Лидия СЫЧЕВА |
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
О проекте
XPOHOCРусское полеМОЛОКОБЕЛЬСКПОДЪЕМЖУРНАЛ СЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ""ПОДВИГ"СИБИРСКИЕ ОГНИРОМАН-ГАЗЕТАГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАРОССИЯМГУСЛОВОГЕОСИНХРОНИЯ |
Менялы в храме культурыСовременная культура — зона повышенной опасности. Об этом думалось в новогоднюю ночь, глядя на ее телевизионное отражение. Обновилась артель? Поднялась в юморе выше пояса? Нет, все осталось, как и год назад, только стало еще непотребнее. Это все тот же куршевель для людишек класса ниже среднего. В такую теленочь вдруг с тоской вспомнилась реклама — как бы ни была она назойлива и надоедлива, а все же она разбавила бы этот вал пошлости и скудоумия... Конечно, телевизор — это всего лишь “кривое зеркало” современной культуры и современной России. Это утешение обычно приходит в голову, когда мы размышляем о духовной жизни общества. Но не обманываем ли мы себя ложными надеждами? Ни другой жизни, ни другого времени, ни другой страны, ни другого телевидения у нас уже не будет. “Дайте свободу, суки!” — поет с экрана Филипп Киркоров. Все мы это видим каждый день (в выходные и праздничные дни в удвоенном объеме). Видим и соглашаемся с оценкой известного политика, что налицо дебилизация населения. Терпим, смиряемся: журналисты, деятели культуры, депутаты, сенаторы, члены Правительства, мэры, префекты, священнослужители... + + + В Государственной Думе проходили парламентские слушания, посвященные формированию нравственных идеалов в современных СМИ. Людмила Ростощенкова, представитель Гостелерадиокомпании Хакасии, поделилась своими впечатлениями: “Вчера я случайно включила один московский канал. Ведущий спрашивал собеседника, что такое зонтик. И, оказывается, зонтик — это... презерватив от дождя!.. Вы понимаете?! А мы говорим о какой-то свободе творчества. В Японии на государственном канале 70 процентов времени отдано образовательным и культурно-просветительским программам. На частных каналах — та же картина. А мы имеем то, что имеем — зонтик”. Другой участник дискуссии, Александр Обертынский из Ростова-на-Дону, председатель совета директоров Издательского дома “Крестьянин”, тоже не остался без московских впечатлений: “Иду я в Государственную Думу на парламентские слушания по Охотному ряду. Стоят рекламные тумбы. На одной изображены два полуобнаженных подростка группы “Тату” — легли друг на друга. На второй — реклама журнала “Самая”. Здоровенными буквами повествуется о 10 способах, как увеличить сексуальную привлекательность. То, что я увидел — это не порнография, и, наверное, тут нарушения закона нет. Но вы знаете, я испытал чувство стыда за Госдуму. Размещение этой рекламы глупо даже с точки зрения рынка, потому что потребители такой продукции не ходят здесь. Или, может быть, Дума глубоко обожает “Тату” и думает о способах привлекательности?! Мне кажется, когда будет больше стыда, в том числе и в наших общественных выступлениях, тогда жизнь вокруг изменится в лучшую сторону”. Призыв наивного провинциала опоздал на четверть века. За это время в России выведена совершенно новая порода деятелей культуры. Ее нам беспрестанно демонстрирует ТВ. Исполнителям рукоплещет зал: хорошо одетые, смеющиеся люди. Допустим, в ряде случаев перед нами элементарный “монтаж” — зрителей подверстывают из других концертов. Но вот свежий пример, подлинность которого не подлежит сомнению: 2 января в самое лучшее вечернее время по одному из государственных телеканалов показали запись торжества, посвященного скромному юбилею Министерства экономического развития и торговли. Сцена украшена российскими флагом, гербом. Сотрудников министерства веселит артист Юрий Гальцев. Самая невинная из прозвучавших шуток такова: “Как-то в носе ковыряя, мне там лишнее зачем...” Зал — рукоплещет. Затем под государственными регалиями резвится опять-таки Филипп Киркоров с полуголой подтанцовкой. Трудно сказать, был ли на этом концерте руководитель МЭРТ Герман Греф, но, памятуя о его речи в защиту непотребного “Аншлага”, можно предположить, что “культурный уровень” сей корпоративной вечеринки его вполне устроил. Раз есть таланты, должны быть и поклонники. Это ведь они “хочут песен”. Они их и заказывают. + + + А что есть культура? Ныне бытует мнение (в том числе и в самых “элитных”
кругах), что это вид досуга. Для тех, кто уж совсем нищ духом, свободное
время заполняется телевизионным ширпотребом, “желтыми” книжными сериями,
сканвордами в газетах и игровыми автоматами. Для “элиты” культура — это
книги “признанных на Западе” Сорокина и Ерофеева, театр Виктюка, билеты в
первые ряды консерватории на заезжих звезд и походы в дорогие казино. Да,
конечно, культура — это еще и просвещение: уцелевшие библиотеки для сельских
ребятишек и стажировки в престижных западных вузах. Есть еще и “экспортный
вариант”: балет, опера, “кокошники” и колокольня Ивана Великого... Но почему-то почти никто сегодня не говорит о том, что культура — это духовная жизнь человека, народа и государства. И без этой жизни бытие превращается в существование. Привитие безобразного лишает народ и страну жизнестойкости. Культура — это то, что делает человека человеком, а государство государством. В духовно разрушенной стране можно делать все что угодно. Напротив, именно духовная крепость цементирует нацию и государство. По всем материальным показателям СССР должен был бы проиграть войну Германии, а вышло наоборот! Богатая Америка, еще больше укрепившая свою финансовую мощь во время Второй мировой, рвалась в космос, а сделали это другие. Надеюсь, читатель, мы еще помним кто... Руины духовные во много раз опаснее экономической разрухи. Человек, духовно сломленный, готов умереть, человек, духовно стойкий, сражается до конца в любых обстоятельствах. Этой же закономерности подчиняются и государства, которые прежде всего являются сущностью духовной, что убедительно доказал в своих работах русский философ Иван Ильин. Суть здоровой жизни состоит не в убиении времени — у полноценных людей и государств нет “досуга”, есть праздники. Суть здоровой жизни не в обустройстве “культурного комфорта”. В чем смысл истории и бытия? Что есть истина и жизнь человека? Каково будущее России и каким должно быть наше государственное “завтра”? Конечно, эти вопросы посложнее “ковыряния в носу”, но что такое человек, о них не думающий?!. + + + Любопытно было слушать на уже упоминавшихся парламентских слушаниях спор о путях развития культуры. Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике Павел Пожигайло говорил: “СМИ, безусловно, пропагандисты. Они являются существенным фактором или даже вектором развития или неразвития страны, увеличения, скажем, наркомании или преступных группировок. Об этом свидетельствует статистика, которую мы получили из МВД после фильма “Бригада”: появились десятки группировок в стране, где бандиты носили те же клички, и даже почерк их работы был похож”. М. Швыдкой: “Мы живем в стране, скажем так, транзитной. Мы переходим от одной формации к какой-то другой. И жить по закону бизнеса, заниматься бизнесом, а бизнес — это жесткая вещь, в сфере, скажем, сталелитейной или агропромышленной и жить по каким-то другим законам в сфере телевизионного бизнеса просто невозможно”. П. Пожигайло: “В Евангелие написано: “По делам их — узнаете их”. У нас огромное количество дел и подвигов человеческих, которых мы сегодня по телевидению не видим. Есть люди, которые строят храмы, помогают школам и детским домам. Их очень много в нашей стране”. М. Швыдкой: “Сегодня есть такое желание у разных групп населения: для того чтобы определиться по части получения денег от Правительства, только себя назвать патриотами. Вот мы патриоты, дайте нам денег, мы создадим патриотическое телевидение, кино, газеты. А вот всем остальным непатриотам не давайте. Это тоже большая ошибка, потому что мы живем в стране с множественностью взглядов на то, что происходит в ней. И все, что находится в конституционном поле, все должно быть, так или иначе, доступно для распространения. И во-первых, и во-вторых должно быть поддержано, это тоже очень серьезный вопрос”. Ну что же, М. Швыдкой, наверное, прав — мы действительно живем в стране “транзитной”. Переходим от человека духовного к человеку бездуховному. И выхода, по крайней мере в рамках нынешнего “конституционного поля”, как-то не просматривается. Потому что истинные патриоты, то есть те, кто с утра до вечера сидит “в ящике” или “на трубе”, вовсе не собираются оставлять свои “делянки”. Это они — настоящие рыночники, настоящие бизнесмены и настоящие, широкие демократы. Они — хозяева государства-дома по имени “Россия-2”, где так вольно дышит человек-обезьяна. Но что любопытно: “культурные отношения” между центром и регионами уже обострены до предела. “Сбросив” на плечи местных властей библиотеки, клубы, школы, московские культуртрегеры по-прежнему втолковывают провинциалам, как замечательны “Дети Розенталя”, какой интеллектуал и полемист В. Познер со своей Телеакадемией и какие выдающиеся произведения пишет литератор-фекалист В. Сорокин. Однако многие местные чиновники, прямо-таки по Станиславскому, говорят Москве: “Не верю!” Регионы пытаются защититься от агрессивной антикультурной экспансии — создавая свое законодательство (в Красноярском крае), развивая местное телевидение (в Томске) и просто поддерживая классическую и народную культуру (что можно увидеть, например, в Тамбовской области). Под прессом насилия и зла, растления и кровавого ужаса все равно пробивается настоящая жизнь. Миша Калинин, 17-летний школьник из Череповецкого района Вологодской области, пишет: “Гибнут святыни в огне, Такие ребята — тоже продукт современной культурной политики. Только растущий вопреки ей. И их уже не купишь за долларовую подачку, не прельстишь перспективой “жить по закону телевизионного бизнеса” и не заставишь идти на компромисс со своей совестью. Они пойдут своим путем. До конца... Статья опубликована в журнале "РФ сегодня" - Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала! |
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
Гл. редактор журнала "МОЛОКО"Лидия СычеваWEB-редактор Вячеслав Румянцев |