> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 12'06

Ольга Сидорова

Webalta

НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Ольга Сидорова

К новой экономической культуре

Сегодня большой интерес представляет изучение экономических аспектов истории вхождения Башкирии в состав России как сложного и противоречивого процесса, растянувшегося на многие десятилетия и оказавшего огромное влияние на исторические судьбы башкирского народа.
Вхождение маленькой хозяйственной системы в большую и более развитую, как правило, дает первый мощный толчок для ее ускоренного экономического роста.
При этом каждый этнос оценивает и воспринимает любые происходящие в результате объединения изменения в социально-экономической среде сквозь призму традиций и ценностей своей собственной этнической группы.
Поэтому в середине XVI в., после вхождения в Русское государство, перед Башкирией особенно остро встала проблема сочетания национальной психологии с новым типом хозяйственных отношений, соотнесения новых ценностей, формирующихся под влиянием русской системы хозяйствования, с традиционным менталитетом башкирского этноса.
Различные стороны процесса присоединения переживаются многими группами населения достаточно тяжело и болезненно. И дело здесь не только в объективных причинах — изменениях в социальной структуре и отношениях, но и в субъективном восприятии населением происходящих перемен, экономических процессов и явлений.
Изменения в социальных отношениях ведут к изменениям в экономике. Однако в каждом случае изменения в хозяйственной структуре общества принимают специфическую форму, сочетаясь с особыми условиями исторического развития каждого народа, его традициями, национальным менталитетом.
В Башкирии в результате вхождения в состав Русского государства произошла не только трансформация хозяйственных отношений, но и изменение самого типа культуры и экономического мышления.
Известно, что вхождение общества в новую экономическую реальность проходит ряд стадий.
Первая стадия — «встреча с новым хозяйственным укладом» — обычно вызывает экономический шок. Его содержание раскрывается в таких понятиях, как удивление по поводу необычных и непривычных норм и стандартов хозяйствования, чувство дискомфорта от различий между «своей» и «чужой» экономикой и отсюда зачастую отрицательное отношение к новому положению. В разных ситуациях население территории, вошедшей в состав более крупного хозяйственного образования, с различной степенью остроты переживает экономический шок. Это зависит как от дистанции, которая существует между двумя культурами, так и от индивидуальных особенностей каждого народа.
На второй стадии — стадии адаптации — происходит постепенное принятие новых экономических ценностей, стереотипов и моделей поведения. Процесс приспособления к новой экономической культуре зависит от сочетания ряда факторов.
Во-первых, это факторы объективного порядка, к которым можно отнести виды экономического устройства общества, правовую систему, регулирующую экономические отношения, различные экономические институты. Однако создание объективных предпосылок для осуществления необходимых преобразований само по себе еще не гарантирует перехода прежней хозяйственной культуры в новую и далеко не сразу приводит к изменениям в экономическом сознании народа. Переход к новому типу экономического мышления затруднен тем, что экономические стереотипы, сформированные существующей системой, приобретают силу подсознательных рефлексов, привычные способы поведения становятся частью менталитета народа.
Именно поэтому вхождение башкир в новую экономическую культуру после присоединения к Русскому государству было затруднено помимо ряда объективных факторов и множеством субъективных сложностей, которые включали в себя «невидимые» регуляторы, играющие, тем не менее, первостепенную роль в формировании экономического развития любого этноса. К таким факторам относят культуру, в том числе экономическую, этнические стереотипы поведения, менталитет народа.
Упрочение власти Российского государства было построено на постепенном втягивании Башкирии в русло экономической политики России.
В свою очередь существенные сдвиги в отсталой экономике Башкирии середины XVI века могли произойти, с одной стороны, лишь в условиях, которые обеспечивали бы внешнеполитическую безопасность и, с другой, — при помощи прочных экономических связей с соседним государством, которое должно было стоять на более высоком уровне своего экономического и культурного развития. Таким государством была Россия.
Анализ дошедших до наших дней источников свидетельствует о том, что реакция хозяйственного уклада и самих башкир на внешние воздействия и расширение экономических возможностей часто бывала неоднозначной. Отнюдь не простыми оказались и отношения между внутренними хозяйственными преобразованиями и ростом внешних хозяйственных связей, начавшимся после вхождения в Русское государство.
После вхождения в Россию Башкирия стала активно вовлекаться в экономическую систему российских рыночных отношений, которая была намного прогрессивней по сравнению с архаичным общественно-экономическим укладом башкир середины XVI века.
В этот период башкиры занимались в основном различными отраслями сельского хозяйства, в котором преобладало полукочевое скотоводство. Заметная роль традиционно отводилась бортничеству и охоте.
Начавшийся после вхождения в Русское государство рост численности как башкирского, так и пришлого населения и возникшая земельная теснота неизбежно привели к поиску возможностей улучшения использования производительных сил, в том числе за счет перехода к земледелию, увеличения сенокошения и т.д.
Однако процесс перестройки хозяйственной жизни башкир шел очень медленно. Существенные изменения в экономической жизни края произошли лишь через несколько веков пребывания в составе России.
Они были обусловлены как переселением в Башкирию пришлого населения (в основном русских крестьян и ремесленников), так и прекращением феодальной междоусобицы, что послужило серьезным стимулом развития хозяйства башкир и роста численности населения края. Постепенно между коренным и пришлым населением установились систематические хозяйственные и торговые связи.
Необходимо отметить, что не на все отрасли хозяйства башкир влияние русского экономического уклада было одинаковым.
В итоге начавшегося в крае процесса общественного и территориального разделения труда между скотоводами и земледельцами первые результаты перестройки башкирского хозяйства, выразившиеся в постепенном росте земледелия, совершенствовании скотоводства за счет расширения сенокошения, стали заметны в XVII веке.
Хлебопашество являлось основным занятием пришлого населения Башкирии, хотя уровень развития земледелия у переселенческого населения был разным. Лучшими хлеборобами считались русские, за ними шли чуваши, мари, мордва, удмурты. Основными земледельческими культурами были рожь, овес и в меньшей степени — пшеница, ячмень, полба, просо. Из технических культур сеяли лен и коноплю. Общепринятым сельскохозяйственным орудием труда была соха, в некоторых поселениях земледельцы использовали плуг.
При этом пришлое население, в отличие от местного, зимой держало скот в стойлах. Русские крестьяне прямо и косвенно способствовали переходу башкир к земледелию, перенимая, в свою очередь, у них обычаи ведения скотоводства и пчеловодства, некоторые приемы охоты.
Что касается обработки земли у башкир, то хотя она к середине XVIII в. получила уже значительное развитие в целом, но относительный ее объем на территории Ногайской, Сибирской и большинства волостей Казанской дороги был невелик, по сути здесь она оставалась второстепенной отраслью по отношению к скотоводству.
Пожалуй, только в пределах Осинской дороги башкиры сделали заметные сдвиги в обработке земли по сравнению с другими волостями, и здесь земледелие имело не меньшее значение, чем скотоводство.
Развитие земледелия в крае шло относительно медленно. Дело в том, что, несмотря на экстенсивный характер полукочевого скотоводства, которое было главной отраслью башкирского хозяйства, оно само по себе было вполне в состоянии удовлетворять основные потребности населения. Другими словами, имея большое количество скота, башкиры и не испытывали острой необходимости в массовом переходе к земледелию. Питались они в основном мясом и молочными продуктами. К тому же башкиры-скотоводы всегда могли приобрести или выменять у крестьян-земледельцев необходимый им хлеб. Развитию земледелия у башкир мешало и отсутствие у них необходимых знаний, навыков, традиций, а также более высокая трудоемкость земледелия по сравнению с полукочевым скотоводством, развитым в крае.
По мере укрепления роли земледелия и под влиянием пришлого населения в Башкирии начинается строительство мельниц с большими водяными колесами, в отличие от прежних маленьких мельниц — мутовок.
Сначала их строили в основном русские и татары, а с первой половины XVIII в. начали строить и сами башкиры.
Необходимо отметить, что, с одной стороны, несмотря на существование у башкир ремесел к первой четверти XVIII в., они в большинстве случаев оставались на уровне домашнего кустарного производства.
С другой стороны, ремесла в крае и не могли развиться в самостоятельную отрасль хозяйства по нескольким причинам. Во-первых, производительные силы у башкир, которые по сути являлись полукочевниками-скотоводами, развивались очень медленно. Во-вторых, царское правительство проводило совершенно определенную политику в отношении некоторых отраслей экономики.
Например, башкиры издавна были знакомы с металлами. Но кузнечное ремесло было почти не развито из-за так называемой запретительной политики царизма. Ясачные люди1, в том числе башкиры, не имели права обзаводиться кузницами, а также приобретать панцири, шлемы и сабли.

————
1 Ясачными людьми именовали нерусские народности Поволжья (с XV—XVI в.) и Сибири (с XVII в.), которые платили натуральный налог — ясак, а также так называемых «бродячих» инородцев (якутов, тунгусов, чукчей и др.). Ими считались мужчины от 18 до 50 лет, которых записывали в ясачные книги. Ясачные люди просуществовали в Поволжье до 1724 года, когда ясак был заменён подушной податью, в Сибири — до 1822 года, когда нерусское население было приравнено к русским крестьянам.

Описание различных аспектов социально-экономических последствий вхождения Башкирии в Русское государство содержится в ряде документов фондов Центрального Государственного исторического архива Республики Башкортостан, относящихся к середине XIX века.
В частности, в экономическом отношении весьма интересны «Отчеты о состоянии башкирского управления», имеющиеся в фонде Оренбургского военного генерал-губернатора. В отчете командующего башкирским войском на имя Оренбургского и Самарского генерал-губернатора за 1857 год приводятся данные о хозяйстве, устройстве и порядке управления башкирского войска, а также содержатся основные сведения о промышленности, занятиях населения, существующих повинностях, образовании, происшествиях.
Несомненный интерес с экономической точки зрения представляют материалы, посвященные оседлости башкир и их занятиям земледелием: «...В тех местах, где свойства почвы и климата благоприятствуют земледельческой промышленности, она постепенно развивается, несмотря на существующий местами между башкирами обычай выходить на кочевку... в местностях, где население густо и перемешано с населением русским..., хлебопашество достигло весьма удовлетворительного состояния. Так башкиры, мещеряки и тептяри живут совершенно оседло, занимаются земледелием и в этом отношении нисколько не уступают русским, особенно черемисы и вотяки, отличаются трудолюбием, тщательной обработкой земли и обилием хлебных запасов ... в прежнее время башкиры обладали многочисленными табунами лошадей, далеко превосходившими по численности, которые существуют теперь.
Упадок скотоводства в Башкирии сделался заметным с конца 30-х и начала 40-х годов... к этому же времени относится настойчивое вмешательство начальства в домашний быт башкир, с целью обратить их в оседлых землепашцев. Башкир заставляли переустраивать по плану их деревни, устраивать в домах вместо очагов печи, засеивать известное количество десятин хлебом, преимущественно рожью, несмотря даже на то, что они вовсе не употребляли ее в пищу. Все это сопровождалось чрезвычайно крупными насильственными мерами, так что некоторые принуждены были иногда продавать последнюю лошадь, для того чтобы выполнить требования ближайших начальников или ослабить их энергию. Последствием таких мер было постепенное оседание кочующих башкир, единственное богатство которых состояло в лошадях и домашнем скоте»2.
Что касается описания пчеловодства, то оно «...распространено почти повсеместно в лесных частях Башкирии... достигает таких размеров, что его можно считать отдельным промыслом»3.

————
2 ЦГИА РБ. И-2, Оп.1, Д.9631, л.37—38.
3 Там же, л. 40.

Выводы же автора отчета выглядят следующим образом: «Направляя народныя силы и деятельность по произволу, весьма часто без всякого соображения с местными условиями и народным характером... административная опека заглушила наконец в народе всякую самодеятельность, поставив на место ея буквальное исполнение различных хозяйственных наставлений, основанных на весьма шатких экономических соображениях и приводимых в действие посредством энергичных и настойчивых мер людьми, не отличавшимися ни достаточным развитием, ни добросовестностью. При таких условиях народ потерял почти всякое сознание, сделался равнодушным к улучшению своего состояния посредством разверстки естественных произведений богатого всякими угодиями края»4.
Автор указывает также на «старание башкир ознакомиться с земледелием, но, живя на местах каменистых и вообще к возделованию (земли — О.С.) мало способны..., к скотоводству же склонны все вообще поселяне, но скот их мелок и не ценен5..., торговля башкир весьма незначительна; главные предметы суть: местные произведения, лошади, рогатый скот, мед, строевой лес, а также лесные изделия..., пчеловодство распространено почти повсеместно, но башкиры, еще не совсем приучились к правильному уходу за пчелами и многие держат их в бортях, в лесу оставляют так на зиму».
Таким образом, мы наблюдаем, наряду с сохранением традиционного уклада жизни башкир, их занятий, постепенный переход к оседлости, земледелию и освоению новых способов производства. Безусловно, нужно учитывать и тот факт, что приводимый источник носит весьма субъективный характер и написан представителем губернской администрации, одной из важнейших обязанностей которого входило «охранение общественного спокойствия и благочиния»7.
Так постепенно формировалась новая экономическая культура, которая принесла новые ценности, стереотипы и принципы экономического поведения башкирского населения.

————
4 Там же, лл. 40—42.
5 Там же, лл. 15—16 об.
6 Там же, л. 18.
7 ЦГИА РБ. И-2 (фонд Оренбургского военного генерал-губернатора), Оп. 1, Д. 6428.

 

  

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле