|
Круг чтения
Дополнение к урокам
«ФОРПОСТ ЗЕМЛЯ — СВИДАНИЕ С СУДЬБОЙ»
Третий номер «Бельских просторов»: три поэтессы встретились под одной
обложкой. Это очевидно объясняется тем, что март — «женский» месяц.
Стихи Анисы Тагировой напоминают выцветшие пожелтевшие фотографии. Такие
есть, наверное, в каждой семье, затронутой войной, — однорукий любимый
старший брат, соседский дед, потерявший на фронте всех своих сыновей,
плачущая от счастья (или горя) мать в День Победы, девочка в белом платьице,
с большими бантами в тоненьких косичках, танцующая под патефон, — кончилась
война! («Следы в сердце»).
В других стихах возникает образ девушки, которая испытывает очень земные
чувства: любовь, страх разлуки, обиды и потери. Эти чувства сливаются с
образами народных обычаев и примет («Стану светлой подковой тулпару…»,
«Украшеньем взойду на кушак…», «Буду шелком в руке загорелой…»).
Неожиданно подборка стихов кончается почти по-русски, стихотворением
«Колечко», похожим на безыскусную песню — страдание.
«По воде идут круги —
Быль и небыль тонут.
Ты кольцом с моей руки
Закатился в омут…»
Лирическая героиня Анисы Тагировой радуется белым березам, что «нежны как
девушки во сне», рвется стрелой к любимому… Поэзия Зинфиры Абдульмановой
другая, размышляющая, прощающая и понимающая. Через пробы и ошибки, через
паутину мелких чувств, обид и упреков («разъедающих сердце как моль» — такое
вот сравнение — пыльное, серое и неотвязное, как утро понедельника), через
прощения и прощания, спокойно и мудро приходит человек к пониманию простых и
бесценных истин: «Друзья… вы рядом и без денег я богата…», «Возвращайся к
деревьям и травам о высоком и вечном молчать…».
В сущности жить счастливо достаточно просто: не тащить за собой чемодан
мелочных упреков, сбросить с души боль обид, жизнь принять как дар («Ведь мы
рождаемся на время, а умираем навсегда»), понять, что нет прошлого, будущее
неопределенно, и научиться радоваться настоящему. В этом настоящем «время —
не противник вовсе, а старость — долголетия залог. Весна и лето переходят в
осень, чтоб быть зиме — и мудрым стать ты смог!».
Героиня Зинфиры Абдульмановой через пробы и ошибки, надежду и отчаяние ищет
суть земной жизни. Поэзия Светланы Хвостенко иного — космического масштаба.
Поэтесса распахивает ворота своего мира, где есть «сплетенье солнц, дыханий,
судеб», где можно спокойно «выспросить у тьмы ее различья». Этот мир не
знает полумер, получувств, намеков и недоговоренностей. Здесь нет юности,
старости, зрелости, временные категории другие («Возьми меня, Возьми к себе,
от вечности на время оторвав»). Здесь место действия «Форпост Земля. Баталия
и брань, бой, битва, сеча…». Хвостенко выпустила душу свою не как птичку из
опостылевшей клетки, а как ангела, которому доступно все, все близко и все
возможно, который под грозовое биение крыл летит по «одному только компасу
«люблю».
Все мы любим, печалимся, живем, но в меру, не надорваться бы. Хотя… кто
определил рамки для этих чувств? Но иногда приходят в мир двое. Услышав
слабое биение своих сердец, они идут навстречу друг другу наперекор
предрассудкам. Только бы дойти, коснуться, а там хоть умереть…
Три поэтессы, три ипостаси одного чувства: от робкой нежности, застенчивости
до окаянной страсти космического масштаба.
УФИМСКИЕ КРЕЗЫ
У нашей бабушки есть три потрепанных фотоальбома, уже один внешний вид
которых вызывает в душе чувство сопричастности к старине, некоторое
сожаление об утраченном и неповторимом. Бархатная, потертая на сгибах
обложка, металлическая застежка, толстые, будто деревянные, листы, но
главное — люди на фотографиях. Их давно уже нет, бабушка уже и не помнит,
кто эти мужчины в высоких воротничках с обязательными усами, дамы в
кружевах, в ореолах темных русалочьих волос.
Они выглядят нездешними, настолько отличны от моих замотанных и нервных
современников. Взгляд спокойных и невозмутимых глаз, чувство собственного
достоинства в прямой посадке головы, в уверенном развороте плеч. И не надо
говорить про другое время и другую жизнь. Им выпал на долю не самый лучший
отрезок нашей истории: первая мировая война, революции… Что-то знали они о
смысле жизни, о судьбе, может быть, это вера, столь поспешно принятая
послеперестроечными россиянами. Может быть, вела их по жизни уверенность в
своем предназначении. Кто знает? Они давно ушли, а им на смену пришли
задерганные, запуганные, сбитые с толку и блуждающие во тьме. Какой уж тут
покой…
Я вспомнила бабушкины фотоальбомы, читая статью З. Гудковой «Предприниматели
Южного Урала» — об уфимских лесопромышленниках Чижовых, владельце пароходной
компании Н. В. Мешкове. Говорят, история развивается по спирали и
возвращается в одну и ту же точку, но на другой высоте. И в наше время, я
думаю, много энергичных и деятельных граждан сколотили немалое состояние,
поднявшись из низов, как Ф. Е. Чижов, происходивший из крепостных крестьян,
или Н. В. Мешков, родившийся в малоизвестном Весьегонске в семье
разорившегося купца. Вот только тратили нажитое тогда не на яхты и самолеты,
а на дома для больницы и переустройство семинарской домовой церкви как Ф.
Е.Чижов. Мечтой же Н. В. Мешкова было основание в городе Перми университета,
которому он построил большой дом для просветительских целей с химической
лабораторией, минералогическим, геологическим и физическим кабинетами.
Ныне синоним «предприимчивый» зачастую ассоциируется с человеком, сумевшим
хапнуть побольше там, где другие зазевались, но век назад «предприниматель»
означало «хозяин, меценат, покровитель», не забывающий, конечно, и о
развитии своего дела, а фамилия, к примеру, «Мешков» служила, как сейчас
говорят, брэндом, гарантией честных деловых отношений.
У нас много и охотно толкуют о патриотизме, не имея в виду ничего
конкретного. Человек не любит свою страну, если не ценит памятников истории
своей родины, людей, связавших свою жизнь и деятельность с благополучием
родного края. Нас окружает не только природная среда, но и среда, созданная
культурой предков. Без нее невозможна духовная жизнь, воспитывающая в нас
уважение к окружающим, к прошлому. Уничтожение культуры начинается с
уничтожения памяти.
Статья З. Гудковой могла бы служить прекрасным дополнением к урокам истории
и культуры Башкортостана. Школьникам следовало бы знать, что жизнь таких
людей, как Н. В. Мешков, «была лучшим доказательством того, что богатство,
капитал… могут служить благу народа и его культуре».
Написать
отзыв в гостевую книгу Не забудьте
указывать автора и название обсуждаемого материала! |