УМЕР Вадим Кожинов, загадочный и
обоюдоострый рыцарь русской поэзии. Он был одной
из самых примечательных и вызывающих огонь на
себя фигур российского шестидесятничества
атомного столетия. Истинный и нетерпимый ко
всякому проявлению литературного инакомыслия,
не его, "кожиновского", толкования поэзии, ко
всем следовавшим иной литературной стезей, Вадим
Валерианович безапелляционно вынес за скобки
жанра Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Беллу Ахмадулину и определил
их в "беллетристы"... В глухую пору листопада,
сиречь - застоя, двадцать с лишком лет назад, по
телефонам и в устных беседах путешествовал
знаменитый список Валима Кожинова из шести
поэтов, коих он признавал существовавшими в
России: Алексей Прасолов, Николай
Рубцов, Владимир Соколов, Юрий Кузнецов, Олег
Чухонцев. Последнее место в "шестерке"
заполнялось по принципу движущейся очереди то
Эдуардом Балашовым, то Петром Кошелем - в момент
поэтического пика последнего, пришедшегося на
создание стихотворения "Дверь отворяется -
входит отец...". "Петр, - помнится, пугал я его
на молодогвардейской (издательство!) лестнице, -
говорят, все, на кого положил глаз Вадим
Валерианович, плохо кончают: Прасолов
застрелился, Рубцова задушила подушкой
любовница, Соколов перестал писать и пьет,-у
Кузнецова - головокружение от успехов". В ответ
Кошель сопел... Да что мог он противопоставить,
если самый любимый поэт Вадима Кожинова -
Владимир Соколов при всем дружеском
расположении назвал своего опекуна - "Кровавый
Валерианыч". Недоброжелатели именовали его "критиком Шкуркиным", писали эпиграммы вроде: "По-над ГУМом дождик льется, бьются капли по колоннам. Критик Шкуркин продается на рубли и по талонам". Это неправда: Вадим Кожинов не продавался - ни власти, ни литературным кормушкам. Так, всю жизнь он сохранял верность своему учителю Якову Ефимовичу Эльсбергу, который занимался стукачеством на писателей, даже когда того исключили из Союза писателей. Кожинов любил русскую поэзию - искренне и нежно. Ему, идеологу "тихой поэзии", в эпоху "долматусовской ошани" принадлежит честь возрождения интереса к деполитизированным Тютчеву и Фету. Он был ходячей энциклопедией поэзии России и, помнится, в нашем разговоре о Тютчеве на страницах "Книжного обозрения" выискал у Федора Ивановича такую "антисоветскую" цитату, что главлитовские ефрейторши рвали на себе волосы: а не уберешь - классик! Впрочем, кто-то из его оппонентов, поучаствовавших с ним в дискуссии на страницах "Литгазеты", оповестил читающую публику, что за Кожиновым надо проверять цитаты вплоть до знаков препинания... Вадим Кожинов был душой любой славянофильской (в оппонирующих кругах язвили - "свинофильской") компании, особенно когда брал в руки гитару и пел русские романсы. Его ненавидели за литературный антисемитизм, хотя он, в общем-то, умело уходил от этого клейма бессовестности и давал довольно прочное объяснение своему стабильному недоброжелательству. В ответ оппоненты уличали его в непринципиальности на бытовом уровне: припоминали ему, что оба раза он был женат законным браком на прекрасных представительницах иудейского племени (второй раз - на дочери известного критика Маяковского, мастодонта и гробокопателя отечественной литературы Ермилова). В ответ Вадим Кожинов отшучивался: мол, именно так он борется с не полюбившейся ему национальностью... Когда-то в эпоху консулата некий французский префект заявлял: "Бог создал Бонапарта и ушел отдыхать". Вадима Кожинова русский Бог создал для того, чтобы он стал блюстителем чистоты крови в русской поэзии. Змеем Горынычем ее мнимой, никогда не существовавшей непогрешимости, местоблюстителем "неистового Виссариона"... В последние годы - перестройки и постперестройки! - он ушел из литературной критики, стал покрываться бронзой, сделался "серым кардиналом" журнала "Наш современник", превратился в историка, написал книги о "черной сотне", вопросах исторического бытия России, которые читаются.не менее интересно, чем его жэзээловский "Тютчев"... Когда-то в конце семидесятых в эксклюзивно-зеленом мальчишеском соперничестве "утереть нос" - я вставил в выходившую книжкой поэму "Серебряная изнанка" строки о Вадиме, назвав его "критиком" (помнится, Сан Саныч Иванов написал в те годы лихую пародию на эти взъерошенные строки). В первую же встречу в ЦДЛ Кожинов задал мне в упор вопрос: "Почему вы назвали меня критиком?" - "А кто вы?" - "Я - литературовед!" - "Вадим Валерианович, "литературовед" у меня не влезал в стихотворный размер!.." Автору этой заметки остается послать вослед ушедшему литературоведу последнее "Прости". А свое "Прости" он скажет (или не скажет!?) т а м, где встретится с литературными врагами. Их у него было больше, чем у других российско-советских шестидесятников. И пусть вслед ушедшему неистовому в своей любви к русской поэзии "Кровавому Валерианычу" полетят те далекие стихи, написанные мною в пору, когда он ходил в литературных изгоях и "непонятках" и когда удостоиться его благосклонности. - равно как и ненависти - считалось знаковым признаком присутствия в русской поэзии: ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ ИЗ ПОЭМЫ "СЕРЕБРЯНАЯ ИЗНАНКА"
1978 г. "Субботник" "Новой Газеты" № 4, 3 февраля 2001 г., с. 10 |
Редактор Вячеслав Румянцев 21.04.2001
| Карта сайта | На первую страницу | Указатели |