№ 12'07 |
Рецензии |
|
|
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСА
Русское поле:Бельские просторыМОЛОКОРУССКАЯ ЖИЗНЬПОДЪЕМСЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ"ПОДВИГСИБИРСКИЕ ОГНИОбщество друзей Гайто ГаздановаМемориальная страница Павла ФлоренскогоСтраница Вадима Кожинова
|
РЫБЫ НИКОГДА НЕ ЗАКРЫВАЮТ ГЛАЗАПернилла Стальфельт. Книга о смерти. — М.: Открытый мир, 2007. Почему умирают люди? Мам, а, мам? Родители веками ломают голову: как ответить на этот непростой вопрос. Шведская писательница Пернилла Стальфельт решила, видимо, помочь им в этой проблеме. Она написала детскую книжку с яркими картинками — про смерть. Она рассказала, что люди умирают, она рассказала, как они умирают и от чего. Она даже объяснила, как отличить мертвого человека от спящего. Она просветила детсадовцев, что рыбы не закрывают глаза и после смерти. А еще: что на похоронах играют красивую музыку и поют красивые песни, гроб украшают цветами, и ангелы потом летают вместе с птицами. Прилагается: схема копки могилы, схема кремации тела, схема посадки поминальных цветов у оградки. И подробнейшее описание жизни после смерти — кто во что верит, тот тем и станет: птичкой, цветочком, звездочкой, ангелочком или… сосиской! Красочная обложка со скелетиком, смешные комиксы, изображающие поминки по всем правилам (даже носы у поминающих подозрительно красные)… Может, автор шутит? Может, это она не всерьез говорит, что в могилу надо положить «нужные вещички» (мобильник, колода карт, зубная щетка, кошелек)? Мы уже привыкли к тому, что нашим детям все время насаждают некую ненормальную модель жизни. Реклама, где розовощекие отпрыски пьют кефир исключительно на фоне шикарных загородных особняков; сериалы, где даже подростки из бедных семей носят «Prada», а диапазон их переживаний — как у зубочисток. Теперь наших детей будут учить модели смерти. Это настоящий учебник для детей дошкольного возраста (в аннотации так и сказано: книга для чтения взрослыми детям) — он учит переходу в иной мир, такой нестрашный и такой увлекательный. Пахнет не только цинизмом, но и подготовкой малолетних адептов какой-то секты к счастливой загробной жизни. Не знаю, как там демократичные родители шведских малышей, но мне бы не хотелось, чтобы наши дети представляли нас после долгой трудовой жизни хот-догами.
ЖИЗНЬ ПРИШЕЛИЦЫСуад. Сожженная заживо. — М.: РИПОЛ классик, 2007. Вы не встретите других ее книг. Эта — единственная. Ее написали со слов Суад, потому что Суад трудно было стать писателем — половину своей сознательной жизни она была безграмотной. Не знала даже своей фамилии, у нее было только имя Суад, которым она и подписала свою книгу. А еще у Суад была семья — несчастные сестры, грозная мать, могущественный отец. Это потом женщина по имени Жаклин, вызволившая Суад из этой страшной семьи, скажет, что отец ее — маленький, тщедушный, рыжий, а мать — просто несчастная женщина. Кто такая Жаклин, кто такая Суад? Обо всем по порядку. «Сожженная заживо» — документальная вещь, не художественная. Она без изяществ и прикрас рассказывает о жизни девочки в Палестине, в маленькой деревушке, расположенной на иорданской территории. Годы — пятидесятые, век — двадцатый. Но, как и много веков назад, девочка на этой территории — не человек. Не рабыня — тень рабыни. Но об этом не будем, потому что Суад все рассказала, тщательно, пожалуй, даже любовно прорисовывая уцелевшие в памяти подробности своей тамошней жизни — настолько подробно, как любят в историях от «Ридерс Дайджеста». А потом девочка-тень влюбилась не в того, и ее сожгли родственники. Но она выжила, и женщине Жаклин из благотворительного фонда «Земля людей» удалось вывезти ее в Европу и вылечить. Позднее, оправившись, Суад узнала, что таких выживших свидетелей «преступлений во имя чести» во всем мире очень мало, единицы, и она решилась на книгу. Об этом опыте очень трудно судить как о части искусства. Наверное, он таковым и не является и вообще сделан достаточно примитивно, местами спекулируя на человеческой любви к деталям насилия, на любви к трогательному хеппи-энду. Но очень удивительно и странно оказаться окруженным роем переживаний и мыслей женщины, которая пришла с совершенно неведомых нам территорий. Представьте инопланетянина, который не знает ни телевизора, ни джинсов, ни еды в красивых обертках. Он не понимает правил свободного общения между современными людьми. Как объяснить ему, с чем едят этот мир? Суад потребовались годы, чтобы сломать свою «средневековость» — об этих годах она и рассказывает. Победой над собственной природой стало то, что книга получилась не феминистской — женщина, чья жизнь была сломана прихотями мужчин, понимает, что стала жертвой традиций, и они — ее кровная родня — тоже жертвы, тоже пришельцы, которые живут по правилам своей планеты. Суад изо всех сил старается их не судить.
Кира Книжкина
Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
|
|
|
|
© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2007Главный редактор - Горюхин Ю. А. Редакционная коллегия: Баимов Р. Н., Бикбаев Р. Т., Евсеева С. В., Карпухин И. Е., Паль Р. В., Сулейманов А. М., Фенин А. Л., Филиппов А. П., Фролов И. А., Хрулев В. И., Чарковский В. В., Чураева С. Р., Шафиков Г. Г., Якупова М. М. Редакция Приемная - Иванова н. н. (347) 277-79-76 Заместители главного редактора: Чарковский В. В. (347) 223-64-01 Чураева С. Р. (347) 223-64-01 Ответственный секретарь - Фролов И. А. (347) 223-91-69 Отдел поэзии - Грахов Н. Л. (347) 223-91-69 Отдел прозы - Фаттахутдинова М. С.(347) 223-91-69 Отдел публицистики: Чечуха А. Л. (347) 223-64-01 Коваль Ю. Н. (347) 223-64-01 Технический редактор - Иргалина Р. С. (347) 223-91-69 Корректоры: Казимова Т. А. Тимофеева Н. А. (347) 277-79-76
Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru WEB-редактор Вячеслав Румянцев |