> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 12'07

Анатолий Чечуха

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Анатолий Чечуха

ЦАРСКИЙ ФОТОГРАФ

В начале 1980-х в США был выпущен фотоальбом «Фотография для царя». Шикарное издание с великолепными цветными снимками, каждый маститый фотограф считает делом чести выпустить такой. Но в данном случае речь шла о человеке, умершем за сорок лет до этого. Ну и что, скажет кто-то, мало ли переиздают классиков фотографии. Но Сергея Михайловича Прокудина-Горского, а именно о нём речь, никто классиком не считал. Мало того, его вообще мало кто знал. Даже на его родине — в России — о его работах помнили только специалисты. Хотя один из его снимков знала практически вся страна. И немудрено: в связи с юбилеями Л.Н. Толстого многотиражные русские и советские журналы в разные годы печатали цветную фотографию Льва Николаевича, сделанную ещё в 1908 году.
Принято считать, что цветная фотография появилась в середине 1930-х годов. Однако, это справедливо лишь отчасти: тогда появилась первая фотоплёнка для цветной съёмки. Но уже в 70-х годах XIX века существовало несколько способов цветной фотографии. Но они либо технически не могли быть тогда осуществлены, либо цветные изображения хранились недолго.
То, что сделал Прокудин-Горский, смело можно назвать технической революцией. Именно его метод впервые позволил запечатлевать людей, как тогда любили выражаться, в натуральных цветах. И изображения эти могут жить века. Странное впечатление не покидает нас, когда мы рассматриваем снимки Прокудина-Горского. Ничего общего с теми старыми фотографиями, которые нам были знакомы до этого — как будто невероятная машина времени перенесла нас на целый век назад или декораторы мощной киностудии устроили нам показ мод начала ХХ века. Вот монахи за посадкой картофеля, каторжники в кандалах, каслинские рабочие готовят формы для литья, а эмир бухарский в блистательном наряде и с кривой саблей на боку просто являет своё величие миру. Паровозы, которые давно уже переплавлены, пароходы, которых не найти даже в Голливуде, величественные храмы, которые взорваны больше семи десятилетий назад. И всё это в цвете! Притом изумительного качества! Многие не верят, ищут следы кисти художника. И не находят! Ведь всё это было в жизни, и всё это происходило в начале прошлого века. Целое столетие назад!

* * *
С.М. Прокудин-Горский (1863—1944) — представитель старого дворянского рода. Выпускник Александровского лицея, он увлёкся химией и поступил на естественный факультет Технологического института. Одновременно посещал лекции и лабораторные занятия в университете, которые вёл Дмитрий Иванович Менделеев.
Химик-технолог по образованию, он наряду с преподавательской деятельностью, увлекался фотографией. Был известен как скрипач-любитель, брал уроки живописи в Академии художеств. В 1890-х годах уехал за границу, намереваясь усовершенствовать свои знания в области химии. В Берлинской высшей технической школе он познакомился с Адольфом Мите, крупнейшим специалистом в области цветной фотографии по методу цветоделения, предложенному ещё Джеймсом Максвеллом. Чтобы получить цветной снимок, фотограф производил съемку с одной точки через красный, зелёный и синий (сине-фиолетовый) фильтры, получая три обычных негатива. Затем через проектор окрашенные в разные цвета снимки соединялись на экране в виде, как сказали бы сегодня, слайдов.
Вернувшись на родину, Прокудин-Горский открывает в Петербурге первые фотографические курсы, активно работает в Императорском русском техническом обществе — в одном из объединений русской интеллигенции, промышленников и учёных, ставивших своей целью совершенствование экономики России. Выходит несколько его учебных пособий-брошюр. В 1903 году Прокудин-Горский создал фотомеханическую мастерскую и типографию на Большой Подьяческой улице в Петербурге, где в полной мере проявился его талант предпринимателя. Тогда же он начинает собственные исследования в области цветной фотографии по методу Мите.
Может возникнуть вопрос: метод известен, нужно ли было что-нибудь ещё изобретать? Многие, в основном люди постарше, знакомы с красным фонарём в фотолаборатории — фотобумага красного света не боится. Первые фотонегативы тоже можно было обрабатывать таким образом. Но в результате на чёрно-белых снимках небо получалось белёсым, а, например, красные цветы и листва — чёрными. Химические опыты Прокудина-Горского позволили добиться того, что негативные пластинки, в отличие от обычных, «увидели» и красный, и зелёный цвета. Насколько это тяжело было сделать сто лет назад, говорит тот факт, что даже многие современные цветные фотоплёнки почти не боятся тёмно-зелёного фонаря.
Более того, съёмки, выполнявшиеся профессором Мите, длились десятки минут, а то и часы. Работы Прокудина-Горского к 1905 году позволили сократить этот процесс в сотни раз — до секунд, так что появилась возможность производить цветную съёмку людей в естественных условиях. Как химик он давно превзошёл своего учителя профессора Мите. В том же 1905 году учёный начал устраивать показы проекционных (то есть через проектор) «картин в натуральных цветах», хотя первое сообщение о способе цветной фотографии методом цветоделения (трёхцветная фотография) было сделано Прокудиным-Горским ещё 13 декабря 1902 года.
Уже тогда он понимал назначение своей работы не как аттракциона, а, прежде всего, как средство народного просвещения. Он делал всё для популяризации своего метода, его широкого распространения. Ввиду несомненного организаторского таланта Сергея Михайловича в 1905 году ему было предложено редактировать популярный журнал «Фотограф-любитель». Другие подобные издания ограничивались перепечаткой статей зарубежных авторов, которые зачастую носили рекламный характер — их нельзя было использовать как руководство к действию. Категорически выступая против материалов такого рода, журнал Прокудина-Горского обрёл много новых подписчиков и перестал быть чисто столичным: «Тот, кто знаком с провинцией, отлично знает, что если журнал получает одно лицо, то читает его пять и более лиц», — справедливо отмечал сам редактор.
Некоторые статьи журнала интересны даже современному читателю, а многие фотоиллюстрации просто превосходны, ведь в качестве приложения к «Фотографу-любителю» читателям предлагались цветные репродукции картин, икон, пейзажи или портреты «в натуральных цветах» — цветная фотография на бумаге в то время могла быть только типографского происхождения. Весь фотографический мир был тогда увлечён съёмкой на цветные пластины «Автохром», выпускавшиеся фирмой знаменитых братьев Люмьер. «Фотограф-любитель» тоже публиковал статьи о практике съёмки на такие фотоматериалы. Но главный редактор журнала понимал, что будущее — за его методом, ведь при всём удобстве «Автохрома» существенным его недостатком было невысокое качество, а главное, невозможность тиражировать изображения. В то время как с негативов Прокудина-Горского можно было напечатать десятки и сотни копий великолепного качества, что делало их незаменимыми для проведения лекций и уроков.
Кроме этого, в одном только 1907 году в своей типографии Прокудин-Горский выпустил почти сто цветных открыток по своим снимкам. В многочисленных репродукциях вышел сделанный им в 1908 году портрет Л.Н.Толстого. Интересно отметить, что именно из-за низкого качества пластинки «Автохром», на которую кто-то запечатлел Л.Н. Толстого, Прокудин-Горский решил увековечить великого писателя. В мае 1908 года он гостил в Ясной Поляне. Вот что он писал Толстому вскоре после этого:
«27 мая 1908 г.
Глубокоуважаемый и дорогой Лев Николаевич,
только сегодня вернулся я домой, ибо задержался в Москве у Н.С. Бакуниной. С величайшим удовольствием вспоминаю два дня, проведенные в Ясной Поляне. Большое Вам спасибо — все у Вас такие хорошие. Последний портрет, снятый в красках (большой камерой) вышел превосходно, и я приложу все усилия, чтобы возможно скоро послать Вам копию.
Сегодня я посылаю Вам издаваемый мною фотографический журнал и хотя Вам нет времени поинтересоваться им, но мне приятно, что он будет в Вашем доме, а кроме того, там есть много картинок, исполненных в моих мастерских с моих снимков — быть может, когда посмотрите. Посылаю открытые письма в красках с моих негативов. Не все удачны, но есть недурные.
Мне очень приятно показать Вам мои работы, ибо я уверен, что Вы порадуетесь моим успехам.
Десять лет, помимо чистой научной области по фотохимии, я трудился над постановкой цветного дела в России. До сих пор все делалось исключительно за границею, а теперь и мы пошли вперед. Было трудно особенно потому, что я единственный русский, работающий в этой области, и все меры принимались, чтобы задушить меня, но не вышло.
...Через недельку или полторы пришлю Вам кое-что в красках, снятое в Ясной Поляне.
Простите, что много наболтал и отнял Ваше время. ...По временам закрываю глаза и вижу, что происходит в Ясной Поляне.
Вероятно, в конце июня мне придется ехать по делу мимо Тулы, и тогда буду просить Вашего разрешения хотя на несколько часов заехать в Ваш дом.
От всего сердца желаю Вам здоровья и всего самого лучшего.
Глубоко уважающий Вас С. Прокудин-Горский».
Четыре года Прокудин-Горский возглавлял журнал «Фотограф-любитель», в котором впервые в мире дал практическое руководство по применению метода фотосъёмки «в натуральных цветах». Параллельно с работой в журнале Сергей Михайлович начинает осуществление грандиозного замысла по цветной съёмке всей России. В январе 1905 года он уже демонстрировал 70 своих работ, вызывавших «возгласы одобрения и аплодисменты». После этого показы цветных снимков стали регулярными. На одном из таких сеансов оказался великий князь Михаил Александрович. Незадолго до этого фотограф показывал свои работы вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. Наконец, в начале 1909 года последовало приглашение в Царское Село.
Много позже, уже в эмиграции, Прокудин-Горский вспоминал обстоятельства того важного для него вечера: «После первой же картины, когда я услышал одобрительный шёпот Государя, я уже был уверен в успехе». В перерыве Николай II поинтересовался перспективами работы Прокудина-Горского. Учёный рассказал ему о своей мечте заснять всю Россию — её красоты, древние памятники, людей, чтобы составить коллекцию, доступную для всех. Император эту идею одобрил и предложил Прокудину-Горскому высказать свои соображения о том, в чём он нуждается для выполнения такой задачи.
Министерство путей сообщения выделило фотографу специально оборудованный пульмановский вагон, а также отдельный пароход. Часто Прокудин-Горский пользовался автомобилем «Форд». Первоначально МПС использовало фотографа в своих целях, но при просмотре отснятого материала Николай II заметил, что хотел бы видеть не каналы и станции, а российские пейзажи, храмы, свой народ.
В 1909 году вагон-лаборатория побывал на Волге и Среднем Урале. Работа стала столь интенсивной, что её невозможно было совмещать с редактированием журнала. Кроме того, Прокудин-Горский продолжал преподавать фотохимию и фотографию в Технологическом институте императора Николая I. В последнем номере журнала за 1909 год редактор попрощался с читателями: «Необходимость заставляет меня приостановить издание журнала на один год». Но в журнал он так и не смог вернуться, посчитав составление коллекции делом, несомненно, более важным.
На следующий год с Высочайшего соизволения предстояло отснять всю Волгу, Каму, Северный и Южный Урал. В конце июля — начале августа 1910 года Прокудин-Горский делает многочисленные снимки Уфы и Златоуста. Дело в том, что за шесть лет до этого император был в Уфе проездом, но по каким-то причинам не смог подняться в город. В Златоусте же в июне 1904 года император пробыл лишь несколько часов, также не успев осмотреть его. В Уфе было сделано 10 цветных снимков. К сожалению, три снимка в цвете до нас не дошли: должно быть, негативы разбились, остались лишь контрольные отпечатки с них в путевом дневнике-каталоге Прокудина-Горского.
В январе 1911 года Прокудин-Горский вновь «показывал свои красивые снимки берегов Волги и Урала» (цитата из дневника Николая II) в Царском Селе — тогда царю была представлена и Уфа. Все съёмки Прокудин-Горский проводил на собственные средства. Возможно, он посчитал, что и так слишком много получил для своей работы от Государя, и никогда не просил денег на фотоматериалы. А ведь по его собственным подсчетам один цветной снимок обходился в десять рублей (червонец золотом!) Случайный порыв ветра мог загубить снимаемый кадр, и его необходимо было повторять. Приготовление пластинок (по методу Прокудина-Горского) также не обходилось без ошибок. В результате чем скорее росла коллекция фотографий, тем неотвратимо быстрее Прокудин-Горский приближался к банкротству. Кроме того, для хранения отснятого материала уже необходимо было специальное помещение: каждая тысяча снимков весила около 20 пудов.
Видя интерес публики к работам учёного-подвижника, ему стали предлагать финансовую помощь различные частные фирмы. Но как патриот Прокудин-Горский был уверен, что коллекция должна принадлежать государству: «Такая коллекция, ввиду важности преследуемой ею цели, не должна остаться частной собственностью, которой всегда грозит опасность со сменою поколений». Он обращается в министерство финансов с просьбой выкупить имеющуюся часть коллекции, предлагает сделать хранителем её Русский музей. В 1910 году Прокудин-Горский обращается с просьбой субсидировать дальнейшую его работу к председателю Совета Министров Петру Аркадьевичу Столыпину, обещая за 10 лет сделать 10 тысяч цветных снимков. В январе 1911 года Совет Министров «нашел приобретение коллекций и использование их в народно-просветительных целях полезным». Для определения ценности коллекции и условий её передачи казне под эгидой министерства народного просвещения была создана комиссия под руководством академика О.Д. Хвольсона. «Когда картинам Прокудина-Горского будет устроен широкий доступ в наши учебные заведения, то у нас окажется образцовое, истинное родиноведение, в этом важном и необходимом деле Россия займёт завидное положение между культурными странами», — писал тогда председатель комиссии. Ещё в начале осени 1911 года комиссия выражала надежду, что Русское государство не откажется поддержать талантливого изобретателя, работами которого она может гордиться. Но в сентябре в Киеве убивают Столыпина. Потеряв мощную поддержку, вопрос о закупке работ Прокудина-Горского навсегда теряется в канцелярских дебрях.
Чтобы поддержать свою программу, Прокудин-Горский создаёт товарищество «Торговый дом С.М. Прокудин-Горский и Ко», а позже и акционерное общество «Биохром», которые наряду с производством кинолент проводили исследования по цветной кинематографии (по методу, запатентованному Прокудиным-Горским). К 1913 году в коллекции было более трёх тысяч трёхсот негативов. Последний раз свои слайды фотограф показывал императору в апреле 1913 года. С началом мировой войны программа цветной съёмки была практически заморожена.
В марте 1918 года Прокудин-Горский при поддержке Наркомата просвещения показывал свои работы в Зимнем дворце на вечерах «Чудеса фотографии». Летом 1918 года, после расстрела царской семьи, фотохудожник с частью своей коллекции (около двух тысяч стеклянных снимков весом более полутонны) покидает Россию.
В Париже он занимался в основном просветительской деятельностью, демонстрируя свои слайды. Скончался С.М. Прокудин-Горский 27 сентября 1944 года. Его сыновья, не имея средств для хранения и содержания огромной коллекции, продали её. Теперь она хранится в Библиотеке Конгресса США. Что стало с другой частью снимков Прокудина-Горского, оставшейся в революционной России, ничего пока не известно. Вполне возможно, что мы ещё увидим в цвете совершенно неизвестные картины из прошлой жизни (в том числе и семейный портрет царской семьи), появившиеся сто лет назад благодаря великому фотографу-изобретателю, учёному и патриоту Сергею Михайловичу Прокудину-Горскому.

ПАНОРАМА УФЫ 1910 ГОДА
Сергей Михайлович Прокудин-Горский сделал этот снимок в конце июля 1910 года. Его фотоаппарат был установлен в точке, расположенной за нынешней мечетью «Ихлас» (бывший кинотеатр «Луч»). В поле зрения объектива попали районы Уфы между улицами Тукаева (тогда это были две улицы — Воскресенская и Фроловская) и Коммунистической (Большая Успенская, по названию Успенской церкви — белая, с зеленоватыми куполами в правой части снимка).
На переднем плане у левого края видны колокольни Благовещенского женского монастыря на улице Усольской (нынешней Сочинской). Правее монастыря на снимке — Ильинская церковь, располагавшаяся на углу Большой и Малой Ильинских улиц (Фрунзе и Воровского, сейчас на этом месте 14-этажка). В ней в мае-июне 1891 года пел Фёдор Иванович Шаляпин.
Чуть ниже и правее — пятиглавая Троицкая церковь с большой колокольней (примерно на том месте, где сейчас расположен Монумент дружбы) — самое старое здание Уфы, стоявшее до 1956 года, когда храм взорвали. Рядом — Троицкая площадь. На площади легко узнаются здания завода «Горнас» (бывший Гутмана) и пожарная каланча.
На переднем плане, на фоне площади — знакомый силуэт Сергиевского храма (построен в 1868 г.) Правее церкви видна красная крыша башенки со шпилем на даче Блохина (на нынешней Кавказской улице близ улицы Егора Сазонова — бывшей Будановской, Н.К. Блохин — книгоиздатель и владелец существующего и ныне книжного магазина «Знание»).
Чуть выше и правее — Спасская церковь с двумя колокольнями на пересечении улиц Большой Казанской и Спасской (Октябрьской революции и Новомостовой). От здания церкви к колокольням вела колоннада, напоминающая колоннады Казанского собора в Петербурге или собора Св. Петра в Риме. Сейчас идёт восстановление храма.
Прямо над ней — Александровская церковь (ныне на его месте дворец профсоюзов на Кирова, 1), заложенная императором Александром I в сентябре 1824 года.
На горизонте в левой части едва заметны зеленоватые купола Никольской церкви (построена в 1882 г.) на углу Аксаковской и Пушкинской улиц. Церковь снесли в 1939 году в связи со строительством нынешней 45 школы. На фоне церкви — зелёный шатер и крыша Мариинской женской гимназии (ныне в этом здании находится гимназия №3) на улице Пушкинской.
Правее на горизонте (прямо над колокольней Троицкой церкви) — силуэт минарета 3-й соборной мечети (построена в 1903 г., сейчас в ее помещении находится школа высшего спортивного мастерства). Ещё дальше видны шатры над крышей гостиницы «Русь» (сейчас «Уфа» на улице К. Маркса), а правее — большое здание из красного кирпича на углу улиц Большой Казанской и Центральной (Октябрьской революции и Ленина) — частная гимназия Верниковской-Ница. Там сейчас находится худграф пединститута.
Правее на горизонте видна пожарная каланча на Александровской улице (Карла Маркса), ещё дальше — два минарета Хакимовской мечети (названа в честь купца Абдулатифа Хакимова, построившего её на свои деньги) на Бекетовской улице (помещица И.И.Бекетова строила на этой улице дома для погорельцев большого пожара 1849 года). Сейчас это улица Мустая Карима.
Прямо под минаретами — белого цвета пожарная каланча на углу нынешних улиц Цюрупы (бывш. Телеграфной) и Октябрьской революции.

Список иллюстраций:
1. Никольская вокзальная церковь и станция Уфа.
2. Касли. Формовка художественного литья.
3. Можайск. Николаевский собор.
4. Кострома. Церковь Воскресения на дебрях.
5. Владимир. Дмитриевский собор.
6. Страница из дневника Прокудина-Горского. Июль 1910 г., Уфа.
7. Путевой обходчик — башкир.
8. Старая Уфа.
9. Вид на г. Уфу и реку Белую.
10. Башкирская деревня.
11. Станция Сим.
12. Стог сена на станции Шакша.
13. Башкирка у своего дома.
14. Портрет молодого башкира.
15. Нижегородка (Межгорье).
16. Семинарская слобода и ж/д мост.

 

  

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2007

Главный редактор - Горюхин Ю. А.

Редакционная коллегия:

Баимов Р. Н., Бикбаев Р. Т., Евсее­ва С. В., Карпухин И. Е., Паль Р. В., Сулей­ма­нов А. М., Фенин А. Л., Филиппов А. П., Фролов И. А., Хрулев В. И., Чарковский В. В., Чураева С. Р., Шафиков Г. Г., Якупова М. М.

Редакция

Приемная - Иванова н. н. (347) 277-79-76

Заместители главного редактора:

Чарковский В. В. (347) 223-64-01

Чураева С. Р. (347) 223-64-01

Ответственный секретарь - Фролов И. А. (347) 223-91-69

Отдел поэзии - Грахов Н. Л. (347) 223-91-69

Отдел прозы - Фаттахутдинова М. С.(347) 223-91-69

Отдел публицистики:

Чечуха А. Л. (347) 223-64-01

Коваль Ю. Н.  (347) 223-64-01

Технический редактор - Иргалина Р. С. (347) 223-91-69

Корректоры:

Казимова Т. А.

Тимофеева Н. А. (347) 277-79-76

 

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле