> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > МОЛОКО
 

Георгий Бабушкин, Галина Александрова

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

О проекте
Проза
Поэзия
Очерк
Эссе
Беседы
Критика
Литературоведение
Naif
Редакция
Авторы
Галерея
Архив 2007 г.

 

 

XPOHOC

Русское поле

МОЛОКО

РуЖи

БЕЛЬСК
ПОДЪЕМ
ЖУРНАЛ СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
СИБИРСКИЕ ОГНИ
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
МГУ
ГЕОСИНХРОНИЯ

Георгий Бабушкин, Галина Александрова

Мёртвая зона

«В глубине стекла», 2006, роман издан под псевдонимом «Елена Искра»

            Есть в российской литературе темы, которые она отчего-то либо вообще не замечает, либо касается вскользь, походя, не то не рискуя браться за них, не то пренебрегая как малозначимыми. Своеобразные «мёртвые зоны». Как это не парадоксально, к  таким темам относится и тема школы, хотя все мы, как известно, родом из детства, а детство и школа понятия практически совпадающие. Нет, чуть ли не каждый писатель уделил внимание этому периоду своей жизни, но при всём кажущемся разнообразии произведений на эту тему, всех их отличает одно - взгляд со стороны. Это либо воспоминания из собственного детства - впечатления ребёнка, либо мнение родителя – взгляд человека постороннего. Если же вспомнить о произведениях Макаренко, то и ситуация у него была не совсем «школьная», да и прошло с тех пор чуть не 80 лет.

            Роман «В глубине стекла» пытается раскрыть эту тему сегодня, причём изнутри, с позиции учителя. Это тем более интересно, что автор знает реальную современную школу, т.к. прошёл весь учительский путь сам. Применяя избитый штамп, можно сказать, что псевдоним «Елена Искра» «говорящий», автор, Василий Вашков, действительно высекает искру света в мир «тёмного царства» российского образования.

            В центре романа судьбы двух молодых учителей, Олега и Ольги, пришедших работать в школу вопреки расхожему мнению конца 90-х, что «в школе работать - это уже совсем отстой». Их непростые личные взаимоотношения, родившаяся и крепнущая любовь тесно переплетаются с проблемами нравственного и социального кризиса, охватившего страну в этот период.

            Что такое любовь? Готовность получать радость или способность разделить бремя забот? Что важнее, благоразумный расчет или порыв души? Все эти, и многие другие «вечные» вопросы приходится решать героям романа. И каждый решает их по-своему. В романе хорошо отражено, насколько по-разному мужчина и женщина видят мир, насколько различны мотивы их, казалось бы, одинаковых поступков.

Личная, любовная линия произведения, неразрывно переплетается со школой, охватывая многие её проблемы: кто и по каким причинам приходит туда, система управления, где много случайных людей, не справившихся с работой учителя, а теперь учащих их работать, и многое другое.

Эпоха 90-х, возведшая стяжательство в главный жизненный принцип, не обошла стороной и школу. Автор очень хорошо показывает, как нищенская зарплата и жадность калечит людей, искривляет до неузнаваемости те нравственные принципы, которые они проповедуют детям (образы директора и завуча школы, людей опытных, со стажем). Что же говорить о неопытной молодёжи, которая, попав в эту систему, подобно Ольге, ломаются и плывут по течению, или уходят, если не желают мириться с подобной порочной практикой, как Олег.

Ярко показано, как эта система влияет на детей, уродуя несозревшие души, приучая ко лжи, двуличию, притворству. Умению выколачивать и покупать.

В романе глубоко затронут вопрос об отношении общественности к школе, когда каждый советует как учить, мало представляя как это следует делать.

Книга написана хорошим литературным языком в лучших традициях классической литературы, что в наши дни – большая редкость.

 

* Авторы рецензии - учителя русского языка и литературы 1004-й московской школы

 

 

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100
 

 

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев