Владимир Павлов
       > НА ГЛАВНУЮ > СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ > СТАТЬИ 2010 ГОДА >

ссылка на XPOHOC

Владимир Павлов

2010 г.

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Владимир Павлов

Соло о Сологубе Или Три жизни поэта

 

Схема «Жизненный круг Фёдора Сологуба» (составил Владимир Павлов, 2010 г.).

Надо уметь восхищаться
тем, что не любишь.
Гюстав Флобер
 
Познавшим музыку любви,
Познавшим творческие взлёты,
Стихов божественные ноты,
Ты эту оду подари.

Фёдор Сологуб – литературный псевдоним Фёдора Кузьмича Тетерникова (01.03.1863 – 05.12.1927 гг.) поэта, писателя, драматурга, переводчика, публициста, философа, педагога, одного из основоположников, идеологов, теоретиков русского символизма (старшее поколение), виднейшего обитателя «Парнаса Серебряного века».

Обложка романа Фёдора Сологуба «Мелкий бес»,
изданного на прародине романа и прототипов его главных героев.

Жизнь первая

Педагогическая поэма

Я из училища пришёл,
И всю домашнюю работу
Я сделал: сам я вымыл пол,
Как делаю всегда в субботу.

Фёдор Сологуб

После окончания Учительского института в Санкт-Петербурге 19-летний молодой педагог на 10 лет уезжает от суетной и дорогой столичной жизни. Он служит учителем математики в провинциальных городах северо-западной России – в городском училище в Крестцах (Новгородская губерния, 1882-1885 гг.), в городском училище в Великих Луках (Псковская губерния, 1885-1889 гг.), в учительской семинарии г. Вытегра (Олонецкая губерния, 1889-1892 гг.). Всё это время вместе с ним проживала его мать Татьяна Семёновна и большую часть этих лет – сестра Ольга.

Осенью 1892 г. Фёдор Тетерников возвращается в родной город Санкт-Петербург. С 1893 по 1899 гг. он служит в Рождественском училище, а с 1899 по 1907 гг. является учителем-инспектором старейшего среднего образовательного учреждения Санкт-Петербурга – Андреевского городского училища (Васильевский остров, 7-я линия, дом 20, сегодня в этом здании находится детский сад «Андрейка»). По достижению 25-летнего педагогического стажа в 1907 г. Фёдор Сологуб уходит на пенсию (сравните: и сегодня учителя получают заслуженную пенсию после 25-летнего стажа работы).

Учительское служение во все времена требует от педагогов огромных физических и эмоциональных затрат. К сожалению, не всегда в России достойно оценивали и оценивают их служение обществу. Учительская карьера поэта прошла вполне успешно и по возрастающей линии. Об этом свидетельствует его ответственная последняя педагогическая должность, получение двух государственных наград за «отлично-усердную службу и особые труды»– орденов Святого Станислава 3-й степени (указ от 01.01. 1896 г.) и Святой Анны 3-й степени (1901 г.) и тот факт, что он являлся членом Санкт-Петербургского уездного училищного совета.

Фёдор Сологуб оставил сегодняшним исследователям богатый архив (письма, дневниковые записи, стихи, рассказы, романы, статьи в профессиональных изданиях) о жизни учащихся и педагогов российских городских училищ конца XIX века.

Поэт не издал свой учебник по геометрии, но он накопил за этот период столько жизненного материала, приобрёл творческий опыт, которые стали великолепной основой к его взлёту на вершины русской литературы Серебряного века.

 

Жизнь вторая

Творчества качели

Всё ясно только в мире слова,
Вся в слове истина дана,
Всё остальное – бред земного
Бесследно тающего сна.

Фёдор Сологуб

Если педагогическая жизнь Фёдора Сологуба составила 25 лет, то литературная – более 40 лет. Первое  опубликованное его произведение стихотворение «Лисица и ёж» появилось в журнале «Весна» в январе 1884 г. Он оставил после себя богатейшее литературное наследие, которое ещё ждёт своего полного исследования и опубликования. По свидетельству  известного сологубоведа М.М. Павловой (Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН) поэтический архив автора составляют шесть папок с авторизованной машинописью оригинальных стихотворений – более двух с половиной тысяч. Прибавьте сюда более сотни переводов стихов на русский язык других собратьев по перу. Вот воспоминания самого поэта: «Стихов я писал много, 6 декабря 1895 г. в один день 40 стихов, вернее цикл «История девочки в гимназии». А сколько он написал шуточных, альбомных, газетных стихов?

Поэтическое творчество Фёдора Сологуба, лично мне, напоминает катание на качелях:

здесь он написал прекрасное стихотворение, а здесь – посредственное; здесь он показывает русскую провинцию, а здесь – фантастические звёзды; здесь приоткрывает нам жизнь провинциального учителя, а здесь – миры чародея. Поэт летал на качелях творчества между Богом и чёртом, между крайним индивидуализмом и соборностью, между жизнью и смертью, между запретными (эротическими, садическими) темами и патриотизмом, пламенной любовью к России. Он летал, и это прекрасно! Как мы знаем с детских лет, кататься на качелях никогда не скучно, а завораживающе интересно. Наверное, неспроста одно из лучших стихотворений поэта называется «Чёртовы качели».

За период с 1896 по 1927 гг. были изданы 18 оригинальных поэтических сборников, 5 романов, около 10 сборников малой прозы (рассказы, новеллы, сказки, политические сказочки), около 20 пьес для театра. Некоторым из них, дали сценическую жизнь ведущие театральные режиссёры того времени Н.Н. Евреинов и В.Э. Мейерхольд. Увидели свет собрания сочинений Фёдора Сологуба в 12 томах (издательство «Шиповник», 1909-1911 гг.) и в 20 томах (издательство «Сирин», 1913-1914 гг., вышли только 14 томов).  А сколько было написано литературоведческих статей, статей для газет, журналов, альманахов, философских работ, лекций!? Потрясающая творческая плодотворность!

Вершиной творчества поэта явилось, как ни странно, прозаическое произведение – роман «Мелкий бес» (первая публикация в журнале «Вопросы жизни» (№№ 6-11) в 1905 г., отдельное издание в издательстве «Шиповник» в марте 1907 г.).

Роман принёс его создателю всероссийскую и европейскую известность. Соединив своим талантом серую повседневность небольшого провинциального городка (сплетни, пьянство, азартные игры, рутинная служба, бедность  и безнадёга – «дебелая бабища жизнь») с гротеском, фантазмами, легендами, юмором и торжеством любви,  Фёдор Сологуб сотворил один из самых знаменитых и, пожалуй, самый успешный (до революции переиздан 7 раз!) роман Серебряного века.

Самую высокую оценку у современников получил и изданный  в 1908 г. поэтический сборник «Пламенный круг. Стихи. Книга восьмая».

Фёдор Сологуб стоял у истоков русского символизма, как в поэзии, так и в прозе. Романы «Тяжёлые сны» и «Мелкий бес» считаются одними из первых прозаических творений русского символизма. Своё литературное кредо поэт выразил в лекции «Искусство наших дней», которую прочитал во многих крупных городах России, Берлине и Париже (1913 – 1915 гг.), ему он остался верен до конца своих дней.

Поэт всегда бережно, требовательно и творчески относился к слову. Из русской провинции он вынес любовь к местным, народным говорам, отмечал их живую красоту, силу, образность, часто использовал эти слова в своих произведениях («надмевать», «жахаться», «старбень», «лихо», «недотыкомка», «глаз-птица», и др.). Стихи, рассказы, романы Фёдора Сологуба – своеобразные «улыбки слов» (определение Владислава Ходасевича), игра слов, которые перетекают в игру образов и сюжетов. Однажды он предложил даже создать общество каламбуристов, к сожалению, этот проект не состоялся.  Игра и «улыбки слов» всегда занимают центральное место в его произведениях, требуют от читателей внимательной и вдумчивой работы над текстами. Фёдор Сологуб глубоко изучал родной русский язык, языки других народов, применял и развивал в своём творчестве новые приёмы и методы работы со словом. Знаменательным подтверждением этого служат факты использования им анаграмм, гетерограмм, палиндромов и их сочетаний в романах «Творимая легенда», «Мелкий бес», в некоторых рассказах.

Фёдора Сологуба современники называли: «колдун», «ведун», «оракул», «далай-лама из Сапожка», «кирпич в сюртуке», «северный сфинкс». Я бы прибавил к этому списку – виртуоз и новатор русского языка. Он создал свой, несравнимый ни с кем мир образов, героев, использовал оригинальные приёмы, навечно обогатившие русскую литературу. Творения Фёдора Сологуба оказали влияние и на современных ему литераторов и на последующих кудесников слова. Из социальных низов, ценой огромного труда и усилий поэт поднялся и стал энциклопедически образованным человеком своего времени, оказал огромное новаторское влияние на русскую литературу и искусство Серебряного века.

Известный писатель Максим Горький, в симпатиях к Сологубу и символистам не замеченный, так отозвался о них в письме к Леониду Андрееву (1907 г.): «Ты знаешь, что я в этой публике ценю её любовь к слову, уважаю её живой интерес к литературе, признаю за ней серьёзную культурную заслугу – она обогатила язык массой новых словосочетаний, она создала чудесный стих, – и за всё это я не могу не сказать – спасибо, от всей души – спасибо, что, со временем, скажет им история».

Писатель Евгений Замятин (Н. Чужак назвал его однажды «Фёдором Сологубом второго призыва»), близко знавший и уважавший Фёдора Сологуба, сказал о нём такие провидческие слова: «Жёстокое время сотрёт многих, но Сологуб – в русской литературе останется».

Интересно сравнить, как отзываются о творчестве Фёдора Сологуба наши современники:

Сергей Базлов, доктор, преподаватель медицинской академии г. Тверь: «Я начал читать Сологуба («Мелкий бес»). Можно сказать, открыл для себя мощного писателя. И уж очень мне по душе включение в текст диалектных слов и выражений. Ура Сологубу»!

Владимир Монахов, поэт г. Братск: «В последнее время я стал интересоваться им больше. Мистическая история – у мусорки нашёл томик его стихов, подобрал и теперь он у меня на работе. Время от времени читаю, иногда берут сослуживцы и находят в книге волнующие их стихотворения, распечатывают и книгу возвращают. Вот так я, неожиданно сам для себя, открыл Сологуба и другим вернул хорошего поэта».

Не правда ли, как поразительно совпадают мнения людей о творчестве Фёдора Сологуба,  жизнь которых разделяет целый век.

 

Жизнь третья

Легенды о любви

Любви неодолима сила.
Она не ведает преград,
И даже то, что смерть скосила
Любовный воскрешает взгляд.

Фёдор Сологуб  

В жизни поэта были три любимых женщины – мать Татьяна Семёновна, сестра Ольга и жена Анастасия Николаевна Чеботаревская. Им он посвятил многие свои произведения.

Любил Федор Кузьмич своих собратьев по творчеству – поэтов, писателей, художников, философов. Когда он жил на казённой квартире рядом с Андреевским училищем (1899 1907 гг.), по воскресеньям (выходной день учителя!) у Сологуба и его сестры собирались на литературные чтения, беседы видные деятели Серебряного века. Полагаю, что этот период был одним из главных в жизни поэта. Об этом времени вспоминает Н.А. Тэффи:

«Так жил Сологуб в маленькой казённой квартирке, с лампадками, угощая мятными пряниками, румяными булочками, пастилой и медовыми лепёшками, за которыми сестра его ездила куда-то через реку на конке…

Хозяином Сологуб был приветливым, ходил вокруг стола и потчевал гостей.

 –  Вот это яблочко коробовка, а вот там анисовка, а вот то антоновка. А это пастила рябиновая.

В маленьком тёмном его кабинете на простом столе лежали грудой рукописи и смотрело из тёмной рамки женское лицо, красивое и умное, – портрет Зинаиды Гиппиус.

Вечера в казённой квартирке, когда собирались близкие литературные друзья, бывали очень интересны. Там слышали мы «Мелкого беса» и начало «Навьих Чар».

После знакомства поэта с писательницей Анастасией Чеботаревской, которая стала его женой, переезда на новую квартиру, они создали салон, известный всему литературному, творческому Петербургу.

Любил Фёдор Сологуб помогать начинающим поэтам, старался поддержать, всемерно способствовал их развитию.

Парадоксально, но любил поэт и  российскую провинцию, что отражено в его стихотворных и прозаических произведениях. В них, он беспощадно бичевал её пороки, но факт остаётся фактом, действие большинства романов и рассказов творца разворачивается именно в небольших городах.

Мы знаем известный афоризм: «Красота спасёт мир». Фёдор Сологуб предложил свой афоризм: «Творчество и любовь преобразит мир». А.Н. Чеботаревская («Фёдор Сологуб. Биографическая справка») свидетельствует: «Было бы весьма несправедливо охарактеризовать творчество Сологуба в целом как пессимистическое, ибо наряду с указанием несовершенств жизни и социальных отношений («Творимая легенда») поэт постоянно призывает к преображению звериного быта путём Мечты и Подвига».

Наиболее ярко любовь Фёдора Сологуба к творчеству выражена в статье «Поэты – ваятели жизни» и в стихотворении «В альбом»:

Какое б ни было правительство
И что б ни говорил закон,
Твоё мы ведаем властительство,
О светозарный Аполлон!
 
 Пускай мы жизнью закопычены, –
Уносит в вышину Пегас.
Нектары, словно мёды сычены,
В избытке дарит нам Парнас.
 
Что нам житейские волнения
И грохот неумолчных битв?
Мы рождены для вдохновения,
И для стихов, и для молитв.

Великой любовью Фёдора Сологуба была навечно его Родина – Россия. Об этой любви Вы можете прочитать в его произведениях.    

И приснился мне сон…

(вместо эпилога)

Но будет день, – колокола,
Сливаясь в радостном трезвоне,
Нам возвестят: Русь ожила,
Опять в блистающей короне.

Фёдор Сологуб

И приснился мне сон, что держу я  в руках увесистую и огромную «Литературную энциклопедию России». Имя Федора Сологуба я увидел во многих её разделах:

среди поэтов;

среди писателей;

среди сказочников;

среди баснописцев;

среди фантастов;

среди драматургов;

среди переводчиков.

И приснился мне сон, что издана «Энциклопедия сказочных и фантастических героев русской литературы». На её страницах мы обязательно встретим сологубовскую недотыкомку.

И приснился мне сон, что вслед за Великими Луками и Крестцами, памятные доски Фёдору Сологубу появились в Вытегре и в Санкт-Петербурге (на здании Андреевского училища).

И приснился мне сон, что увидело свет академическое издание, включающее в себя все стихи и прозу творца.

И приснился мне сон, что осуществилась мечта поэта Фёдора Сологуба и режиссёра Всеволода Мейерхольда и кто-то из современных талантливых режиссёров снимет фильм по роману «Творимая легенда». В 1916 г. В. Мейерхольд работал над сценарием фильма «Творимая легенда». Революции 1917 г. не дали возможности осуществиться этому замыслу.  

И приснился мне сон, что в Великолукском драматическом театре поставили «Мелкого беса». И театр (о, фантастика!) стал носить имя Фёдора Сологуба.

Говорят, что вещие сны обязательно сбываются.

Владимир Павлов

врач, поэт, краевед

Великие Луки

1997 – 01.09.2010

P. S. 2010 год, впервые объявлен в истории России – годом учителя. В 2010 году отмечаются юбилеи, связанные с жизнью, творчеством поэта и историей Великих Лук:

125-летие со времени начала службы Фёдора Сологуба, тогда ещё никому не известного учителя математики Фёдора Кузьмича Тетерникова в великолукском первом городском училище;

105-летие со времени первой журнальной публикации романа Фёдора Сологуба «Мелкий бес» (1905 г., журнал «Вопросы жизни» №№6 – 11);

125-летие со времени создания в Великих Луках профессионального театра (осень 1885 г. – антрепренёр Металлов).

Знаменательно, что в год учителя, в год этих юбилеев издательство Сергея Маркелова в рамках литературно-краеведческого проекта «Золотые страницы Великих Лук» выпустило (ноябрь 2010 г.) сборник учителя и поэта Фёдора Сологуба, который преподавал и творил в нашем городе. В него включены избранные стихотворения великолукского периода, роман «Мелкий бес», литературоведческие, краеведческие статьи и комментарии.

 

Фотоколлаж Владимира Павлова:
московский поэт и художник Дмитрий Авалиани и его листоверт –
Сологуб // кто Бог (нарисован в Великих Луках в июне 2001 г.) – фото автора.


Далее читайте:

Сологуб Федор Кузьмич (Тетерников) (1863 - 1927), поэт и беллетрист.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС