> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ  > РУССКАЯ ЖИЗНЬ
 

Галина Дьяченко

 

© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ"

XPOHOC
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
"МОЛОКО"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
ПАМПАСЫ

Галина Дьяченко

КРАСОТА В ЧЕЛОВЕКЕ

Слово «красота» принадлежит к той группе слов, которые используются и обыденным сознанием и философией для определения одной из основных характеристик человека и его бытия. Сегодня красотой в человеке называют его внешний облик и строение тела. Сведение красоты к телу, кроме того что затемняет ее подлинный смысл, рискованно для человека как существа целостного. Красота в человеке исходит из самых глубин: она возникает в той же точке, где возникает сам человек, вместе с ним и нераздельно от него. Осмысление истоков красоты в человеке чрезвычайно интересно и полезно.

Огромное значение красоты в жизни человека породило несколько ее пониманий. Объединим их в следующие три типа. Первый, который доминирует в массовом сознании современной цивилизации потребления, можно назвать материалистическим. Материализм понимает красоту наружно, в природно-социальных характеристиках — как привлекательную внешность человека. Причем в основе этого понимания лежит непроговариваемая предпосылка особого (материалистического) понимания самого человека: человек берется в условиях земной жизни с минимальным учетом души, не говоря уже о перспективе ее бессмертия. Основной орган восприятия телесной красоты — зрение (отсюда «смотризм») при дополнительной помощи осязания, обоняния и вкуса. Это чувственная красота. Однако смотреть на поверхность человека — вовсе не значит видеть его.

Чувственное понимание красоты порождает следующие следствия. Во-первых, эта красота эротизирована. Она тесно связана с половым влечением: быть красивым значит вызывать страсть и плотское томление. Возможно, в силу действия этой причины сегодня каждая красавица считает своим долгом обнажиться. Во-вторых, данный тип красоты закреплен за молодыми и здоровыми. «Старая красавица», как и «красивый инвалид» — contradicto in adjecto, бессмыслица. Старые и больные всецело безобразны. В-третьих, телесная красота регламентирована строгими, сугубо анатомическими, стандартами (диктуемые бизнесом — это в-четвертых!), не вписавшись в которые, человек не будет считаться красивым. Стандарт красоты выбрасывает за борт все оригинальное и самобытное, и наоборот, красивым заставляет назвать любую соответствующую ему заурядность. Поистине оксюморон — «стандарт красоты»! Может ли быть повторимой уникальная красота человека? Процесс подгона по «стандарт» регулируется механизмами моды. И, наконец, в-пятых, закрепленность красоты за телесностью человека закономерно ведет к ее технологизации. Изменение параметров тела (пластические операции) считается достаточным для того, чтобы вдруг стать красивым. И страшное рассогласование в целостном существе человека, отчуждение жизни тела от жизни духа материализм не способен зафиксировать.

Второй тип понимания красоты может быть назван идеалистическим. Согласно идеалистическому пониманию красоту в человеке составляют его нравственные качества. Данный тип красоты категорично превозносит душевные свойства человека в ущерб его телесной естественности. Яркой иллюстрацией данного типа понимания красоты является Квазимодо из романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831 г.). Тело Квазимодо уродливо до невозможности, но душа чиста и горит огнем жертвенной любви. Квазимодо утверждает собою чистую идею внутренней (идеалистически-возвышенной) красоты: бескорыстная, самоотверженная любовь к Эсмеральде делает его прекрасным. Идеализм справедливо подчеркивает духовное измерение красоты, однако, как и материализм, искажает ее как целое, так же абсолютизируя частное. Красота тела видится идеалистам порочной, в ней усматривают то признак недалекого ума (блондинка из анекдотов), а то и бесовщину. Идеалистический тип понимания красоты свойственен античной философской традиции («тело — тюрьма души») и католическому мировосприятию.

Наконец, третий тип понимания красоты — это тип символический. Символ означает равновесное органическое единство души и тела, идеи и материи. Точное и емкое символическое определение красоты принадлежит русскому философу Вл. С. Соловьеву: красота есть преображение материи чрез воплощение в ней другого, сверхматериального, начала. Человеческое тело духовно, а дух телесен.

Тело является не безразличной вещью, не имеющей отношения к внутреннему содержанию человека, не случайно доставшейся наружностью, — тело именно таково, каков человек в его целостности, в его сути. Человек — это душа, которая приняла очевидность тела (И. В. Киреевский). Черты, округлости, линии, изгибы тела тесно связаны с изгибами и формой души и характера, так что оба являются манифестантами друг друга. По телу человека видна его душа. Русский философ А. Ф. Лосев восклицал: «... Как еще иначе могу я узнать чужую душу, как не через ее тело? ... Тело — не простая выдумка, не случайное явление, не иллюзия только, не пустяки. Оно всегда проявление души, — следовательно, в каком-то смысле сама душа... По телу мы только и можем судить о личности. Тело — не мертвая механика неизвестно каких-то атомов. Тело — живой лик души. По манере говорить, по взгляду глаз, по складкам на лбу, по держанию рук и ног, по цвету кожи, по голосу, по форме ушей, не говоря уже о цельных поступках, я всегда могу узнать, что за личность передо мною». Красота в человеке — это прежде всего красота духа, преображающая и само тело. Такая полнота явит перед нами подлинно красивого человека. Ключевым в символическом понимании красоты выступает принцип равновесия. Каждый поступок или черта характера оставляют свои следы на лице и теле человека. Наполнение духа формирует тело и выражение лица. Символическое понимание красоты свойственно православию.

Нельзя не заметить острой парадоксальности символического понимания красоты: хотя телесная красота «оправдана» (тело также свято, как и душа), но не стоит ее искать, поскольку она временна и преходяща; ища же красоты духовной, вечной, человек по-настоящему становится красивым и на земле. Несовершенство, иллюзорность, временность земной красоты, смертность, подверженность болезням, старению не позволит остановиться в поиске красоты. Человек будет жаждать красоты абсолютной, которая не зависит от эмпирических обстоятельств, пока не найдет самое совершенство — Бога. Незавершенность, открытость, неисполненность — существенная характеристика человека. Невозможность абсолютной красоты в человеке как земном существе есть великое благо для него, поскольку не позволяет остановиться в развитии, побуждает его или подниматься к совершенству и стяжать подлинную красоту, или деградировать до окончательной гибели.

Согласно христианству, каждый человек создан по образу и подобию Божию, красивым целостно — и душой и телом. Отсюда первое важное для нас следствие: всякий человек красив. Однако падшая природа человека искажает его совершенный лик. И только преодолевая греховное уродство, человек приближается к своей первозданной красоте, восстанавливает и приумножает ее. Красота образа Божьего человеку и дана и задана. Поэтому символизм признает существование качественных степеней красоты, которые проходит человек в процессе свободного и осмысленного совершенствования. Красота проявляет степень причастности человека к Богу. Человек красив настолько, насколько он воплотил в себе образ Божий. Таким образом, максимум красоты в человеке — это красота святости («благолепие святыни»). И отсюда второе важное следствие — всякий человек может стать красивым. И более того — призван к этому! В христианстве ощутимо присутствует императив красоты: неустанно стремись быть красивым! Красота — задача каждого.

Каков же орган восприятия красоты человека в символическом ее понимании? Как возможно видеть в человеке Божий замысел о нем? Ответ один: видеть подлинную красоту человека может только любовь. Когда перестаешь воспринимать внешность как то, что видишь глазами, а начинаешь воспринимать человека как-то совершенно иначе. Точно сказал Н. А. Бердяев: «Любящий прозревает любимого через оболочку природного мира, через кору, лежащую на всяком лице. Любовь есть путь к раскрытию тайны лица, к восприятию лица в глубине его бытия. Любящий знает о лице любимого то, чего весь мир не знает, и любящий всегда более прав, чем весь мир. Только любящий подлинно воспринимает личность, разгадывает ее гениальность. Все мы — не любящие, знаем лишь поверхность лица, не знаем его последней тайны... В Боге встречается любящий с любимым, в Боге видит любимое лицо». И наконец, третий важный вывод: степень красоты человека зависит от силы любви к нему.

Любовь и красота вступают в двунаправленные отношения. Не только для восприятия красоты нужна любовь, но и для возникновения самой любви нужна красота. Невозможно любить безобразное. В чем истинная причина того, почему человек жаждет быть красивым? — В том, что он жаждет быть любимым. «Любовь есть последняя цель красоты», сказал Николай Кузанский. Красота притягивает, влечет, это способ соединения людей друг с другом. Красота — обратная сторона любви.

Воспринимаемая степень красоты в человеке проявляет качество испытываемой к нему любви. Если кто-то не считает вас красивой/ым — смело можно сказать, что он/а вас не любит. Степень открывшейся любящему красоты любимого проявляет силу его любви, глубину подлинного выхода его Я к любимому Ты.

Я, эгоистически замкнутое на себе, не видит красоту другого. Физическое влечение Я к другому не означает любовного прозрения его красоты. Это «любовь» ради себя, удовлетворения своих страстей и потребностей. Всякий нелюбящий видит одни недостатки и уродства другого, «кору на лице» его. Только Я, достигнувшее самой глубокой глубины Ты, видит всю поразительную его красоту и положит жизнь на то, чтобы смыть все мутные пятна с его лучезарного лика, чтобы показать его красоту всему миру и прежде всего ему самому.

Верно и обратное. Неподлинная красота приводит к самовлюбленности и страху ее утратить. Истинная красота растет из любви и страданий. Истинной красотой является только та, которая увеличивает любовь и жажду красоты вечной.

Перед нами простая формула красоты в человеке: «Люби — и раскроешь красоту в себе и в других».

 

 

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ"

Rambler's Top100

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев