> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > МОЛОКО
 

Наталья Савельева

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

Webalta

О проекте
Проза
Поэзия
Очерк
Эссе
Беседы
Критика
Литературоведение
Naif
Редакция
Авторы
Галерея
Архив 2006 г.

 

 

XPOHOC

Русское поле

МОЛОКО

РуЖи

БЕЛЬСК
ПОДЪЕМ
ЖУРНАЛ СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
СИБИРСКИЕ ОГНИ
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
РОССИЯ
МГУ
СЛОВО
ГЕОСИНХРОНИЯ

Наталья Савельева

Взгляд из-под парты?

О прозе Людмилы Улицкой

Все читают Улицкую. Все говорят про Улицкую. Она получает престижные премии. Её произведения выходят большими тиражами в разных странах. Я долго не читала её — не успевала. В прошлом году, когда мне стали её книги дарить, я познакомилась с модной писательницей. Знакомство меня разочаровало.

Сначала я прочитала «Сонечку». Насторожило название — слишком уж похоже на цветаевскую «Повесть о Сонечке»! Даже подозрение возникло — не для того ли, чтобы два произведения путали? Ищешь одно, находишь другое...
Неприятно поразил стиль. Даже не стиль, а неграмотное построение фраз, хаотичность мыслей. Иногда, не выдержав, я брала в руки карандаш, подчёркивая явно неудавшиеся места.
Хотя сюжет повести интересный, волнующий, иногда неожиданный. В первой части мне многое близко. А в конце (как, впрочем, почти во всех произведениях Людмилы Улицкой) становится непонятно — почему именно это случилось с героями? Откуда столько нелепых искалеченных судеб?
Концовка «Сонечки» поразила уходом в надуманную эротику, приправленную благородными идеями и красками. Финал «Казуса Кукоцкого» ошеломил ещё больше. Словно окунули меня в чёрную зловонную краску: так тяжело было на душе от пошлости и надуманного трагизма. Несколько дней не отпускало это ощущение.
Правда, перед «Казусом Кукоцкого» я прочитала роман «Медея и её дети», и крымская его часть понравилась мне до боли сердечной. Потрясла — уже в хорошем смысле — судьба главной героини. И со стилистикой всё в порядке. С радостью узнавала я любимые крымские приметы: судакские и коктебельские горы, тропы, травы, ароматы... Любовные линии романа снова удивили пошлостью, безвкусицей, размытыми нравственными ориентирами. Но под впечатлением судьбы главной героини, а также темы репатриации крымских народов я закрыла глаза на всё остальное.
Таким образом, после «Сонечки» и «Медеи» у меня сложилось довольно неплохое, хотя и смутное представление о писательнице Улицкой. Мне было ясно, что это, безусловно, литература «женская», что многое в ней в духе нынешнего времени и на потребу его. Что стиль небезупречен, а нравственные критерии очень нечёткие. В той же «Медеи» всё смешано перемешано, как в рекламе «три в одном»: и любовь, и самопожертвование, и страсть, и похоть, и даже элементы «порно».
После «Казуса Кукоцкого» я серьёзно задумалась. Все вокруг хвалили рассказы, и я решила, что после их чтения мой взгляд на Людмилу Улицкую прояснится. Так хотелось, чтобы они мне понравились! Должно же быть, наивно думала я, у лучшей писательницы России что-то действительно хорошее, пусть не великое, но настоящее.
Рассказы я дочитать не сумела. Волна недоумения и стыда захлестнула меня с первых же страниц. Первым к тому же был разрекламированный рассказ «Бронька». Кто-то даже предлагал ввести его в школьную программу...
В предисловиях к книгам Улицкой и в материалах о ней утверждается, что все сюжеты Людмилы Евгеньевны имеют реальную основу. «Улицкая — моя любимая писательница! Она не прячется от жизни! — захлёбываясь от восторга, заявила на днях знакомая. — Я всё узнаю, всё родное! Словно мы с ней в школе под одной партой сидели!»
Вот именно, под партой... Что оттуда можно увидеть? Какими глазами? Странные, болезненные, нелогичные сюжеты, изуродованные судьбы. Очень много в произведениях Улицкой написано о болезнях. Онкологических, гинекологических, но чаще — психических. Люди сходят с ума, кончают жизнь самоубийством, теряют память... Всё это преподносится подробно, почти как в медицинском пособии. Чего стоит одно воспоминание Павла Кукоцкого об интимной близости с женой! Каждую складочку тела, каждую деталь его он называет по-латыни. В единичном случае это сошло бы за литературный приём, но в массовом...
Сексуальные сцены тоже сначала поражают новизной и свежестью взгляда. Надо же — так написать о привычном! Потом становится неприятно, потом просто плохо. Прибавим к этому спокойное употребление нецензурных слов. Да, всё как в жизни.
Так, постепенно, и погас во мне свет, идущий от «Медеи». Но ведь в настоящей литературе свет всегда сильнее тьмы. Идёт свет от великих произведений Льва Толстого, Ивана Бунина, Ивана Шмелёва, от печальных рассказов Юрия Казакова и Инны Гофф. Вместе с хорошей книгой растёшь душой, открываешь себя, мир, себя в мире. А если книга гасит в читателе доброе и светлое? Будит тёмные инстинкты? Пугает особо мнительных?..
Возможно, это старомодный взгляд на литературу, но другого у меня не будет…

 

Написать отзыв

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100
 

 

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев