№ 01'04 |
Всеволод Глуховцев |
XPOHOС
Русское поле:Бельские просторыМОЛОКОРУССКАЯ ЖИЗНЬПОДЪЕМСЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ"ПОДВИГОбщество друзей Гайто ГаздановаЭнциклопедия творчества А.ПлатоноваМемориальная страница Павла ФлоренскогоСтраница Вадима Кожинова
|
Откровение ОткровенияПринято считать, что завершающая книга Библии рассказывает нам о страшных днях, которые грядут в конце истории Земли и человечества. Эта трактовка настолько укрепилась в массовом сознании, что греческое слово «апокалипсис» приобрело зловещий характер, став синонимом выражения «ужасный конец мира», хотя означает оно всего-навсего «откровение», нейтральный заголовок сделался пугалом для многих и многих людей, не давших себе труда поглубже вникнуть в его смысл… Если воспринимать Апокалипсис как обычный художественный текст, впечатление будет такое, что написано это - говоря современным языком - в жанре «ужастика», дабы раз и навсегда испугать наивного читателя. Зачем? Читатель несколько более въедливый, должно быть, догадается: ага, типичная идеологическая обработка: вот, мол, что ожидает еретиков и отступников. И, вполне вероятно, остановится, довольный своей проницательностью. Если же ему придет охота поразмыслить еще, то неизбежным должен оказаться вопрос следующий: а зачем понадобилось канонизировать агитпроп?.. Спросивший может, конечно, объяснить, но, пустившись в эти объяснения, не заметит и сам, как в голос его вкрадется ирония и на лице заиграет улыбочка записного скептика, и весь вид будет - вид снисходительности, понимания политической целесообразности. Игривого интеллектуального цинизма - пусть объясняющий и не хотел быть циником. Но так будет. Потому что такова базовая позиция рассуждения: считать Откровение памфлетом. Конечно, это смешно и пошло. Всякий циник вообще в чем-то смешон и пошл, даже Диоген. Даже если он искренен. Впрочем, он не способен до конца быть искренним, ибо принужден хитрить с собою, сам себя стесняться, сам себя оправдывать. А если так, то где же понять смысл этой книги! Любознательность исследователя - вещь необходимая, но не достаточная, как таковая она легко способна превратиться в подложное мудрствование, от какого истины не жди. Но и буквальное, прямое и туповатое восприятие - не суть какая добродетель, и от него до правды не ближе, чем от плутней лукавых умников. И даже попытки интерпретировать тот или иной эпизод книги в соответствии с историческими реалиями выглядят довольно плоско. Современные толкователи, как правило, связывают описываемое с различными технологически ми и военными крушениями; в прошлом трактовали, в сущности, так же, только место техногенных факторов у них занимали мистические и магические. И у тех, и у других явно прослеживается мысль, навеянная прямыми аллюзиями: конец времен обозначится катастрофами с физическим уничтожением большей части человечества, уничтожением цивилизации - лишь после этого жутковатого катарсиса наступит «новое небо и новая земля»… Действительно, такое заключение будто бы напрашивается само собой, однако вот что любопытно: некоторые моменты (четыре коня, блудница, зверь из бездны) единодушно истолковываются совершенно аллегорически, а иные (огонь с неба, зной, град, язвы) почти в прямом смысле, как то, что должно случиться точно в данном виде. И трудно понять, отчего одни образы воспринимаются как конкретные факты, а другие - как тенденции исторического процесса. Очень уж условный критерий разделения: если описание крайне фантастическое и совсем уж очевидно не прицепляется к какому-либо единичному событию, - его следует считать образно выраженной тенденцией, а если некий реализм присутствует - тут же следуют сравнения и выводы. Достаточно вспомнить, как в дни чернобыльской трагедии только и разговоров было что о звезде Полынь (а у Достоевского в «Идиоте» чиновник Лебедев якобы понимал под той же звездой Полынь сеть железных дорог, расползающихся по Европе, но далее по тексту романа он оговаривается: дескать, он имел в виду не сами железные дороги, а вообще направление развития европейской цивилизации, направление умов, прогресс и восторг перед прогрессом - оговорка знаменательная! Именно перевод символа из разряда фактов в разряд тенденций; то есть Лебедев оказывается мыслителем более критичным и основательным, чем о нем думают). Итак, Откровение не может преследовать сиюминутные цели - такое восприятие его оказывается неизбежно низким, позорящим в первую очередь самого воспринимающего, нельзя и слепо следовать букве текста это порождает предположения недостоверные, нелепые и, как следствие, опровергаемые жизнью. Как быть? Да очень просто. Просто надо твердо знать, что Священное Писание есть прикосновение к вечности, и, читая его, следует решительно оставить всяческую бойкую и суетливую премудрость, неуместную здесь,- равно, впрочем, как и скудоумная зубрежка. И еще: не годится рассматривать какую-либо часть писания в отрыве от других Откровение - завершающая книга Библии, и она в концентрированном виде преподносит то, о чем говорят, в сущности, все предыдущие: не о конце мира, то есть и о нем тоже, но в контексте целостного предания - о метафизическом смысле бытия нашего мира, от падения его из Царства Божия до возвращения. О том, как падший мир проходит долгий путь через мучения, кровь, разочарования, надежды и разлуки - к спасению своему. И чтобы лучше увидать, каков же этот путь, если это трудно понять из одной книги, не будет лишним вдумчиво прочитать и остальные шестьдесят пять. Вдумчиво! - то есть помня и о пределах вечных, и о том, что язык Библии весь метафоричен. И так, читая с самого начала, от слов «...сотворил Бог небо и землю», и здесь же о дереве познания добра и зла, «…что оно вожделенно, потому что дает знание»; и дальше: «...во многой мудрости много печали: и кто умножает познания, умножает скорбь», и еще потом «...мудрость мира сего есть безумие пред Богом», и вплоть до слов о новых небе и земле, где уже не будет смерти,- так вот, когда прочтешь, поймешь, что человеческий путь на Земле есть путь познания, путь скорби, на котором лихая самоуверенность познающего, наивно думающего, что знание - великая несокрушимая сила, покоряющая мир, потом сменяется растерянностью и недоумением - когда он видит, что от знаний мир нисколько не становится добрее, а прогресс вдруг оборачивается такими отвратительными сторонами, о коих до того и догадаться-то было невозможно, когда видит, что ложь и зло тоже охотно впитывают достижения разума, - тогда-то и откроется ему настоящая, действительно не от мира сего мудрость и всей Библии, и Апокалипсиса в частности. Мудрость, негромко и спокойно говорящая о том, что человек идет за счастьем, но находит только миражи, - призраки, дым, пожарища, смертельную усталость. Что, неузнаваемо меняясь по пустякам, мир этот ни за что не меняется в главном. А это главное - вот оно: несмотря на тщету поисков, на то, что истину нам так никогда и не найти, другого пути нет. Если и остановишься сам, не остановить других, забудутся все прошлые потери, и неизведанное повлечет с новою, невиданною силой другие поколения, и новые миры предстанут перед ними, жаждущими знаний, придут, чтоб при ближайшем рассмотрении оказаться столько же скучными и серыми. И так до самого конца тоннеля, а каким уж будет он, конец, об этом только и сказано: «И голоса играющих на гуслях и поющих, и играющих на свирелях и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе». Вот так. Совсем не обязательные для финала мира атрибуты - огонь с неба, и тяжкий мор, и язвы, и опустошение вокруг. Всего этого хватало людям на протяжении всей прежней истории, и нисколько не исключено, что человечество подобные напасти сумеет одолеть - отчего бы и нет? Наука добьется победы над болезнями, откроет неизвестные источники энергии, политический разум создаст эффективное мировое правительство, способное контролировать глобальную ситуацию, не допуская и намека на военные действия… Это, понятно, вольные предположения, но вовсе не такая уж фантастика - вполне возможная картина. А если уж фантазировать как следует, то можно вот какой гипотезой порадовать: что человечество раскроет иные измерения мира, пока скрытые, сумеет выйти в многомерное время, увидеть в одном охвате вселенную, ее прошлое и будущее, свободно перемещаться по различным временам, по мирам, таким, перед которыми окажутся смешными и ничтожными теперешние наши представления о всяких там галактиках, туманностях, квазарах и черных дырах. Человек станет на «ты» со всем мирозданием, станет почти волшебником, переносясь в любую точку в каждом из уровней и измерений… И станет бесконечно, безнадежно одиноким. Ведь всесилие такое - не упоение не счастье уж тем более. А просто ты никому не нужен и никто не нужен тебе. И все когда-то волновавшее, заставлявшее учащенно биться сердца - все это навсегда ушло. И вот ненужная покорная вселенная, опустевшие выветрившиеся души. И самое невыносимое: теперь от власти над миром не избавиться и не вернуться никогда к гармонии, к тем светлым и ясным мгновениям, которым все-таки было место в сердце человека, когда еще он не был столь могуч. Никогда! Поздно. Теперь - только всемогущество. Одиночество размером со вселенную. Что может быть впереди у одиночества и всемогущества? Да ничего, кроме отчаяния, уже последнего, потому что дальше некуда идти. Жить больше незачем. Вот он и есть - конец тоннеля. Куда ни глянь - стена. Мир потерял Бога. И ведь как будто бы и не хотел терять! Ведь большинство людей ничуть не было одержимо гордостью, тщеславием и титаническими мыслями. Только хотели жить немного лучше, чем вчера. Не забывали Бога, нет, ни в коем случае! Вот только мысль о нем была всегда где то позади, всегда мешала суета, но всегда чудилось, что еще немножечко, еще совсем чуть-чуть, один рывок - и цель взята и можно прекратить погоню и тогда то спокойно задуматься о Боге и душе. И всякий раз оказывалось так, что бег все не закончен, что опять приходится чуть-чуть напрячься, рвать, и думать некогда, а снова надо догонять. Никто не делал ничего плохого - просто так устроен мир. Просто задуматься все не было минуты, а когда она пришла, да не одна, а много, сколько угодно минут - выяснилось, что пришли они всего-навсего потому, что стали не нужны теперь думай не думай - швах. Всесилие плюс одиночество - бессилие, но до него должно дойти. И в поражении таком, конечно, есть величие. Это похоже на хамское торжество черни над павшим рыцарем: он недвижим лицо его бесстрастно и бледно, а рукоять меча так и осталась в чуть разжавшейся руке. Нечистый сброд вокруг ликует и глумится но трусливо, снедаем тайным страхом; чует что-то недоступное ему, что, несмотря на человеческое поражение, у него то, у сброда, у него победы нет. Это правда. Обитатель падшего мира, человек подвержен инспирациям зла. Более того, некоторые люди становятся сознательными, прямыми проводниками злой воли, позволяя подлости пожрать их душу; но Человек - именно так, с большой буквы, тот самый, кого так искал бедняга Диоген (вот здесь он не смешон!), - тот самый Человек хранит-таки в себе искорку вечности, пока он ищет истину - пусть ищет невпопад, нескладно, пусть результаты поисков совсем не те, каких он ждал, пусть даже все закончилось так, как закончилось - усталостью, безмолвною, безводною пустыней, - искорка не погаснет никогда. Хитрый змий подбивает Человека вкусить от древа познания, полагая, что это присовокупит вкусившего к злому воинству, что, поняв, какая сила мысли им дана, люди употребят ее на то, чтоб стать как боги, пособляя тем самым и ему, вождю демонов, в его мятеже против Бога. Но Человек, поддавшись искушению, оказывается все же не подвластен злу, не до конца подвластен - он познание свое нацеливает к правде, к искреннему желанию делать добро. И князю мира сего вместе с бесами остается лишь по мере сил искажать чистые человеческие помыслы стремясь загнать человечество в духовный тупик. Как будто нечисти это удалось поиск истины ведет к трагедиям, все победы на этом пути обращаются в пустышки, и в конце пути - одиночество и равнодушие. Душа пуста. Можно ликовать, и вот нечисть ликует... Со страхом, ненавистью и предчувствием позорной гибели. Потому что искорку ей погасить не удалось. Человек честен и тогда, когда перестал слышать стук в свою дверь. Он разучился верить - да. Слишком уж долгий путь времен, разлук и расстояний выбрал он. Но выбрал так уж выбрал, и после того как покинул вечность, путь этот стал единственным - только так, пройдя весь круг надежд и разочарований, обретений и утрат, можно постичь, что это такое: искать истину в мире, отравленном злом. Что бег за истиной как бег за горизонтом - открываешь новые и новые миры, а истины все нет, какой бы близкой ни казалась она, как бы ни звала. Она приходит свыше, но это мало понять отвлеченно, это надо пережить своей последней долей на Земле: что значит быть без веры, без надежды и любви. Когда поверить хочешь, хочешь возвратиться, искренне и горячо, изо всех сил - а сил-то нет. Душа пуста, мир вытоптан, а небо навсегда затянуто недвижной пеленой. Человек, побежденный одиночеством, истину так и не нашедший, - стоит милосердия. Так будет. Разомкнется мгла, и сверху хлынет свет, и будто не было никакой злой дряни - новое небо и новая земля встретят и примут нас. Город славы и светлая река - мы искали только их, но мы были слепцы, мы множили познания и скорбь, плутали, спотыкались и запутались вконец, и рухнули в отчаянии. И будем спасены. Об этом, в общем-то, и нечего гадать. Все сказано. «И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде, и в том, что написано в книге сей».
|
|
© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004Главный редактор: Юрий Андрианов Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru WEB-редактор Вячеслав Румянцев |