годами работы под руководством Свешникова связаны светлейшие воспоминания. Александр Васильевич был удивительно могуч, имел необыкновенную власть и как человек, и как музыкант. С этой властью мне довелось столкнуться, когда я испытывал проблемы с жильём; один его звонок в райисполком мгновенно решил ситуацию – я получил однокомнатную квартиру. Ореол таинственности, ореол беспримерного почитания витал вокруг Александра Васильевича постоянно. Пришёл Александр Васильевич – и хор как бы замер. Свешникова встречают хормейстеры; то был целый ритуал. Александр Васильевич начал репетицию – необыкновенное внимание. Александр Васильевич закончил репетицию – благоговение. Он был необыкновенно работоспособен, совмещая Госхор и ректорство в Консерватории. Александр Васильевич, в возрасте «за семьдесят лет», идя по лестнице, перешагивал через несколько ступенек! Свешников обладал необычайным воздействием на людей. Никогда не кричал, никогда не повышал голос; просто смотрел своим, казалось, всепроникающим взглядом (вот сейчас Борис Григорьевич Тевлин иногда так глядит) – и внимание певцов собиралось без каких – либо дополнительных «эффектов». Свешников был скуп на жест, но когда было надо, просто поднимал руку – и хор отвечал громадным эмоциональным всплеском. Вспоминаю исторические концерты в 1970 году в Ленинграде, когда в городе невозможно было достать билеты, примерно семь или восемь выступлений. Памятна и первая поездка с хором за рубеж в том же году: Чехословакия, Венгрия, Германия. Я устроился на работу 17 июля, и Мастер мне сказал: «Выучишь программу – возьму тебя за границу». Я весь отпуск учил три гастрольных программы. В сентябре вышли на сдачу партий. У нас в те годы был заведён дневник на каждого, в дневнике стояли отметки. Я не знал, какие оценки у меня были, но Свешников дал указание: « Оформляйте его в поездку». И вот все улетели, а на меня документы не были готовы. Вдруг через неделю, когда коллектив уже начал выступать, документы дооформили, и я один вылетел в Чехословакию. Невероятно, но факт. Я очень признателен Александру Васильевичу за необычайное внимание к каждому певцу. И вот сейчас, когда пришёл Борис Григорьевич, я как будто вижу Александра Васильевича. Это власть, это чёткое представление о конечной цели каждого своего действия, это безграничное уважение к тому, что написано композиторами, это предоставление каждому артисту свободы творить в пределах дирижёрской интерпретации, это безупречный художественный вкус. Перед нами человек духовно богатый и готовый поделиться своим богатством со слушателями, могущий свободно говорить с любым государственным или общественным деятелем, умеющий разрядить любую обстановку остроумным замечанием; маэстро Тевлин несёт в себе духовное начало, которое позволяет артисту хора начать уважать его ещё до того, как он заговорит. Немного личных впечатлений: поднимаешься перед репетицией по лестнице нашего прекрасного здания, проходишь мимо кабинета художественного руководителя, смотришь – сменная обувь уже стоит, чуть приоткрыта дверь: пришёл Борис Григорьевич. Но к нему ты не пойдёшь – не пойдёшь с пустяками, а с серьёзным вопросом он примет и обязательно вникнет в проблему. Это состояние устойчивости, равномерности передаётся коллективу. Рождается уверенность в своих силах. Хор перестаёт понижать, начинает петь полным звуковым объёмом, на дыхании. Обратите внимание, мы спели кантату Чайковского «Москва» с подлинным текстом Майкова – это говорит о многом. Близится 2012 год с четырьмя датами: 200 лет Бородинской битве, 400 лет подвигу Минина и Пожарского, 100 лет Пушкинскому музею, 300 лет Тульскому оружейному заводу. Востребованность искусства в этом году будет огромной, и Госхор, конечно, займёт там достойное место. - Как Вам кажется, почувствовали ли певцы с приходом нового Художественного руководителя перемены в репертуарной политике коллектива? - Перемены огромные. Во-первых, как я уже сказал, необычайный вкус, во-вторых, удивительная эмоциональная чуткость при подборе произведений. Взять хотя бы «Ты забыла деревню» Юрия Евграфова. В великолепно сделанной миниатюре раскрывается вся гигантская трагедия наша – миллионы гектаров нераспаханных земель, покинутые селения… Трагедия и одновременно глубокая философия. Валерий Кикта – мужественный и в то же время высококультурный человек... Произведения Кирилла Волкова, музыка родниковой чистоты… Отмечу совершенно свежий взгляд Бориса Григорьевича на народные песни, даже, казалось бы, давно всем известные. Отрадно уважение к обработкам Александра Васильевича Свешникова, отказ от ненужных ретушей в его партитурах. Борис Григорьевич приносит ноты – и есть стопроцентная уверенность, что ничто ни на йоту не будет изменено. Поэтому текст сразу заучивается намертво, а дальше дирижёр выходит и просто творит в этих рамках. Есть надежда, что и крупные формы в исполнении Государственного хора также зазвучат в соответствии с духом времени. У Бориса Григорьевича есть и преданные помощники, ныне работающие с нами – Александр Соловьёв и Евгений Волков, по которым видно, какая дирижёрская школа создана замечательным мастером, учащим самостоятельно мыслить в русле его указаний и предначертаний. Борис Григорьевич Тевлин – философ музыки, подлинный новатор. Работая под его руководством над физическими упражнениями в начале репетиций, я с удовольствием вспоминаю свою вокальную школу; каждый раз поражаясь внезапно открывшейся выносливостью хора. Повторение, повторение, повторение, уже, казалось бы, задача выполнена, и вдруг – опять; это как в спорте: уже, вроде бы, ты не можешь, а на самом деле отдышался – и ещё, и ещё упражняешься. А потом, конечно, немудрено в абсолютно любой обстановке выйти и сделать невероятное, даже без распевки. Вот такого новшества я за тридцать с лишним лет работы нигде не встречал. - На Ваш взгляд, произошли ли благоприятные изменения в духовном микроклимате коллектива? - Я думаю, что Бориса Григорьевича приняли все. Если и есть какое-то недовольство, то исключительно материальной стороной. А в принципе певцы интуитивно понимают, что проблема интонации исчерпывает себя, когда человек начинает работать. Вообще, маэстро Тевлин – личность, которую нельзя не уважать. Все восприняли его требования, и многие говорят: «Жаль, что он не пришёл к нам десять лет назад». - Расскажите, пожалуйста, о Вашем видении роли Государственного хора имени Свешникова в праздновании грядущих памятных дат нашей страны, подготовку к которому осуществляет Ваша общественная организация.
- Я думаю, что нам надо теснейшим образом сотрудничать со Всемирным русским собором, т.е. конкретно с В.В.Аверьяновым, с И.Бражниковым, О.Ю.Кассиным, В.Н.Ганичевым, с Высокопреосвященнейшими митрополитами Кириллом и Климентом – там есть всё для того, чтобы в 2012 году достойно отметить юбилеи, о которых я упоминал. В рамках празднований мы планируем провести огромный хоровой форум, даже, может быть, не через четыре года, а гораздо раньше. Кроме того, на следующий Русский собор планируется приглашение Госхора и Бориса Григорьевича как музыканта, который бы смог организовать большое, крупное выступление перед делегатами – а это пять тысяч человек, в числе которых представители русской диаспоры, рассеянной по всему миру. Отмечу тот факт, что на уровне правительства уже поднят вопрос о создании государственного комитета по празднованию юбилейного года, куда будут привлечены такие деятели, как Владимир Якунин, Сергей Чемезов, Валерий Ганичев, Илья Глазунов и другие. Бесспорно, 2012 год явится апофеозным для России и для всей международной общественности. И, конечно, Госхор будет не просто участником – он явится силой, объединяющей самые лучшие творческие коллективы. Надеемся, что Борис Григорьевич будет показывать мастер-классы, демонстрировать не только российским, но и зарубежным коллегам мудрую простоту своей творческой системы – а ведь, по словам преп. Амвросия Оптинского, « где просто – там Ангелов со сто». Иностранцам здесь есть много чему поучиться. Ещё раз повторю: Борис Григорьевич – это явление, и, видимо, явление, предопределённое Промыслом Божиим, достойнейший преемник великого Свешникова. Сказать по чести, не могу сравнить маэстро Тевлина ни с кем из хормейстеров, с кем довелось работать после кончины Александра Васильевича. Вижу будущее хора в радужном свете, перспективы очень большие; главное, дай Бог здоровья всем нам, а особенно нашему Художественному руководителю, чтобы получился коллектив на «крепких ногах», способный и на длительные поездки, и на большие сольные выступления. - Что бы Вы, как певец и общественный деятель, могли сказать слушателям, которые соберутся посетить первый сольный концерт государственного хора в Москве 26 декабря? - Я с радостью увижу на этом концерте много знакомых лиц, это будет не «праздник пыли», как в стихотворении Иосифа Бродского, а праздник искусства, праздник наших идей нашей веры и упования, торжественный день возрождения певческой славы родины – а значит, и праздник всей России.
Беседу вёл Евгений Волков
Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
Гл. редактор журнала "МОЛОКО"Лидия СычеваWEB-редактор Вячеслав Румянцев |