|
Татьяна Барабаш
НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ
Говорят, было время, когда человек понимал язык животных. Люди,
поселившиеся в Эдемском саду, дали имена каждой Божьей твари. А когда
человеку в результате грехопадения пришлось покинуть райский сад и стать
охотником, гармония, существовавшая между ним и братьями меньшими, была
утрачена. Когда встречаешь людей, способных любить, уважать и понимать
животных «без слов», на ум приходит мысль: может быть, это отголоски той
далекой, райской жизни?..
ПРО ЛЮДЕЙ, УМЕЮЩИХ ЛЕТАТЬ
Переступив порог старинного двухэтажного здания, где размещается Центральное
духовное управление мусульман России, мы освободили ноги свои от обуви и
поднялись по крутой лестнице на второй этаж. Секретарь — женщина в светлом
шелковом платке, углубившаяся в чтение, шагов приближающихся людей не
услышала: мягкий ворс ковров хорошо поглощает звуки. Нас «выдал» …попугай,
зашебуршавшийся в коробке.
— Муфтий-хазрат вас ждет. Проходите, пожалуйста.
Двери растворились, и мы увидели Верховного муфтия Талгата Таджуддина без
привычного для нас парадного облачения — в белоснежной рубахе свободного
покроя и каракулевой папахе. Получив после приветствий в подарок от
директора зоомагазина «Жако» Галины Ивановны Савичевой изящную клетку с
молоденьким, озорным, в зеленом оперении попугайчиком, муфтий растрогался.
Улыбаясь, повел нас туда, где проводит редкие, свободные от трудов, минуты:
миниатюрный зимний сад, ведущий в комнату отдыха.
Нас встретил птичий хор. Канарейки торопливо о чем-то рассказывали хазрату:
может, жаловались на двух попугаев, которые их передразнивали? На
подоконниках мы заметили кадку с пальмой, горшки с геранью и еще какими-то
незнакомыми растениями.
— Муфтий-хазрат, ваш зимний сад — это прообраз райского уголка?
— Человек так устроен, он тяготеет к природе. Наши прародители Адам и Ева
жили в раю, а потом оттуда их путь лежал на землю. Эта память, эта тоска по
раю, видимо, передается через гены, из поколения в поколение.
Хозяин подсыпает канарейкам корм.
— Птицам пора обедать, а мы к трапезе приступим только после захода солнца.
Поэтому извините, чаем не угощаю. Ураза продлится еще неделю, а сегодня,
кстати, нашу эстафету приняли православные, у них тоже пост начался.
Комната отдыха муфтия убрана в восточном стиле. Низкие кушетки, атласные
подушки. Коллекция холодного оружия на стене. В уголке — коробочки чая,
мешочек с тыквенными семечками. Посуда на столе накрыта полотенцем — до
вечера.
В месяц Священного Рамазана в резиденции Верховного муфтия особенно тихо.
Повседневные дела идут своим чередом, но люди, служащие здесь, да и
приходящие, спокойны, сосредоточены. В пост их души, освобождаясь от
страстей, земных желаний и привязанностей, набираются духовной, небесной
силы. В пост громко разговаривать позволено только птицам.
Дарительница Галина Ивановна много лет занимается птицами, знает их характер
и повадки. Она с восторгом разглядывает «питомник».
— У вас два волнистых попугая уже есть. Знаете, оба они «мальчики».
Спрашиваете, как определяется пол? У взрослых самцов на переносице синяя
полоска, у самок — коричневая. Самцы более разговорчивые, особо одаренные
запоминают до 500 слов, а «девочки» не больше 50. У меня был один, стихи
детские читал: «В лесу родилась елочка». Если вы хотите, чтобы попугай
говорил, здесь его не оставляйте, изолируйте от собратьев, потому что он
начинает им подражать. Послушайте, как ваши попугаи копируют канареек. А имя
волнистому пусть даст ребенок. Так вот, клетку накройте платком, оставьте
лишь маленькое «окошко» для того, чтобы птичка вас видела. На первых порах
произносите одну только фразу, например: «Кеша хороший». Повторяйте много
раз подряд. Когда попугай ее заучит, придумайте для него другую.
В клетке с канарейками мы обнаружили яйцо.
— Первый раз вижу! — удивился и обрадовался муфтий.
Мы спросили у Талгата Сафича, кто ухаживает за птичками.
— Я сам. Когда уезжаю, мама. Птиц мне в основном дарили. Канареек принес
один знакомый, устал от их щебета. А мне нравится.
— Есть ли у птиц душа? — спрашиваем мудреца.
— Душа есть только у человека, высшего творения Божьего. Но это не значит,
что мы можем бездушно относиться к братьям меньшим. Пророк Муххамед
рассказывал такую притчу: « Рано утром возвращалась домой падшая женщина.
Что ожидало ее? Только гнев и наказание Аллаха. У колодца сидела, высунув от
жары язык, собака. Женщина ее пожалела, сняла башмак, набрала в него воды и
напоила. И за один этот глоток Господь простил все ее прегрешения». А
наказание ждет тех, кто издевается над беззащитными животными, плохо их
кормит и в то же время не отпускает на волю, где бы они сами могли найти
себе пропитание.
— Душу человека поэты часто сравнивают с птицей. Но и она может попасть в
клетку.
— В клетку душу свою запирают атеисты, люди, отрицающие Бога. Душевный же и
духовный мир верующего человека безбрежен. Как можно не верить в то, что
всех нас, и землю, и небеса создал Всемилостивый Творец? Даже для того,
чтобы построить примитивный сарайчик, нужен проект, сам по себе он не
появится. Природа, созданная Аллахом, совершенна. Посмотрите. Разве на небе
есть щели? А крышу, построенную человеком, приходится время от времени
латать. И этот маленький попугайчик совершенен.
— Вспомнились слова из песни: «Чуть повыше облаков наливных только небо без
краев и границ. Там ты встретишь всех умерших родных. А еще людей с
повадками птиц». Наверное, поэт подразумевал ангелов. Человек может летать
как птица только во сне. Вам знакомо ощущение полета?
— А как же. Даже в Рамазан летал во сне.
— Говорят, человек летает во сне, когда растет. Значит, вы продолжаете
расти?
— Для совершенства духовного нет возрастного предела. Чем больше славишь
Господа, тем выше летаешь. Есть люди, которые могут летать и наяву.
— Вам не приходилось?
— Вы думаете, я расскажу или кто-то другой расскажет? Это сокровенное. Но
если у человека спокойно и радостно на душе, он и по земле ходит так, будто
летает. Душевное здоровье и физическое идут рядом. Если же на душе камень,
он просто ходит, или, не дай Бог, ползает. Счастлив тот, кто, имея минимум,
может радоваться восходу и закату, птичьему гомону, цветам. Но чем больше
человек недоволен собой, окружающими, тем менее способен летать. Создатель
наш мудр до бесконечности, он наделяет свои творения огромной жаждой жизни.
Посмотрите на воробья! Маленькая птаха зимой борется за жизнь, переносит
тридцатиградусные морозы. Вот у кого стойкости поучиться! Человек в трудной
ситуации часто опускает руки. Что делать? Надо посмотреть на собрата,
которому в этой жизни еще хуже, и возблагодарить Аллаха за то, что есть.
— Иисус Христос говорил о том, что и нам надо жить, как птицам, которые «не
жнут, не сеют», то есть жить одним днем…
— Есть аналогичные высказывания в Коране. Но это не означает, что человеку
не нужно сеять, собирать урожай. Он должен работать, но во всем полагаться
на Бога. Бывает так: у людей все есть, полные закрома, богатый стол, а кусок
проглотить не могут, потому что душа не на месте, нет покоя.
— На протяжении многих веков люди нещадно эксплуатировали природу, расхищали
ее богатство. Тех, кто защищает сегодня окружающую среду, часто называют
«зелеными». Проповедует ли Ислам «зеленые законы»?
— Бог назначил сотворенных им людей своими наместниками, халифами на земле.
В Судный день всем придется держать ответ за свои действия по отношению к
Земле и Его творениям.
Быть экологом, по-моему, значит жить по заповедям Божьим. Экология — это
соотношение между творениями Бога в том порядке, который им установлен.
Аллах благословил жизнь маленькой былинки, бабочки — значит, они должны жить
и радовать нас. Горько осознавать, что в последнее время с лица Земли
исчезают редкие растения, птицы, животные. Скоро, видимо, и нормальный
человек будет занесен в Красную книгу. Ислам учит беречь природные
богатства. Приведу простой пример. Мусульманин перед молитвой совершает
частичное (а в определенных ситуациях полное) омовение. Но и здесь
существуют строгие правила: для омовения можно потратить определенное
количество воды: литр или полтора. Один кумган. Если у вас в ванной часами
льется вода, это грех, потому что вы разбазариваете богатство. Надо помнить,
что некоторые люди на нашей планете сегодня страдают от нехватки воды, а вы
их обделяете.
— Правда ли, что Ислам запрещает охоту?
— Да, если это охота не ради пропитания, а для развлечения. Убить из
спортивного интереса десять косуль и бросить их в лесу — великое кощунство
перед Богом.
— Говорят, есть люди, понимающие язык зверей и птиц. С вами такое случалось?
В ответ муфтий-хазрат лишь загадочно улыбнулся и продолжил беседу:
— Надо и к животным, и к растениям бережно относиться. Рубишь деревья —
руби, но столько, чтобы хватило на строительство дома, сарайчика, не больше.
На том месте посади другое дерево. В старину правильно делали: если
выкапывали какое-то редкое растение для своего огорода, просили у земли
прощения и оставляли на том месте что-нибудь из еды для лесных обитателей.
Вообще, посадка дерева считается заслугой перед Богом, ведь под его кроной в
знойный полдень может отдохнуть путник, а птица или зверь — полакомиться
плодами.
— Иногда любовь к животным превращают в культ…
— Да, и такое бывает. Собака занимает в семье почетное место, а бабушку и
дедушку сдают в дом для престарелых. Это не любовь к животным, а каприз.
— Вы держите дома животных?
— Есть аквариум с рыбками. Кролики. Во дворе и зайца можно встретить — живем
мы в Зубово. Недавно внучка собачку принесла.
— А у вас есть свой любимец?
— Есть. На день рождения скакуна подарили.
В любое время года, особенно зимой, Верховный муфтий кормит на улице птиц.
Едет по городу и, завидев старушку, торгующую семечками, останавливается.
Кормить голодных птах — дело богоугодное.
СЕРАЯ ШЕЙКА, или УТИНЫЕ ИСТОРИИ, РАССКАЗАННЫЕ ПРОТОИЕРЕЕМ ПЕТРОМ
Каждое утро из подъезда серого девятиэтажного дома, что на улице С.Агиша,
выходит человек. Рядом с ним бежит, подпрыгивая, виляя хвостом и радостно
поскуливая, Берта — немецкая легавая в плотной коричневой «шубейке». Сначала
человек и собака идут в магазин за хлебом. А потом они переходят дорогу и
спускаются по заснеженным ступенькам в овражек, к роднику с минеральной
водой. Здесь, на незамерзающем пруду, их поджидает проголодавшаяся орава
диких уток. Человек, улыбаясь в бороду, достает из пакета буханку хлеба, не
торопясь, крошит ее и бросает в воду. Берта носится по берегу. Порой она
останавливается, как вкопанная, услышав лай собратьев из окрестных дворов
Новиковки, и разражается грозным предупреждением в их адрес: кряквы под ее
защитой. Легавая не воспринимает этих привлекательных упитанных птичек как
объект охоты, для нее они просто домашние, хозяйские утки. А кормящий хозяин
— уфимец, православный священник отец Петр Саватеев.
В том, что в Уфе зимуют утки, нет ничего удивительного: птиц привлекает
открытая теплая вода, хорошая кормовая база, поэтому их численность с каждым
годом растет.
Зимняя фауна города основательно изучена орнитологами. По публикациям
А.Маматова, список зимующих птиц включает 39 видов. Кроме привычных для нас
синиц, ворон, воробьев, в него входят и свиристели, и дрозды-рябинники, и
лапландские подорожники, и обыкновенные овсянки.
Отец Петр наблюдает за водоплавающими давно. Впервые утка с птенцами
появилась на пруду в 1999 году. Кряква вывела их на озере в Ботаническом
саду. После того, как водоем почистили и у птиц возникла проблема с
пропитанием, им пришлось переселиться на родник. Правда, в одну из зим,
когда мороз заковал пруд, обычно не замерзающий, в лед, утиная семья
некоторое время жила на Сутолоке, где и была замечена отцом Петром.
— Иду как-то со службы из Сергиевского храма, гляжу, а на речке плавает наша
Серая Шейка! — вспоминает батюшка.
Летом дикие утки сидят на гнездах в лесопарке. Подросших малышей заботливые
мамаши выводят из леса к пруду: картина, которую наблюдал однажды отец Петр
в предрассветный час, тронула их с собакой до глубины души. Впереди
переваливалась с боку на бок утица, а за ней шествовала одетая в пушистую
желтую «униформу» команда еще неуклюжих, потешных птенцов.
На пруду, где мирно сосуществуют теперь уже три утиных семейства (это 46
особей), свои порядки. Во время кормления первыми к берегу подплывают
«старожилы», у которых на это больше прав, чем у новичков. Насытившись, они
уступают место второй семье, а та, соответственно, третьей. На воде стоит
радостный шум. Отец Петр, скормив две буханки хлеба, достает пакетик
гречневой каши, приготовленной матушкой Надеждой. Вороны следят за каждым
движением человека, но не подлетают, боятся Берту, которая всегда начеку,
потому что их нахальные повадки изучила давно.
Дикие утки, с радостью встречающие человека и собаку, посторонних избегают.
Едва мы с фотокорреспондентом появились возле пруда, они тут же отплыли
подальше от берега. Сторожатся, боятся, что их постигнет участь молоденькой
любопытной родственницы, поплатившейся за свою доверчивость жизнью. У кого
только рука поднялась! Правда, позже, когда я, спустившись к самой воде,
начала крошить батон черного «Рижского» хлеба, пересилили страх и
подобрались поближе.
— Зимой их, конечно, необходимо подкармливать, а вот летом пищи в пруду
хватает, — объясняет отец Петр. — Поэтому мы с Бертой, навещая подопечных,
хлеба с собой не берем: пусть сами добывают еду, а то чего доброго забудут,
как это делается. Утки на нас за такое невнимание обижаются, громко кричат,
хлопают крыльями.
С грустью замечаю мусор на дне водоема: человеческому свинству нет предела!
— Этот пруд с утками — квинтэссенция того, что представляет в мировом
масштабе Земля, — рассуждает отец Петр. — Планета загрязненная, гибнущая,
но... все еще живая. Как не ценить эту красоту! Конечно, можно предать
животных Божьей воле. Но человек так сильно и безобразно вторгся в природу,
что теперь не имеет права отвернуться от проблем диких животных. Знаете, в
лесопарке я снял больше пятидесяти петель: кто-то охотится на зайцев. Их
раньше много было, а теперь пропали.
Мороз крепчает. Наблюдаю, как сытый селезень от избытка сил и чувств начал
ухаживать за подругой сердца. Склонил перед ней голову, снова поднял. Нежно
обхватив клюв, увлек за собой. Здесь, на теплом роднике, весна, кажется,
наступит быстрее...
Я вспоминаю простые и мудрые слова священника и соглашаюсь с ним. А он
сказал о том, что не стоит пытаться переделать мир. Важно делать добра
столько, сколько сможете. Покормить уток. Подобрать хотя бы одну пустую
бутылку в лесу, выбросить в контейнер. Капелька к капельке — и прорастет
доброе дело.
ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ЛЮСЬЕН
Восьмого марта в ответ на телефонные поздравления подруг я только
всхлипывала. Муж то и дело выходил на лестничную площадку с пачкой «Петра
I». Кажется, за день он не проронил ни слова. Не было сил находиться дома,
но и уйти было нельзя: под батареей, на коврике тихо умирал Люсьен, наш кот.
— Ничего не поделаешь, надо смириться, — увещевали знакомые и друзья. —
Двадцать лет коту, он и так много пожил. Усыпите его, сами не мучайтесь и
животное пожалейте.
Люсьенка, еще накануне бодро воевавший с горячей сосиской, в одночасье сник,
постарел. У него отнялись передние лапы. Не было сил смотреть, как он
пытался доковылять до туалета. Муж приспособил для кота красный пластиковый
тазик, положил туда подстилку. Люська неподвижно лежал в тазу, он сразу
разучился мяукать. От нас, хлопотавших над ним, отворачивался, будто
стыдился своей немощи. К жизни он потерял всякий интерес.
Вечером зашла подруга с шестилетним сынишкой. Мы поняли, что Димка пришел
попрощаться с котом. Знакомая женщина — ветеринар, которая в прошлом году
лечила Люсьенкино ухо, только вздохнула, выслушав историю болезни по
телефону. Дала координаты своего коллеги, молодого врача, который работает
по вызовам и «все делает быстро, недорого и гуманно». То есть сделает
укол...
...Люсьена двадцать лет назад принес из Нижегородки от друзей мой папа.
Принес потому, что пожалел. Малашка в который раз окотилась, хозяева не
знали, куда девать приплод. Моего папы уже давно нет на белом свете, а кот —
живое напоминание об отце, его добром сердце. Котенка отдали тогда парню из
соседнего дома (мне и в голову не могло прийти, что выйду за него замуж).
Кот получил такое необычное имя в честь главного героя телесериала «Блеск и
нищета куртизанок». Хозяин долго искал имя со свистящим «с», потому что
кошки на такие имена хорошо откликаются, так же, как на «кис-кис». Меня уже
девятилетний роскошный, аристократичный Люсьен принял в семью радушно. Я
даже пошутила однажды: если бы коту не понравилась, Стас на мне не женился
бы.
Люсьен, конечно, не был породистым котом, но по описанию в книжке очень
походил на норвежского лесного. Трехцветный, с белой грудкой и в белых
«перчатках», с вечно изумленными, изумрудного цвета глазищами, обращал на
себя внимание. Об участии в кошачьих выставках муж и слышать не хотел. «Это
пусть другие тешат свою гордыню, мучают животных, пудрят их, феном шерсть
укладывают и сажают в клетки. Я и без того знаю, что Люська лучше всех», —
говорил он.
Стас научил кота, словно собачку, подавать лапу. А когда Люсьен был голоден,
он сам забирался на возвышение и начинал лапой «голосовать»: мол, дайте
чего-нибудь вкусненького. Когда муж звонил из дома мне на работу, кот
неизменно крутился возле телефона и всегда пытался вставить свое «словечко»,
мурлыкал, мяукал в трубку. Я все понимала правильно: «Сходи, хозяйка, на
«рыбалку» после работы, принеси минтая».
Люсьен чувствовал себя вторым в семье после хозяина, которого боготворил.
Стоило Стасу вернуться с работы, кот бросался навстречу, карабкался по ноге,
словно по дереву, цепляясь когтями за джинсы, забирался на плечо и пел
своему «идолу» что-то на ухо. Бывает, разозлимся с мужем друг на друга,
сидим по разным углам. Кот начинает метаться от одного к другому, кричит, в
глаза заглядывает, пока не помиримся. В начале марта мы слегли с гриппом,
Люська нас лечил, поочередно забираясь на грудь то к одному, громыхавшему
кашлем, то к другому. Отдал всю свою энергию и сам заболел...
Мы со страхом ждали приезда ветеринара. Молодой человек по имени Андрей,
осмотрев кота, оставил нам шприцы с тонкими иглами, ампулы с витаминами и
посоветовал не опускать руки. Всякое, мол, в жизни бывает. Мы решили не
сдаваться.
Кот только тихо рычал, когда Стас пытался впихнуть в него мясной фарш и воду
из шприца. Казалось, он просил оставить его и дать спокойно умереть. Но мы
поочередно носили его на руках, ночью придвигали тазик к своей кровати и
через каждый час соскакивали, проверяли кота. Как-то, через неделю, заглянув
на кухню, я Люсьена в тазу не обнаружила. Он ухитрился вылезти и поплелся,
шатаясь, на «водопой». А пьет воду кот исключительно в ванной, из большого
таза, маленькая миска его не устраивает. Вечером, когда муж попытался
сделать Люсьену витаминный укол, кот вырвался и убежал вместе с воткнутым
шприцем.
Позвонили ветеринару Андрею, он очень удивился: «Честно говоря, не ожидал,
что он выкарабкается. Конечно, витамины здесь ни при чем. Его спасла ваша
любовь».
Наступило лето. Люсьен подолгу сидит у окна, свесив пушистый хвост с
подоконника. Он по-прежнему встречает нас с работы, слушает с хозяином его
любимую группу «Куин», приглашает, «рассаживает» за столом и провожает
гостей. Шерсть его потускнела, частично вылезла, но он выглядит счастливым и
довольным, даже иногда играет с бумажным бантиком. Однажды Стас изрек
«мудрую мысль»: «Знаешь, такие отношения между людьми и животными — это,
по-моему, отголоски той далекой райской жизни, когда первые люди понимали
язык окружающих их тварей Божьих, живя с ними в мире и согласии».
КОНОКРАДЫ ТОЛПАРУ УЖЕ НЕ СТРАШНЫ
Давно это было. Трудно сказать, сто лет назад или триста. Известно одно:
после той страшной ночи местные жители, башкиры из рода минцев, прозвали
гору, возле которой находилось их поселение, Шайтан-тау. А случилось вот
что.
…Мужчины, по очереди, летом, каждую ночь стерегли лошадей. Сидели до зари у
костра и, чтобы не уснуть, травили байки. Это были мирные жители. В одну из
таких теплых ночей холод прокрался в их души от увиденного. С горы прямо на
них катился огромный огненный шар. В панике, с криками «шайтан!» мужчины,
бросив табун, разбежались. А поутру на месте случившегося они не досчитались
лошадей, зато нашли обгоревшее колесо от телеги. То была нехитрая страшилка
конокрадов, которые, обмотав соломой колесо, подожгли и пустили его с горы,
напугав людей до полусмерти. А высокую гору с тех пор прозвали Шайтан-горой.
Эту историю Рита Ганиева, известный в Уфе ветеринарный врач и хозяйка
частной клиники, помнит с детства. Ведь она родом из Бижбулякского района,
из тех мест, где протекает Дема, стоит Шайтан-гора, а люди любят лошадей. Ее
дед, Нигматулла Уельданович Вильданов, родился в деревне Каскиново. В сорок
первом ушел на фронт, прошел всю войну, а победу встретил в Берлине. Дед
лечил раненных лошадей, у него это отлично получалось, хотя образования
специального он не имел. После войны работал кумысоделом. Наверное, это был
дар свыше, который по наследству достался сыну Фанилю, а затем и внучке.
Фаниль Нигматович работал в колхозе ветврачом и слыл знатоком своего дела.
Он будто понимал язык животных, научил этому и свою дочь Риту, и она
достаточно рано определилась в выборе профессии, поступив после школы в
Башкирский сельскохозяйственный институт. Девушка с головой ушла в науку, с
1987 года начала работать на кафедре анатомии, патоанатомии и гистологии в
БСХИ, а затем перешла на кафедру паразитологии. В 1990—1992-х годах Рита
работала в немецкой лаборатории по диагностике и оздоровлению крупного
рогатого скота от лейкоза. Практикой занималась в лечебнице при институте. А
позже Рита Фанилевна вместе со своим супругом Ракифом Хаматовичем открыли
частную ветеринарную аптеку и клинику.
Работы много, врачи нередко допоздна задерживаются в клинике, ездят по
домам. Рита Фанилевна в городе человек известный. Никому не отказывает в
помощи, долго и подробно консультирует, нередко пристраивает животных в
добрые руки. Поддерживает, как может, людей, приютивших бездомных кошек или
собак. Она из тех врачей, кто живет своей работой и постоянно развивается.
Семейная клиника Ганиевых — первая в Башкортостане, где начали выдавать
животным электронные паспорта. Два года назад здесь был открыт
Республиканский центр чипирования.
— С 2004 года Евросоюз запретил ввоз нечипированных животных, которые теперь
должны быть идентифицированы имплантированным микрочипом. Электронный
паспорт — это виртуальная ветеринарная карта, содержащая всю информацию о
животном, — рассказывает Рита Ганиева. — Чипирование — простой и безопасный
метод для идентификации кошек, собак, грызунов, лошадей, крупного рогатого
скота, экзотических животных, птиц и даже рыб. Устройство радиоэлектронной
идентификации — микрочип размером с рисовое зерно с помощью шприца
помещается под кожу. Информация о животном и его владельце передается в
единую электронную базу данных. Там есть все сведения: имя и адрес
владельца, кличка питомца, даты вакцинации.
Пока о чипировании мало кто знает, но Рита Фанилевна Ганиева уверена, что
лет через пять в России электронный паспорт перестанет быть некой
диковинкой.
— В будущем мы будем заключать договоры с крупными конезаводами, фермами по
чипированию скота. Но прежде предстоит разработать программу по сельскому
хозяйству, которая объединила бы всех, заинтересованных в этом деле. А такие
люди есть. Как-то мне звонил один предприниматель, консультировался по
поводу чипирования. Он планирует создать крепкое хозяйство по западному
образцу.
Вот так в труде и заботах живет семья, которой на роду написано лечить
животных. Они делают это с душой и полной самоотдачей. Один из сыновей
Ганиевых, Ильшат, проходит преддипломную практику в родительской клинике: он
учится в Аграрном университете на ветеринара. Другой сын, Рузель,
заканчивает экономический факультет, но тоже работает в клинике: он взял на
себя все организационные вопросы.
Недавно к Рите Фанилевне обратились с просьбой: нужно было чипировать
белогривого красавца. Во время процедуры Толпар вел себя спокойно, а
ветеринар снова вспомнила предание о Шайтан-горе, которое ей рассказывал
дед. Лошадям, которые получили электронный паспорт из ее ласковых и умелых
рук, конокрады уже не страшны.
ЧЕЛОВЕК-ПТИЦА
«Сначала на меня навалилась непомерная тяжесть, все тело скрутило. А потом
стало легко и свободно. Я понял, что превратился в... птицу. В орла,
парящего над горами и лесами. Подул сильный ветер, и во время полета в
каждом пере своих мощных крыльев я ощущал вибрацию. Увидев бегущего по тропе
зайца, камнем кинулся вниз... Насытившись, полетел к ручью...».
Ощущения были яркими, а возвращение в реальность Евгения опустошило,
шокировало. Выйдя из состояния расширенного сознания после сеанса ребёфинга
(это особая дыхательная техника, применяемая в психотерапии), он обнаружил
свое тело распростертым рядом с другими человеческими телами на ковре.
Пробный сеанс, организованный специалистами кафедры психотерапии Института
усовершенствования врачей (Москва) завершился, но для Евгения все только
начиналось. Кстати, «ребёфинг» в переводе с английского означает «второе
рождение». Он понял, что в предыдущей жизни был птицей. И с тех пор коренным
образом поменял свои взгляды на орнитологию — раздел зоологии, изучающий
пернатых.
С Евгением Каревым, кандидатом биологических наук, орнитологом, страстным
любителем птиц мы встретились в один из июньских вечеров в парке имени
М.Гафури. Встретились, чтобы послушать соловья. В парке грохотала музыка, и
птиц не было слышно, поэтому нам пришлось, минуя аттракционы и летние кафе,
углубиться в лес. Вот здесь-то я и насладилась «маленькой вечерней
серенадой» в исполнении камерного оркестра, которым управляла сама
Природа...
В этом оркестре солировал самый сильный вокалист — соловей. Он пел, конечно
же, о любви. О том, что влюбленный, будь то птица или человек, способен
обрести крылья и подняться над суетой.
— Ученые считают, что птицы с помощью песни защищают свой гнездовой участок
от других самцов. И, конечно, трелями привлекают самочек, сообщают о том,
что все готово, их территория любви свободна, — начал экскурсию Евгений
Викторович. — Если будет слишком много соловьев — не хватит корма. А в лесу
все гармонично. Самые большие и богатые участки обычно выбирают старые
соловьи, «князья». Их, правда, осталось мало, я, по крайней мере, не
встречал. В прошлом веке соловьятники-любители, слушая этих маленьких
солистов, насчитывали до 20—30 колен (частей) одной песни. Еще Тургенев
писал о том, что хороший вокалист-соловей должен петь разборчиво и не мешать
колена. А они бывают такие: «Пуль, пуль, пуль», «Клы, клы, клы», «Дробь»,
«Раскат-трррр...», «Плень-плень, плень», «Лешева дудка — го-го-го...» И так
далее...
Спрашиваете, когда соловьи прилетают с зимовки? По моим многолетним
наблюдениям — к 9 мая. А ныне? Не знаю. Я теперь от науки далек, как Юпитер
от Земли. Снял с себя все регалии. Теперь вот пишу антиорнитологическую
книгу, потому что понял: природу нужно изучать глазами души, без любви ее
познать невозможно. А в орнитологии нет любви, птица рассматривается этой
наукой как объект. Ее можно (и нужно!) застрелить и сделать чучело. И во
время студенческой полевой практики в БГУ, и в экспедиции вместе с
профессором Валерием Ильичевым меня учили отстреливать птиц и делать из них
коллекционные тушки — в этой области я был специалистом высокого класса.
Ведь когда птица поет — она легко становится мишенью...
В Прибалтике на Куршской косе я прошел «хорошую школу» кольцевания. Птиц
отлавливали в огромном количестве — и все ради науки. Но что это за наука,
если пернатые испытывают при этом огромный стресс и теряют свои природные
качества? А взять хотя бы учет птиц... На самом деле человек птиц учитывать
не может, потому что внимание его сохраняется лишь на короткое время, а
потом он одну и ту же птаху может сосчитать дважды, а то и трижды. Нет более
глупого занятия...
...На лесной тропинке мы увидели дрозда, он искал дождевых червей, а на нас
не обращал никакого внимания. Потом взлетел высоко на дерево и пропел:
«Филипп... Филипп... Приди, приди... Чай пить, чай пить... С сахаром...». А
я спросила Евгения, не боится ли он нажить врагов в ученом мире, опубликовав
свои, идущие вразрез с общепринятыми, взгляды на орнитологию. Взгляды
человека, «примерившего» на себя оперение птицы?.. Он только пожал плечами:
— Меня научный мир уже не помнит, я его тоже давно не видел. Да и книга эта
вряд ли выйдет.
Про Евгения Карева я слышала разное: «Странный, неконтактный, неуживчивый».
«Противопоставляет себя коллективу». «Забросил науку, ушел в бизнес».
«Выступает по телевизору, играет на курае...». И лишь в одном мнении
сходились все: Карев лучше кого бы то ни было знает уфимскую орнитофауну и
что он, безусловно, человек талантливый.
Евгений защитился в Москве у знаменитого профессора, доктора биологических
наук Валерия Дмитриевича Ильичева.
Вернувшись в Уфу, Карев попытался «свить» в научном мире свое «гнездо» — не
получилось. В Институте биологии орнитологическое направление отсутствовало,
и кандидат наук разрабатывал тему... вьющихся растений. В свободное от
работы время записывал в лесу голоса птиц, этим занимался со студенческой
скамьи, с 1974 года. Теперь его наработки просят скопировать сотрудники
Британской фонотеки. А начинал Карев с катушечного магнитофона «Комета».
Пленки возил слушать в МГУ — там дивились хорошему качеству записи. Потом
приобрел тяжелый, западногерманский. По лесу ходил с этой «бандурой» и
мосфильмовским микрофоном. Но весь многолетний опыт оказался
невостребованным.
Написал ученый замечательную книгу для школьников «Занимательная
орнитология». В ней автор в увлекательной форме рассказал о птицах,
обитающих в Уфе и ее окрестностях, о том, как их распознавать, как за
пернатыми наблюдать. Было подготовлено и звуковое приложение. В издательстве
сей труд пролежал шесть лет. Неизвестно, напечатали бы эту книгу вообще,
если бы не счастливый случай. Автор отправил свой труд в Москву, и в 1993
году на международном конкурсе «Общее гуманитарное образование» рукописи был
присужден грант первой степени. После этого книгу довольно быстро издали в
Уфе, правда, уже после того, как напечатали в Москве.
Ездил Евгений Карев в 1994 году в Вену, на Международный орнитологический
конгресс, где его доклад также обратил на себя внимание. Для того чтобы
отправиться за границу, ученый приложил невероятные усилия. В те годы он вел
орнитологический кружок, за что получал копейки. Подрабатывал, дабы собрать
деньги, асфальтировщиком, сборщиком мебели... Пришлось даже сдать квартиру
на целый год.
…Мы уходим в лес все дальше и дальше.
— Вы слышите, сколько здесь зябликов? У них сейчас перекличка, — говорит мой
экскурсовод.
Евгений останавливается, делает знак, чтобы я слушала. Затенькала
пеночка-теньковка. «Те-тень-ка, встань-те в тень!» Научиться распознавать
птиц по голосам так же непросто, как различать звуки отдельных инструментов
в оркестре, но, как говорится, было бы желание. И это умение необходимо
каждому человеку. Не только ради эстетического наслаждения, но и для
здоровья... Профессор Ильичев в свое время к изысканиям аспиранта Карева в
области орнитотерапии отнесся весьма скептически. А спустя годы Евгений с
удивлением обнаружил в журнале «Будь здоров!» статью про своего бывшего
руководителя, который теперь считает орнитотерапию, то есть лечение пением
птиц, очень эффективной методикой и плодотворно работает в этой области.
В статье говорится о том, что пение птиц успокаивает человека, исцеляет
душу, приводит в равновесие все процессы в организме. Например, соловьиное
пение взбадривает, хорошо лечит депрессии. Песни канареек, певчих дроздов,
овсянок, зябликов снимают учащенное сердцебиение, аритмию. Мелодии щегла и
чижа помогают при неврозах, пение черного дрозда снимает высокое давление.
Эта тема Кареву по-прежнему интересна. Оставшись без работы, перебиваясь
случайными заработками, он пребывает в «свободном полете». Зато делает что
хочет: пишет орнитологический труд, играет на пяти (или шести?)
инструментах, создает уникальные музыкальные произведения и не горюет.
— Я прошел суровую духовную школу Дзэн. Четыре года жил под руководством
мастера из Японии. В один из своих приездов он выбросил все, что ему
показалось лишним, из моего дома: письменный стол, холодильник, другие вещи.
А еще 5 тысяч томов книг. Соседи чуть с ума не сошли, увидев столько добра
на помойке. Звонили родителям, кричали в трубку: «Что, ваш сын разбогател?!»
Японец на следующий день купил все, по его мнению, самое необходимое,
расставил согласно учению Фэн-шуй. Главное, привез мне в подарок компьютер и
хороший магнитофон для записи птичьих голосов в лесу. Так гуру постепенно
отучил меня от привязанностей. А я особо и не сопротивлялся: много ли нужно
свободному человеку-птице?
С японцем Евгений расстался, но они с женой Ириной продолжали исповедовать
духовную жизнь. В аннотации к выпущенному ими компакт-диску «Курай и птицы»
сказано: «Природные звуки записаны орнитологом Е.Каревым весной и летом 2001
года на территории Республики Башкортостан и Пермской области. А народные
башкирские мелодии на курае исполняет Свами Ананд Сантош. На кубызе
аккомпанирует Ма Дживан Утсава». Это духовные имена супругов Каревых.
Единственный, кто выступает под своим мирским именем, — звукорежиссер Андрей
Убоженко.
Диск, записанный для медитации и релаксации, по-моему, имеет очень мало
аналогов. Это живая музыка природы. Курай, созданный из растения, обитающего
в поймах рек на Южном Урале, — в далеком прошлом был сигнальным инструментом
пастухов и охотников. Необычный тембр его удивительно сочетается с голосами
птиц и другими природными звуками.
Надо сказать, что звучавший по радио и телевидению курай Евгений не
воспринимал. Но однажды, во время студенческой практики в Башкирском
государственном заповеднике, он услышал, как на этой «уральской» флейте
играл лесник, и был околдован гармонией звуков: курая и дикой природы
заповедного Бурзянского края. Он начал брать уроки музыки у лесника, а много
позже продолжил занятия под руководством заслуженного работника культуры РБ
Равиля Ханифовича Магрупова. Вместе с ним они выступали на радио и
телевидении. Сейчас Евгений и звукорежиссер Андрей Убоженко работают над
новым оригинальным проектом: они пытаются соединить пение птиц с... циклом
Чайковского «Времена года». В пьесе «Песнь жаворонка. (Март)» солирует живой
жаворонок.
Однажды Евгений Карев взял да и написал письмо Владимиру Мегре, автору
бестселлеров про таежную отшельницу Анастасию. Он предлагал свои услуги по
проектированию уголков, удобных для птиц. Кстати, в нашем городе еще живы
уникальные островки, населенные редкими птицами. Во время прогулки по
территории парка Евгений вывел меня на свою любимую поляну. Здесь среди
густо заросшей дикой малины гнездятся сорокопут-жулан, ястребиная, серая и
садовая славки. Но если местные жители придут, как обычно, сено косить —
растревожат редких птиц, порушат гнезда. Вот если бы экологи взяли эту
поляну под свою опеку!
Евгению Кареву удалось установить связи многих видов птиц с определенными
растениями. Например, коноплянки любят гнездиться в молодых елочках, в
кустах шиповника, желтой акации, жимолости татарской. Шиповник и другие
кустарники привлекают птичек только в том случае, если из них будет создана
густая живая изгородь на хорошо освещенном месте высотой и шириной не менее
одного метра. Особенно любят шиповник коноплянки: его колючки защищают их от
кошек, собак, ворон и сорок.
— Плохо делают экологически безграмотные работники зеленого хозяйства,
подстригая живые изгороди в начале лета, в период гнездования коноплянок, —
сетует Евгений. — После этого потерявшие маскировку беззащитные гнезда
гибнут от ворон. Когда-то склоны глубоких оврагов Старой Уфы были покрыты
садами, внизу журчали чистые ручьи. Стоя на висячих мостиках, уфимцы слушали
пение соловьев. Сейчас овраги завалены мусором, вода в ручьях грязная.
Почему бы не вернуть им прежнюю привлекательность?
ЗЕМЕЛЬНЫЙ ПЕРЕДЕЛ
У жителя Чишмов Бориса Вдовина от десяти соток осталось только пять. По
огороду он ходит как по минному полю: один неверный шаг, и можно запросто
уйти по колено в землю. Что, впрочем, чуть не стряслось и со мной: спасибо,
хозяин успел удержать за рукав куртки. К дому Вдовиных, примостившемуся в
живописном месте на берегу реки Калмашки, нас проводил местный охотовед:
высокий, статный, светлобородый и улыбчивый Иван Шех.
После проливного дождя воздух в поселке наполнился свежим ароматом
молоденьких березовых листочков. Лягушачий хор (его мужской состав) горланил
средь бела дня чувственные романсы: у квакушек начался брачный сезон. А мы
стояли в огороде затаив дыхание: под землей кипела скрытая от людских глаз
тайная жизнь удивительного города, выстроенного... бобрами.
Бобры начали «отвоевывать» территорию у Вдовиных и еще нескольких жителей
поселка лет восемь назад. Пригодными для обитания этих грызунов считаются
водоемы с облесенными берегами, ведь их основной корм — кора стволов
древесины, ветвей, годичные побеги, травянистая и водно-болотная
растительность. А здесь еды предостаточно: много тальника, тополь, береза,
тростник, осока.
— Один ряд тополей они уже срезали. — Борис Вдовин показывает на
противоположный берег. — Попадете на ту сторону, сами увидите погрызы.
Работяги они, бобры, ничего не скажешь. Режут деревья, таскают здоровенные
чурбаки. Ладно бы еще по реке... Осенью вода уходит, так они бревна по дну
волокут.
Бобры валят деревья не только для того, чтобы запастись едой на зиму. В
теплое время года они сооружают запруды, пытаясь сохранить уровень воды.
Прекрасные строители, возводя плотины, они используют ветки, стволы, а в
качестве скрепляющего материала — дерн, ил либо глину. Колья, палки, сучья
втыкают в дно и скрепляют. По выступающим «мосткам» плотины местные мужики
ходили и только диву давались: крепкая получилась конструкция!
Земельные участки трех хозяев уходят потихоньку в овраг, потому что бобры,
строя норы, подрывают берег. Их лазейки ведут в длинные галереи с широкими
пустотами — камерами и подводными выходами, отверстиями для вентиляции. Судя
по старым погрызам больших деревьев, бобры действительно живут здесь давно,
ежегодно в семье рождаются малыши.
Сам факт обитания бобров под Чишмами — явление вполне закономерное. Эта
территория находится в непосредственной близости от действовавшего около 20
лет Демского охотничьего заказника, который первоначально, в 1973 году, был
создан как комплексный, а с выпуском бобра стал целенаправленно-видовым.
Работники Госохотинспекции при Совете Министров БАССР, правопреемником
которой после многочисленных преобразований стало Управление по охране,
контролю и регулированию использования объектов животного мира при
Министерстве лесного хозяйства и природных ресурсов РБ, неоднократно
завозили и выпускали бобров в башкирские водоемы. Первых бобров — 10 самцов
и 12 самок — доставили из Марийской АССР 17 сентября 1963 года и выпустили в
Белозерский заказник. А позднее из Воронежской области привезли переселенцев
на реки Бирь, Быстрый Танып. Из Белоруссии 30 голов переселили на реку Ик в
Белокатайский заказник, завезли грызунов на Шишиняк, приток Зилима, на реку
Уя — приток Миндима, на реку Крутая Чебушла, в Симское охотничье хозяйство и
пойменные озера Демы. Всего до 1978 года было выпущено 178 бобров.
Вот так была сформирована хорошая жизнестойкая популяция с высоким
потенциалом воспроизводства, а через 10 лет из четырех искусственно
созданных очагов — Гафурийского, Симско-Инзерского, Белокатайского и
Демского — речные бобры стали самостоятельно расселяться по всем пригодным
для их обитания водоемам. А в Демском заказнике — в юго-западной части
Уфимского района, на площади 12,4 тысячи га, где 35 километров течет река
Дема, 90 озер и стариц с богатой кормовой базой, уже в 1987 году обитало 35
бобровых семей(охотоведы насчитали 105 бобров).
К нам, оставив удочку возле мостков, подошел сосед Вдовиных, Григорий
Михайлов, а за ним следом — рыжая, с коротким, будто обрубленным хвостом и
короткими ушами кошка, похожая на рысь. Впрочем, ее так и зовут — Рысь.
— Какая рыба у нас водится, спрашиваете? Да всякая: карась, карп, лещ, щука.
Сегодня несколько окуней поймал, отдал кошкам. У меня их две — Рысь и Дымка.
Они со мной постоянно на рыбалку ходят и даже плавать научились, рыбу прямо
с крючка снимают.
Григорий Михайлов рассказал, как ему удалось бобров со своего участка
выжить. Всего-то навсего привез... 50 грузовиков земли. Засыпал огород,
берег шифером укрепил. Так они теперь к соседям переметнулись, продолжают
свою «подрывную» деятельность. У Вдовиных урожай картошки резко снизился. А
в следующем дворе у деда сарай уже над оврагом повис. Там посреди сарая он
однажды встретил непрошеного гостя-«подрывника».
Как-то Михайлов рыбачил и увидел в зарослях бобра, грызущего ветку.
Попытался подойти поближе на резиновой лодке. Зверек поначалу человека будто
и не замечал, а потом с шумом бросился в воду, прямо под лодку, словно
напугать решил. Рыбак удивился, а позже приметил в кустах детенышей. Значит,
бобр пытался защитить свое потомство.
Чишминские любители природы засыпали нас удивительными историями о встречах
с бобрами, например, о том, как Иван Шех и его друг, отправившись по первому
льду на Дему рыбачить, на рассвете бобра приняли за ведро, кем-то
оставленное.
— Сказки рассказываете, — не верит Людмила Едренкина, организовавшая эту
любопытную вылазку. Людмила Анатольевна — начальник отдела Дирекции по особо
охраняемым территориям Минприроды РБ.
Она, специалист с большим опытом, знает, что грызуны выходят из своих
укрытий лишь в сумерки, и всю ночь, до рассвета, ведут себя очень активно.
Эти, чишминские бобры, поселившиеся рядом с людьми, похоже, корректируют
свой «рабочий график», подстраиваясь под человека. А Людмиле Анатольевне
всякое приходилось видеть. Бывало, что бобры создавали аварийные ситуации на
объектах народного хозяйства, подтапливали дороги, коммуникации. Но чтобы
вот так вольготно жили они рядом с людьми, ничего не боясь, появлялись в
светлое время суток! Такого не бывало.
Услышав плеск, мы обернулись: кто-то, не торопясь, плыл под водой в сторону
сарая.
— Это бобер. Точно, — определил Шех. — Мы тут, в огороде, гомоним, вот и
спугнули.
На другом берегу мы увидели свежие погрызы тополей. Осталось несколько рядов
деревьев, а за ними — металлический забор. Шутим: мол, срежут тополя,
примутся за забор.
Что позволяет этому удивительному животному превращать дерево в щепки?
Острые зубы, их у бобра 20. Но для строительства он использует только 4
длинных резца, остальные 16 служат для измельчения пищи. Интересно, что зубы
не имеют корней и растут в течение всей жизни.
Во время весеннего разлива наш знакомый рыбак Григорий Михайлов видел целую
стайку бобров — 8 особей. Это уже четыре острых резца, помноженные на
восемь.
— Вот такой у нас заповедник! — смеется чишминский охотовед Шех. —
Глядите-ка, ондатра плывет. Их тут много. А вон, видите, пара диких уток. У
нас в позапрошлом году лебеди на пролете отдыхали. И медведь однажды
забредал. Но самое удивительное, я вам скажу — это мирное сосуществование
людей и бобров.
Кстати сказать, Борис Вдовин — охотник, но мы абсолютно уверены в том, что
на бобров, которые пядь за пядью захватывают его землю, он ни руки, ни ружья
не поднимет. И его соседи тоже. Они терпят ущерб, но о животных рассказывают
с любовью.
Ясно, что бобры, обжив берег речушки в Чишмах, добровольно из этих мест не
уйдут, ведь корма им еще надолго хватит. Охотоведы взяли ситуацию под
контроль, они продолжат наблюдение за семейством грызунов и, надеемся,
попытаются решить проблему жителей без ущерба для животных.
Мы попрощались с новыми знакомыми и направились к машине. Нас догнал мужчина
с заспанным лицом. Он вел себя очень эмоционально.
— Вы что, японский городовой, хотите сделать с нашими бобрами? Их, японский
городовой, трогать нельзя. Да я никому не позволю! Мы не позволим. А... Вы
просто приехали посмотреть? Ну, тогда извините...
От этих слов у нас почему-то стало на душе тепло...
ОНИ ОБЕЩАЛИ ВЕРНУТЬСЯ
Аксакалы знают: печальное курлыканье журавлей нельзя слушать с непокрытой
головой. И думать в эти минуты можно только о чем-то хорошем, добром.
Арабский ученый Ахмет Ибн Фадлан еще в Х веке записал башкирскую легенду о
том, как журавли предупредили мирный народ о наступлении вражеского войска.
Может, поэтому люди в наших краях с давних пор относятся к этим серым
грациозным птицам бережно, с любовью? Оставляют для них зерновые колоски на
убранных полях. А во время охоты, завидев в небе стройный журавлиный клин,
опускают ружье. Для башкир журавль был и, наверное, по сей день остается
священной птицей.
Отправляясь на встречу с журавлями, я мысленно благодарила Розалию
Асфандияровну Султангарееву, доктора филологических наук, которая щедро
наполнила мою дорожную котомку башкирскими притчами и легендами. Теперь,
после разговора с ней, я знала, что серый, с темными «пестринами» по краям
шелковый платок, покоящийся на плечах, накину на голову, едва заслышу издали
курлыканье (трубная песнь журавлей доносится за несколько километров).
Ехать до «журавлиных мест» пришлось недолго. Перед отлетом в южные страны
птицы в больших количествах собираются на убранных полях и болотах на
границе трех районов: Уфимского, Благовещенского и Кушнаренковского, на
левом берегу реки Белой. Здесь и находится контрольная орнитологическая
территория площадью примерно в 100 тысяч гектаров. В деревне Старые Камышлы
нашу «газель» встретила Людмила Едренкина, начальник отдела Дирекции особо
охраняемых территорий Минприроды РБ. Мы перебрались в кабину вездехода и
помчались по проселочной, рыхлой после дождя дороге, пытаясь опередить
стремительно падающее за горизонт закатное солнце.
Людмила Анатольевна наблюдает жизнь журавлей уже второй десяток лет. В иные,
«урожайные» годы здесь собираются по осени более двух тысяч птиц. Их
привлекает богатый ассортимент местной «столовой»: достаточно большие
площади убранных, с «рассыпанным» зерном полей, заболачивающиеся после
строительства новой автотрассы леса, обилие насекомых. На полях отдыхают,
кормятся, набираются сил перед дальней дорогой прилетевшие с севера журавли.
Отсюда отправляется на юг и «местный» молодняк, вылупившийся в гнездах.
Место, приготовленное для обустройства «колыбели», журавли утаптывают во
время весенних ритуальных танцев. По рассказам очевидцев, эта церемония
напоминает балетный спектакль: птицы грациозно подпрыгивают, машут крыльями,
подбрасывают наверх пучки травы. Ученые считают, что журавлиные пары
образуются на всю жизнь.
— Мы наблюдаем конец отлета, когда большая часть журавлей уже покинула эти
места, — комментирует Л.Едренкина. — Но еще недели две назад их можно было
запросто встретить в полях — до 180—200 особей в стае. Птицы, почувствовав
приближение холодов, не желают тратить силу и энергию на борьбу с ними — они
просто улетают туда, где тепло.
К сожалению, пасущихся в полях птиц мы не увидели, хотя проехали не один
десяток километров. Остановились посередине поля, вышли из машины. Людмила
Анатольевна рассказала печальную историю о том, как здесь неподалеку, возле
Гусиного озера, остановилась белая «Нива». Из нее выскочил человек с ружьем
и выстрелил в пролетавшую мимо стаю. Один журавль упал… Но, слава Богу,
подобные факты крайне редки. В большинстве своем люди встречают этих птиц с
радостью. Женщина, ожидающая появления на свет младенца, знает: прилетевшие
весной журавли на крыльях своих «принесут ее малышу ноги». Ребенок,
которого, пролетев над домом, благословила священная птица, обязательно
вырастет крепким, здоровым.
Тишину осеннего вечера наполняет грустная песня, которую до нас донес
издалека октябрьский ветер. Я набрасываю на голову серый, с темными
«пестринами» платок и загадываю желание. Немного погодя в небе появился
журавлиный клин. Серые стройные птицы с черными, свисающими поверх хвоста
перьями. О чем поют они, прощаясь с нами до весны?
Давным-давно один музыкант, бродивший по осенним полям, в печальном
журавлином курлыканье услышал красивую мелодию и разучил ее на курае. С тех
пор «Журавушку» очень часто исполняют со сцены. Розалия Султангареева не
устает говорить о том, что это сакральная мелодия. И коль музыкант решил
сыграть ее на курае перед публикой, то прежде должен покрыть сою голову,
посыпать ее солью и рассказать старинную легенду о том, как журавли спасли
башкирский народ. Тем самым он исполнит старинный ритуал, неписаный закон,
дошедший до нас из глубины веков.
Серый платок, сорванный с головы ветром, чуть не улетел за журавлиной стаей.
Мое желание теперь, наверное, исполнится — лишь бы птицы вернулись домой
невредимыми. На душе тревожно оттого, что пролетать они будут там, где до
сих пор стреляют.
Стреляют и в журавлей, и в людей. Я верю: птицы вернутся.
Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа
|