Жил-был в Уфе странный молодой человек. Странность его
заключалась в том, что он совершенно не был привязан к быту. Казалось,
одевался как придется, не по росту, обедал где получится. «БМВ» и коттедж в
Чесноковке ему и даром были не нужны — он был свободен, они превратили бы
его в раба. Не очень любил бриться, отпустил бороду. Ходил как-то боком. Ко
всему прочему еще и очкарик.
Несколько раз в неделю в киоске «Союзпечати» покупал с десяток журналов и
газет. И как только выдавалась свободная минута, усаживался их читать,
пожалуй, даже изучать.
Он работал (жить-то на что-то надо) в отделе писем городской газеты, куда
без конца шли обиженные, недовольные люди. Надо было их принять и успокоить.
Человек совестливый и ответственный, он взялся всерьез изучать
юриспруденцию, чтобы говорить с изворотливыми чиновниками на языке закона.
Из писем его перевели в секретариат, потом в отдел литературы и искусства.
Здесь он задержался надолго, это была его стихия. Он стал писать критические
статьи. Круг его интересов был чрезвычайно широк — драматический театр,
художники, писатели… Разумеется, у него были свои пристрастия, но он никому
никогда не угождал, и выбор всегда оставался за ним. Художники и литераторы
(о них он писал чаще всего) ждали его публикаций, дорожили его суждением,
потому что оно всегда было неожиданным, честным и глубоким. Газетная
обязаловка не навредила ему, читать его было интересно: рецензии, творческие
портреты, афористичные и емкие эссе были по сути художественными
произведениями.
В редакции городской газеты ему, просветителю и культуртрегеру, было тесно,
и он стал заниматься с рабочими корреспондентами, вместе с вузовским
преподавателем организовал в Уфе клуб интеллигенции, потом стал издавать
литературно-художественный «журнальчик» «Сутолока», который выходил на
скромные пожертвования авторов. «Журнальчик» отличался отменным литературным
и художественным вкусом, присущим издателю. Обретя силу и уверенность,
критик стал посылать свои статьи в Москву, и они не затерялись, стали
публиковаться в «толстых» журналах. Критиками Москвы уфимец был принят как
свой, как равный среди равных, что бывает не так часто. Любопытная деталь:
он не знал, как обходиться с молотком, но с головой «вошел» в Интернет — тот
давал огромные возможности для общения. Ему, книжнику, это было очень нужно.
…Мы не были друзьями: я был значительно старше его, и на многое мы смотрели
по-разному. Но иногда ему срочно надо было исповедоваться, и тогда мы
встречались. Он делился со мной своими сокровенными мыслями и доверял
сердечные тайны.
Из жизни он ушел на взлете — такое, увы, бывает. Я провел инвентаризацию: у
меня остались от него две-три «Сутолоки», стихотворение, переписанный с
грампластинки на магнитную ленту концерт какого-то поляка (кажется,
Свентицкого), который с обворожительным польским акцентом поет песни
Александра Вертинского, и пространное, лихорадочное письмо — он прислал мне
его по горячим следам в Пятигорск.
Весной в конференц-зале Дома печати состоялась презентация его книги
«Критика и немного нежно». На нее собрались журналисты, преподаватели вузов,
театроведы и художники. Издание этой книги, не боясь громких слов, можно
отнести к чуду. В условиях молодого, нахрапистого и бессовестного
капитализма ее выпустили в свет на свои деньги бессребреники. В знак
признательности автору и верности его памяти. Это, конечно, отчаянные люди:
ведь книга большей частью состоит из критических статей, а они, признаемся,
по своей доходчивости и популярности проигрывают глянцевому чтиву. Как она
будет расходиться? Кто ее прочитает?
Все имена тех, кто причастен к изданию книги, называть не имеет смысла: их
много. Упомянем душеприказчиков из «Вечёрки» — В. Голова и И. Капкаеву,
составителя сборника А. Хусаинова и директора издательства «Башкортостан» А.
Безрукавникова, проявившего широту души и понимание. Впрочем, здесь нечему
удивляться: Анатолий Иванович никогда не был чистым технарем, холодным
менеджером. Он знает цену журналистскому труду и любит, как мало кто другой
из его коллег, поэзию.
Хочется верить, что сборник статей «заметят» в библиотеках, журналах, на
гуманитарных факультетах нашей славной республики. Повторюсь: «Критика и
немного нежно» — не легкое чтение, но предвижу: кто преодолеет сопротивление
материала, получит радость от общения с умным, оригинальным и искренним
собеседником Александром Касымовым.
Вы можете высказать свое суждение об этом материале в ФОРУМЕ ХРОНОСа
Баимов Р. Н., Бикбаев Р. Т., Евсеева С. В., Карпухин И. Е., Паль Р. В.,
Сулейманов А. М., Фенин А. Л., Филиппов А. П., Фролов И. А., Хрулев В. И.,
Чарковский В. В., Чураева С. Р., Шафиков Г. Г., Якупова М. М.
Редакция
Приемная - Иванова н. н. (347) 277-79-76
Заместители главного редактора:
Чарковский В. В. (347) 223-64-01
Чураева С. Р. (347) 223-64-01
Ответственный секретарь - Фролов И. А. (347) 223-91-69
Отдел поэзии - Грахов Н. Л. (347) 223-91-69
Отдел прозы - Фаттахутдинова М. С.(347) 223-91-69
Отдел публицистики:
Чечуха А. Л. (347) 223-64-01
Коваль Ю. Н. (347) 223-64-01
Технический редактор - Иргалина Р. С. (347) 223-91-69