Дмитрий Белюкин |
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
О проекте
XPOHOCРусское полеМОЛОКОБЕЛЬСКПОДЪЕМЖУРНАЛ СЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ""ПОДВИГ"СИБИРСКИЕ ОГНИРОМАН-ГАЗЕТАГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАГЕОСИНХРОНИЯ |
Дмитрий Белюкин:Главным меценатом культуры должно быть государство
Дмитрий БЕЛЮКИН. Светлый покой. Дмитрий Анатольевич Белюкин работает в жанрах исторической картины, портрета, пейзажа, книжной иллюстрации. Член Союза художников России, член-корреспондент Академии Художеств РФ. С 1998 года сотрудничает со студией им. Грекова, где в его мастерской мы и встретились. Мое внимание с порога обратилось на полотно во всю стену. Я как бы откуда-то сверху увидела улицу с золотыми купами деревьев, белыми маковками храмов, стрелкой двух рек, невысокими домами, просторным небом... Воспоминания о прошлом? Хрестоматийный образ уходящей России, о которой грустил Есенин? Оказалось, это патриархальный уголок нынешнего Ярославля, неизвестно как уцелевший в буднях великих строек социалистического, а теперь уже и капиталистического строительства. «Матушка Русь» - будет называться картина, которая украсит ВИП-зал столичного Ярославского вокзала.
- Ну вот те раз. Только ВИПы и будут ею любоваться. - Нет-нет-нет. Есть договор, чтобы на картину пускали смотреть всех. Вокзал уникальный, по сути музей. Он строился в начале ХХ века и расписывался художниками, в том числе Коровиным. В советское время традицию подхватил Лансере, оформляя Казанский вокзал. Мне хочется продолжить эту линию. - Чем же для вас, Дмитрий Анатольевич, так притягателен день вчерашний? Что это – вечная ностальгия человека, не успевающего за ходом времени? Или политическая эмиграция в другие эпохи и состояния? Или просто: что прошло, то будет мило? А день сегодняшний вы замечаете? Как вы оцениваете положение отечественной культуры? - Я не выпал из времени, просто мне небезразлична история моей страны. Что касается культуры, то она напрямую связана с жизнью общества. На ней тут же отзывается его духовный подъем или спад. Взять расцвет живописи после победы над Наполеоном. А победа в Великой Отечественной войне оплодотворила Дейнеко, Пластова, массу других художников... Сейчас нас пытаются убедить в наступлении всеобщей благодати, но это попытка навеять сон золотой, а реальность-то другая. Никакого развития нет ни в экономике, ни в культуре. И самое страшное - продолжается начавшаяся с кошмарной эпохи перестройки деградация личности, деградация нации. Мельчает русская душа, теряющая широту, доброту, всепрощение, разумность. Навязывается чуждый нам торгашеский образ жизни. Кто быстро усваивает его - преуспевает, соблазняя нестойкие души. Многие, увы, ломают себя, чтобы перестроиться под новый стяжательский лад. Большинство населения бьется, пытаясь свести концы с концами. Другая, меньшая часть граждан, зашорена в идиотическом накоплении денег, которых им уже хватит на десять поколений вперед. Хорошо ли себя при этом чувствует художник, который по определению творит культуру не для себя, а для народа, - вопрос риторический. Поэтому я радуюсь тому, что в России еще сохранилась прослойка людей, которые несмотря ни на что ходят в театры, музеи, на выставки, читают книги. Это настоящее чудо.
Дмитрий БЕЛЮКИН. Белая Россия. Исход. 1992-1994. - Ваша картина «Исход» - по сути реквием по белой гвардии. Эмиграция после поражения в Гражданской войне десятков тысяч офицеров и солдат, их семей, безусловно, трагична. А драмы сегодняшнего дня, например, сотен тысяч молодых людей, вынужденных работать охранниками безо всякой перспективы на изменение своего положения, не вызывают ваш художнический интерес? - (После некоторого раздумья). На злободневные вопросы я отвечаю картинами из предыдущих эпох. В живописи не обязательно все разжевывать. «Исход» - не только о Добровольческой армии, но и о брошенной Армии наших дней. И многие это поняли. Страна в одночасье выкинула за ненужностью интеллигентов, армию, крестьян и многих-многих других жертв перестройки. Меня и история русской армии в Галиполи много лет волнует не только перипетиями жизненных судеб ее офицеров, но как тема беззаветной преданности своей Родине. Я ознакомился с большим архивом, который хранился в недрах НКВД, ГПУ, КГБ... ФСБ сейчас. Вместе с Центром национальной славы, в составе рабочей группы занимаюсь восстановлением памятника в Галиполи. Эти воины не дали себя разоружить и на маленьком пятачке турецкой земли воссоздали кусочек своей страны. Они воспитывали детей в русской традиции, исповедуя девиз: честь и доблесть. Подобная жертвенность служения Родине свойственна и многим сегодняшним офицерам, которые при нищенском содержании не спиваются, не приторговывают ракетами и танками, а продолжают стоять на защитных рубежах государства. Вот в такой форме я шифрую свои мысли в моих картинах.
Дмитрий БЕЛЮКИН. Эвакуация дроздовцев и корниловцев из Крыма. 1994. - В культуре ныне правит бал рубль. Как ей выживать? - Надо менять государственную политику. Мне повезло. Моими единомышленниками, друзьями стали люди из Центра национальной славы России, попечительский совет которого возглавляет Владимир Иванович Якунин. Они взяли на себя организацию моих передвижных выставок по стране. Идею поддержал полпред Президента по Центральному федеральному округу Георгий Сергеевич Полтавченко. За три с лишним года выставка «Тихая моя Родина» объехала всю центральную Россию – Белгород, Курск, Орел, Рязань, Тамбов, Липецк. В конце марта она вернулась из Ханты-Мансийского автономного округа, а буквально через несколько дней я открывал ее в Саранске. Это счастье – иметь контакт со зрителем. Поразительно, что при полном отсутствии рекламы, а у нас сейчас все движется ею, люди приходят на выставки. Они не разучились воспринимать живопись. Невероятный, неожиданный положительный факт! Но это не благодаря государству, а вопреки ему. - Успех сегодня измеряется востребованностью на рынке. Что предпочтительнее -посещаемость выставок или реализуемость картин? - Люди приходят, некоторые по нескольку раз, сидят у картин, роняют слезу, благодарят меня. Это очень важно для художника. Значит, им нужно искусство. Понимает ли это государство? Если да, почему оно не содействует удовлетворению такой потребности? Не финансирует доступ художников к публике? Какие-то коррумпированные чиновники вдруг решают, что нужно или не нужно народу. Кто дал им право, например, урезать курс той же истории и литературы в школе? Мы намерены вырастить новые поколения необразованными и тупыми? Наша бюрократия вместе с экономическим прожиточным минимумом посадила народ на мизерный культурный паек. Массовые радиостанции крутят одну попсу, слово «опера» вызывает у молодых гогот, большая часть их не назовет и нескольких имен гениальных российских писателей, композиторов и художников. Людей намеренно отсекают от высших сфер проявления человеческого духа, питая их культурой «фастфудов». Поэтому я бы поставил памятник тем, кто хранит мир культуры, кто порой отрывая от нужд насущных, покупает билет на галерку консерватории или театра, выставку или в музей. - Согласна, для художника отклик зрителя – свидетельство его востребованности. Но на что же жить, если его работы не приобретаются? - Не надо подменять слово «искусство» словом «арт-бизнес». Задача власти – обеспечить доступность искусства для народа. Приходящий в Третьяковку человек не воспринимает себя покупателем, он наслаждается тем, что видит. Так были воспитаны советские поколения. Они не страдали от того, что это как бы «наше» нельзя превратить в «мое» и повесить у себя в квартире. Это и так мое - музей, страна, картины. Из Америки в числе прочего к нам пришла отвратительная поговорка о том, что зритель голосует долларом за понравившуюся ему картину. Ничего подобного. У него может не найтись «зеленого рубля» и он никогда не купит работу, но это не мешает ему ценить, понимать, любоваться живописью и чувствовать себя счастливым. И не испытывать ущербность от мысли о невозможности стать покупателем. - Ну а все-таки, как государство должно помогать культуре? Приоритеты его политики в этой сфере? Как насчет того, что талант всегда пробьется, а неталанты нам не нужны? - Довольно циничный подход. Нет сомнения в необходимости государственной поддержки культуры. Лично для меня вопрос, на что жить, не стоит. Мои работы продаются. Причем на заказ я пишу немного. Ровно столько, чтобы иметь возможность работать над «своими» картинами. Жизнь коротка и нужно успеть сделать главное. Этот принцип я воспринял от И.С.Глазунова, в мастерской которого учился. Я формирую свою коллекцию, свой золотой фонд. В нем уже свыше 500 работ – 300 живописи, 200 – графики, цветных иллюстраций, в том числе к «Евгению Онегину». Но это не значит, что каждый должен выплывать сам по себе. В 90-е годы государство бросило культуру на произвол судьбы. Мурашки по коже ползут, когда вспоминается то лихое время. Ввели карточки на краску! Мои работы уже тогда продавались во Франции, где-то еще и я не испытал нужды, а художники старшего поколения, к которому принадлежал и мой отец, известный книжный график Белюкин Анатолий Иванович, пережили шок. Многие не оправились от него и преждевременно ушли из жизни. Брошенность культуры имеет место и сейчас. Раньше государство выделяло огромные средства Министерству культуры, которое проводило массу выставок в Москве и на периферии. Теперь Союз художников счастлив, выклянчив энную сумму из госбюджета на проведение юбилейных выставок по случаю 75-летия МОСХА и 50-летия самого Союза. Художники вынуждены искать деньги, чтобы привезти свои работы в Москву. Почему в столицу? Да потому что здесь сконцентрирована покупательная способность. Здесь есть возможность продать картину, для того чтобы жить и работать дальше. У Союза нет средств оплатить доставку картин на выставку. А ведь не так сложно устраивать в Москве региональные выставки. Всего-то и предоставить помещение, а художники перечислят традиционный галерейный процент и экспозиционному залу, и мэрии, если нужно. - Разве у Союза художников нет своих залов? - Их обманом приватизировали. А меценатов-бизнесменов, подобных Павлу Михайловичу Третьякову, извините, не появилось. Хотя главным меценатом должно быть само государство. Как в советский период, когда, к слову, и среди высших чиновников встречались покровители искусств. Пример – Ворошилов, друг Грекова, его студии и военных художников. Он сам покупал картины и содействовал их приобретению для Армии. Государство тратило колоссальные средства на закупки лучших произведений, формируя блестящие коллекции. Они в постперестроечную эпоху ушли за рубеж или были раскрадены. В СССР с каждой выставки покупались работы! Это была форма существования большой армии художников. Сегодня какой-то шаг в данном направлении делает комиссия по присуждению премий Центрального федерального округа в области культуры, созданная по инициативе Г. Полтавченко. В ней за театр отвечает Лановой, литературу – Ганичев, детство – Лиханов, живопись – Церетели, Нестеренко и я. Ежегодные премии – это и моральное признание, и финансовое подспорье для лауреатов. - Многие мастера культуры до сих пор вспоминают о своих страданиях из-за идеологического диктата. Сегодня его нет. Как соотносится культура с идеологией? - Они идут параллельно. В СССР бывали переборы чисто идеологического давления и приоритетного финансирования части культуры, созвучной существующему строю. Могли не принять картину на выставку, потому что там храм или нарисован батюшка. Но та цензура несравненно мягче нынешнего диктата денег, когда рисуй что хочешь, но заплатить за показ картины в нормальном выставочном зале автор не в состоянии. Моим приятелям случалось и дома, и за рубежом оставлять часть своих работ в возмещение затрат на организацию их выставок. Посредничающие полукоммерческие организации часто ведут себя как бандиты. Что касается политики государства в области культуры, то оно путем финансирования поощряет, как ни странно, развитие не реалистического искусства, а авангардного - от абстракций и сюрреализма до агрессивных инсталляций. - Вы против того, чтобы расцветали сто цветов? - Я сторонник реалистического направления. Это, видимо, заложено с детства моим главным учителем – отцом. Рисую сколько себя помню. В шкафчике у мамы хранятся мои первые опыты - «Баба-Яга ловит рыбу», «Баба- Яга идет в гости к подруге», подписанные: Митя. 3 года и 2 месяца. С русской иконой, фреской, Дионисием и Рублевым родители меня познакомили раньше, чем с крокодилом Геной и Чебурашкой. Любил Сурикова, Репина, Шишкина, а также Кранаха, Дюрера. Знал, кто такой Ван Ейк (не Ван Дейк), чуть позже безумно полюбил Рембрандта и копировал его в Эрмитаже. Вот так и пошло мое развитие. Для меня все художники-реалисты – братья, а апологеты разного рода авангарда – идеологические противники. Не приемлю восприятия мира через его ломку и деформацию. Их главная задача – создать шум исключительно для того, чтобы подороже работу продать. - А у вас? - Я хочу донести до людей мое послание о гармоничности окружающего мира, побуждающей нас аналогично строить свою жизнь. Поэтому мне хочется, чтобы как можно больше зрителей увидело мои работы. И даже жалко их продавать, чтобы кто-то один владел картиной. Арт-бизнес – это бизнес, второй по затратам и отдаче после шоу-бизнеса. Инвестированные в него огромные деньги определяют моду в искусстве. Рад за Айвазовского, Клевера, Ван-Гога, продаваемых за десятки миллионов долларов. Но с точки зрения реальной стоимости и художественной ценности их произведений – цена завышена. Как и за Ренуара, Пикассо. Их искусство перешло в разряд предметов бизнеса. Хотя и дельцов нынешнего арт-бизнеса раскручивают до баснословных цен – порядка 300 тысяч долларов за картину. Так с аукционов продавались Брускин, Дыбский, Пурыгин - умерший художник, переносивший на полотна свой шизофренический бред. Или вознесенный до небес спившийся и трагично погибший Зверев. - Тоже незаслуженно? - О каких заслугах речь? Заслуги могут быть у жизненного подвига Александра Иванова, который в течение 20 лет писал картину, прославляющую свет и веру, из-за чего не женился, упустил рост карьеры. Вот заслуга! Художник, мажущий спьяну холст, не столь драматичен. Механизмы раскрутки имен с ничего, с нуля, с минуса даже, ладно бы Зверев, но часто раскручивается пошлятина, вздувается как бы волна ее запрещенности, что по законам рынка лишь подогревает интерес к проекту, - отвратительны, но они запущены на полную катушку. - Как вы оцениваете позицию министра культуры Соколова в скандале с коллекцией картин («Целующийся милиционер» и другие), которые должны были поехать на выставку во Францию? - А вы все картины видели? Лидеров Украины в разных позах? - Нет. - Там даже не эротика, а черная порнуха. Решение их тормознуть юридически обосновано запретом на вывоз порнографии. Обидно, что в такое дерьмо вляпалась Третьяковская галерея. Речь не о пристрастиях чиновников какого-то отдела, а о стиле музея, завещанного нам великим коллекционером. Музея с определенными идеологическими традициями, которые никому не дано корректировать. Позицию Александра Сергеевича Соколова, человека православного и патриота русской культуры, по мере сил отстаивающего ее интересы, я поддерживаю. И не только в этой истории. Другое дело, что от отдельного министра мало что зависит, если сверху нет заказа поднимать культуру. Непродуктивно и двоевластие, когда в порученной тебе сфере кто-то может не слушаться руководителя. Но это болезнь не только Минкульта, а всей страны. У нас не сразу исполняются и указания Президента. - В ближайшее время, видимо, состоится перетряска кабинета министров. (От редакции: интервью было взято в конце апреля 2008-го года.) Каким, на ваш взгляд, должен быть глава ведомства культуры? Чего вы от него ждете? - Прежде всего, он должен любить и почитать культуру России во всем ее объеме, а не какую-то ее мизерную часть. Чтобы изобразительное искусство, допустим, не представлялось, как сегодня, лишь 20-ми годами прошлого столетия и нынешними инсталляциями. Он должен опираться на основы духовности русского населения и развивать традиции. - Вам не кажется, что у либеральной интеллигенции само слово «духовность» вызывает аллергию? - Меня беспокоят не они, а то, что мы уже потеряли одно постперестроечное поколение. Столько помоев вылито на молодые головенки. Не заметили билборд на ближайшей автобусной остановке? «Навари на сенсации!» То есть, пришли какой-то жареный факт и получи бабки. Или на днях в метро видел призыв: «Отключи мозги!». Наше телевидение в этом преуспело. Вдалбливает: здесь нужно зарабатывать, а жить в другой стране. Ладно, наше поколение любит страну, все понимает. А неокрепшие умишки, как им противостоять агрессивной, разъедающей личность идеологии потребительства? Одичание общества грозит тем, что оно скоро начнет мычать и требовать только хлеба и зрелищ. Уже лидеры ведущих религиозных конфессий озаботились эскалацией вопиющей бездуховности, а государство в ус не дует. - У вас с религией какие отношения? - Самые хорошие. Я православный. Сейчас, в великий пост, стараюсь исповедаться и причащаться. В моем творчестве заметное место занимает цикл «Святые места Православья», зародившийся еще с поездок студенческих времен. Был на Валааме, в Соловках, Псково-Печорском монастыре, других храмах Русского Севера, в Иерусалиме и его окрестностях, неоднократно на Афоне. Однажды жил на Святой горе три недели - большой срок и для паломника. Церковь, на мой взгляд, может немало сделать в восстановлении попранной духовности. Я бы даже ее упрекнул за некоторую пассивность в этих вопросах. Что плохого в том, что в школу придет священник и будет рассказывать что-то интересное из библии, говорить о добре, красоте, о душе человеческой? - А не должна ли заниматься воспитанием нации элита общества? У нее-то какие функции? - Элита, на мой взгляд, это те, кто глубоко предан русской культуре в широком смысле слова и защищает ее на каком бы посту ни находился. Только такие люди и должны быть у власти. Ну а тусовка, мелькающая на телеэкране и страницах гламурных журналов, это псевдоэлита. Болтуны-культурологи, эстрадные дивы, поющие модельеры и парикмахеры, приправленные голубым колером... Пусть они играют в свои игры и открывают себе памятники. Только чтобы не за государственный счет. А на командные посты во всех сферах надо ставить людей неподкупных, которые скорее умрут, чем дадут что-то вывезти из страны, отстаивающие ее интересы до последнего вздоха. Их достаточно. Беседу вела Людмила ГЛАЗКОВА.
Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
Гл. редактор журнала "МОЛОКО"Лидия СычеваWEB-редактор Вячеслав Румянцев |