> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > МОЛОКО
 

Ирина Репьева

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

О проекте
Проза
Поэзия
Очерк
Эссе
Беседы
Критика
Литературоведение
Naif
Редакция
Авторы
Галерея
Архив 2007 г.

 

 

XPOHOC

Русское поле

МОЛОКО

РуЖи

БЕЛЬСК
ПОДЪЕМ
ЖУРНАЛ СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
СИБИРСКИЕ ОГНИ
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
РОССИЯ
МГУ
СЛОВО
ГЕОСИНХРОНИЯ

Ирина Репьева

Ответственность за Слово

В Москве под патронажем супруги Владимира Путина уже третий раз в нашей стране прошел замечательный фестиваль школьных библиотек России «БиблиОбраз». Внимание прессы было средним, несмотря на статусность события. Вот если бы этот фестиваль был призван культуру добить, вот тогда бы интерес к нему был куда как активней!

Напомним, что когда Министр культуры Александр Соколов запретил вести в Европу выставку, которая везла иностранным зрителям такие перлы, как картину «Целующиеся милиционеры», то «Эхо Москвы», конечно, тут же кинулось защищать «творцов», выставляя, как главный аргумент, утверждение: как же можно было эту выставку запретить, если она куплена самой Третьяковской галереей. В этом и стоит трагическая сторона явления. Мало им выставляться в подворотнях, вроде Сахаровского центра! Пробравшись в государственные структуры, разрушители страны скупили гадость на народные деньги, а потом ещё и выставляют её за границей, как бы говоря: «Духовность России сошла на нет. РФ – стало обществом дикарей. А раз так, это государство вполне может быть превращено в банановую республику».
Детско-юношеская литература потому и оскудела, что общенародные деньги все девяностые годы тратились явно не на цели духовного обогащения нации. В итоге, ходишь по Манежу, куда, в рамках фестиваля, привезли свою современную, богато изданную детскую литературу шведы, киргизы, азербайджанцы, армяне и другие народы, и видишь, что Россия представлена беднее всех. Выбора у детей почти нет. На прилавках всего несколько писательских имен. И в их числе – лауреат так называемой Национальной премии детской литературы «Заветная мечта» Артур Гиваргизов. Даже не верится, что жюри, которое работало под руководством Эдуарда Успенского, могло отметить столь беспомощного автора, строки которого и поэзией-то, не назовешь: «Не раз стреляли в генерала Из водяного пистолета. И хорошо, что было лето, а не начало февраля. (На даче, - в сторону Урала Сто километров от Кремля). Всё рядом – речка, магазин…) А пистолет был у соседа, Верней, у сына у соседа… Вернее – тьфу! – ну как сказать-то?? Ну, в общем, у соседа сын».
Вот и всё, большего не ждите. На сём «стихотворение» закончилось. И на эту бессмыслицу издательство «Самокат» не пожалело потратить ни денег, ни своего авторитета. Есть в книге и предисловие, написанное пером известной журналистки «Книжного обозрения» Ксении Молдавской, которая, вроде бы, искренне восхищается: «…Стихи Артура Гиваргизова … гораздо интереснее, чем всё то, что я могу о них сказать!» Сам же «поэт» настойчиво лезет в классики. Когда Ксения спрашивает его: «Что бы такого написать о тебе в предисловии?», он без зазрения совести отвечает: «Ты лучше стихи мои похвали». Вот так эти друзья и работают. Один гадость пишет, другой её нахваливает, чтобы сотворить из неё торговый бренд.
Но, может быть, это досадная случайность? Рядом, на всё том же прилавке «Самоката», книга стихов уже покойного питерца Олега Григорьева. Михаил Яснов, помянувший друга в предисловии к книге, признается, что умер он «от бездомности, пьянства». Хотя, наверное, детям это можно было бы и не рассказывать. Но Михаил Яснов словно орден лепит к груди покойника, когда утверждает, что тот был «подпольным советским поэтом». Однако читая такой стишок: «Если вы на качели сели, А качели вас не качали, Если стали кружиться качели, И вы с качелей упали, Значит, вы сели не на качели, Это ясно. Значит, вы сели на карусели, Ну и прекрасно», - начинаешь догадываться, что уходил Григорьев в «подполье» не потому, что носил в себе Божье Откровение. А потому что ему, вполне возможно, приходилось прятаться там своё собственное скудоумие. Впрочем, подозреваю, что такое «подполье» загодя готовилось Западом как своего рода кузница оружия, направленного против наших детей, против нравственно здоровой детской литературы. Например, стихотворение «Жмурки» Олега Григорьева завершается не менее примечательными строками, выдающими уже целую тенденцию разрушительного вторжения в мораль: «Позови сестренку Милку, Лучше уж сыграть в бутылку».
Удивительно ли, что на фоне этой бесцветности, поддержанной издательствами и федеральным агентством, наши дети считают «Гарри Поттера» лучшей книгой современности? А иные из них вообще не хотят читать? Конференция 10 октября, во второй день фестиваля школьных библиотек, которая проходила в Александровском зале Большого Кремлевского дворца, так и называлась: «Подросток и современное общество: права и ответственность». Пора было поставить перед обществом проблему ответственности за то Слово, которое мы предлагаем впитать подростку сегодня!
И уже первый доклад, академика РАН, философа Вячеслава Стёпина подчеркнул преобладающую роль духовности в формировании культуры. «Человек – творец культуры, и всё, что возникает в культуре нового, что закрепляется в ней и передается от поколения к поколению, - это творение человеческого духа, накопленный исторический опыт». На современном книжном рынке, правда, масса макулатуры. И, казалось бы, можно махнуть на это явление рукой. Не хочешь читать - не читай! Ан нет, она забивает собой хорошие книги, которых несравненно меньше, прозвучало из уст социологов. И добрая литература тонет в этом безбрежии, теряется, камнем уходит на «дно».
А во-вторых, это мы, взрослые, имеем возможность выбора, имеем воспитанную в нас способность различения культуры от подделки под неё. А дети этих навыков не имеют. И сами становятся ТЕМ, ЧТО без разбора читают. По мнению академика Стёпина: именно «массовая культура в соединении с новыми информационными технологиями становится одним из мощных средств трансляции современных западных ценностей, которые неявно претендуют на роль общечеловеческого ценностного основания в глобализирующемся мире… Ориентированная на развлечения и агрессивно эксплуатирующая биологические инстинкты человека, массовая культура формирует особый тип сознания и личности».
Вот и Ксения Молдавская, не находя рационального объяснения того, почему наши дети должны читать опусы Артура Гиворгизова, апеллирует исключительно к развлечению. Её собственные дети якобы во всё горло хохотали, когда просвещались книгой «Мы так похожи». Глупая книга их развлекала. А раз так, и «мы все похожи», почему бы и другим детям не собезьянничать? И тоже ни хохотать там, где в действительности нет причины для смеха? Есть только для вздоха…
Ведь именно так и программируют современное население Запада, говорили на конференции. Немецкий исследователь Гелнер признает, что «резиновая клетка», то есть мягкие формы регуляции поведения общества, вытесняет сегодня рациональную мысль и воплощающие её виды деятельности и ориентируется на «людей потребительского общества», которые нацелены не столько на профессиональную деятельность и достижение успеха, сколько на развлечения, личные формы досуга, не хотят подчиняться жестким правилам. В общем, сформирована целая система воспитания из нормальных по своей природе людей раздолбаев, которые на любую здравую мысль будут отвечать грубым и безумным ржанием. Они же «так похожи», эти жертвы пивной рекламы, чипсов и попкорна!
Для современной России, если она желает быть и оставаться впереди планеты всей, мировой державой, чрезвычайно важно, что об опасности формирования такой «раздолбайской культуры», этого типа личности говорили в Кремле, на конференции, организованной под патронажем первой леди нашего государства. Массовая культура не безвинна. Она создает и обслуживает потребительское общество. То «клиповое сознание», когда, по определению Вячеслава Стёпина, «мелькает калейдоскоп восприятий, впечатлений, где нет чёткой логики», «отсутствует» не только духовное, но даже «рациональное основание». «Клиповое мышление» легко программирует человека, оно понижает уровень критического восприятия действительности.

Так Интернет, который всё доступнее для ребенка, и способен проникнуть даже в отдаленные районы, где подчас нет в библиотеках ни новых книг, детских газет и журналов, просто переполнен непроверенной информацией и сам по себе способен к воспитанию «клипового сознания». Академик Стёпин ссылался в своем выступлении на рассказ известного философа, социолога и историка науки Дж. Холтона о том, что когда был опубликован фотомонтаж изображения президента Буша в обществе инопланетных пришельцев, многие люди поверили, что эта встреча в реальности происходила.
То, что люди видят, читают, слышат и к чему слишком доверчиво относятся в ситуации переизбытка информации, способно их менять, хотя бы и незаметно для них самих. Нет информации, не оставляющей в человеке и обществе никакого следа! На конференции прозвучало, что если уж мы сегодня взяли во внимание слова Александра Солженицына о необходимости сбережения народа, эта проблема не должна сводиться только к одной демографии. Она включает и сбережение русского языка, и культуры, сбережение духа народа. Ведь «русский язык живет в его носителях»!
Меж тем процессы глобализации и перемешивания культур имеют и такие негативные последствия, которые распространяются на языки народов. Если ещё недавно в мире было 6000 языков, то согласно прогнозам, через 50 лет их останется гораздо меньше: китайский, хинди и урду, английский, испанский, арабский, русский… Именно к ним намечен так называемый языковой сдвиг - от языков, которые обречены глобализмом на вымирание. Чем шире рамки мирового пространства, охваченного процессами глобализацией, тем меньше языкового своеобразия!
На детской литературе России эти явления сказываются самым непосредственным образом. С прилавков книжных магазинов умные отечественные авторы постепенно исчезли, оставив читателя–ребёнка один на один с книгой оглупляющей и переводной, пришедшей из-за границы. И далеко не всегда эта книга духовная, добрая, светлая или остросоциальная, способная оказать ребенку реальную помощь, утверждающая его в нравственных принципах и добродетели. Например, в одной из книг раскрученного коммерческими издательствами России писателя-иностранца Пулмана девочка рассуждает о том, если что если мальчик способен совершить в будущем убийство, сегодня он – надежный человек, на него можно опираться.
А в Манеже, на фестивале «БиблиОбраз», на мой вопрос издателям, торгующим переводной литературой из стран Скандинавии: «Что у вас есть интересного?», - отвечали: книга, которая рассказывает малышам о том, откуда берутся дети. «Даже тираж допечатываем, так расходится!» - «Но ведь это не художественная литература!» И тогда я увидела, что ко мне, как к покупателю, интерес сразу спал. Им ЭТО надо продать! И какое дело до того, что мои читательские запросы высоки! Из отечественных же издательств были почему–то представлены очень немногие: протестантская «Нарния», «Самокат», «Открытый мир», «Владос» - издательство учебной литературы. Выбор, должно быть, объясняется заявкой на книги для подростков. Но авторов, работающих для них, в России почти не видно.
Потому, когда мне довелось принять участие в дискуссии на самой конференции, я рассказала, что наш Международный конкурс детской и юношеской литературы имени А.Н. Толстого, который СП России проводит уже два года подряд, не только открыл около десяти авторов, пишущих для подростков, но и издал трехтомник, в который вошли 29 авторов из Москвы, Санкт – Петербурга, регионов. «Правильная» детская литература в стране есть! Но она находится в глубинах нашей культуры, она не выходит за рамки своего региона, не всплывает, издается маленькими тиражами! А всё потому, что в России нет пока внятной, государственной политики детского книгоиздания. Есть лишь, и то в зачатке, программа поддержки чтения. Чтобы наметить перспективы сотрудничества государства и детской литературы, необходим съезд детских прозаиков и поэтов, на котором государство выскажет свои пожелания авторам, а авторы поделятся с государством своими проблемами.
И было радостно осознавать, что хозяйка этой крайне полезной конференции Людмила Путина в своем заключительном слове дала понять, что восприняла многие из предложений выступающих. И некоторые из них будут внесены в резолюцию. В том числе, было услышано и предложение СП России о создании в стране государственно-общественного Фонда поддержки детско-юношеской литературы. Примерно такой же Фонд, говорила Людмила Путина, существует в США. Гранты выделяют писателям во многих развитых странах мира. Главное - чтобы до наших детей доходили лучшие книги. Сегодня они тонут в море макулатуры. А надо, чтобы макулатура утонула в море настоящей литературы!

* Автор - Председатель Товарищества детских и юношеских писателей России

 

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100
 

 

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев