> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 07'06

Шаура Шакурова

Webalta

НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Добро пожаловать в детство

Рассказы

Жарким июльским днем еду в дребезжащем трамвайчике. Старенький уфимский трамвайчик, такой же, как и в детстве, темно-красный, с желтыми надписями. А за окнами уже другая Уфа: новые красивые дома и отреставрированные старинные постройки. От созерцания отвлекает звук из сумочки: звонит мобильный телефон, номер — незнакомый. Все равно беру трубку. Трамвай нещадно грохочет, я не сразу могу определить, кто мне звонит. И вдруг, сквозь скрежет лязгающего железа, слышу голос из детства, до боли знакомый, но узнать, кто это, все же не могу. Он говорит по-башкирски, употребляя те самые слова, которые мы произносили в детстве, в ауле моей бабушки. Знаете, что такое диалектные слова? Ну вот, их я и услышала. А думала, что с возрастом все забывается.
Я уже кричу в телефон на весь трамвай, боясь, что разговор прервется. Я узнала его, этот голос! Обычно наглые уфимские люди молчат, сочувствуют, не мешают мне, а я кричу: «Ильшат, алама ишетелэ, мин hине ишетмэйем…» .
Детство у меня было трудное. Каждое лето меня отправляли в деревню. Но я была не приспособлена к деревенской жизни. И так и не научилась защищать себя, а залезала на чердак и там, спрятавшись, тихонько плакала. По любому поводу. Например, потому, что не умела быстро есть. Огромная сковородка, которую бабушка ставила на середину стола, мгновенно оказывалась пустой: дети в ауле не зевают, едят быстро и как бы впрок. В общем, кто успел, тот и съел. А я не успевала. Хорошо хоть за дверью висела сушеная конина, заготовленная дедушкой на зиму. В сумраке прохладных даже в летний зной сеней я тихонечко отрывала тоненькие ниточки мяса и долго держала их во рту. Вкус соленого мяса, как вкус далекого детства, врезался в память. Так бывает, что иногда что-то может вас вернуть обратно в детство: какой-то родной запах или, вот как у меня, вкус соленого мяса. Или какие-то забытые слова.
А может, мне просто было там одиноко — среди моих очень шустрых и бойких двоюродных братьев и сестер. Я для них была…не то чтобы слишком рафинированной, нет. Я для них была «городская», вот что. И это звучало как приговор.
Соседский мальчик Ильшат в моем детстве занимал особое место. Вообще-то он меня защищал. Наверное, я ему нравилась.
Однажды мы приехали в аул весной. Снег уже давно сошел на нет, только непролазная грязь никак не хотела высыхать, исчезнуть с деревенских улиц. Не помню, зачем мы тогда поехали в аул так рано, но то, что поехали, — я запомнила, и, оказывается, навсегда.
К нам пришел Старик, он должен был побрить всех моих братишек, именно этим он и занимался — брил детей. Такой специальный Старик. Он был строг, всегда ходил в белоснежной одежде, даже тюбетейка у него была светлая. Я такой не видела ни у кого из других стариков нашего аула. У моего дедушки три тюбетейки, но все они темные или просто выцветшие. А у этого Старика она была светлая и еще не старая. Странный Старик!
И тут мои родители, увидев его, обрадовались, что такая оказия выдалась. Им пришла гениальная, с их точки зрения, мысль: побрить мне голову, чтобы волосы лучше росли. Представляете? Обрить наголо девочку шести лет, причем поздней весной, когда уже никто не носит головных уборов, — по-вашему, это нормально?
Мама успокоила меня, сказав, что волосы вырастут быстро, очень быстро, и к школе они уже будут до плеч. И добавила, что на улице я могу ходить в своей красивенькой беретке, в белой, с розовым цветочком посередине. Беретка и вправду была очень красивая, моя любимая беретка, мне ее папа из Москвы привез. Сказал, что чехословацкая. Какая она — Чехословакия — я не знала, но, наверное, это была очень красивая страна. Как моя беретка.
Старик посадил меня перед собой, прямо у окна. Я с замиранием сердца смотрела на улицу, в надежде, что меня не видно оттуда и никто не узнает, что я теперь лысая. Мне повезло: никто не смотрел в сторону наших окон, все чинно и степенно шли по своим делам.
Однако я ошибалась. Стоило мне шагнуть за порог бабушкиного дома и выйти на широкую улицу, как меня сразу же обступили дети. Никто еще не успел крикнуть мне ничего обидного, но я почувствовала: они знают, что я лысая. Меня охватил леденящий ужас, ноги и руки занемели, они не слушались меня и даже как будто немного скрючились.
Весть обо мне, конечно, разнесли мои малолетние двоюродные братишки Даут, Салим и Саит. Они совсем маленькие, им по два-три годика. Видно, не простили, что я смеялась, увидев их обритыми наголо, но с веселыми челочками. Это правда было очень смешно. Только я тогда еще не знала, что меня ожидает та же участь, причем никакой челки Старик мне не оставил. Такая круглая лысая голова. Как самый настоящий арбуз: круглая и гладкая. Ужас!
Вот теперь они рассказали обо мне всей улице. Меня окружили и стали расспрашивать: «Шаура, ты чё в беретке, ушки замерзли?» Добрые дети… «Сними беретку», — просят другие. Особо остроумные говорят: «Ой, какая беретка красивая, ты же не жадина, дашь померить?»
На коне подъехал какой-то мальчик — старше, чем мы, дошкольники. Он как-то подозрительно улыбался и долго гарцевал рядом со мной. Я не могла даже двинуться с места, хотя понимала, что силы неравны и что лучше бы спастись бегством.
Мальчик на коне легко сорвал с меня беретку. Радости окружающих нет предела. Все смеются, показывая на меня пальцами. Вообще-то в ауле таких больших девочек не бреют. Конечно, им всем смешно. Я бы тоже смеялась, если бы это была другая девочка. Но это я. И мне обидно.
Убежать не получается, потому что меня загнали к большой весенней луже. Обступили со всех сторон и не выпускают. Просят потрогать мою новую «прическу». Мальчик на коне поскакал по улице с моей береткой в руках, держа ее очень высоко, как флаг. У меня даже плакать не получается.
Вдруг толпа расступилась. Это прибежал Ильшат. Он берет меня за руку и ведет домой, не обращая внимания ни на кого. Ему уступают дорогу, потому что он сильный и у него три старших брата. С ним никто не дерется. Никто даже не рискует.
…Прошли годы. Мальчик из детства давно вырос. У него у самого уже две дочки. И теперь он звонит мне, чтобы что-то узнать для своих девочек. Я не видела Ильшата много-много лет. Наверное, не узнала бы, даже если бы встретила его на одной из улиц Уфы или нашего аула Кармыш. Он взял номер моего мобильника у сестренки Райли, которой тогда, в тот день, еще не было на свете. А один из моих братиков — Саит — погиб потом, спустя несколько лет, когда скакал куда-то верхом. Конь был необъезженный и пугливый. Резким движением он скинул братишку на камни. Наш Саит сильно ударился, удар оказался смертельным. А я помню его смешную челочку и любимые черты. Мы все давно выросли, а Саит так и остался моим чудесным маленьким братиком.
В век мобильных телефонов звонок друга из детства на миг окунул меня в ту прекрасную пору, когда жизнь кажется нескончаемой, и упавшие с головы под бритвой волосы — это самое горькое, что только может быть на целом свете.

 

ИГРА В ПРЯТКИ

В детстве все играют в прятки. Это самая любимая игра летом. Нет сугробов, мешающих бегать и прятаться. Есть правила: не забегать в соседний двор, не прятаться в подъезде, не выбегать на проспект. Мы ведь живем на самом шумном проспекте города — на проспекте Октября. Наш дом стоит буквой «Г», часть его заворачивает на улицу со смешным названием — Бабушкина. Видно, чья-то бабушка была очень хорошей, раз улицу так назвали. Мы играем у того конца дома, где совсем нет тени, а только яркое солнце.
В один ряд с нашим одиннадцатым домом по соседству стоит тринадцатый, он без загогулин. Весь стоит на проспекте и почему-то весь в тени. Туда мы не бегаем. Там другие дети и другой двор, там свои законы. Мы с ними в мире, пока не пересекаем невидимую черту.
Мы играем в прятки весь день с самого утра. Кто-то убегает поесть или посмотреть мультики, кто-то только что вышел во двор поиграть. Я бегу так, что сердце стучит где-то в горле. Каждый раз нужно быстро придумать, где спрятаться, и быстро добежать до заветного местечка, причем спрятаться так, чтобы не торчал бантик или кончик платьишка. Мама кричит мне с пятого этажа, чтобы я шла домой обедать. А я не иду: меня же еще не нашли. Но мама никак не может угомониться. Все кричит, как будто хочет выдать меня, как будто она заодно с вредной Олеськой. Сейчас та меня из-за нее найдет.
Но потом я сама не выдерживаю, мне становится жалко свою маму. Кажется, я слишком хорошо спряталась и мама даже с пятого этажа меня не видит. Я вылезаю из цветочной клумбы и кричу: «Здесь я, здесь!». «Это не считается, — кричу я, — первая сказала, до земли достала!» Я торжествую: никто не спорит со мной. Ведь с каждым может такое случиться: высунется вот такая мама в окошко и будет звать тебя и волноваться, и каждый бы на моем месте поступил как я. Ну, может, так долго бы в клумбе не прятался, этого я точно не знаю.
На кухне много солнца. Мама говорит, что я ее напугала, что она очень не любит эти наши игры в прятки. А я вспоминаю, что в прошлый раз она так же говорила про догонялки — это после того, как я упала и в кровь разбила коленку. Получается, она уже две мои игры не любит. Еще я знаю, что мама не любит, когда я сильно-сильно раскачиваюсь на качелях и достаю кончиками туфель до листьев на соседнем огромном дереве. Мама говорит, что я так могу перевернуться на качелях и тогда уже точно упаду. Я ей не очень-то верю. Сколько раз я прыгала с качелей, сильно раскачавшись, — и ничего. Главное — приземлиться на ноги с подогнутыми коленками и сразу присесть, чтобы качели, вернувшись обратно, не смогли тебя стукнуть.
Мама говорит: «Шаура, ты чего затихла?» Я отвечаю: «Ничего. Просто я думаю». Мама почему-то вздыхает и произносит: «Это-то меня и пугает больше всего. Неизвестно, до чего ты додумаешься и что сделаешь».
А еще я вспомнила, что мама не любит, когда я бегаю по гаражам. А если бы она знала, что я еще в соседний детский сад по этим гаражам залезаю… И мы там с мальчишками рвем мелкие яблоки с деревьев. Главное, чтобы дедушка, который охраняет садик, нас не поймал. Кричит он очень громко, его голос звучит прямо над ухом, когда мы улепетываем оттуда. Я его никогда не видела. Только слышала, как он грозится, что вот сейчас нас догонит и побьет. Страшно!
А еще…Но тут мама прерывает мои мысли: «Раз не хочешь есть кашу, то иди во двор с сестренкой играть». Сама бы ела эту кашу — она уже мне в садике надоела. «И никаких пряток!» — кричит мне вслед мама. Интересно, а во что же мне тогда с ней играть?
Гульдарка смотрит на меня немигающим взглядом. Глаза у нее огромные. И они никогда не моргают. Сестренка всегда выигрывает в гляделки, выигрывает даже у моих ровесников, а не только у малолеток. И еще она громче всех плачет. Плачет редко, но, если уж решила заплакать, то кажется, будто гудит пожарная машина, когда едет на пожар. Оглохнуть можно. А успокоить Гульдарку не удается никому, кроме мамы. Поэтому лучше ее не трогать. Во дворе об этом все знают. И ее никто не обижает. Во-первых, знает, что будет иметь дело со мной, а во-вторых, сестренка слишком громко плачет…Двухлетние девочки так не могут плакать, а Гульдарка — может. И тогда придет моя мама и… Кому это надо?
Мы идем на улицу. Идем — легко сказать. Мне надоедает медленно тащиться вниз по лестнице. Я беру сестренку на руки и спускаюсь на один пролет. Больше не хватает сил, она довольно увесистая. Пытаюсь поставить ее на ноги. Но Гульдарка издает возмущенные вопли: это значит, что если я ее не буду нести, она начнет громко плакать, а если по правде, то орать.
Когда мы наконец вышли на улицу, игра в прятки еще продолжалась. Я столько времени пробыла в холодном подъезде, пока тащила эту вредину, что от солнца не смогла сразу открыть глаза. Смотрю, а Гульдарка улыбается. Солнце даже ее развеселило. Я уже забыла мамины слова «никаких пряток». Беру Гульдарку за руку и кричу: «Мы тоже играем!»
Теперь мне труднее: надо спрятать сестренку и успеть спрятаться самой. Гульдарка иногда не хочет прятаться, а стоит и смотрит, как мы играем. А иногда хочет спрятаться и не хочет, чтобы ее нашли. Тут не угадаешь. Я кричу: «Маленьких не находить!» — «Ладно!» — кричат мои друзья в ответ.
Кто-то приходит, кто-то уходит домой, кого-то забирают родители, идущие с работы. Солнце еще ярко светит, но уже не так жарко. А мы все играем, играем, играем… Я так хорошо спряталась, что меня дольше всех ищут и не могут найти. Но в конце концов находят, и сейчас мне водить. Однако я не вижу свою сестренку. Ее нигде нет. Мы все бегаем по двору с криками «Гульдарка, куда ты спряталась? Выходи!» — «Она только что тут стояла!» — кричит уже совсем не вредная Олеська. Но теперь на этом месте Гульдарки нет. И вдруг я вижу ее вдалеке, в конце соседнего двора, там, где заканчивается дом номер тринадцать. Она в руках старенького дядьки на деревянной ноге. Я кричу «Гульдарка!» и бегу в соседний двор, за сестренкой, которую уносит этот незнакомый дядька. Бегу одна, потому что в тот двор нам бегать нельзя, это чужая территория. Но что же мне делать? Дядька уже дошел до конца дома, уже повернул на шумный и многолюдный проспект, где он может потеряться с моей Гульдаркой навсегда. Однако я успела! Хорошо, что у него деревянная нога и что Гульдарка тяжелая. Дядька не может быстро идти. И поэтому я догоняю его. Я хорошо бегаю!
«Гульдарка!» — кричу я уже осипшим голосом. А сестренка сидит на руках постороннего человека абсолютно спокойно. Кажется, она думает, что ее просто так носят на руках, она совсем не боится. Смотрит на меня немигающим взглядом и молчит. Как будто ее родной дядя несет. Мы уже на проспекте. Я из последних сил кричу, теперь сама не хуже, чем пожарная машина: «Отдайте Гульдарку! Отдайте Гульдарку! Отдайте Гульдарку!» Ничего другого мне в голову не приходит. Я кричу и прыгаю вокруг этих двоих. Я очень мешаю дядьке идти, он оступается на своей деревянной ноге и чуть не падает. Люди, спешащие домой, начинают оборачиваться на нас и даже замедлять шаги. Дядька, наверное, понимает, что я могу кричать еще не знаю сколько времени и не оставлю свою сестренку. Он ставит Гульдарку на дымящийся от жары асфальт. Что-то бормочет, но мне уже не до него. Он тут же пропадает в людском потоке.
А моя сестренка совсем не испугана. Она совершенно спокойна. Я беру ее на руки. Я худенькая, меня во дворе даже называют головастиком за тоненькие руки и ноги при непропорционально большой голове. Но сейчас у меня много сил. С Гульдаркой на руках я почти бегу обратно через чужой двор и вбегаю в наш двор как победительница. Мои дворовые друзья обступают нас и смеются. Гульдарка, довольная, улыбается: ее весь день носят на руках, и сегодня она лучше всех сумела спрятаться.
Солнце уже садится. Из всех окон кричат мамы. Вот и наша мама нас зовет. Пора домой.

 

СПАСАТЕЛЬ

Каждый год я уезжаю из большого города в аул к бабушке и дедушке на все лето. Мне четырнадцать лет, и мне кажется, что я совсем уже взрослая. У меня есть подруга Лиля, мы с ней секретничаем о соседских мальчиках и о наших старших сестрах. Наши сестры старше нас на два и три года. Но в детстве два-три года — это целая пропасть, пропасть между миром детства и миром почти взрослых.
Самое чудесное время — время сбора черемухи. Почему-то в этом году ее особенно много. Засветло мы выходим из села и идем в сторону Тирэкле — тополиного леса на краю аула. Там легче всего перейти на другой берег Демы — возле поваленного во время урагана большого тополя. Я не умею плавать, и для меня это единственный короткий путь к заветным местам. Держась за мощное дерево, за его ветки или ствол, можно пересечь реку в самом глубоком месте, совсем недалеко от опасных воронок, а дальше уже можно идти вброд не опасаясь.
Сбор ягод — веселое и увлекательное занятие. Тебя охватывает азарт, кажется, что где-то рядом есть дерево, на котором ягоды еще крупнее и сочнее. Еще кажется, что твое ведро — самое большое, а все вокруг собирают быстрее, чем ты. Можно рвать черемуху, наклоняя ветки, а можно и влезть на дерево, добраться почти до верхушки и собирать, сидя у самого солнца, самые спелые ягоды. Для этого нужно уметь быстро и ловко лазить по деревьям, как умеет наш сосед Буранбай. Сидит на самом верху и смеется: «Лезь сюда, Шаура, тут самые крупные ягоды». На самом деле он дразнит меня, знает, что я ни за что не полезу на его дерево. Я фыркаю и с независимым видом ухожу в чащу искать свое дерево.
В лесу время летит незаметно: не успеваешь оглянуться, а день уже клонится к вечеру, и ведро сильно потяжелело. Губы, язык, зубы у всех черные от спелой черемухи. Уже хочется скорее вернуться домой и показать бабушке, что я лучше всех: у меня самые спелые ягоды, и самое большое ведро я наполнила до краев.
Шумно перекликаясь, трогаемся в путь. У реки мое ведро забирает мой братишка Даут: ведь я не умею плавать и очень боюсь воронок. А тут еще на берегу сидит незнакомый парень, вроде как ждет кого-то. Такой симпатичный, поэтому я делаю вид, что не замечаю его, просто в упор не вижу.
Хватаюсь за дерево и плыву. Здесь очень сильное течение, главное — держаться руками за ветки и скорее плыть к заветному берегу. Мне страшно, но этого нельзя показывать, к тому же я чувствую на себе насмешливый взгляд незнакомца.
Я не люблю дурацкие игры на воде. Не люблю, потому что не умею плавать. Даже не знаю, кто первый начал брызгаться. Но брызги попали мне в лицо, и от неожиданности я выпустила из рук ветку поваленного тополя. Течение тут же подхватило меня и понесло по реке. Ужас! Я пытаюсь плыть, но бороться с бурной рекой у меня не хватает сил. А впереди — воронки, к которым и несет меня неумолимое течение.
Очнулась я на руках у светлоглазого незнакомца. Он молча выносит меня на берег, кладет на камни и уходит.
Подруга говорит, что его зовут Урал. Он из соседнего села Сурай, ему семнадцать лет и у него даже есть девушка.
Вечером я хандрю: расхотелось идти на индийское кино и даже лезть в соседний сад за яблоками. Почему-то тянет пойти к мосту, к дороге из Сурая. И вот мы с подругой сидим у реки: спрятались так, что нас никто не видит, но сами мы видим всех. Уже ближе к ночи на велосипеде едет парень из соседнего села, друг моего спасителя. Подруга окликает его по имени, и они говорят немного о том о сем. Напоследок друг Урала кидает мне насмешливо: «Ну как, спасителю твоему передать привет?» Срывающимся от волнения голосом произношу: «Да».
На следующий вечер мы снова идем на то же место у моста. Урал приезжает с тем самым другом, и все трое весело болтают о разных пустяках. Одна я словно потеряла дар речи. Потом Урал наклоняется ко мне и предлагает пройтись вдоль реки. Но я уже больше не чувствую себя взрослой, я боюсь сама не знаю чего, сердце замирает и падает куда-то вниз. Я отрицательно качаю головой, мой спаситель от души смеется и уезжает, даже ни разу не обернувшись.
Я долго смотрю вслед исчезнувшим из виду велосипедистам. Мне очень грустно, что не смогла толком поблагодарить своего спасителя. Я еще не знаю, что больше никогда его не увижу.

 

ПРАЗДНИКИ

Сегодня у Розки день рождения, ей будет пять лет, она младше меня на два месяца и четыре дня. Мы с мамой с утра идем в универмаг «Уфа» — покупать ей подарок. Кажется, Розка позвала к себе в гости весь двор. Мы идем в отдел игрушек. Мама что-то говорит мне, но я ее не слышу. Или просто не слушаю. Так много игрушек! Я рассматриваю их как завороженная. Я играю с каждой. Трогаю. Глажу. Кажется, мама поняла, что звать меня и уговаривать бесполезно. Она терпеливо ждет, когда я перестану играть. Я специально не смотрю на нее, потому что она делает мне такие круглые глаза. А я не смотрю и как будто не знаю, что на самом деле она хочет скорее уйти.
Я прошу маму купить в подарок Розке кукольную кухню из пахучего дерева. Маленький столик и стульчик. Еще шкафчик с дверцами, а внутри — полки для посуды. Мама не отказывается, только долго считает деньги. Я слышу, как сначала шелестят бумажки, потом звенят монетки. Продавщица говорит: «Ведь у вас же не хватает, почему вы не купите что-нибудь подешевле?» Но мама говорит: «А у меня еще в кармане есть. Теперь хватит!»
Домой мы идем пешком. Я такая задумчивая, иду и щурюсь на зимнее солнце. Мама сказала, что сегодня четырнадцатое февраля: значит, через две недели наступит весна и наш папа вернется наконец из далекой Москвы. Мы идем, а под ногами хрустит снег. Скользко. Я крепко держусь за мамину руку. Мама разрешила мне самой нести кукольную кухню. Тетенька в универмаге сначала положила все в коробочку, на которой эта кухня нарисована, потом завернула коробочку в коричневатую бумагу и завязала как торт. Я несу ее очень осторожно, как будто она не из дерева, а из стекла. Очень красивая кухня.
Дома я прошу маму развернуть подарок. Мама не понимает зачем, ведь скоро надо уже идти на день рождения. Я опять прошу ее развернуть, пробую сама, но не получается, веревки очень прочные, вроде и завязаны на бантик, но все равно не развязываются. Я чуть не плачу от бессилия. Мама видит, что я хочу достать подарок во что бы то ни стало. Когда папа в Москве, она слушается меня и совсем не строгая. Садится рядом со мной и достает эти красивые столик, стульчик и шкафчик, предназначенные для кухни не известной мне куклы, ставит их на наш круглый стол. Я бегу в угол, к огромному папиному чемодану, где лежат все мои игрушки, и долго ищу там то, что нужно. Вот и нашла то, что привез мне папа летом из Москвы: маленькие деревянные чашечки с блюдцами и кастрюлька — посуда для кукол. Вся она разрисована яркими малюсенькими цветочками. Я ставлю посуду на игрушечный столик и начинаю самозабвенно играть. Я забыла о маме, о том, что надо поесть, обо всем на свете.
Мама позвала меня только вечером. Сказала, что пора идти в гости. Я уже наигралась в волшебную кухню, и теперь мне не жалко подарить ее моей любимой подружке. Я улыбаюсь маме, она смеется: радуется, что не капризничаю. Я аккуратно откладываю свою игрушечную посудку, и мы вместе заворачиваем подарок для Розки. Мама провожает меня прямо до Розкиной квартиры, о чем-то говорит с мамой Розки, с ее бабушкой, здоровается с отцом. Ее не отпускают, ведут к взрослым на кухню. А я бегу за Розкой в зал, где уже собрались все ребята с нашего двора. Я пришла позже всех. Все хотят посмотреть мой подарок. Я сижу очень гордая, я почему-то знаю, что мой подарок — лучший. Розка спешно рвет бумагу, которую мы с мамой только что разглаживали, открывает коробку и достает оттуда эту кукольную прелесть.

За два месяца до этого — в мой день рождения — Розка подарила мне голубого пластмассового слоненка. Я не расставалась с ним даже в ванной. В нем были дырочки, в которые постепенно набиралась вода, и тогда мой слоненок начинал тонуть. Но я его всегда спасала. Мама вытаскивала меня из ванны, а я просила слоненка тоже вытирать полотенцем и класть спать рядом со мной. Мама ставила у моей кровати стульчик, а на него клала маленькую подушку, на которой спал мой голубой слоненок.
Потом, когда я уже выросла, узнала, что слоники — это к счастью. Такого красивого слоника я больше никогда не видела. Он всегда улыбался мне, всегда был готов играть со мной, а мне хотелось смеяться от счастья.

* * *
Через тридцать два года ночью я сижу на Розкиной кухне. Сегодня она защитила диссертацию по философии. Был уже и банкет в университетской столовой. Там была ее семья: все такая же красивая мама и такой же солидный папа, и такая же нежная сестра Лилька. Еще, конечно, Коша, ее муж: когда-то мы учились вместе, он тогда был и худ, и юн. И подружки: Эльзу я знаю сто лет, она даже замуж за моего одноклассника вышла (кто сказал, что Уфа — мегаполис?). Некоторых девчонок не знаю совсем — они из других Розкиных жизней.
Дома мы, подружки Розы, празднуем до поздней ночи. Пользуясь случаем, «висит» в Интернете ее сын Данилка — он уже почти взрослый, как и все современные подростки. Но Роза в роли мамы неумолима: Данила должен спать, ведь завтра ему в школу, и конец четверти на носу. Мы закрываем дверь в кухню, и наш праздник для взрослых продолжается.
Я спрашиваю: «Розка, ты помнишь игрушки из нашего детства? Кукольную кухню или голубого слоненка?» Розка, конечно, не помнит. Щурится от сигаретного дыма, потягивает «Шардонне»… Только для меня она по-прежнему маленькая девочка с косичкой — девочка с нашего двора.

 

  

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле