№ 03'04 |
Валентина СОРОКИНА |
XPOHOС
Русское поле:Бельские просторыМОЛОКОРУССКАЯ ЖИЗНЬПОДЪЕМСЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ"ПОДВИГОбщество друзей Гайто ГаздановаЭнциклопедия творчества А.ПлатоноваМемориальная страница Павла ФлоренскогоСтраница Вадима Кожинова
|
АПОСТОЛ ДОБРА И КРАСОТЫ.
Эти строки Анны Ахматовой всегда приходят мне на память, когда я обращаюсь к полотнам художника редкого дарования Александра Даниловича Бурзянцева. Он всю жизнь творил на башкирской земле и оставил о себе яркую, добрую память - множество холстов, искрящихся поэзией, светом, богатой палитрой красок. Чтобы он ни писал - уральские пейзажи или суздальские купола, Переделкино или есенинские мотивы - в его работах всегда тонко звучат струны живописи и души мастера, отзывчивого к красоте, ко всему тому, чем живет человек. Своим талантом он прославил башкирскую живописную школу, непременно был в числе тех, кто составлял славу российского искусства на множестве международных выставок. Мастер был удостоен высоких званий заслуженного художника России и Башкортостана, лауреата Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева. Мне посчастливилось видеть его работы в экспозиции Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Санкт-Петербурге, в художественных музеях Екатеринбурга, Рязани, Твери, Перми, Челябинска и других городов. Я всегда безошибочно узнавала полотна А. Д. Бурзянцева среди многих других по их особой пластике, размаху его темпераментной кисти, воплощающей страстную, влюбленную в жизнь натуру мастера, по той мажорной цветовой симфонии, которая мощно звучит в них. Самая большая коллекция работ живописца собрана в уфимском художественном музее. Она не раз экспонировалась здесь, являя зримую связь его искусства с традицией российской пейзажной живописи, идущей от М. Нестерова, А. Саврасова, И. Левитана. В октябре 2003 года в музее прошла выставка произведений Бурзянцева, посвященная 75-летнему юбилею художника, которая стала достойным проводником этих высоких традиций в искусство ХХI века. Она показала также путь становления и расцвета таланта этого самобытного мастера. Родом Александр Данилович из Зилаирского района Башкортостана. В деревне Ново-Преображенская, позднее в Зилаире прошли его детство и юность в семье скромного конторского служащего и сельской учительницы. Раскинувшиеся в глубине уральских лесов деревни, холмы и реки, знакомые дорожки и таинственные тропы - вся эта красота навсегда входила в память его души, сливаясь с романтическими представлениями, рожденными в его сознании поэзией А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, любовь к которой передала ему мать -Акулина Сергеевна Полубоярова. Шура, как звала его мать, с детства увлекался рисованием, делал иллюстрации к стихам А. Пушкина и сказкам, стены дома были сплошь обклеены ими. «Пушкин в моей душе с детства, - вспоминал Александр Данилович. - Когда в школе я узнал, что его давно нет в живых, был потрясен, долго плакал, как об известии близкого человека. Весь день бродил у замерзшего Урала и представлял его одинокую могилу, над которой «буря мглою небо кроет…» Самой сокровенной мечтой впечатлительного, романтического мальчика было желание стать художником. Война перечеркнула все. Ушел на фронт отец и не вернулся, в 1943 году погиб под Сталинградом. Ему пришлось бросить школу и идти работать - в семье осталось четверо детей, он старший. Работал в леспромхозе, на лесозаготовках, научился катать валенки, которые партиями отсылали на фронт, но рисовать не бросал. В 1946 году восемнадцатилетнему юноше удалось осуществить мечту - он поступил учиться в Пензенское художественное училище. В 1949 году в дневнике записал: «Какое волнение испытываешь, когда идет обход! По живописи -4, композиции - 4, рисунку - 5. И это по настоянию Ивана Силыча. Он сказал: «Смотри, не задирай носа». Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов, ученик И. Е. Репина, преподавал в училище еще с 1908 года. Это был замечательный художник и педагог. «Он учил не ремеслу, а духу»,- говорил о нем Александр Данилович. В 1951 году вернулся в родной Зилаир, преподавал в школе рисование, через год переехал в Уфу, работал в художественном фонде. Живописью занимался урывками, да и то, что делал, удовлетворения не приносило. Как вырваться из плена ученичества, как найти себя - сколько раз он задавал себе этот вопрос. Однажды решил - надо поехать к Ивану Силовичу, излить ему душу, послушать советы. Почти сутки продолжалась беседа с учителем. «Я не спрашивал, как писать, а он не учил меня, просто показывал много своих работ. Запали в душу его слова: «Художник должен думать, для чего картина делается». Иван Силович читал стихи Никитина, Кольцова, Есенина. Уехал окрыленный, взбудораженный, с желанием работать», - рассказывал Александр Данилович. Работы учителя, написанные широко, красочно, заставили по-новому увидеть, понять роль цвета, формы в живописи. Вот почему по-иному зазвучала для него мелодия нестеровских образов, гармоничных красок в полотнах из собрания уфимского музея, многое открыл он для себя в работах И. Левитана, А.Саврасова, П. Стефановского. У каждого художника бывает пора в начале пути, когда формируется его творческое лицо. Для А. Бурзянцева это были 1950-е годы - время послекультовской демократизации в советском искусстве, когда рушилась парадная риторика, замешанная на иллюстративности и обыденном натурализме, и рождалось искусство новой волны, на гребне которой были собственные образные, профессиональные открытия. Как и многие сверстники, искавшие свои пути в искусстве, Александр Данилович жаждал новых впечатлений, открытий. Он много ездит по городам Южного Урала, привозит массу этюдов и впечатлений. Открывшиеся ему картины природы, уральских городов - Сатки, Миньяра, Сима, Белорецка - дали ему возможность ощутить исторические связи прошлого и настоящего, понять, как сильны здесь жизненные корни и традиции, помогли осмыслить свое предназначение художника и гражданина, являющегося частью этого устойчивого, крепкого мира, красота которого вызвала в его душе глубокие поэтические чувства. В 1956 году он создал свое первое значительное произведение - «В окрестностях Белорецка», в котором уже слышны звуки «чудного стиха», его стиха, написанного в романтических, жизнеутверждающих тонах, поющего о новой весне. В одухотворенности, наблюденности, которыми замечателен холст, заключено то главное, что сближает его с традициями русской пейзажной школы. Есть в нем и то, что выявляет индивидуальность автора - его обостренное чувство земли, живую, могучую плоть которой он передает плотной, материальной живописью. Это станет отличительной чертой произведений мастера. Своеобразно построение этого полотна с эпическим разворотом пространства, придающим композиции масштабность и величие. К сожалению, эта работа находится в частном собрании за рубежом. В полную силу аккорды «чудного стиха» зазвучали в картине 1957 года «Старый уральский городок». Она стала визитной карточкой А. Д. Бурзянцева и обозначила главную тему творчества - уральская природа, а также мир его искусства, которое зиждится на поэзии жизни и добра, ярком живописном начале. Глядя на картину, испытываешь радость, которой одарил тебя художник, сочинивший этот чистый и светлый, как воды родника, холст. Искрятся под лучами солнца сугробы, уютно укутавшие домики старого городка, ложатся синие тени, сбегает вниз улочка, уводящая взгляд зрителя к бело-голубой златоглавой церкви, заснеженным холмистым далям. Сколько раз вспоминал Александр Данилович советы учителя: «Смотри больше на холст, чем на натуру, береза растет там, где это надо художнику, и помни, что и в тени есть цвет». Так Иван Силович воспитывал в ученике импровизатора и живописца. Любовь к старинным городкам, архитектуре - это тоже от учителя, чья декоративная, праздничная живопись нашла последователя в работах талантливого ученика. Глядя на этот холст, улавливаешь и левитановские, и юоновские нотки, и кустодиевское народное начало. Главное же - бурзянцевская звонкая поэзия, озаренная страстная. Ласковый взгляд художника на мир рождает картину радостного бытия. Огромной жизненной силой пронизано написанное в том же году полотно «Ветер с Урала», но его содержание, стилистика иные, нежели в предыдущем. Здесь иное, драматическое восприятие мира, эпический взгляд на уральскую природу. «Герои» полотна - две стихии: земля и небо. «Писал я пейзаж буквально под «диктовку» Есенина - «Свищет ветер, серебряный ветер…»-говорил художник. Этим двум произведениям была суждена большая жизнь - они обошли множество представительных выставок, сделав имя их автора известным в нашей стране, и обрели свой «дом» в Башкирском художественном музее имени М. В. Нестерова. Успех окрылял, придавал энергию, которой Александру Даниловичу и так не приходилось занимать. Очень живой, легкий на подъем, он буквально исколесил Урал, чтобы испить родники вдохновения и творить на холстах свой сказ об этом заповедном крае. Именно таким сказом стала картина 1960 года «На реке Бианке». В ней все достоверно и даже узнаваемо, но сколько человеческого участия, доброй и светлой поэзии вложил автор в работу, убедив нас в правильности слов Сальвадора Дали: «Пейзаж - это состояние души». Полотно мастерски решено в сложной тональной разработке зеленого цвета, бархатным ковром покрывающего всю поверхность холста. Яркий летний день. Густая зелень деревьев на вершинах гор и бирюза склонов струятся, стекая к ласковой, теплой реке, В эту поистине райскую картину бытия природы вписаны житейские сцены - лодка с сеном на зеркальной глади реки, купальщица, косари, возвращающиеся с работы, Они органично дополняют мысль художника о вечности, красоте, жизни. В 1960-е годы творчество А.Д.Бурзянцева обретает размах, силу и уверенное мастерство. Он приходит к созданию композиционных пейзажей с их многоплановостью образно-пластического решения, пишет полотна «В старом городе»(1964г.), «На озере Кандры-Куль», «Белый снег» (обе -1966г.) Этими работами он в определенной степени отдал дань получившему распространение в те годы «суровому» стилю с его ориентацией на укрупненные формы, строгость пластического и цветового решения. Урал видится художнику в его неизменном величии, с холмами и просторами, с приметами исконной старины - демидовскими заводами, церквями, крепостными стенами. Магическая сила полотен А. Бурзянцева - в его умении показать сопряжение времен, сливающихся в единый гармоничный мир. С новой силой забилось сердце Александра Даниловича, когда его коснулась красота древнего Суздаля, куда он отправился ранней весной 1968 года. Его любовь к старине обрела новую силу. Он пишет «Рождественский собор», «Святые ворота», «Весну в Суздале» и др. Жизнь идет своим чередом у старых стен храмов и монастырей, которые воспринимаются им как символ духовной красоты и стойкости России. Жизнерадостное мировосприятие автора заложено в музыке мазков его полотен -темпераментных, сочных, в декоративно-нарядных, звонких красках, в сочетании быстрых, подвижных линий, придающих им ощущение внутренней динамики.. Обладая блестящим даром импровизации, профессиональным опытом, Бурзянцев подчиняет своей воле композицию работ. Кажется, что они достоверно передают натуру, вместе с тем роль каждого предмета и линии распределена так, что они несут нужное настроение, энергию, мысль. Так рождается художественный образ в произведениях талантливого мастера, так он озвучивает свое отношение к русской культуре, традиции, к тому, что зовется Родиной. В 1970 году Александр Данилович побывал в заветных уголках, связанных с именами А. Пушкина, М. Лермонтова - в Бахчисарае, Пятигорске. Выполнил здесь серию натурных живописных и графических работ -«Ворота в Бахчисарае», «Дом М. Ю. Лермонтова» (обе - 1970г.). В последующие годы не раз возвращался к этим мотивам. В 1974 году судьба, которую, по словам художника, он искал сам, привела его в Переделкино, где он провел так запомнившиеся ему дни в увлеченной работе и где создал замечательные произведения - «Храм», «Купола» и др. Долгими зимними вечерами он много читал, открыл для себя поэзию Бориса Пастернака, узнал многое из его драматической жизни. Воплощением пережитых чувств, его понимания неразрывной судьбы поэта с Россией стало полотно «Могила Пастернака» (1975г.) В нем - тихий уголок зимней природы с заснеженной могилой на первом плане. Словно охраняя эту грустную тишину поодаль высится грациозная церковь, голубые снега укутали землю, деревья одеты инеем. В том, как художник пишет этот величественный пейзаж, слышны его боль и неизменно просветленное ощущение жизни, вера в нее. Через всю жизнь и творчество Александр Бурзянцев пронес любовь к поэзии С. Есенина. Он читал его стихи наизусть при всяком удобном случае и делал это с упоением. В 1970 году он собрал этюдник, краски и поехал на родину поэта - в село Константиново Рязанской области. В письме к искусствоведу Ю.И.Нехорошеву рассказывал: «Писать особенно не рассчитывал. Боялся. Но походить по есенинской земле да еще в мае… Очень мечтал. Постепенно расписался. Холсты писал небольшие, но и этюдами их называть неверно, потому что к каждой работе подходил как к картине, Заранее делал зарисовки с натуры, компоновал холст и потом уже с ясной мыслью о том, что хотел выразить, писал». На Рязанщине он бывал затем многократно, во все времена года, и всю последующую жизнь писал есенинские места, вкладывая в них свою любовь к поэту и краю - колыбели его таланта. Начал он с самого дорогого - с «Домика поэта»(1970г.). «Низкий дом с голубыми ставнями» показан в окружении цветущего майского сада. Много раз изображал его с разных точек, с разным настроением, каждый раз открывая в этом мотиве новую образную грань. Глядя на работы «Малиновое поле»(1970г.), «Разлив»(1971г.), «Синий снег»(1972г.), вспоминаешь многие строки поэта - «О, Русь, малиновое поле и синь, упавшая в реку», «Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе» и другие. Вспоминаешь потому, что сила чувства художника, его живописное видение, образное слово сродни Есенину. Но есть и то, что отличает работы художника - это его бескрайняя вера в жизнь, ликующая, мощная. В марте 1982 года Александр Данилович выполнил карандашом автопортрет, в котором показал себя сосредоточенно-грустным. Он озаглавил его есенинской строкой «А вечер синий, а вечер такой синий». В апреле 1987 года до него дошла весть о том, что в Ленинграде разрушена гостиница «Англетер», в которой умер С. Есенин. Он воспринял это событие, как поругание священной памяти поэта. Тогда он сделал надпись на портрете: «А знать бы, что через пять лет Россия накинет удавку на Сергея Есенина, разрушив «Англетер» - последний вздох. Ни от могилы, ни от пышного надгробия не защемит сердце, если дух ушел. Свято место, где его не стало. Но храм разрушенный - все храм!». А.Бурзянцева дух не покидал. Чувства, пробуждаемые поэзией Есенина, давали ему новые творческие силы, которые находили выход в его талантливой живописи. В 1987 году он завершил работу над большой картиной «О,Русь, заветный уголок!», в которой сообразно его замыслу запечатлено все близкое, дорогое сердцу поэта - «золотая бревенчатая изба», «плетневый палисадник», погруженный в багрянец осени, и крутой косогор, за которым «широко синеет тихая река». Все это с блеском мастерства облечено в выразительную живописную и пластическую форму. С упоением играет живописец драгоценными переливами золотых, бардово-коричневых, изумрудно-синих тонов, как опытный симфонист слагая их в сложный и красивый цветовой регистр. Столь же страстно «закручена» пластика холста, построенная на контрасте бурных, динамичных линий первого плана и величественно-спокойной ритмики дальней перспективы. Многие произведения есенинского цикла находятся в собраниях мемориального дома-музея С.Есенина в Константинове, Рязанского художественного музея. Украшают они и коллекцию уфимского музея. 1980-1990 годы - время, когда Бурзянцев, признанный и опытный мастер, пишет все дорогое, пережитое - уральские и уфимские пейзажи, есенинские места и лермонтовские мотивы. 1 ноября 1972 года он писал жене, Аэлите Васильевне, из Константинова, где у него проходила выставка: « В общем я доволен, доволен еще и тем, что, наконец-то, возьмусь опять за Урал. Соскучился». Вот так, живя на Рязанщине, он тосковал по Уралу, а, вернувшись домой, с обостренным чувством писал есенинскую тему. Александр Данилович оставался неподражаемо силен и индивидуален в создании эпических уральских пейзажей. Многогранна, богата, красива палитра мастера, выявившего через прозрачность красок сияние осеннего дня в работе «На Кара-Идели»(1984г.) В работах этих лет встает образ девственной природы Урала - «Пещера Салавата»(1980г.), «Юность Агидели»(1982г.), «На Юрюзани»(1986г.). В них - грациозные изгибы рек у подножия холмов, заросли лесов, то цветущих, отражающихся в плавных весенних водах, то погруженных в сияние снегов. Эти полотна с их танственно-романтической красотой по-бурзянцевски могучи, открыты, населены красками жизни, ароматами обновления. В эти годы в творчество мастера приходит новая тема. «С возрастом как-то по- особому начинаешь ценить и любить тот край, где ты живешь и работаешь,- говорил художник. Я много ездил, видел, писал. Все это позволило мне почувствовать особую красоту нашего города, его старины и новостроек, его рельефа и колорита. Вот почему в последнее время тема уфимского пейзажа меня особенно привлекает. Для меня Уфа неотделима от таких имен, как Сергей Тимофеевич Аксаков, Михаил Васильевич Нестеров. Я с большим желанием и волнением пишу наши шиханы, реку Белую, которую писали Нестеров и Тюлькин. Мне хочется передать вольную красоту этих мест». Интересное поэтическое преломление получили в многочисленных работах живописца пейзажи с изображением конкретных уголков Уфы - «Сергиевская церковь»(1989г.), «Посадская улица», «Большая Московская улица»(обе -1992г.) и др. Полотно «Ледоход на Белой»(1989г.) навеяно мотивами рассказов С. Т. Аксакова, два других -«Сад Луначарского. Место, где родился С. Т .Аксаков»(1989г.) и «Здесь учился С.Т. Аксаков»(1990г.) изображают мемориальные места города, связанные с жизнью писателя. Очень любил Александр Данилович писать Уфу зимнюю, и это ему великолепно удавалось. В этих мотивах он находил особую романтику, и так по душе ему были краски зимы - светоносные, чистые. Таковы его работа «Сутолока»(1984г.), картина-поэма «Рассвет»(1988г.) с феерией завораживающего бело-голубого цвета, с фантастической красотой зимы и города, окутанного морозным дыханием, одетого в белый снежный наряд. Последней значительной работой мастера, посвященной родному городу стала «Первый снег.Старая Уфа»(1995г.). Написана она в очень тяжелое для художника время, когда он, пережив ампутацию ноги, адаптировался к жизни. Картина стала еще одним свидетельством огромного мужества, жизнелюбия Александра Даниловича, его бесконечной преданности творчеству. Общаясь с миром из окна своего дома, он написал этот лучезарный, добрый холст. Художник выбрал такое состояние природы, которое позволило ему с наибольшей силой передать игру цвета. Звучными аккордами на белом снегу играют синие, золотые, багряные краски, сливаясь в единую мажорную мелодию. А. Д. Бурзянцев был человеком многогранных интересов, всегда оставался доступным, великодушным и порядочным. Он любил литературу, музыку, собрал фонотеку записей Ф. И. Шаляпина, общался со многими российскими, башкирскими писателями, поэтами. Годы творческой, человеческой дружбы связывали его с народным поэтом Башкортостана Мустаем Каримом. В 1987 году, находясь под впечатлением от его книги «Долгое-долгое детство», Александр Данилович поехал на родину писателя, в аул Кляшево Чишминского района, где создал ряд интересных натурных пейзажей, графических зарисовок - «Зырат», «Колодец Мустая», «Мастерская в Кляшево» и др. Со свойственным ему умением претворить увиденное в философский, эмоционально выразительный образ в 1988 году он написал большую композицию «Здесь родился Мустай Карим», находящуюся сейчас в собрании художественного музея имени М. В. Нестерова. В октябре 1995 года, в день рождения Александра Бурзянцева, состоялась его последняя встреча с Мустаем Каримом, пришедшим поздравить художника с этим событием. На своем сборнике стихов «Возвращение» поэт написал: «Апостолу добра и красоты, отменному Мастеру, Другу моему Александру Бурзянцеву с преклонением перед его искусством. Мустай Карим, октябрь 95, ХХ век». Последние большие работы художника написаны в 1996 году - «Ледоход», «Банный день», «Весна в Уфе» - изысканно богатые по чувству, цвету. Майским днем 1997 года мастера не стало на земле. Но его дух, талант, и большое сердце живут в его творениях. Чтобы он ни писал, какими бы ни были его композиции, в них всегда - лики земной красоты, жизнь с многообразием ее явлений. Каждое его произведение убеждает нас в подлинности таланта большого мастера.
|
|
© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004Главный редактор: Юрий Андрианов Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru WEB-редактор Вячеслав Румянцев |