|
КАЗАНСКИЙ СОБОР
Первая церковь в городе Стерлитамаке была построена в 1789
году. С 1793 года священником в ней служил Федор Иванович Базилевский.
Именно по его настоянию в 1806 году эту обветшавшую церковь разобрали и на
ее месте построили новую, тоже деревянную, но более просторную. Освящена она
была в честь иконы Казанской Божьей матери. В 1824 году на пути из Оренбурга
в Уфу этот храм посетил император Александр I. Почти 30 лет шли службы в
этой единственной в городе церкви, пока 9 февраля 1834 года она не сгорела
по «недосмотру». На ее месте было решено построить каменный собор.
Проект постройки Собора Казанской Богоматери был утвержден 1 сентября 1836
года императором Николаем I.
Заложен он был 29 июля 1837 года в честь иконы Казанской Божьей матери, с
приделами Николая Чудотворца и Александра Невского. Строительство велось на
средства, собранные горожанами, пожертвования купцов Владимирцева,
Сухорукова, Еселева, завещавшего городу 25 тысяч рублей ассигнациями. Сбор
денег вел губернский секретарь Константин Иоакимович Щеголев, попечителем
строительства был стерлитамакский купец 3-й гильдии Василий Николаевич
Коновалов.
Храм строили на века. Кладка стен велась только в теплое время года, для
крепкости в раствор добавляли сырые куриные яйца. Освящение собора
состоялось 26 октября 1850 года. Проект постройки колокольни был утвержден 9
октября 1858 года. Только в 1864 году строительные и отделочные работы были
полностью завершены и собор предстал во всем великолепии с пятью золочеными
главами, увенчанными серебряными крестами и четырехколонной звонницей; входы
украшали шестиколонные портики. Собор был обнесен чугунной узорчатой оградой
и прекрасно просматривался с любой точки города. На средства И. Ф.
Базилевского — сына Федора Ивановича Базилевского был отлит 200-пудовый
колокол с надписью: «Жители города Стерлитамака! Памятуйте о фамилии
Базилевских!» Старожилы помнят, что звон этого колокола был слышен на много
верст вокруг. Им же был заказан в Академии художеств и иконостас для собора.
Икона «Положение во гроб» была выполнена художником Максимом Никифоровичем
Воробьевым (1787—1855), занимавшим значительное место в русской живописи
первой половины XIX века. Сегодня он один из многих давно и прочно забытых
художников. Сын вахтера Академии художеств, Воробьев в десятилетнем возрасте
поступил воспитанником в Академию, делал большие успехи в рисовании,
перспективе и архитектуре. Род живописи, избранный художником, был
архитектурно-пейзажный. Наставниками его были в архитектуре — Томас де Томон,
а в пейзажной живописи — Ф. Я. Алексеев. В 1809 году он в качестве помощника
Алексеева был участником экспедиции по изучению исторических местностей
Средней России. В 1814 году Воробьев был избран академиком, а с 1815 года
стал преподавателем Академии художеств. В 1820 году тогда еще великий князь
Николай Павлович, желая привести в надлежащий вид храм Воскресения Христова
в окрестностях Москвы, в «Новом Иерусалиме», устроил путешествие Воробьева
по святым местам и поручил ему вычертить, вымерить и зарисовать места,
чтимые христианами. Во время турецкой войны Воробьев состоял при свите
государя для писания и рисования этюдов. Современники ставили Воробьева
очень высоко. Н. Кукольник — издатель журнала «Изящных искусств» отзывался о
«Виде Константинополя» как об одной из лучших картин Воробьева: «Это не
картина, а ода из воды, земли и воздуха. Техника полна знания, обдуманности
и законченности и при всем том свободна». В Эрмитаже находится его картина
«Предел Голгофы». Воробьев был не только известным художником, но и
наставником русских пейзажистов, в его пейзажном классе занимались И. И.
Шишкин и А. П. Боголюбов.
История Казанского собора связана с именами многих достойных, но, к
сожалению, забытых людей.
Это и протоиерей Федор Иванович Базилевский — благочинный для надзора за
церквями имени иконы Казанской Богоматери в селах Табынск, Куганак, Усолка,
Васильевка; заводов Верхоторского, Воскресенского, Богоявленского,
Архангельского, так много сделавший для строительства собора. Во время войны
1812 года Федор Иванович собирал с местных помещиков деньги в фонд
государства, а в 1827 году участвовал в бескровном усмирении крестьянских
волнений, за что и получил орден Владимира IV степени, даровавший ему
потомственное дворянство. Поддерживая дух своих прихожан, Федор Иванович во
время эпидемии холеры совершал крестные ходы, посещал холерных больных, даже
ездил в Табынск за чудотворной иконой. Во время эпидемии 1848 года Федор
Иванович умер.
Внук протоиерея Ф. И. Базилевского — Иван Петрович Бреев был одним из
священников Казанского собора и преподавателем первого в городе
двухклассного приходского училища, открытого в 1839 году.
Замечательным человеком был и соборный протоиерей Василий Никанорович
Сперанский, много сделавший для развития народного образования в Белебее и
Стерлитамаке. В 1849 году он был назначен настоятелем церкви в селе
Ильинском Белебеевского уезда, а с 1853 года — в селе Никольском. Он
организовал первую инородческую школу, содержавшуюся на его средства,
перевел на марийский язык Евангелие. Сперанский заведовал тюремными
часовнями в Белебее и Стерлитамаке. В 1849 году Василий Никанорович был
перемещен в Стерлитамак. Он открыл первую в городе женскую школу, которая
содержалась на средства церкви. В школе преподавались Закон Божий,
гражданская история, литература, грамматика, арифметика, рукоделие.
Сперанский мечтал об открытии таких школ по всему Стерлитамакскому уезду.
Умер Василий Никанорович в 1879 году.
Одним из последних священников Казанского собора был Петр Васильевич
Полозов. Сведения о нем самые скупые: родился в 1888 году в деревне
Рязановка Стерлитамакского уезда, после закрытия Казанского собора был
священником Тихвинской церкви, арестован 13 августа 1937 года (к моменту
ареста — сторож на складе горючего), статья 58-10, высшая мера наказания.
Собор постигла участь многих российских храмов. В 1929 году городское
«Общество безбожников» организовало кампанию по закрытию Казанского собора:
собирались подписи горожан, требующих закрытия собора, говорили о несметных
сокровищах, которые после закрытия будут пущены на «решение жилищного
вопроса», готовился показательный процесс над церковным старостой и
настоятелем.
16 августа 1929 года президиум БЦИК принял постановление о закрытии собора и
передаче здания под клуб.
С Казанского собора были спилены кресты, звонницу обезголосили — сняли
колокола. Один из них подобрали пожарные, до сих пор эта реликвия хранится в
ПЧ-40. Из иконостаса делали рамы для окон.
В здании собора был устроен кинотеатр. А ровно через сто лет после начала
строительства, в 1937 году, собор был снесен. Городская
достопримечательность, памятник архитектуры, был превращен в груду развалин.
Не осталось ничего, кроме нескольких фотографий. Но помнить о соборе и его
трагической участи мы должны, а иначе что-то очень важное утрачивается в
нашем сознании — в сознании тех, кто разрушает память, и в сознании тех, кто
не противится этому.
Написать
отзыв в гостевую книгу Не забудьте
указывать автора и название обсуждаемого материала! |