> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 08'06

Юрий Узиков

Webalta

НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Юрий Узиков

НИЛОВНА ИЗ УФЫ

Утром 25 мая 1907 года «Нью-Йоркская газета» сообщила читателям о впервые напечатанном в их городе романе «Мать» Максима Горького.
Прообразом героя романа «Мать» Павла Власова стал рабочий Петр Андреевич Заломов (1877—1955). Вначале роман вышел в переводе на французский, итальянский, немецкий, болгарский, испанский, шведский и другие языки. В России появился позднее со значительными цензурными сокращениями.
Роман вызвал широкий резонанс. Наконец-то был найден тот общественный тип, который встанет в литературе на место уродливых, уныло безнадежных персонажей, населяющих книги модных современных писателей. Это отметил в своей статье, напечатанной в газете «Звезда» в январе 1911 года, публицист В. В. Воровский. Одно только показалось ему надуманным, нереалистичным: он не может согласиться с тем, что образ Ниловны — типичный.
Критика больно задела Алексея Максимовича, вызвала его острую реакцию. Он писал в редакцию «Звезды»:
«Ниловна — портрет матери Петра Заломова, осужденного в 1901 г. за демонстрацию 1-го Мая в Сормове. Она работала в организации, развозила литературу, переодетая странницей, в Иваново-Вознесенском районе и т.д. Она — не исключение. Вспомните мать Кадомцевых, судившуюся в Уфе за то, что она пронесла в тюрьму сыну бомбу, коим была взорвана стена во время побега. Я мог бы назвать с десяток имен матерей, судившихся вместе с детьми и частью лично мне известных».
Напомним об Анне Федоровне Кадомцевой, биография которой заинтересовала Горького.
Мне довелось встречаться с ее дочерьми Зоей Самуиловной и Ольгой Самуиловной (кстати, в семье Кадомцевых воспитывалось одиннадцать детей из тринадцати родившихся).
Сестры рассказали мне о матери:
Анна Федоровна Кадомцева (Буталова) родилась в 1850 году, городе Златоусте в семье потомственных рабочих. Отец ее, дед — крепостные уральские кержаки, староверы. Красивой была мать, особенно привлекательной делали ее прекрасные синие глаза. И в пятнадцать лет к ней начали свататься богатые кержацкие женихи. Но она выбрала скромного служащего казначейства Самуила Кадомцева, который в 1885 году получил перевод в Уфу. Город был переполнен ссыльными революционерами. Мать познакомилась с ними, вошла в народнический кружок, держала явочную квартиру. В семье подрастали свои революционеры: Иван, Михаил, Инна. Инна познакомила мать с Н. К. Крупской, отбывавшей ссылку в Уфе, вместе с ней в доме Кадомцевых на улице Пушкина, 52 побывал В. И. Ульянов.
В 1906 году после Демской экспроприации в семье Кадомцевых был арестован сын Михаил, ему грозила смертная казнь. Но обошлось, приговорили к трем годам тюремного заключения и поместили в Мензелинскую тюрьму.
И вот тогда-то, в 1908 году, произошло событие, о котором упоминает в письме M. Горький. Было тогда Анне Федоровне сорок восемь лет. Мать пронесла в тюрьму Мензелинска бомбу и оружие, чтобы вызволить смертников, и Михаила тоже. Взяла для конспирации троих младших детей — Веру,Любовь и Олю. Кто мог подумать, что с тремя маленькими дочками она понесет в тюрьму бомбу. На свидании с Михаилом оружие и сонные порошки были переданы. В ночь с 15 на 16 июля прогремел взрыв. Но побег политзаключенных был неудачным, сына вновь схватили. Мать заточили в тюрьму, где до суда она находилась восемь месяцев. По требованию общественности во главе с M. Горьким военно-полевой суд ее оправдал.
Алексей Максимович хорошо был знаком с сыном Анны Федоровны Иваном. В начале 1909 года он пригласил его семью на остров Капри (Италия), когда намеревался писать продолжение романа «Мать». А. Ф. Кадомцева жила, помогала детям в их работе. При ее жизни погибли Инна, Михаил, сгорел от болезни Иван. Силы сдавали. 9 октября 1942 года Анна Федоровна умерла. Ей было почти 83 года. Похоронена она на Сергиевском кладбище. На могиле установлен обелиск из бетона. На мраморной плите, вмурованной в обелиск, надпись: «Старая революционерка Кадомцева Анна Федоровна. 1860—1942». В верхней части обелиска — портреты на керамике А.Ф. Кадомцевой и ее мужа С.Е. Кадомцева.
На доме по улице Пушкина, 52, в Уфе, где жила семья Кадомцевых, открыта памятная мемориальная доска.
Есть в городе и улица Братьев Кадомцевых.

 

СЛОВО ШОЛОХОВА

Листая подшивку газеты «Советская Башкирия» за 1965 год, в номере от 24 мая, прочел интересный документ — телеграмму М. А. Шолохову от писателей Башкирии.
Вот ее текст:
«Москва, г-69, Воровского, 52. М. А. Шолохову
Родной Михаил Александрович!
Как нашу землю мы не представляем без Урала, так и нашу литературу не мыслим без шолоховских вершин. По-братски обнимаем Вас в день вдохновенного шестидесятилетия.
Нам бесконечно дороги негасимый огонь Вашего сердца, жар Вашего слова, пламя Ваших мыслей, так необходимые всем людям.
Союз писателей Башкирии»
Таких телеграмм в адрес юбиляра (а родился М.А. Шолохов 24 мая 1905 года) пришло, наверное, немало.
Ведь среди имен сынов нашей Отчизны есть имена, которыми мы особо гордимся. И среди них имя замечательного писателя Михаила Александровича Шолохова.
Книги, написанные Шолоховым, — вершина советской литературы. Миллионы людей читают «Тихий Дон», «Поднятую целину», «Они сражались за Родину» и многие другие произведения, в которых писатель поднял целые пласты народной жизни.
Книги написаны рукой человека, страстно любившего свою Родину. К ней обращал он свои помыслы и слова: «Милая, светлая Родина! Вся наша безграничная сыновья любовь — тебе, все наши помыслы с тобой!»
Многие произведения Михаила Шолохова в Башкирии читают на башкирском языке. Перевод «Судьбы человека» сделал, например, писатель Ангам Атнабаев, «Донских рассказов» — Фарит Исянгулов.
Хотелось бы напомнить еще об одном малоизвестном документе.
В 1954 году на карте Советского Союза появился город Салават.
В комсомольской летописи города записаны золотыми буквами строчки из Указа Президиума Верховного Совета СССР: «За большой вклад комсомольцев и молодежи в строительство и развитие предприятий нефтехимической промышленности, активную работу по воспитанию молодежи, в связи с 50-летием ВЛКСМ наградить Салаватскую городскую комсомольскую организацию Башкирской АССР орденом Трудового Красного Знамени».
Михаил Шолохов тогда телеграфировал:
«Поздравляю с 50-летием ВЛКСМ и великой наградой комсомольцев Салавата, от души желаю всем юношам и девушкам еще больших успехов в труде и счастья в личной жизни. Комсомолец 20-х годов Шолохов».

 

СИМВОЛ ВЕЛИКОЙ ДРУЖБЫ

На Всемирном Курултае башкир Президент Республики Башкортостан М.Г. Рахимов в своем выступлении 1 июня 1995 года произнес слова благодарности предкам сегодняшних башкир, которые решили войти в состав Русского государства. Он сказал:
«В сложной обстановке середины XVI века наши предки нашли мудрое политическое решение, имевшее далекоидущие последствия. Они добровольно вошли в состав Русского государства.
С высоты сегодняшних дней мы отдаем дань глубокой признательности за это своим далеким предкам, преклоняемся перед их прозорливостью и государственной мудростью...
В результате в крае прекратилась феодальная междоусобица. Народ получил возможность спокойно заниматься хозяйством. Было покончено с политической и территориальной раздробленностью. Это способствовало этнической консолидации и укреплению башкир. А общение с русскими и другими народами помогало ведению хозяйства, торговле, духовному обогащению...»
Многие делегаты и гости Курултая во время знакомства с Уфой побывали на крутом берегу Агидели, любовались Монументом Дружбы, возведенном в честь 400-летия добровольного присоединения Башкирии к России. Интересовала их и история создания монумента.
Идея сооружения Монумента Дружбы в Уфе родилась в 1957 году во время празднования 400-летия добровольного присоединения. Было принято постановление Совета Министров РСФСР. 14 июня 1957 года состоялась торжественная закладка памятника, установлена мраморная мемориальная доска с надписью: «Здесь будет сооружен монумент в память 400-летия добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству».
Место для монумента было выбрано удачно. Здесь, на высоком холме давным-давно находился кремль древней Уфы. Ныне — это Первомайская площадь.
Авторами проекта стали московские скульпторы: член-корреспондент Академии художеств СССР профессор М.Ф. Бабурин и Г.П. Левицкая, архитекторы Е.И. Кутырев и Ю.И. Гаврилов. Они поставили перед собой задачу: средствами архитектуры и пластики создать памятник, символизирующий многовековую дружбу башкирского и русского народов.
Идея дружбы решена в виде двух вертикальных стел из розового гранита высотой около тридцати метров. Стелы скреплены тремя монолитными кольцами — обручами из серого гранита. У основания монумента со стороны Агидели две женские фигуры из бронзы, олицетворяющие собой Башкирию и Россию. Женщины сидят вполоборота друг к другу. Они протягивают лавровые венки — символ мира и согласия. Между ними барельеф, отображающий историческое событие — встречу посланцев башкирских племен и русских бояр, обмен грамотами. Об этом событии напоминают также цифры и слова, высеченные на обелиске: «1557—1957». «Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов!» В первоначальном варианте проекта скульптурное решение ограничивалось двумя женскими фигурами и барельефом между ними. Но скульптурная композиция вызвала у М.Ф. Бабурина чувство незаконченности. И на четырехгранном основании обелиска появились еще три рельефа. Центральный рельеф, обращенный в сторону города, изображает поздравления с трудовой победой. Крепкое рукопожатие рабочих — русского и башкира — смысловой и композиционный центр рельефа. Рядом находящиеся фигуры помогают раскрытию смысла происходящего события, образно показывают строительство, сельское хозяйство, нефтяную и химическую промышленность. Близки к рельефу и два других, расположенных по боковым сторонам основания, на темы науки и культуры. На рельефах около сорока фигур, отлитых из бронзы. Это позволило обогатить рельефы игрой на соотношении цвета бронзы и синего гранита. Очень сложной задачей для скульптора М.Ф. Бабурина была подготовка монументальных женских фигур — башкирки и русской, — призванных символизировать два народа, более четырех веков назад соединивших свои исторические судьбы в одну судьбу. Вначале была подготовлена фигура русской женщины. Михаил Федорович лепил ее со своей дочери. А как выразить в бронзе национальный башкирский характер? М.Ф. Бабурин вместе с помощниками проехал по башкирским аулам. Были сделаны натурные зарисовки, отбирали самое характерное, типичное. Но моделью для фигуры женщины- башкирки, входящей в ансамбль памятника, скульптор выбрал москвичку, ученую Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова З.Г. Муратову.
О некоторых оригинальных и специфических особенностях Монумента Дружбы, присущих только ему, пишет В. Ротермель, заслуженный строитель Башкирской АССР и РСФСР.
«Особенно оригинально решена конструктивная часть монумента, высота которого от планировочной отметки земли до вершины составляет 33 метра. Оригинальность состоит в том, что центр тяжести монумента находится ниже планировочной отметки земли, это дает сооружению необходимую устойчивость по принципу «Ваньки-встаньки».
Достигается это из-за очень развитого фундамента, представляющего собой сложную железобетонную конструкцию диаметром 13 метров и высотой 6 метров с продольными и поперечными железобетонными диафрагмами. Образовавшиеся ячейки заполнены гравийно-песчаным балластом. Надземная часть монумента рассчитана и выполнена как консольная полая железобетонная балка, также с продольными и поперечными железобетонными диафрагмами до отметки 16 метров. Балка рассчитана по трем стадиям: на прочность, деформацию и раскрытие трещин. Монумент не боится ни урагана, ни карстовых провалов, ни оползней. Он способен в случае таких явлений качаться и принимать опять вертикальное положение без появления остаточных деформаций в гранитной облицовке и скульптурных произведениях».
Монумент Дружбы — пример комплексного архитектурного, скульптурного и конструктивного решения. Это стало возможным благодаря привлечению к этой работе выдающихся специалистов в области архитектуры, строительства и скульптурного искусства. Отливку скульптурных композиций в бронзе выполнял ленинградский завод «Монументскульптура». Строительство осуществлялось гранитчиками стройуправления и 89 «Мосотделстроя» и строителями управления № 7 Уфимского строительного треста №3.
7 августа 1965 года в столице Башкортостана был открыт величественный Монумент Дружбы. На его торжественное открытие, — отмечала «Правда», — собрались десятки тысяч жителей Уфы — башкир, русских, татар, украинцев, белорусов, представителей других национальностей.
Около гранитного монумента, поднявшегося в голубое небо на возвышенном берегу красавицы Агидели, на восьмидесяти восьми ступенях широкой гранитной лестницы, ведущей к памятнику, всюду, где можно было, находились свидетели замечательного события — открытия уникального памятника дружбы народов.
На митинге выступили представители трудовых коллективов города, руководители партийных и советских органов республики, гости столицы Башкирии.
Запомнилось участникам этого события выступление народного поэта Башкортостана Myстая Карима. Он, в частности, сказал:
«Ветры веков качали гранитные утесы и превращали их в прах. Из небытия приходили на землю поколения людей и снова уходили в небытие. Непрочна память человека. Вечна лишь память народная.
Благодаря дружбе с русским народом, через смутные столетия, пронес башкирский народ свою речь, песню, судьбу. И раскованную революцией душу свою, песню свою он понесет в далекие светлые дали. Он всегда был достойным этой высокой дружбы равных, он всегда будет таким...
Мы завещаем нашим потомкам: пока текут воды Агидели, пока стоят горы Урала, пока матери кормят грудью своих детей, будем верными знамени дружбы и братства, осененного общей славой...»
«Дружба народов, — сказал на митинге Герой Советского Союза, командир многоместного космического корабля «Восход» летчик-космонавт В.М. Комаров, гостивший в те дни у родственников в Уфе, — помогает нашей Родине стать еще более прекрасной, могущественной. Этот памятник будет стоять века, напоминая о вечной нерушимой дружбе».
Монумент Дружбы, сооруженный в честь 400-летия добровольного присоединения Башкирии к России, стал теперь неотъемлемой частью, символом столицы Республики Башкортостан. В 1974 году Постановлением Совета Министров РСФСР он объявлен памятником государственного значения.
В 2007 году в России, Башкортостане будут широко отмечать 450-летие добровольного вхождения республики в состав Русского государства. В эти дни площадь около Монумента Дружбы снова станет местом паломничества тысяч и тысяч жителей Башкортостана, республик, областей и городов России.

 

ШОСТАКОВИЧ — НАРОДНЫЙ АРТИСТ БАШКИРИИ

Великому композитору Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу было присвоено звание «Народный артист Башкирской АССР». Этим отмечен его вклад в развитие музыкальной культуры республики, где он неоднократно бывал. «В жизни Шостаковича его пребывание в Башкирии, в Уфе, было яркой страницей», — пишет известный музыковед С.М. Хентова.
Впервые он побывал на башкирской земле в декабре 1941 года с квартетом Государственного академического Большого театра. Здесь состоялись авторские концерты: два в Уфе — 17 и 18 декабря в Большом зале Совнаркома Башкирской АССР и один в Белебее — 20 декабря. Программа включала квинтет и выступление Шостаковича как пианиста. Многие слушатели, как и старейший педагог Уфимского музыкального училища Л. Троицкая, присутствовавшие на вечерах, запомнили блестящее исполнение Первой сонаты.
Имя Д.Д. Шостаковича было хорошо известно уфимцам до его приезда. Высокая гражданственность, способность чутко откликаться на значительные события современности, характерные для творчества композитора, сказались в созданных им симфониях, операх, балетах. С экранов кинотеатров сошли и по всей советской стране зазвучали песни и музыка к кинофильмам «Встречный», «Человек с ружьем», «Златые горы», трилогии о Максиме.
«Всякий раз, когда человечество движется вперед, в первых рядах его, рядом со знаменем, идут музыканты», — говорил Д.Д. Шостакович. С первых дней Великой Отечественной войны его помыслы были направлены к одной цели: сделать все, что в его силах, для победы над врагом.
В осажденном Ленинграде, обогревая дыханием озябшие руки, он пишет Седьмую симфонию, «симфонию всепобеждающего мужества», как назвала ее «Правда».
«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою 7-ю симфонию», — писал композитор в марте 1942 года. Первое исполнение симфонии состоялось 14 марта в Куйбышеве.
О новом произведении заговорил весь мир. Ее исполняли знаменитые дирижеры земного шара. «Эта музыка выражает мощь России так, как никогда не сможет сделать слово», — отзывалась мировая пресса. ..
Одно из первых исполнений Седьмой — Ленинградской — героической симфонии состоялось в Башкирском городе Белебее, где в годы Великой Отечественной войны находилась Военно-политическая академия имени В.И. Ленина. Духовым оркестром академии руководил дирижер И.В. Петров. Узнав о появлении Седьмой симфонии Д.Д Шостаковича, он поехал в Москву и достал партитуру.
«Вернувшись в Белебей, — пишет музыковед Зинаида Андреева, — И.В. Петров в течение нескольких ночей аранжировал первую часть Седьмой симфонии для духового оркестра. Это было смело и казалось даже рискованным. Ведь симфония написана для большого симфонического оркестра».
Начались репетиции. В конце концов дирижер с помощью исполнителей овладел, как он сам говорил, «этой грандиозной музыкальной стихией». Он использовал здесь все богатство оркестровых средств, разнообразие инструментальных красок, техническую подвижность духовых инструментов.
На премьеру в Белебей был приглашен Д.Д. Шостакович, находившийся в то время в Куйбышеве.
Исполнение первой части Седьмой симфонии 12 декабря 1942 года в Белебее было подлинным праздником. В зале собралось около тысячи человек — преподаватели военно-политической академии, слушатели, которым предстояло в ближайшие дни отбыть на фронт. Профессор Г.А. Деборин, который всегда выступал перед концертами, вспоминал о той удивительной приподнятости, которую ощущали все присутствующие. «Как теперь вижу ту комнату, в которой после концерта у начальника академии А.Н. Щербакова состоялся прием, — говорил гвардии полковник профессор Деборин. — Гостей угощали чаем и медом, полученным от башкирских колхозников в благодарность за помощь, оказанную им слушателями академии.
В конце приема выступил Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Поблагодарив за приветствие, он сказал, что ехал в Белебей с трудной миссией, ибо приготовился «отругать дирижера за профанацию» произведения, отнюдь не предназначенного для духового оркестра. «Теперь, после концерта, — говорил композитор, — я совершенно потрясен. Я никогда не предполагал, что духовой оркестр может исполнить Седьмую симфонию с таким мастерством, с такой тонкой и точной передачей всех ее нюансов».
Глубокий след оставил приезд Д.Д. Шостаковича в Башкирию и в сентябре 1964 года. Будучи руководителем Российской композиторской организации, он и ранее был знаком с творчеством башкирских композиторов, отмечал их успехи. Приехав в Уфу в связи с выездом секретариата Союза композиторов РСФСР и Неделей башкирской музыки, Д.Д. Шостакович получил возможность глубже познакомиться с новыми произведениями композиторов Башкортостана. Он слушал оперу «Шаура» 3. Исмагилова, смотрел балет Н. Сабитова «Буратино», присутствовал при исполнении других произведений башкирских авторов, принял участие в их обсуждении.
«Это была неделя напряженной работы, — вспоминал секретарь Союза композиторов РСФСР, народный артист РСФСР Загир Исмагилов. — Но вместе с тем это были чудесные праздничные дни, навсегда оставшиеся в нашей памяти. Огромное волнение испытал я, когда на сцене оперного театра представлял аудитории Дмитрия Дмитриевича, самого почетного гостя Недели башкирской музыки. Что творилось в зале! Бурные аплодисменты, цветы, атмосфера праздника яркого и незабываемого...».
Тепло встречали всемирно известного композитора рабочие Уфы во Дворце культуры имени Орджоникидзе.
«Для нас большая честь побывать в гостях у представителей рабочего класса Башкирии, — сказал тогда Д.Д. Шостакович. — Может быть, мне рано подводить итоги, смотр башкирской музыки еще не закончен, но высокий уровень творчества башкирских композиторов нас очень порадовал. В то же время хочется сделать ряд критических замечаний. Башкирские композиторы еще мало создали произведений о нашем рабочем классе. Воспеть его будни, его замечательные трудовые достижения, его подвиги — их первейшая обязанность, и я уверен, что они эту обязанность в скором времени выполнят».
Много известных композиторов страны приезжало в тот светлый сентябрь в Башкирию — Андрей Эшпай, Назиб Жиганов, Мурад Кажлаев. Их дружеские советы, пожелания тоже оказали влияние на дальнейшее развитие башкирской музыки. Но роль Дмитрия Шостаковича сейчас, через много лет, вырисовывается очень рельефно.
«Общий уровень музыкальной культуры советской Башкирии очень высок», — отметил он на заключительном заседании выездного пленума Союза композиторов РСФСР.
С помощью Д.Д. Шостаковича, при его заинтересованной поддержке в 1968 году открыт и теперь плодотворно работает Уфимский государственный институт искусств. С успехом проходят выступления Башкирской хоровой капеллы, идею о создании которой также горячо поддержал композитор. На широкую дорогу вышли многие молодые исполнители и композиторы Башкирии, получившие тогда сердечное напутствие Дмитрия Дмитриевича.
Народный артист Башкирской АССР Д.Д. Шостакович следил за творческой жизнью театральных коллективов республики. Рассказывая журналисту Н. Мару о новых, интересных работах, которые появились в последнее время, он сказал: «Отмечу, на мой взгляд, необычную работу — фантастическую оперу. Развитие этого нового жанра может нас только радовать. Речь идет об опере «Война с саламандрами» по Чапеку. Ее автор — Владислав Александрович Успенский... Первая постановка его оперы осуществлена в Уфе. Думается, что яркой оперой композитора заинтересуются другие театры...».
Дмитрий Дмитриевич умер на 69-м году жизни 9 августа 1975 года. Родина высоко оценили заслуги Д.Д. Шостаковича. Ему было присвоено звание народного артиста СССР, первым среди музыкантов он стал Героем Социалистического Труда.

 

  

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле