> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 11'07

Юрий Никифоров

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Юрий Никифоров

ЛЕТОПИСЬ БАШКИРСКОГО БАЛЕТА

19 июня в Уфе стартовал Тринадцатый международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева. В тот день в музее оперного театра прошла презентация книги Нины Жиленко «Гран-па башкирского балета» (издательство «Новый стиль», ответственный редактор Наталья Панчишина).
…Все началось много лет назад. Нина училась в Ленинградском университете и ходила на балетные спектакли театра им. С. Кирова (Мариинского). По общему признанию, балетная труппа театра (на Западе ее до сих пор зовут «Киров-балет») одна из лучших в мире. Жиленко, видевшая на сцене выдающихся танцовщиков и балерин, под гипнозом их искусства увлеклась балетом.
Судьба распорядилась так, что она стала жить в Уфе, в городе, где был свой оперный театр, балет. Ленинград достал ее и здесь: многие солисты башкирского балета оказались выпускниками прославленного Ленинградского хореографического училища им. А. Вагановой.
С годами Нине Александровне пришлось вступить с искусством танца в родственные отношения — ее дочь Елена стала балериной (именно ей посвятила свою книгу Н.А. Жиленко). Одним словом, девичье увлечение переросло в прочную привязанность зрелого человека.
Немало лет Нина Александровна работала редактором многотиражной газеты Уфимского агрегатного производственного объединения, крепила оборону страны на «идеологическом фронте». Но она никогда не забывала о балете. Из-под ее пера выходили в свет очерки, эссе, статьи, интервью. Пробил час, и для них нашлось место в «Гран-па…». Эту книгу можно рассматривать как энциклопедию башкирского балета. Она повествует о его становлении, о балетмейстерах и ярких, самобытных артистах, наиболее значимых спектаклях. И все это на фоне драматической отечественной истории: репрессий 30-х годов прошлого столетия, Второй мировой войны, тоталитаризма.
Мы живем в изменившемся мире. Это факт. Сегодня кажется абсурдом, ничем не обоснованной дикостью решение Ленинградского городского суда от 2 апреля 1962 года, приговорившего заочно Рудольфа Нуреева к семи годам лишения свободы. За что? За то, что он остался на Западе. В наши дни сотни российских балерин и танцовщиков работают за рубежом. Среди них питомцы Башкирского хореографического училища им. Р. Нуреева. Человек имеет право выбирать город, страну, то место под солнцем, где ему хорошо. Это норма, и современная Россия придерживается ее.
На дворе третье тысячелетие, книги, в основе которых — документ, имеют, кажется, едва ли не больший спрос у читателей, чем художественная литература. Ими пользуются как справочником, как источником полезных сведений.
В «Гран-па…» содержится богатейший иллюстративный материал. В нем я обнаружил сенсационный снимок: дуэт Л. Куватовой (Маша) и М. Барышникова (Принц) в «Щелкунчике» П. Чайковского на сцене театра им. С. Кирова.
Книга о башкирском балете написана журналистом, сформировавшимся в 1960-е годы, годы «оттепели». Он не может опуститься до желтизны и «развесистой клюквы», потому что сознает свою ответственность за сказанное слово. Его внутренний редактор строже любой цензуры.
Пишу об этом потому, что однажды наткнулся на творение Отиса Стюарта «Рудольф Нуриев. Вечное движение». Читаю: «Даже в царские времена театр оперы и балета в Уфе имел высокую репутацию благодаря не только прекрасному зданию, но и большой и сильной труппе. Советское правительство, возможно по недосмотру, не успело разрушить созданное». Эту чушь Отис Стюарт пишет о театре, который открылся в 1938 году, через 21 год после Октябрьской революции.
Еще один «перл», теперь уже об Уфе: «Огражденная Уральскими горами, с их несметными богатствами, расположенная поблизости от сибирского угля, позволяющего развиваться металлургии, Уфа превратилась в важную связующую точку новой системы. И в то же время она стала теневым городом, готовым вот-вот исчезнуть с карты Советского Союза. На официальных картах город нередко располагается с противоположной стороны Уральского хребта. Даже сейчас россияне говорят об Уфе негромко, с оттенком священного ужаса».
О Нурееве: «…артист в ужасе, с бутылкой водки в руке забивался куда-то под кресло во время взлета».
После знакомства с этой зарубежной стряпней (я процитировал не самые худшие строки — Ю. Н.) захотелось тщательно вымыться. То была «свобода слова», от которой становится дурно.
…«Гран-па башкирского балета» характеризует автора, Н.А. Жиленко, как доброжелательного журналиста, способного удивляться таланту артиста, радоваться своим находкам и открытиям. И делиться своей радостью с читателями.

  

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2007

Главный редактор - Горюхин Ю. А.

Редакционная коллегия:

Баимов Р. Н., Бикбаев Р. Т., Евсее­ва С. В., Карпухин И. Е., Паль Р. В., Сулей­ма­нов А. М., Фенин А. Л., Филиппов А. П., Фролов И. А., Хрулев В. И., Чарковский В. В., Чураева С. Р., Шафиков Г. Г., Якупова М. М.

Редакция

Приемная - Иванова н. н. (347) 277-79-76

Заместители главного редактора:

Чарковский В. В. (347) 223-64-01

Чураева С. Р. (347) 223-64-01

Ответственный секретарь - Фролов И. А. (347) 223-91-69

Отдел поэзии - Грахов Н. Л. (347) 223-91-69

Отдел прозы - Фаттахутдинова М. С.(347) 223-91-69

Отдел публицистики:

Чечуха А. Л. (347) 223-64-01

Коваль Ю. Н.  (347) 223-64-01

Технический редактор - Иргалина Р. С. (347) 223-91-69

Корректоры:

Казимова Т. А.

Тимофеева Н. А. (347) 277-79-76

 

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле