Нина Черепенникова |
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
О проекте
XPOHOCРусское полеМОЛОКОБЕЛЬСКПОДЪЕМЖУРНАЛ СЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ""ПОДВИГ"СИБИРСКИЕ ОГНИРОМАН-ГАЗЕТАГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАГЕОСИНХРОНИЯ |
Нина ЧерепенниковаСоловей РоссииПамяти Евгения Мартынова
Что за песни, что за песни, Да, русского человека трудно «перепеть». Задушевность, теплота исполнения – вот что отличало во все времена пение русских. Печаль – так без края, радость – так без границ. Меняются поколения, а традиция остается… Евгений Мартынов – яркое тому подтверждение. Председатель международного жюри «Золотого Орфея» А.Иосифов отметил, что в песнях Мартынова есть «русская задумчивость и теплота». . .Певца давно уже нет с нами, но его песни несутся по земле, прославляя милые русскому сердцу образы Алёнушки, радостного цветения весенних яблонь, любимых с детства по русским сказкам лебедей, заливающихся весенними ночами соловьёв – весь разнообразный песенный мир Мартынова наполнен добрым солнечным светом и отчаянно противостоит силам зла. Его песни популярны среди широкой зрительской аудитории: его любят даже те, кто серьёзно относится к искусству, предпочитая классическую музыку эстрадной… А как же иначе, ведь его песни - это чудо. «Есенин в музыке», - сказал о нём Борис Полевой. В этих словах очень точная и тонкая характеристика истинно национального по природе дарования музыканта. Евгений Мартынов и как композитор и как певец не принадлежит ни к одному из современных направленийв лёгкой музыке. Он прошёл мимо всех направлений, веря только в ту традицию русской советской песни, которая прочно покоится на красивой мелодии, парящей над словом, мелодии, наполненной широкой, раздольной русской удалью и экспрессией чувств. Его песни не устареют никогда, потому что они написаны сердцем, полным любви к людям…И ещё: песни Евгения Мартынова– достойный вклад в золотой фонд российской эстрады. В мае 2008 года ему исполнилось бы всего шестьдесят лет…Он остался в нашей памяти молодым, светловолосым, улыбчивым, с очаровательной ямочкой на подбородке. Друзья иногда называли его Лелем. Это сказочное имя удивительно ему шло . . . Евгений Мартынов родился в г.Камышине Волгоградской обл. 22 мая 1948 года. Женины музыкальные способности проявились сразу. И было в кого. Отец- Григорий Иванович Мартынов, музыкант-самоучка, играл почти на любом инструменте, мог подобрать к песне гармонию, подыграть, подпеть второй голос, поддержать ритм. Вернувшись с войны инвалидом второй группы и кавалером ордена Красной Звезды, он, чтобы содержать семью, был вынужден работать в нескольких местах одновременно: вести уроки пения в школе, озвучивать утренники в детских садах, в воскресные и праздничные дни играть на танцах и парадах. Мать – Нина Трофимовна, всю войну прослужившая в эвакогоспиталях 3-го Украинского фронта, где и познакомилась с раненым Григорием Мартыновым, после войны пела-играла в самодеятельных коллективах, пока позволяло подорванное войной здоровье. Вот такие музыкально одарённые родители были у Евгения. Как тут было не влюбиться в музыку! Женины музыкальные способности проявились сразу. Первой его страстью стал аккордеон, который вытеснил из жизни столь любимый всеми мальчишками футбол. Музыка стала главной и большой любовью, целью жизни. Большому таланту всё удавалось удивительно легко. Овладев игрой на аккордеоне, Женя с удовольствием, без лишних уговоров, музицировал перед однокашниками и соседями. Затем – поступление в Артёмовское музыкальное училище, где Женя, без мучительных самоистязаний всегда первый – его фотография красовалась на студенческой доске почёта, ему выплачивали повышенную стипендию как отличнику учёбы, он стал лауреатом училищного конкурса на лучшее исполнение произведений советских композиторов. Затем поступление в Донецкий музыкально-педагогический институт, где талант прилежного студента Мартынова раскрылся ярко и многогранно. О Евгении Мартынове заговорили как о прекрасном кларнетисте и саксофонисте, перспективном дирижёре, интересном и самобытном композиторе и неплохом певце. Музыкальный институт Евгений закончил досрочно, за 4 года, получив рекомендацию в аспирантуру по специальности «кларнет». И вот талантливый музыкант на распутье: аспирантура Киевской, Ленинградской или Московской консерватории? Песня пересилила всё, и музыкант расширил свой творческий профиль: аккордеонист, кларнетист, саксофонист, дирижёр, композитор и, наконец – эстрадный певец в Государственном концертно-гастрольном объединении РСФСР «Росконцерт». Начался нелегкий путь восхождения на Олимп. В год зачисления (1973) в штат артистов московского эстрадного оркестра «Советская песня» при Росконцерте, Евгений становится лауреатом Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни в Минске, где за исполнение шедевра советской песенной классики, песни «Баллада о матери», он получает также и приз зрительских симпатий. Хочется отметить, что зрительские симпатии не изменят певцу на протяжении всей его творческой жизни… Затем последовали лауреатские звания и почётные дипломы: в 1973 – Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Берлине; Всесоюзный телевизионный фестиваль советской песни «Молодые голоса» в 1974 г., а 1975 год стал для певца и композитора Евгения Мартынова настоящим Олимпом – он становится обладателем «Золотой лиры -75» - Гран-при Х-го международного конкурса эстрадной песни «Братиславская лира». Впервые победу на этом конкурсе одержал представитель СССР, исполнивший свою песню «Яблони в цвету». В следующем, 1976 году – новая победа: серебряная медаль на международном конкурсе исполнителей эстрадной песни «Золотой Орфей» в Болгарии, где Евгений исполнял две болгарские песни и свою «Алёнушку». Помимо того, лауреатские звания сопровождались специальными дипломами и призами к ним: «За элегантность», «За артистическое обаяние», «За телегеничность»…Этот же год ознаменован победами на интерфестивале эстрадной песни «Мелодии друзей» в Киеве, и, затем, в 1977 г. «Дечинском якоре» в Чехословакии. В 1980 году композитор был удостоен почётного звания лауреата премии Московского комсомола, а в 1987 году стал лауреатом премии Ленинского комсомола. К этому можно добавить, что с 1974 по 1990 гг. Евгений Мартынов был постоянным лауреатом всесоюзного телефестиваля «Песни года». А вот передо мной фотография афиши на английском языке: «Впервые в Америке! Гастроли в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско. Грандиозный эстрадный концерт «ЗВЁЗДЫ РОССИИ» в двух отделениях». Это – афиша для русских, живущих в Америке и на ней четыре фотографии – Эдита Пьеха, Анатолий Соловьяненко, Борис Штоколов и Евгений Мартынов. В славной компании оказался Евгений Мартынов! На единственное выступление «советских звёзд» в знаменитом Карнеги-Холле все билеты были раскуплены уже за месяц до концерта! В составе творческих делегаций и с концертными выступлениями Евгений Мартынов побывал во многих странах мира: США, Канаде, Мексике, Бразилии, Аргентине, Италии, Германии, Испании, Бельгии, Финляндии, Индии, Швейцарии, во всех бывших социалистических странах. И везде певец достойно представлял свою страну. Песни Мартынова включали ( и включают ) в свой репертуар многие популярные отечественные и зарубежные артисты, вокально-инструментальные ансамбли, оркестры симфонической и эстрадной музыки, духовые оркестры. Композитор Мартынов был не просто талантливым мелодистом -композитором и изумительным исполнителем своих песен. Он понял главное – всё, что касается человека, должно стать предметом глубокого и серьёзного размышления, которое преобразуется в песню. И работал, не покладая рук. У него не было случайных, проходных песен. Каждую его песню можно сравнить с моноспектаклем или с хорошей книгой. Талант Евгения имел несчастье развернуться перед самой перестройкой, когда советское общество вступало в фазу «общества потребления», когда стали превозносить частную собственность, а деньги стали решающим фактором, всё сметающим на своем пути, ломая психику советских людей. Старую мораль с её гуманизмом и запретами на всё низменное, с её строгим разграничением добра и зла теперь отменяла «демократическая» свобода. Как подлинный художник, Евгений Мартынов сразу же почувствовал всю фальшь и низость надвигающейся «новой культуры» и горой встал за тот взаправдашний пафос, который всегда отличал лучшие песни советской эстрады. В своих публицистических заметках тех лет Евгений писал: «В сложном хитросплетении взаимосвязанных проблем, вставших на пути нашей эстрады, хотелось бы выделить одну, волнующую меня более всего. Я имею в виду стремительную, не побоюсь сказать, бешеную коммерциализацию искусства, превращение эстрады в бездушную индустрию шоу-бизнеса. Истинно духовные категории – вне области предпринимательства и бизнеса, вернее выше их». Певец оставался верен своим принципам: с 1973 года он никогда не продавал своих песен и не писал для исполнителей по заказу, что стали делать практически все в постсоциалистическое время. За эту профессиональную честность и любили певца Мартынова почитатели таланта и настоящие друзья. За это же и ругали, дождавшись «своего часа», недоброжелатели и завистники, которые стали откровенно намекать певцу, что его песни с высокой нравственностью уже «устарели». Их злоба не знала границ. Обид было много. Мартынова долго не принимали в Союз композиторов, хотя песни его уже были популярны и любимы в народе. Он сильно переживал. Потом, когда наше общество «перестроилось» посыпались серьёзные неприятности: его вырезали то из одной, то из другой праздничной телепередачи, ссылаясь на несовременность и старомодность. Это была месть за неприятие фальши и низменности навязываемой новой «культуры». Евгений понимал сам, что в окружающем его перестроечном контексте он всё более теряется и отодвигается какими-то «деловыми» людьми в сторону – от аудитории, от музыки, от творчества. Несмотря на то, что на столе появилось большое количество различных пузырьков с лекарствами, он работал, не сбавляя оборотов: выступал, записывал, сочинял, снимался… Причиной ранней смерти Евгения Мартынова ( в 42 года !) считают сердечную недостаточность, а корни нужно искать глубже – в недостаточной сердечности по отношению к такому легко ранимому творческому человеку, каким был Евгений. Вокруг него вилось всегда много друзей, а где же они были в трудный для артиста момент, чтобы защитить его легкоранимую душу? В своих записках певец оставил нам завещание. Вдумаемся в эти слова: « Мне близка гражданская лирика – продолжение традиций советской песни. Важно сохранить всё лучшее, что было написано композиторами в этом жанре. Надо продолжать традиции, иначе мы погубим нашу национальную песенную русскую культуру». Прости, Женя, но мы не прислушались к твоему совету и не отстояли нашу культуру. Теперь современная эстрада имеет весьма отдалённое отношение к русской национальной культуре. Сейчас, когда на эстраде многие кумиры «пленяют» сердца зрителей длинными гривами, небритыми физиономиями, гримасами, изображающими чувства, полуобнаженными телами, всклоченными волосами или чисто выбритыми головами, всегда элегантный Евгений Мартынов предстает Белым лебедем в стае каких-то неизвестной породы гадких птиц. Евгению и в голову не приходило, в угоду моде, переодеваться после каждой песни, дабы усилить впечатление на публику, изменить причёску, козлом запрыгать по сцене…Он был верен себе, считая, что красота исполнения песни зависит от таланта и души, вложенной в песню…Мелодии его песен сразу располагали и очаровывали слушателей. Настоящему певцу не нужны погремушки шута. «Кривляться на сцене не хочу и не умею» - сказал он в одном интервью. Кто-то из имеющих власть над эстрадой, не хотел видеть Мартынова в современных шоу, ибо он «не вписывался» со своей искренностью и высоким профессионализмом в бездарные представления. Они всеми силами препятствовал его встречам с публикой, но чиновники не дооценили того важного момента, что народ уже принял его песни навсегда. Это и есть главное – Мартынов был горячо любим народом. Люди долго не могли и не хотели верить в его безвременную смерть. И, хотя время было тяжёлым, поскольку инфляция перечеркнула планы многих людей, всё же многочисленные поклонники творчества Евгения Мартынова остались верными своему кумиру. В 1990- 91 гг. почитатели его творчества посылали денежные переводы на имя брата – Юрия Мартынова с пометкой «На памятник Евгению Мартынову». Они засыпали письмами соболезнования родных Евгения, редакции телевидения, радио, газет и журналов… Люди не хотели верить в смерть любимого певца. И власти были вынуждены откликнуться. В знак признания заслуг композитора перед отечественной культурой в 1992 году одна из улиц г.Артёмовска в Донбассе названа именем Евгения Мартынова. В 1993 году мэрия г.Камышина присвоила Мартынову Е.Г. (посмертно) звание Почётного гражданина города. В Москве, в 1993 году создано Московского культурное общество «Клуб Евгения Мартынова», занимающееся культурной и благотворительной деятельностью, пропагандирующее творческое наследие замечательного композитора и певца. Я слушаю запись его концерта. Во время исполнения «Баллады о матери» в зале тихо-тихо…Я плачу и, наверное, в зале тоже плачут пожилые и молодые люди. Выше этой награды для автора и композитора ничего не может быть…Но вот он поёт песни другого характера и слушатели в зале начинают хлопать в такт ритму, притоптывать и подпевать… Поистине – музыка неисчерпаема, когда её творит Мастер… Яркая звезда композитора и певца, стремительно просиявшая на нашей эстраде, не погасла и будет ещё долго сиять людям, пока существуют вечные человеческие ценности… Ах, как нам сейчас не хватает твоей солнечной лиры, Женя…Когда, проходя по улице, слышу, что где-то звучит его песня, вспоминаю слова певца: «для меня главная награда - когда слышишь свою песню из распахнутых окон.» Его песни по-прежнему звучат из распахнутых окон…что наводит на мысль, что Евгений Мартынов будет всегда, потому что душа его осталась в песнях!
Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
Гл. редактор журнала "МОЛОКО"Лидия СычеваWEB-редактор Вячеслав Румянцев |