О проекте
Проза
Поэзия
Очерк
Эссе
Беседы
Критика
Литературоведение
Naif
Редакция
Авторы
Галерея
Архив 2006 г.
РуЖи
|
Наталья Савельева
Взгляд из-под парты?
О прозе Людмилы Улицкой
Все читают Улицкую. Все говорят про Улицкую. Она получает престижные
премии. Её произведения выходят большими тиражами в разных странах. Я долго
не читала её — не успевала. В прошлом году, когда мне стали её книги дарить,
я познакомилась с модной писательницей. Знакомство меня разочаровало.
Сначала я прочитала «Сонечку». Насторожило название — слишком уж похоже
на цветаевскую «Повесть о Сонечке»! Даже подозрение возникло — не для того
ли, чтобы два произведения путали? Ищешь одно, находишь другое...
Неприятно поразил стиль. Даже не стиль, а неграмотное построение фраз,
хаотичность мыслей. Иногда, не выдержав, я брала в руки карандаш,
подчёркивая явно неудавшиеся места.
Хотя сюжет повести интересный, волнующий, иногда неожиданный. В первой части
мне многое близко. А в конце (как, впрочем, почти во всех произведениях
Людмилы Улицкой) становится непонятно — почему именно это случилось с
героями? Откуда столько нелепых искалеченных судеб?
Концовка «Сонечки» поразила уходом в надуманную эротику, приправленную
благородными идеями и красками. Финал «Казуса Кукоцкого» ошеломил ещё
больше. Словно окунули меня в чёрную зловонную краску: так тяжело было на
душе от пошлости и надуманного трагизма. Несколько дней не отпускало это
ощущение.
Правда, перед «Казусом Кукоцкого» я прочитала роман «Медея и её дети», и
крымская его часть понравилась мне до боли сердечной. Потрясла — уже в
хорошем смысле — судьба главной героини. И со стилистикой всё в порядке. С
радостью узнавала я любимые крымские приметы: судакские и коктебельские
горы, тропы, травы, ароматы... Любовные линии романа снова удивили
пошлостью, безвкусицей, размытыми нравственными ориентирами. Но под
впечатлением судьбы главной героини, а также темы репатриации крымских
народов я закрыла глаза на всё остальное.
Таким образом, после «Сонечки» и «Медеи» у меня сложилось довольно неплохое,
хотя и смутное представление о писательнице Улицкой. Мне было ясно, что это,
безусловно, литература «женская», что многое в ней в духе нынешнего времени
и на потребу его. Что стиль небезупречен, а нравственные критерии очень
нечёткие. В той же «Медеи» всё смешано перемешано, как в рекламе «три в
одном»: и любовь, и самопожертвование, и страсть, и похоть, и даже элементы
«порно».
После «Казуса Кукоцкого» я серьёзно задумалась. Все вокруг хвалили рассказы,
и я решила, что после их чтения мой взгляд на Людмилу Улицкую прояснится.
Так хотелось, чтобы они мне понравились! Должно же быть, наивно думала я, у
лучшей писательницы России что-то действительно хорошее, пусть не великое,
но настоящее.
Рассказы я дочитать не сумела. Волна недоумения и стыда захлестнула меня с
первых же страниц. Первым к тому же был разрекламированный рассказ «Бронька».
Кто-то даже предлагал ввести его в школьную программу...
В предисловиях к книгам Улицкой и в материалах о ней утверждается, что все
сюжеты Людмилы Евгеньевны имеют реальную основу. «Улицкая — моя любимая
писательница! Она не прячется от жизни! — захлёбываясь от восторга, заявила
на днях знакомая. — Я всё узнаю, всё родное! Словно мы с ней в школе под
одной партой сидели!»
Вот именно, под партой... Что оттуда можно увидеть? Какими глазами?
Странные, болезненные, нелогичные сюжеты, изуродованные судьбы. Очень много
в произведениях Улицкой написано о болезнях. Онкологических,
гинекологических, но чаще — психических. Люди сходят с ума, кончают жизнь
самоубийством, теряют память... Всё это преподносится подробно, почти как в
медицинском пособии. Чего стоит одно воспоминание Павла Кукоцкого об
интимной близости с женой! Каждую складочку тела, каждую деталь его он
называет по-латыни. В единичном случае это сошло бы за литературный приём,
но в массовом...
Сексуальные сцены тоже сначала поражают новизной и свежестью взгляда. Надо
же — так написать о привычном! Потом становится неприятно, потом просто
плохо. Прибавим к этому спокойное употребление нецензурных слов. Да, всё как
в жизни.
Так, постепенно, и погас во мне свет, идущий от «Медеи». Но ведь в настоящей
литературе свет всегда сильнее тьмы. Идёт свет от великих произведений Льва
Толстого, Ивана Бунина, Ивана Шмелёва, от печальных рассказов Юрия Казакова
и Инны Гофф. Вместе с хорошей книгой растёшь душой, открываешь себя, мир,
себя в мире. А если книга гасит в читателе доброе и светлое? Будит тёмные
инстинкты? Пугает особо мнительных?..
Возможно, это старомодный взгляд на литературу, но другого у меня не будет…
Написать
отзыв
Не забудьте указывать
автора и название обсуждаемого материала! |