Заур Маргиев |
|
2009 г. |
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Заур МаргиевБатумская жемчужина
Фото No. 1. Батуми. Озеро Нурие-гель. Хорошо там, где нас нет. Решив поведать об истории всем известного батумского озера, (фото № 1) я первоначально никак не ожидал, что помимо собственно исторической стороны вопроса, мне придется затронуть темы, которые потребуют использовать знания из исторической географии, картографии, геологии и геодезии. Причина, побудившая меня коснуться этих, на первый взгляд не имеющих прямого отношения к рассматриваемому вопросу научных дисциплин проста. Само озеро и территория, на которой расположен г. Батуми, в истории соединены, как звенья одной цепи.
Фото No. 2. Общий вид Батуми. В далеком прошлом, вся Кахаберская равнина, (фото № 2) на которой раскинулся современный Батуми, была покрыта сетью озер. По своему происхождению те озера были морскими лагунами, они то возникали, то исчезали вновь. Своим названием Кахаберская равнина обязана одному из гурийских князей. Дело в том, что в средние века, по свидетельствам различных авторов, правителями батумского края являлись князья Гурии. Эти места были для них любимым местом отдыха и охоты. В районе сегодняшнего батумского аэропорта в 14 – 16 вв. росли девственные буковые и каштановые леса. Местечко Кахабери как и сама деревня, стали называться так после того случая, когда здесь во время охоты был растерзан кабанами князь Кахабер Гуриели. Об этом же писал в своей книге военный историк и журналист А.Френкель, который в 1878 г. вместе с русской армией вошел в Батуми и очень подробно описал свои впечатления. Вот небольшая выдержка из его книги «Очерки Чурук-су[1] и Батума» Тифлис, 1879 г.: «Я посетил, разумеется, верхом почти брошенную теперь деревню Кахабери, которая на карте нашего штаба (прим. З.М. имеется в виду пяти верстовая полевая карта) названа «Кохабети». Кахабери была, когда-то любимым местом пребывания князей Гуриели, которые были древними батумскими сюзеренами. И само место Кахабери названо так потому, что в этом месте, покрытом дремучим лесом, во время охоты был растерзан кабанами князь Гуриели Кахабери. Здесь видны еще остатки замка князя Гуриели». (Прим. Впервые Гурия упоминается в VII веке, а Гуриели с XIII в. Из Гуриелей первым историческим лицом был Кахабери Варданисдзе. Первоначально, с XI в. Варданисдзе были правителями Сванетии. В XIV веке Варданисдзе получили Гурию, а эриставами Сванетии стали князья Геловани.) Но, на мой взгляд, равнину следовало бы назвать «чорохской». Это наиболее точно отразило бы историческую действительность. И вот почему. Равнина, на которой расположен г. Батуми, образовалась дельтовидными отложениями реки Чорох и несколькими впадающими с ним в море небольшими речками. Наносы, состоящие из песка, гальки, ила служат основным материалом, из которого река Чорох образовала Батумскую равнину. Мне не раз проходилось быть свидетелями земляных работ, ведущихся в городе. При этом хорошо было видно, что вынимаемая на поверхность порода грунта состоит из песка и крупно-мелких камней. Эта однородная почва встречается на всей территории города. Каждый раз на земельных срезах остающихся после выемки породы заметно распределение почвы слоями, словно кто-то гигантским ножом слой за слоем равномерно нанес масло на хлеб. (Фото № 3) Намазанные слои этого здоровенного природного «бутерброда» имеют свою направленность в сторону моря. Море же в свою очередь помогает Чороху в его деятельности по строительству нашего общего дома – Батуми.
Фото No. 3. Батумская почва. Видны пласты зеемли с речным песком и камнямии. Каждый раз после проливных дождей мы можем наблюдать, как на синей поверхности моря, на протяжении нескольких километров от дельты реки появляется огромная коричневая полоса – следствие бурной деятельности Чороха. (Фото № 4) Выходя в море, она несет с собой сотни тонн измельченной горной породы. Эта деятельность реки продолжается от столетия к столетию. Сегодня мы видим ту же картину деятельности реки, что и 1500 лет назад, когда ее наблюдал один из анонимных византийских авторов, давая в 550 г. н. э. подробное описание Лазики. Он оставил нам следующее сообщение:
Фото No. 4. Дельта Чороха. Вид с горы султана Селима в Турции. «...На право от Трапезунда виднеются все горы Тцаники, которые потом переходят в подвластную римлянам Армению. На этих тцанских горах берет начало река Боас (прим. З. М. современная река Чорох) и, сбегая по холмистой местности, через густые леса, течет уже у самой границы Лазики и впадает в Понт Эвксинский. Вблизи моря она теряет свое название Боас и получает другое название, по следующей причине: туземцы называют эту реку Акампсис т. е. упорная потому что, впадая в море она с такой силой с таким напором несет и выбрасывает свои бурные потоки, и притом, так далеко в море, что на значительном расстоянии к этой части моря нельзя подплыть. Поэтому плавающие у этой части морского берега не могут переплыть этого сильного течения, если захотят отправиться направо в Лазику, или же, если едут оттуда, должны выйти почти на середину Понта и, таким образом, объехать устье реки[2]»... Но есть еще два фактора, которые существенно повлияли на становление равнины и береговой полосы, в черте которой расположены современные батумские озера. Это береговое течение моря и морская зыбь от господствующего направления ветра передвигающая тяжелые наносы действием прибойных волн, а также донное течение[3], вызываемое морским волнением. Этот «строительный материал» из гальки и песка, а частью и разрушаемого скалистого берега к югу от своего устья, Чорох словно поставщик-снабженец доставляет своему «природному собрату» морю, который часть этого «строй сырья» откладывает в устье реки, а остальную часть под действием морской зыби выбрасывает прибойной волной на берег. Эта естественная «архитектурная» деятельность двух естественных природных сил действует с незапамятных времен. Так постепенно увеличивалась береговая полоса. Этот процесс довольно интенсивно продолжался до недавнего времени. Но этому многовековому симбиозу природы, природы созидания, противостоит другой симбиоз, симбиоз – человека-разрушителя. На сегодня Чорох уже не имеет тех мощных природных ресурсов заложенных в нем изначально. Деятельность человека поставила под угрозу возможность реки нести тот самый «строительный ресурс», благодаря которому и была дана нам природой уникальная возможность увеличения территории, на которой находится г. Батуми. Эта «деятельность» связана с увеличением и расширением дельты реки путем хищнического использования речного песка и гравия для хозяйственных нужд на протяжении десятков лет. Другим немаловажным фактором стал факт возведения плотины на территории Турции. Но турецкая плотина появилась относительно недавно. Процесс же изменения береговой полосы и уничтожения морем прибрежного села Ангиса возле г. Батуми и самого батумского побережья начался еще в конце XIX века. И это не пустые слова. Зависимость увеличения берега моря за счет речных отложений была изучена более века назад. Механизм воздействия сил природы подробно рассмотрен в научной статье, написанной в 1936 г. инженером Д. Свищевским под названием «Разрушение морского берега у г. Батуми, как явление общее для восточного побережья Черного моря». Вот небольшая выдержка из этого исследования:
Карта No. 1. Батуми на карте Манганари. 1834 г. «…Вернемся же к рассмотрению изменений всей дельты за последние 100 лет. Перестройка, которой за 100 лет подвергалась дельта Чороха заключается в том, что в течении этого времени в районе устья реки Меджины-су произошла срезка значительной части берега, имевшего во время составления карты Манганари более выпуклое очертание. (Карта № 1) (Прим. З.М. Карта капитана Манганари была составлена в 1834 г. На ней нанесена береговая линия Батуми того времени, дельта реки Чорохи и необычное изображение батумского озера о котором речь впереди.) Но тогда возникает вопрос, как же до этого образовалась выпуклость в районе Меджины, если особенности режима наносов таковы, что должно происходить не нарастание этой части побережья Чорохской дельты, а его разрушение прибоем? Некоторый свет в этом отношении проливает та же карта Манганари. Эта карта дает интересное указание о том, что река Меджина-су еще недавно являлась правым рукавом Чороха. Это подтверждается и современной картой 1893 – 1894 гг., на которой ясно обозначено старое, высохшее верхнее русло Меджины, соединявшее ее с Чорохом. Об этом так же свидетельствуют следы старого высохшего большого русла и целой сети рукавов у нынешнего устья Меджины сохранившихся до нашего времени. При нынешнем расходе воды Меджина-су, даже в половодье во время ливней все же не переполняет своего русла, имеющего значительную высоту берегов. При таких условиях невозможно было бы перекидывание воды Меджины из одного рукава в другой, и существовавшая ранее у устья сеть рукавов могла образоваться лишь тогда, когда здесь протекала река, подверженная большим паводкам. Об этом говорит и большая ширина старого речного ложа, в котором нынешняя Меджина занимает лишь небольшую часть. Все сказанное подтверждает предположение о нахождении некогда на месте реки Меджины одного из рукавов Чороха выбрасывавшего в море большое количество наносов и обеспечивавшего этим быстрое выдвижение вперед в этом месте дельты Чороха. Росту дельты здесь также способствовала малая глубина моря перед устьем Меджины в противоположность очень большой его глубине перед нынешним устьем Чороха». Другими словами, как только Чорох перестал питать своими водами реку Меджина-су из-за пересыхания одного из его рукавов, сила реки Меджины настолько ослабла, что она перестала нести в своих водах достаточное количества песка и гальки, вызвав тем самым постепенное разрушение берега и затопление его морем. Сегодня этот вопрос особенно остро встал перед жителями деревни Ангиса возле Батуми. Как видно из этого «исторического моделирования» можно наверняка сказать, что наши сегодняшние проблемы экологического характера исходят от нас самих. Нарушая природный баланс, мы тем самым доставляем себе массу «экономических удовольствий» предлагая различные многомиллионные проекты для исправления собственной близорукости.
Фото No. 5. Слияние Чорохи и Аджарисцкали. Как вы теперь уяснили, река Чорох на протяжении столетий своей деятельностью увеличивала морской берег, изменяя топографию края и свое собственное русло. Существует гипотеза геологического характера о том, что в древности море покрывало всю Кахаберскую равнину. Его берега достигали подножья Кахаберских возвышенностей, а в более древние времена море достигало гор невдалеке от места слияния рек Аджарисцкали и Чорохи. (Фото № 5) Под воздействием наносов, которые несут воды Чороха, образовывались косы, постепенно замыкающиеся с берегом и образующие озера.
Карта No. 2. Малое озеро. Фрагмент карты. Сегодняшние батумские озера – прямой продукт деятельности Чороха. На одной из карт города датированной 1887 г. показано небольшое синее пятно с пояснительной надписью «Малое озеро». (Карта № 2) Сегодня вы его уже не найдете. Еще в XIX в. оно превратилось в болото и его засыпали землей, на которой был построен католический собор. (Фото № 6)
Фото No. 6. Батуми. Католический собор. Сегодня собор - православная церковь. А ведь было время, когда это озеро так же было морской лагуной, точно такой же какими сегодня являются небольшие прибрежные озера в конце ул. Горького в районе города известном под названием «Ардаганка».[4] Подобное превращение может произойти и с батумской бухтой, на которой расположен порт. На это указывал полковник генерального штаба русской армии В. Я. Лисовский. В своей книге «Чорохский край. Военно-статистический сборник». Тифлис, 1887 г. он писал: «... с одной стороны мысу Буруну суждено все более увеличиваться, все более и более выдвигаться в море... лежащая против него мель должна постепенно приближаться к нему в западном направлении. Если поэтому не предупредить вредной работы Чороха и двух горных речек (прим. З.М. Имеются в виду речки Барцхана и Королис-цкали. Но есть и более мелкие речки среди них Сари-су и Скуркуба) наступит, быть может, время, когда мыс и мель встретятся и тогда бухта превратиться сначала в озеро, а затем в болото. (Карта № 3) С учетом этого и был построен более века назад Бурун-табийский мол. Он сдерживал засорение бухты и одновременно способствовал увеличению береговой полосы.
Карта No. 3. Реки Чорохской дельты и Кахаберской равнины copy. Вся равнина, на которой находиться теперь основная часть Батуми, между линией от озера Нурие-гель и церковью возле старого вокзала по ул. Чавчавадзе с одной стороны и берегом открытого моря и берегом портовой бухты с другой стороны, в древности, по всей видимости, отсутствовала и образовалась в новейшее время. Расположенные в этой части города озера создавались под воздействием наносов надвигающихся слева, со стороны Чороха и слагавшихся в косы, которые постепенно замыкались с берегом, образуя морские лагуны, а потом и озера. Задние берега этих озер служат отпечатком прежнего направления берега моря в том месте и дают лишний раз подтверждение того, что рассматриваемая часть равнины быстро нарастала путем отложения наносов на указанной части городской территории». Подобное строение батумской почвы порождает другую загадку – существование подземных коммуникаций города. Но это, тема отдельного исследования. А мы возвращаемся к нашим берегам. Трудно представить, что озеро в городском парке когда-то было морским заливом, небольшой лагуной, куда вполне могли причаливать суда.
Карта No. 4. Батум. 1898 г. Фрагмент карты. Сегодня водоем питается искусственными сточными водами от многочисленных канав стекающих с подножья окрестных гор. Но было время, когда в озеро впадала небольшая речка Ангиса. Она и сегодня протекает под городскими улицами. На этой речке стоял небольшой каменный мост на том месте, где сегодня пересекаются улицы Грибоедова и Чавчавадзе. (Карта № 4) Моста здесь уже нет, но своим присутствием речка недавно напомнила о себе многочисленными провалами дороги напротив республиканской больницы, после чего и началась реконструкция центральной городской канализационной магистрали. (Фото № 7, 8) Один из ее рукавов впадает в озеро, невдалеке от бывших ардаганских казарм. (Фото № 9, 10)
Фото No.7. Ул. Чавчавадзе.
Фото No. 8. Батуми.
Фото No. 9. Озеро в Ардаганке.
Фото No. 10. Вода вытекающая из озера. Военная батарея охраняла подступы к городу с моря. (Фото № 11, 12) Построена в 1884 г. Ее строителем был уроженец Тифлиса, военный инженер штабс-капитан Р. И. Кондратенко, впоследствии генерал-лейтенант и герой русско-японской войны, погибший в 1904 г. во время обороны Порт-Артура. (Фото № 13) В начале октября 2009 г. укрепление было демонтировано. (Фото № 15)
Фото No. 11. Здесь стояло орудие для защиты Батуми с моря.
Фото No. 12. На этой основе стояла пушка.
Фото No. 13. Р. И. Кондратенко, герой Порт Артура.
Фото No. 14. Генерал-майор К. В. Комаров.
Фото No. 15. Демонтаж ардаганского укрепления. Местный старожил Виктор Хунцария рассказал мне, что когда-то у самой кромки дороги, проходящей у подножия насыпи на которой стояла батарея, из-под земли били холодные родниковые ключи. Вода была чистой и вкусной. (Фото № 16)
Фото No. 16. Рассказывает В. Хунцария.
Фото No. 17. Надо мной полтора метра бетона, а внизу колодец с водой.
Фото No. 18. Лабиринты батареи.
Фото No. 19. Колодец свежей питьевой воды.
Фото No. 20. Речка Ангиса впадающая в море из ардаганского озера. Сама батарея – это полтора метра бетона над головой и лабиринты казематов. (Фото № 17, 18) Несколько лет назад я нашел здесь клетки, на которых хранились боевые артиллерийские снаряды. Ее стены со времен постройки не видели солнечного света. До сих пор колодец этой старой артиллерийской батареи заполнен свежей родниковой водой. (Фото № 19) Присутствие воды, пожалуй, единственное, что связывает это мрачное место с внешним миром. Ее наличие лишний раз подтверждает близость реки. (Фото № 20)
Карта No. 5. Речка Ангиса и два озера. Таможня на дороге. 1880 г. Судя по старой карте 1880 г., (карта № 5) другой рукав реки Ангисы впадал в одно из сегодняшних озер в городском парке. (Фото № 21)
Фото No. 21. Здесь видны два озера отделенные узкой полосой земли.
Фото No. 22. Второе озеро. Сираз. За стеной отделяющей океанариум от посторонних расположено второе озеро – Сираз. В былые времена в Батуми протекала речка под таким же названием. По всей видимости, со временем из-за воздействия морского прибоя и реки Чорох она видоизменилась и постепенно превратилась в озеро. На эту мысль наводит карта 1834 г., составленная капитаном Манганари. (Карта № 1) На ней видна небольшая речка, вытекающая из озера. А эта карта более позднего периода. На ней обозначена уже не речка Сираз, а озеро с тем же названием, (карта № 6) известное сегодня как второе озеро в парке. (Фото № 22) Озера связывал естественный канал.
Карта No. 6. Фрагмент карты Батуми 1878 г. Озеро Гёль-Баши в переводе с турецкого означает «главное, основное озеро». Позднее оно назвалось Нурие-гель. Свое второе название озеро получило, поглотив в своих водах ребенка по имени Нури. В переводе с турецкого – «Нури вернись». Трагедия, разыгравшаяся на этих берегах, увековечила имя мальчика нашедшего здесь вечный покой. Но было у озера еще одно название, сегодня почти забытое. В 1879 г. озеро было сдано в аренду для ловли якобы найденного на его берегах жемчуга. Заветных камней так и не нашли, а озеро получило еще одно название – «Жемчужное». На исторический факт сдачи озера в аренду для лова жемчужных устриц указывают не только различные архивные документы. Сегодня это подтверждается рассказом очевидца. Мне довелось познакомиться с одним из жителей нашего города. Он ихтиолог. Всю жизнь проработал в батумском океанографическом институте. По его рассказу в 1959 г. когда он только приехал в Батуми, ему не раз приходилось своими руками вылавливать из второго озера жемчужные устрицы. В самих моллюсках жемчуга не оказывалось.
Карта No. 7. План озера Нурие-гель с показанием соединения его каналом с морем. В конце XIX века водоем даже хотели превратить в мелкую каботажную гавань, углубив и соединив его с морем, небольшим каналом. Экспериментальный канал прорыли в месте расположенном в районе бывшего пансионата «Батуми». (Карта № 7) В те годы, здесь была самая узкая береговая полоса, связывающая озеро с морем. Канал проводило военно-морское ведомство. Планировалось заводить в озеро небольшие миноносные суда мелкого тоннажа. Но из этой затеи ничего не вышло. Морской прибой постоянно засорял канал. Собирая сведения для документального фильма, снятого по материалам этой работы для меня представляла интерес любая информация так или иначе связанная с историей озера и прилегающих к нему земель. В этой связи любопытна заметка, помещенная в газете «Черноморский вестник» за 1906 г.: «…6 января в день Богоявления господня назначается церковный парад войскам батумского гарнизона. Водоосвящение будет совершено на озере Нурие-гель на площадке, устроенной на берегу озера в городском саду. При погружении Святого креста в воду, произвести салют из пушек, установив их на берегу озера».
Фото No. 23. А эта фотография у многих вызовет живой интерес. (Фото № 23) Для меня она также стала неожиданностью. Кем, где и когда построена эта церковь? Эти вопросы привели меня в городской архив. Но и здесь я нашел не многое. Лишь небольшую выписку в деле под номером 309. «Городская дума разрешила совету Батумского евангелистско-лютеранского прихода отвести земли на юго-западном углу Александровского сада, на пересечении Воронцовской и Островской улиц для постройки церкви». Вот вроде бы и все. Но другой документ, постановление той же городской думы, но более позднего постановления внес сомнения. В нем для церкви отводилось совершенно другое место в районе Ангисы. Но и это не все. В одном из справочников г. Батуми за 1902 г. указан адрес лютеранского молитвенного дома по Комаровской улице в доме некоего Фефелова. В другом справочнике указано другое расположение, уже по Владикавказской улице (сегодня ул. Тельмана). Эту ситуацию можно объяснить отсутствием у членов этого прихода постоянного здания для богослужения и их вынужденная смена адресов прямо указывает на это.
Фото No. 24.
Фото No. 25.
Фото No. 26. А как же указанное фото? Либо надпись на нем ошибка типографии, либо... Либо это то самое место в парке, где возле детской площадки с горкой и качелями (фото № 24) стоял не большой каменный павильон, в котором продавались фруктовые соки, мороженное и пирожки. Прикроем часть фотографии и что мы увидим? (Фото № 25) Похожее строение стояло на этом самом месте еще, каких то пять-десять лет назад. (Фото № 26) Недавно мне попалось фото, на котором похожая церковь стоит на берегу озера в Гаграх. По всей видимости, надпись на батумской фотографии неверна.
Фото No. 27. Парашютная вышка на озере. Парашютная вышка. Ее наличие не вызывает никаких сомнений. Перед войной в каждом городе Союза имелся подобный аттракцион. (Фото № 27)
Фото No 28. Маяк в озере. Вышка стояла невдалеке от маяка на озере. (Фото № 28) Позднее маяк находился уже на берегу, т. к. островок на котором он стоял, соединился с берегом. Напротив нее, через озеро находились торговые нурийские ряды и ночлежный приют для бездомных. Может именно его постояльцы, послужили прототипами героев в горьковской пьесе «На дне». За 5 копеек в приюте выдавался ночлег, кружка чаю, пол фунта белого хлеба и 2 куска сахара. Возле ночлежки стояли жилые дома надзирателей батумской тюрьмы. О самой тюрьме я расскажу в другой работе. А сейчас о самом живом отголоске тех лет. Зоопарк. Животные в клетках. Казалось бы, что мы тут не видели? Мишки прутья грызут, им до нас дела нет. Гусь уставился: – «Ходют тут всякие». – «Подайте барсуку на пропитание». – «Ой, глянь-ка кум, что это за рожа там за решеткой? Какая я загадочная. Чево уставился. Мартышку не видел. Поди, в зеркало глянь. Приходят словно в театр, как говорила моя прабабка». Да, если бы друзья наши меньшие на самом деле смогли заговорить, то мы бы услышали, что в 1898 г. в Батуми было основано общество покровительства животным. При нем действовал оборудованный в здании манежа, народный театр. Здание театра располагалось на углу сегодняшних улиц Горького и Махарадзе на месте жилого многоэтажного дома. Позднее все здание манежа было сдано под ветеринарный лазарет квартировавшемуся в Батуми Лабинскому казачьему полку. Спектакли проводились на русском, грузинском и армянском языках. Здание на 600 мест не вмещало всех желающих. Привлекая внушительную аудиторию, театр помогал обществу покровительства животным в решении многих проблем. Многие известные батумцы, политики, члены царской фамилии, купцы, промышленники, врачи, международные организации почитали за честь являться членами общества, внося пожертвования на го содержание. Да, хорошо там, где нас нет, в прошлом нас уже нет...
Фото No 29. А каким было прошлое самого парка. Кто из исторических лиц ходим по этим аллеям. (Фото № 29, 30) Кто был первый европеец, построивший в Батуми свой дом и разбивший сад? Об этом в следующей части нашего повествования.
Фото No 30. Батумский парк сегодня. На основе данной публикации автором снят одноименный документальный фильм. Примечания [1] Чурук-су название современного города Кобулети во времена Османской Империи. В переводе с турецкого – «гнилая вода». Грузинское название «Кобули» – загон для овец. См. книгу «Батум во времена Османской империи. Автор Заур Маргиев. [2] К. Ганн. Известия древних греческих и римских писателей о Кавказе. Часть II. Византийские писатели. Лазика и Иберия. Тифлис. 1890. [3] Впервые направление течения вод Черного моря открыл и описал адмирал Макаров. [4] Свое название, район города «Ардаганка», получил от имени ардаганского отряда воевавшего в русско-турецкую войну в г. Ардаган, а позднее расквартированного за пределами Батуми. Позднее, на месте нахождения отряда были построены укрепленные валы, на которых стояла береговая артиллерия, защищавшая подступы к Батуми с моря. Начальником ардаганского отряда был генерал-майор К. В. Комаров, он же первый губернатор Батумской области. (Фото № 14) Статья для публикации в ХРОНОСе предоставлена автором. Далее читайте:Заур Маргиев (авторская страница). Аджария (исторический экскурс). Аджарцы, аджарели, грузины, проживавшие в бывшей Аджарской АССР. Говорят на грузинском языке. Во время турецкого владычества (2-я пол. 16 в.- 1878) вынуждены были принять ислам (до этого исповедовали христианство). Несмотря на политику насильственного отуречивания, аджарцы сохранили национальное самосознание, родной язык, самобытные формы культуры и быта. (Большая Советская энциклопедия). Исторические флаги Абхазии (иллюстрации с описанием). Грузия (краткая историческая справка). Маргиев Заур. Батумские негры. Белые пятна в истории Батуми. 28.10.2009
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |