Светлана РУДЕНКО |
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
О проекте
XPOHOCРусское полеМОЛОКОБЕЛЬСКПОДЪЕМЖУРНАЛ СЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ""ПОДВИГ"СИБИРСКИЕ ОГНИРОМАН-ГАЗЕТАГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАГЕОСИНХРОНИЯ |
Светлана РУДЕНКОЧувство голода
Странная, парадоксальная сегодня ситуация сложилась на книжном рынке – море пишущих – от тех, кто совсем не владеет пером и тех, кто недурно овладел этим ремеслом. Читателя с головой накрывает волной дурно пахнущей, на скорую руку состряпанной литературы, вернее, чтива. Кто просто копирует жизнь, как плохой фотограф, кто так сильно увлекается формой, что забывает о смыслах и героях. И очень редко встречается хорошее слово вкупе с умным, тонко чувствующим автором, который не просто «поет, что видит», а творит новую реальность – реальность художественного вымысла. Для этого не обязательно отрываться от грешной земли, писать в жанре фэнтези, исторического романа или работать в манере Марселя Пруста. Можно писать о жизни, но при этом не захлебываться в ее грязи и не топить в ней читателя. Таким умением обладает прозаик Елена Перминова. Елена - мастер короткого динамичного рассказа, в котором нет ничего лишнего. (Сказывается лаконизм журналиста и редакторский талант отсекать все лишнее, второстепенное). Кстати, рассказ - жанр, незаслуженно забытый нынче, затоптанный и оттесненный повестями и романами. А ведь мастерство писателя зачастую лучше всего видно именно в рассказе, его-то бывает написать не проще, а подчас и сложнее масштабной повести. Рассказы Перминовой различны по тональности и настроению - и в этом их прелесть и оригинальность. Зачастую она пишет их от первого лица, причем лицо это - женщина, сильная, волевая, яркая и, как правило, одинокая. Однако, не менее интересны «мужские рассказы» Перминовой - «Писатель Молотков», «Судный день». Елена благоразумно не пытается писать их от первого лица - очень редко удается женщине выдержать стилистическую, а главное, психологическую и эмоциональную достоверность такого повествования. Исключение разве что «Ценность жизни» - совсем короткий, мастерски написанный рассказ, с неожиданным юмористическим финалом. Такие произведения как «Судный день» - продолжение традиционной в русской классической литературе темы маленького человека. Вообще этот рассказ очень напомнил мне не только гоголевского Акакия Акакиевича, но и чеховского чиновника, невзначай чихнувшего в театре на лысину знатного господина. Весь рассказ «Судный день» - это, по сути, мучительные терзания «законопослушного гражданина» Семена Петровича, пятидесятидвухлетнего вахтера автобазы - зачем же его все-таки вызвали в суд?! Эта несчастная повестка стала поводом для Семена Петровича прокрутить мысленно все свою немудреную жизни, все свои мелкие прегрешения и отступления от закона. Причем в голову ему приходит самое несусветное и анекдотичное - от нарушения санитарного режима до мыслей о следящих за ним шпионах. Все терзания и страхи героя по поводу предстоящего визита в суд психологически очень точно описаны: ему уже слышится звон наручников, «он тяжело рухнул в старое кресло посредине комнаты, достал из кармана повестку, подул на нее осторожно, разгладил пальцами и стал мучительно вспоминать, кому насолил в этой жизни». Зато после того, как герой узнал, что вызван в суд за пустяком - зарегистрировать свой давным-давно проданный гараж, он от напряжения упал в обморок. У рассказов Перминовой помимо психологизма есть еще одна примечательная особенность - они цветные. Так, в «Оранжевой комнате» перед нами целая гамма красок - от цвета апельсинов, холодного синего, до коричневого, кирпичного. Подкупает юмор писателя, умение видеть детали, и самое главное - счастливый талант не раскрашивать действительность лишь в черные и серые тона. Желание видеть в ней «лучи солнца», способность смеяться над собой и находить выход, казалось бы, из безвыходных ситуаций. Так, героиня рассказа «Оранжевая комната» пытается вырваться из серости повседневной жизни, скучности бытия не совсем обычным способом – она красит стены своей комнаты в оранжевый цвет, вместе с ними закрашивая неудавшуюся личную жизнь, подлеца-шефа, укравшего ее идеи, вероломную подругу. Правда, в результате желанный оранжевый цвет оказывается далеким от цвета апельсинов: «Сделала несколько шагов назад. Спиной уткнулась в противоположную стену. И не поверила своим глазам. Только что вкусный оранжевый цвет превратился в тошнотворный коричневый, с едва уловимыми оттенками красного. Точь-в-точь кирпичный. Как аккуратно выложенная кладка, скрывающая заживо погребенных». Эти заживо погребенные - тени из прошлого. И пусть оранжевой комната не получилась. Но тени эти растаяли. Вообще – рассказы Перминой очень верное художественное отображение современной жизни женщины, сильной, умеющей зарабатывать деньги и до отчаяния одинокой, нуждающейся в любви, ищущей ее и очень редко обретающей. Герои Елены – символ времени, когда люди, общаясь друг с другом, тем не менее, остаются одинокими и непонятыми, замыкаются в себе. Когда женщины вынуждены быть сильными. Они - с развитым мужским началом и аналитическим умом, ведь мужчины вокруг сплошь маменькины сынки, потерявшиеся в ритме сумасшедшего времени, нуждающиеся в защите и женской опеке. Рассказ «Маменькин сынок» помимо достоверности психологической привлекает еще и почти что зощенковским юмором. Комизм ситуации и комизм характеров налицо... Беззащитен и слаб и психотерапевт Сергей Дранов, в которого влюбилась героиня рассказа «Бестолковый роман». (Кстати, рассказ этот был удостоен поощрительного приза на втором конкурсе короткого рассказа, проводимом американским журналом «Чайка» и напечатан там). Его «хочется согреть, закутать в теплое одеяло, накормить, успокоить. Рассказать сказку и отогнать страшный сон». Он беспомощен и рассеян, может быть, за это и полюбила его героиня, сильная, с пресловутым мужским началом. Наверное, она искала именно такого, отличного от ее мужа «крупного бизнесмена и алкоголика». Впрочем, именно этот алкоголик оказывается единственным настоящим мужчиной в жизни героини – он делает для нее тоже самое «что она хотела сделать для психотерапевта Сергея Дрынова» - «закутал в одеяло, напоил горячим чаем и рассказал на ночь сказку. Когда начали слипаться глаза, подумала - не такой у меня муж и плохой». Елена Перминова пишет все о том же - о любви, о ее поисках, о смысле жизни, и ее драматизме, когда подчас все превращается в трагифарс. Но при этом она находит свои интересные повороты и психологические детали. Впрочем, образы женщин получаются у писательницы более яркими и психологически достоверными. Так, к сожалению, психотерапевт, на наш взгляд, вышел несколько карикатурным, ненастоящим, как загримированный Дед Мороз. Особенность прозы Перминовой – повествование от первого лица, возможно, именно это делает ее рассказы проникновенными, исповедальными, пронзительно лиричными. В такой же манере работают сегодня и представители «нового реализма». Один из этих писателей - Роман Сенчин. Будучи автором более или менее читабельных романов «Афинские ночи», «Нубук» (правда, с весьма сомнительными художественными качествами и почти что нулевым стилем письма), он совсем беспомощен, на мой взгляд, как рассказчик. Новая книга Сенчина «День без числа», по сути, апофеоз безвкусице и чернухе. Такие рассказы как «Танцы», «Свидание» являются не столько характеристикой времени, сколько душевного мира самого автора. Почти о той же прозе жизни пишет Елена Перминова, но ее действительность это не сенченковская безысходность. Иногда кажется - весь секрет кроется в том, что жизнь эту так тонко и глубоко описывает писатель-женщина, облагораживая ее и наполняя новыми смыслами. Хотя, конечно, дело не в половой принадлежности, а в самой личности писателя, причем не только в литературной мастерстве, но и в человеческой одаренности. Особенно отметим рассказ-ностальгию «Чувство голода». На нескольких страницах Елене удалось описать и канувшую в Лету эпоху: «мои школьные годы пришлись на эпоху развитого социализма со знаменитой колбасой по 2-20, хлебом по 13 копеек и мороженым по 15….» и героиню, которая постоянно испытывала чувство голода во вполне благополучной по советским меркам семье (папа инженер, мама учительница). И потому профессией своей избрала кулинарию и первое, что, наконец, сделала - досыта накормила свою собственную семью, где верхом совершенства был «суп из семи круп», яишница-глазунья, да манная каша. А самыми главными воспоминаниями ее детства, главным детским счастьем были жареные лепешки соседки - тети Клавы. Только там бедная девочка наедалась до отвала. Впрочем, главное в рассказе не еда и не лепешки, а то чувство детской любви и дружбы, которое благодаря тете Клаве и ее детям испытала наша героиня. Ведь не случайно она чудом разыскала оказавшихся после смерти тети Клавы в интернате ее детей и в благодарность до отвала накормила их лепешками. Лепешки эти - символ счастья, символ любви и человеческой теплоты, которой нам всем так не хватает. Этой теплоты и душевности не хватает и нашей нынешней литературе. Задача писателя – дать глоток воздуха, хотя бы чуточку надежды, ведь он сегодня не только художник, но и психотерапевт в первую очередь, не только инженер человеческих душ, но и их врачеватель, целитель. У Елены Перминовой, за исключением, пожалуй, нескольких рассказов - светлый жизнеутверждающий настрой. Хотелось бы, чтобы автор попробовал себя в ином жанре – повести, к примеру, романа или сценария. Кстати, проза Перминовой сценична, зрима, так и просится на экран. Если же говорить о недостатках, то хотелось бы, чтобы к психологизму, которым Перминова владеет мастерки, прибавилась еще и глубина, объемное видение действительности. Пока что же ее творения – как рассыпанная мозаика, в которой видишь лишь осколки бытия. Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
Гл. редактор журнала "МОЛОКО"Лидия СычеваWEB-редактор Вячеслав Румянцев |